реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сущность, содержание и форма права

Сущность, содержание и форма права

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”..

ТЕМА ”Сущность, содержание и форма права.”

ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1 ГРУППА.

СЛУШАТЕЛЬ Петров И.И.

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА №22

АДРЕС: 420037, г. Казань, ул. Гвардейская 3-27

Казань 2000 г.

Введение. 3

Сущность и содержание права 6

Происхождение права, основные пути его формирования 6

Признаки права, определение его понятия 7

Форма права: понятие и виды 13

Источники права 17

Внутренняя форма права. система права, ее элементы 18

Система права российской федерации 22

Заключение 27

Список используемой литературы 28

“ Jus est ars boni et aegui” - “Право есть

искусство добра и справедливости”.

(Римское

изречение).

“Право есть ничто без аппарата, способного

принуждать к соблюдению права.”

(В.И. Ленин.)

Введение.

Право, как и государство, является продуктом развития общества на

определенном этапе развития. Право развивается вместе с государством,

находясь с ним в тесной взаимосвязи.

Соотношение государства и права

| | | |

|Нормы права не могут возникнуть, | |Государство гарантирует реализацию |

|развиваться и функционировать без | |правовых норм, охраняет право от |

|государства, поскольку государство| |нарушений. Именно государственная |

|является тем политическим | |охрана, возможность государственного|

|механизмом, который формирует | |принуждения, стоящие за правом, и |

|право в виде общеобязательных | |отличают правовые нормы от других |

|правил поведения, то есть | |социальных норм, действующих в |

|юридических норм | |обществе. |

| | | |

|Нормы права являются результатом | | |

|правотворческой деятельности | | |

|государства в лице его | | |

|определенных компетентных органов | | |

|(парламента, правительства и т.п.)| | |

| | | |

|Таким образом, юридические нормы | | |

|становятся общеобязательными в | | |

|силу того, что они устанавливаются| | |

|(либо санкционируются | | |

|государством). | | |

Не только право зависит от государства, но и государство зависит от

права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.

В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность

государственного аппарата.

Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его

основные направления и принципы деятельности, полномочия

государственных органов.

Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений

должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима

законности в обществе, исключающего произвол государства.[1]

Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе

как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи,

моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй

план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.

Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе

нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества,

зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных

факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о

праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

. право есть социальное явление, без которого невозможно

существование цивилизованного общества;

. право в нормативной форме должно отражать требования

общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в

целом, а не отдельным его классам или социальным группам,

учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как

первоосновы общества;

. право частной собственности является основой всех прав человека;

. право есть мера поведения, установленная и охраняемая

государством.

Одной из фундаментальных задач науки является познание природы

права, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание.

Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить

полноценное представление о праве.

Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны

естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая,

нормативистская, социологическая, позитивистская, и некоторые другие

доктрины права. Они существенно отличаются друг от друга. Если для

одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление

(Цицерон, Локк), то для другой - выражение исторически складывающегося

духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей - защищенный государством

интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвертой - империативное переживание

людей (Петражицкий, Мэрилла), для пятой -внешний регулятор социальной

жизни (Штаммлер, Кельзон), для шестой - система правоотношений,

поведения людей (Эрлих, Шершеневич) и т.д. При всех различиях многие из

таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы

права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали

рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве.

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением

права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду,

как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без

чьего либо вмешательства (права на труд, на отдых и т.д.).

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно

представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из

утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в

какой для природы характерна необходимость.

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно

базируется на определении права в качестве совокупности правил

поведения (право в объективном смысле, исходящих от государства или

поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических

дел.

Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и

обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости,

регулирующих борьбу и согласование свобод воль в их взаимоотношении

друг с другом.

Сущность и содержание права

Происхождение права, основные пути его формирования

Правила поведения (социальные нормы),

действовавшие в родовой общине племени

| | | |

|Нормы обычаев, | |Многие из обычаев |

|регулировавшие труд, | |являлись одновременно |

|охоту, рыбную ловлю, | |и нормами морали, |

|быт, | |религии, |

|семейные отношения | |регулировали |

| | |отправление обрядов |

Особенности норм поведения родовой общины

| | | |

|Выражали интересы | |Их исполнение |

|всех членов рода. | |обеспечивалось привычкой, |

|У членов рода не было | |естественной потребностью |

|разграничения прав | |соблюдать |

|и обязанностей | |укоренившиеся правила, |

| | |а также при |

| | |необходимости |

| | |общественным мнением |

| | |общины |

Пути возникновения права в процессе перехода

от первобытнообщинного строя

к государственной организации общества

| | | | | |

|Санкционирование | |Юридический | | |

|государственных норм | |прецедент | | |

|первобытных | |(судебное или | |Издание |

|обычаев | |административное | |государством |

|и превращение | |решение | |новых нормативных |

|их в нормы | |по конкретным | |актов, |

|права (обычаи), | |делам), которому | |содержащих нормы |

|которые | |государство придает | |права |

|уже стали | |юридически | | |

|охраняться | |обязательную силу | | |

|от нарушений | |для | | |

|государством | |аналогичных дел | | |

| | | | | |

Признаки права, определение его понятия

| | | |

| | |выражают |

| | |волю и интересы |

|Исходят от государства | |определенных слоев |

| | |населения |

| | |либо |

| | |большинство общества |

ПРАВО

система норм,

правил поведения,

которые

| | | |

|сформулированы | |охраняются от нарушений |

|в специальных | |не только силой |

|государственных | |общественного мнения, |

|документах - | |но и мерой государственного |

|нормативных актах | |принуждения |

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ

Теория естественного права Историческая

школа права

(Локк, Руссо, Монтескье, Радищев) (Гуго, Савиньи,

Пухта)

