реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Типы и формы государства

обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой

народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с

факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить

основой для социологической типизации государства.

Итак, собственно теоретическая типизация государства включает в себя

политологическую, естественно-историческую и социологическую типизацию

государства.

Отправным пунктом политологической типологии является разграничение

непосредственных и абстрактных политических типов государства. К категории

непосредственных политических типов относятся три типа государства:

непосредственная монархия, непосредственная демократия и непосредственная

аристократия. Обращает на себя внимание многозначность употребляемых в

научной литературе понятий - монархия, демократия и аристократия, что,

конечно, не случайно. Ведь монархия, демократия и аристократия - это и

особые формы государства, и элементы любой формы государства, понимаемой

как организация и устройство государственной власти. Вместе с тем монархия,

демократия и аристократия - это и особые типы государства, а именно,

непосредственные политические типы государства, поскольку каждый из этих

типов государства характеризуется спецификой единства политической власти с

собственностью (общинной и частной).

Всякая политическая власть в собственном смысле слова основывается на

территории и частной собственности. Специфика непосредственных типов

государства состоит в том, что политическая власть и частная собственность

в этих государствах отчуждены от общества - общины путем перенесения их

(т.е. политической власти и частной собственности) на объединяющее

политическое начало, представленное либо одним лицом (непосредственная

монархия), либо всеми свободными гражданами городской общины

(непосредственная демократия), либо несколькими земельными частными

собственниками (непосредственная аристократия).

Указанные непосредственные политические типы государства представляют

собой одностороннее развитие одной из одноименных форм государства в

определенные периоды всемирной истории. Непосредственные политические типы

государства являются предельным случаем развития соответствующих форм

государства, когда они приобретают качество формы, адекватной своему типу.

Можно выразиться иначе: тип государства - это классическое выражение формы

государства в определенный период всемирной истории. Например, демократия

как форма государства, отличная от других его форм (монархических и

аристократических), существовала в любую историческую эпоху и в различных

странах, но в качестве непосредственного типа государства она проявилась

только в рабовладельческую эпоху в Греции и Риме.

Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии

государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с понятием

культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени

развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию

варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.

Наиболее плодотворным, на мой взгляд, является определение

цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи

варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде

"цивилизованного варварства".

Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается

совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности

культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности

взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными

(идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими

факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные

характеристики государства, на его структурные особенности и функции.

Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют

уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы.

На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты

цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства

аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Культурные особенности государства зависят в значительной степени и

от господствующей в стране религии, а более широко - от сложившейся

официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую

разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной

литературе постоянно подчеркивается различие между государствами

христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы "доказать"

культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее

варианте перед прочими государствами. Культурное своеобразие

цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и

географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими

терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д.

цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как

государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке

как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в

сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века

произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией

и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая

характеризуется господством в экономике и политике монополистического

капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел

мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны

образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны,

начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-

технической революции. Развертывание НТР сопровождается

интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом

взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.

Вследствие этого возрастает значение международных организаций,

увеличивается их число, повышается роль международного права, оно

демократизируется.

Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других

связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их

сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США,

страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют

различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях

универсального и глобального закабаления народов всего остального мира.

Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и

значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его

"партнеров" мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим

(тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю

другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей,

выносящим "приговоры" народам и государствам, нарушающим установленный ими

новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху

понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую

категорию передовых демократических национальных и многонациональных

государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим

государствам.

В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает

определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях

государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена

неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства

с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов

государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а

гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный

собственной воли. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие

государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную,

так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с

обществом в условиях современного капиталистического товарного производства

выражается в усилении независимости общества от государства; она находит

свое проявление в либеральных правовых государствах.

Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно

состоит из различных научных оснований , которые позволяют выделить

наиболее общие свойства и черты , характерный для той или иной исторической

группы государств и правовых систем.

Типология государства тесно связана с понятием формы государства.

2. Формы государства

2. Понятие и виды форм государственного правления

Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в

себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму

государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления представляет собой структуру высших органов

государственной власти , порядок их образования и распределения компетенции

между ними .

Форма государственного правления позволяет уяснить :

- Как создаются высшие органы власти и каково их строение;

- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими

государственными органами ;

- Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и

населением страны;

- В какой мере организация высших органов государства позволяет

обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с самыми разными

формами организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире ,

попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как

правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он

выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию –

положив в основу классификации способы образования органов государства , их

соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего

теория государства и права два основных устройства государственной власти ,

которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и

республику.

Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма

правления .

Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых

захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или

соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела в той

достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества

, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в

итоге нелитической революции.

В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на

жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и

понятной.

Монарх назначал чиновника по управлению регионами или функциональными

службами , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ .

Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную

форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и

другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы связанные с

организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками

( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие

культовые служители.

Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки.

Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней

политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по

самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей

полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в

государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным

ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на

судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и

может распространятся на различные сферы государственной деятельности.

Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической

и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки

злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в

общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта

. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только

государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей

эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и

период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы

республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют

консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все

основные функции сосредотачиваются в руках императора.

В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (

доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление

государством – полностью в руках императора , который назначает

исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи

административно – судебного и военного аппарата.

Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три

периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и

абсолютной монархии .

Конституционная монархия представляет такую форму правления , при

которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой

парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы

и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .

Парламентная монархия характеризуется основными свойствами :

- Правительство формируется из представителей определенной партии ,

получивших большинство на выборах;

- Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится

главой государства ;

- В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует , она является символической ;

- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются

монархом ;

- Правительство согласно конституции несет ответственность перед

парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный

характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством ,

формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала

в кайзеровской Германии.

Республика – такая форма правления , при которой верховная

государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым

населением на определенный срок.

Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания ,

советы имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им

свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или

ненадлежащее исполнение согласно закону.

Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями

и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой

государственной власти.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все ветви единой

государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е.

организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в

соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует

подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские

органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую

государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например

: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты

законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая

нарушение законов .

Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем

фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против

произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в

абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной

революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму

демократии.

Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль

играет и власть главы государства , президента . Эта самостоятельность ,

вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта

власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом

и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте

специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.)

содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства ,

гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной

инициативе.

Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования

органов власти . Республика – это такая форма правления , при которой все

высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются

общенациональным представительным учреждением . История государственно –

организованного общества , его народов знает несколько основных

разновидностей республиканского правления.

Афинская демократическая республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее

особенности и значительный демократизм обусловливались социальной

структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием

коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось

эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции .

Система государственных органов состояла из народного собрания , совета

пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего

судебного и политического органа ).

Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание

которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе

принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной

функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась

разнообразная административная и судебная деятельность .

Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими

сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными

делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.

Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он

формировался из представителей территориальных подразделений и руководил

повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно

влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения

народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и

должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и

бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462

г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в

судебный орган.

Спартанская аристократическая республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта

, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов

, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.

Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она

ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в

военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.

Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) .

Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из

представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть

осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных

аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех

государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они

рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы

внешней политики , осуществляли набор войска.

Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной

властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо

уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались

народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти

(центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената

являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица

республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен

шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он

распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира ,

назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а

позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от

злоупотребления властей.

Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала

большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран

более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения

римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой

институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют

систему права на две части : право частное и право публичное .

Города – республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с

феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате

укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми

признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы

, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (

сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан

для военной службы.

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция , Венеция ,

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.