![]() |
|
|
Сущность, содержание и форма праваСущность, содержание и форма праваМИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ “ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”.. ТЕМА ”Сущность, содержание и форма права.” ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1 ГРУППА. СЛУШАТЕЛЬ Петров И.И. ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА №22 АДРЕС: 420037, г. Казань, ул. Гвардейская 3-27 Казань 2000 г. Введение. 3 Сущность и содержание права 6 Происхождение права, основные пути его формирования 6 Признаки права, определение его понятия 7 Форма права: понятие и виды 13 Источники права 17 Внутренняя форма права. система права, ее элементы 18 Система права российской федерации 22 Заключение 27 Список используемой литературы 28 “ Jus est ars boni et aegui” - “Право есть искусство добра и справедливости”. (Римское изречение). “Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права.” (В.И. Ленин.) Введение. Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи. Соотношение государства и права | | | | |Нормы права не могут возникнуть, | |Государство гарантирует реализацию | |развиваться и функционировать без | |правовых норм, охраняет право от | |государства, поскольку государство| |нарушений. Именно государственная | |является тем политическим | |охрана, возможность государственного| |механизмом, который формирует | |принуждения, стоящие за правом, и | |право в виде общеобязательных | |отличают правовые нормы от других | |правил поведения, то есть | |социальных норм, действующих в | |юридических норм | |обществе. | | | | | |Нормы права являются результатом | | | |правотворческой деятельности | | | |государства в лице его | | | |определенных компетентных органов | | | |(парламента, правительства и т.п.)| | | | | | | |Таким образом, юридические нормы | | | |становятся общеобязательными в | | | |силу того, что они устанавливаются| | | |(либо санкционируются | | | |государством). | | | Не только право зависит от государства, но и государство зависит от права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право. В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность государственного аппарата. Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов. Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе, исключающего произвол государства.[1] Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных факторов. Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений: . право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества; . право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества; . право частной собственности является основой всех прав человека; . право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством. Одной из фундаментальных задач науки является познание природы права, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание. Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить полноценное представление о праве. Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая, нормативистская, социологическая, позитивистская, и некоторые другие доктрины права. Они существенно отличаются друг от друга. Если для одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление (Цицерон, Локк), то для другой - выражение исторически складывающегося духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей - защищенный государством интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвертой - империативное переживание людей (Петражицкий, Мэрилла), для пятой -внешний регулятор социальной жизни (Штаммлер, Кельзон), для шестой - система правоотношений, поведения людей (Эрлих, Шершеневич) и т.д. При всех различиях многие из таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве. Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего либо вмешательства (права на труд, на отдых и т.д.). Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле, исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел. Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свобод воль в их взаимоотношении друг с другом. Сущность и содержание права Происхождение права, основные пути его формирования Правила поведения (социальные нормы), действовавшие в родовой общине племени | | | | |Нормы обычаев, | |Многие из обычаев | |регулировавшие труд, | |являлись одновременно | |охоту, рыбную ловлю, | |и нормами морали, | |быт, | |религии, | |семейные отношения | |регулировали | | | |отправление обрядов | Особенности норм поведения родовой общины | | | | |Выражали интересы | |Их исполнение | |всех членов рода. | |обеспечивалось привычкой, | |У членов рода не было | |естественной потребностью | |разграничения прав | |соблюдать | |и обязанностей | |укоренившиеся правила, | | | |а также при | | | |необходимости | | | |общественным мнением | | | |общины | Пути возникновения права в процессе перехода от первобытнообщинного строя к государственной организации общества | | | | | | |Санкционирование | |Юридический | | | |государственных норм | |прецедент | | | |первобытных | |(судебное или | |Издание | |обычаев | |административное | |государством | |и превращение | |решение | |новых нормативных | |их в нормы | |по конкретным | |актов, | |права (обычаи), | |делам), которому | |содержащих нормы | |которые | |государство придает | |права | |уже стали | |юридически | | | |охраняться | |обязательную силу | | | |от нарушений | |для | | | |государством | |аналогичных дел | | | | | | | | | Признаки права, определение его понятия | | | | | | |выражают | | | |волю