| | | |

|Кроме позитивного права, которое | |Право - выражение духа народа, |

|создается государством, существуют | |народного правового убеждения, |

|стоящие над ним естественные | |формирующегося подобно языку, |

|неотъемлемые права, принадлежащие | |постепенно, независимо от |

|человеку | |государства. Законодатель не может|

|от рождения | |творить нормы по своему |

|(право на жизнь, свободное | |усмотрению, а вправе лишь |

|развитие, труд | |фиксировать то, что сложилось в |

|и т.п.) | |виде норм |

Реалистическая школа права Социологическая

теория права

(Иеринг)

(Эрлих, Муромцев, Паунд)

| | | |

|Право есть защищенный | |Право - система правоотношений, |

|государством интерес, оно ничто без| |реальное поведение людей, |

| | |регулируемое правом |

|государственной | | |

|власти | | |

Теория солидаризма Нормативистская

теория

(Дюги)

(Кельзен, Штаммер)

| | | |

|Объективное право составляют | |Право - иерархия норм, |

|правила социальной солидарности, | |нормативный регулятор общественных|

|которым подчинено государство и | |отношений; |

|граждане | |оно немыслимо без государства, |

| | |а государство немыслимо без права |

Психологическая теория права Материалистическая

(классовая)

(Мэрилл, Петражицкий) теория права

(Маркс, Ленин)

| | | |

|Существует подлинное право, | |Право есть возведенная в закон |

|которое представляет собой | |воля господствующего класса, |

|психологические переживания | |содержание которой определяется |

|людей об их правах и обязанностях, | |материальными условиями |

| | |жизни общества |

|и официальное | | |

|право - совокупность норм | | |

2. Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни

складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука

определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву

качество государственного регулятора общественных отношений:

а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения

общего характера,

б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от

государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной

силой.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно

рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С

течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право -

это политическая справедливость, для средневековых ученых -

божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо - общая воля, Р.Иеринга -

защищенный интерес, Л.Петражицкого - императивно - атрибутивные эмоции,

для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ

государства и т.д.

Многозначность определений права, не утихающие споры о его существе

привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что

сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта,

который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский

теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: “Юристы никогда не найдут

определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что

такое природа вообще”.

Действительно, мы уже убедились, что проблема право понимания в

достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые

разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы

проявления в зависимости от характера экономического развития общества,

его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право

напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно

непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков

человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и

способы удовлетворения различных потребностей как отдельными

индивидами, так и общностями людей.

Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключается его

сущность? Известно, что сущность любого предмета, явления философия

считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и

отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих

самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета,

явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая

качественная основа права, которая отражает его истинную природу и

назначение в обществе.

Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его

связь с социальной структурой и материальными производственными

отношениями, социально - культурными условиями, приоритетами и

ценностями человеческой личности, и видится в «обеспечении» или

«разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в

«установлении» определенного порядка общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта:

1. то, что любое право - есть прежде всего регулятор (формальная

сторона),

1. то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная

сторона).

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

- классовый, в рамках которого право определяется как система

гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в

закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь

право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным

образом интересов господствующего класса),

- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как

выражение компромисса между классами, группами, различными социальными

слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как

средство закрепления и реального обеспечения прав человека и

гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и

национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках

которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы

будут доминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и

нормативных договорах.

Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и

обще социальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от

исторических условий на первый план может выходить любое из

вышеперечисленных начал.[2]

В отечественной юридической литературе сущность и содержательные

свойства права часто не различались. Кроме того, до недавнего времени

считалось бесспорным, что право в диалектико-материалистическом

понимании есть возведенная в закон воля господствующего класса, что

экономически господствующий класс, помимо конституирования государства,

придает своей общей воле, обусловленной данным способом производства и

формой общения, всеобщее выражение в виде государственной воли, что

внешнее выражение этой воли, преобразованной уже в государственную, и

есть закон, право. Этот марксистский постулат, являясь логическим

продолжением одностороннего и, следовательно, искаженного понимания

происхождения, природы и назначения государства, превращал право в

средство классового господства, в инструмент навязывания своей воли

одним классом другим.

Сущность любого права заключается в тех его внутренних

закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых

раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия,

закономерностей существования права, функционирования и развития.

Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и

неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых

явлениях, относящихся как к содержанию, внутренней субстанции права,

так и его функционированию. Эти свойства находятся в органическом

единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на

обособленные части.

Таковыми служат свойства права, показывающие:

а) какими объективными историческими факторами обусловлены право,

его содержание и действие,

б) чью организованную волю они выражают,

в) кем такая воля официально формируется,

г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.

Не разрывность цепи этих свойств права объективно переопределена

самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на

определенном этапе развития человеческого общества вместе с

государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение

к прежним правилам общежития первобытно - общинного строя потребовалось

создание новых - общеобязательных и обеспеченных государством - норм.

Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.