и интересы | |Исходят от государства | |определенных слоев | | | |населения | | | |либо | | | |большинство общества | ПРАВО система норм, правил поведения, которые | | | | |сформулированы | |охраняются от нарушений | |в специальных | |не только силой | |государственных | |общественного мнения, | |документах - | |но и мерой государственного | |нормативных актах | |принуждения | РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАВЕ Теория естественного права Историческая школа права (Локк, Руссо, Монтескье, Радищев) (Гуго, Савиньи, Пухта) | | | | |Кроме позитивного права, которое | |Право - выражение духа народа, | |создается государством, существуют | |народного правового убеждения, | |стоящие над ним естественные | |формирующегося подобно языку, | |неотъемлемые права, принадлежащие | |постепенно, независимо от | |человеку | |государства. Законодатель не может| |от рождения | |творить нормы по своему | |(право на жизнь, свободное | |усмотрению, а вправе лишь | |развитие, труд | |фиксировать то, что сложилось в | |и т.п.) | |виде норм | Реалистическая школа права Социологическая теория права (Иеринг) (Эрлих, Муромцев, Паунд) | | | | |Право есть защищенный | |Право - система правоотношений, | |государством интерес, оно ничто без| |реальное поведение людей, | | | |регулируемое правом | |государственной | | | |власти | | | Теория солидаризма Нормативистская теория (Дюги) (Кельзен, Штаммер) | | | | |Объективное право составляют | |Право - иерархия норм, | |правила социальной солидарности, | |нормативный регулятор общественных| |которым подчинено государство и | |отношений; | |граждане | |оно немыслимо без государства, | | | |а государство немыслимо без права | Психологическая теория права Материалистическая (классовая) (Мэрилл, Петражицкий) теория права (Маркс, Ленин) | | | | |Существует подлинное право, | |Право есть возведенная в закон | |которое представляет собой | |воля господствующего класса, | |психологические переживания | |содержание которой определяется | |людей об их правах и обязанностях, | |материальными условиями | | | |жизни общества | |и официальное | | | |право - совокупность норм | | | 2. Взгляды на право, его сущность, структуру, роль в общественной жизни складывались длительное время. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают праву качество государственного регулятора общественных отношений: а) нормативность, поскольку право состоит из правил поведения общего характера, б) неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо - общая воля, Р.Иеринга - защищенный интерес, Л.Петражицкого - императивно - атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д. Многозначность определений права, не утихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: “Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще”. Действительно, мы уже убедились, что проблема право понимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей. Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключается его сущность? Известно, что сущность любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально - культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности, и видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни. При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта: 1. то, что любое право - есть прежде всего регулятор (формальная сторона), 1. то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности права: - классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса), - общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.). Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и обще социальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.[2] В отечественной юридической литературе сущность и содержательные свойства права часто не различались. Кроме того, до недавнего времени считалось бесспорным, что право в диалектико-материалистическом понимании есть возведенная в закон воля господствующего класса, что экономически господствующий класс, помимо конституирования государства, придает своей общей воле, обусловленной данным способом производства и формой общения, всеобщее выражение в виде государственной воли, что внешнее выражение этой воли, преобразованной уже в государственную, и есть закон, право. Этот марксистский постулат, являясь логическим продолжением одностороннего и, следовательно, искаженного понимания происхождения, природы и назначения государства, превращал право в средство классового господства, в инструмент навязывания своей воли одним классом другим. Сущность любого права заключается в тех его внутренних закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия, закономерностей существования права, функционирования и развития. Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых явлениях, относящихся как к содержанию, внутренней субстанции права, так и его функционированию. Эти свойства находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части. Таковыми служат свойства права, показывающие: а) какими объективными историческими факторами обусловлены право, его содержание и действие, б) чью организованную волю они выражают, в) кем такая воля официально формируется, г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг. Не разрывность цепи этих свойств права объективно переопределена самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытно - общинного строя потребовалось создание новых - общеобязательных и обеспеченных государством - норм. Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |