реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Сословная политика в XVIII веке

Сословная политика в XVIII веке

ВВЕДЕНИЕ

1. СОСЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ

Во всемирно-историческом процессе XVIII век был временем, когда раз-

витие новых, капиталистических отношении приходило во все большее проти-

воречие с господством феодального строя со всеми его институтами в эконо-

мической, политической, юридической, идейной и культурной жизни. Капита-

листическая мануфактура превратилась в это время в центр развития произво-

дительных сил и новых производственных отношений.

В основе структуры населения в XVIII в. лежал сословный принцип. Соци-

альные категории и группы выступали как сословия или сословные категории,

наделенные особыми сословными правами, привилегиями. К непривилегированным

относились податные сословия, выполнявшие определенные повиннос-ти,

платившие всякого рода, казенные налоги и сборы.

Господствующее положение среди всех сословий занимало дворянство, урав-

ненное в правах с боярством и консолидировавшееся в XVIII в в единый класс-

сословие.

В ходе этой консолидации из его состава были исключены всякого рода про-

межуточные группы, обладавшие в XVI - XVII вв. частью дворянских прав

(значительная часть детей боярских, служилые люди «по прибору» и другие ка-

тегории служилых людей). Вместе с тем дворянство в XVIII в. вобрало в свой

состав феодалов и феодализировавшуюся знать территорий, вошедших в XVII -

XVIII вв. в состав России - прибалтийских баронов, польскую шляхту, казачью

старшину и феодальную знать других народов[1].

Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в.

лишилось права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ

крестьян, секуляризованных государством. В процессе секуляризации бы-ли

ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались строгие

штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило числен-

ность черного духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших

замкнутость этого сословия. Доступ в него лицам из податных сословий был

весьма затруднен. Дети духовенства исключались из духовного сословия лишь в

том случае, если они не получали необходимого образования. Духовенство в

XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телес

ных наказаний.

Осуществив секуляризацию, самодержавие превратило духовенство в свое-

образных чиновников по духовному ведомству. Внешним оформлением этого

положения явился указ Павла I о распространении на верхушку духовенства

правил о награждении чиновников орденами за усердную многолетнюю службу

От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полуприви-

легированные сословия и сословные группы, составлявшие примерно 2,5% насе

ления. Жалованная грамота городам выделила из городского населения три

гильдии купечества, освободила гильдийское купечество от подушной подати,

рекрутского набора, заменив его денежной платой, закрепила за ним право на

оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых судов, фабрик и заво-

дов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний.

Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населе-

ния занимала лишь 0,5%.

К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся

полупривилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки,

калмыки и часть башкир. Его общая численность составляла менее 2% всего

населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по раз-

мерам, значительно превышавшим размеры земель крестьян этих же районов.

Военно-служилое сословие освобождалось от подушной подати и рекрутской

повинности, но несло обязательную военную службу на особых условиях. Пра-

ва, предоставленные верхушке этого сословия, в ряде случаев приближались к

правам дворян.

К неподатным сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во

флот, и их дети, образовывавшие небольшую категорию солдатских детей,

которые использовались правительством для формирования унтер-офицерского

состава армии[2].

Основную массу населения страны составляли податные сословия. По первой

ревизии их численность равнялась 7,1 млн. душ мужского пола из 7,8 млн чело-

век всего населения; по третьей ревизии — 10,7 млн. душ мужского пола из

11,6 млн. человек; по пятой—17— 17,2 млн. душ мужского пола из 18,7 млн.

человек. Таким образом, податное население составляло; 913% в начале века и

94,6% в его конце, при этом податное население городов и к концу века немно-

гим превышало 3% всего населения. Это в основном было сословие мещан,

оформленное жалованной грамотой городам.

2. ПРВИЛЕГИИ ДВОРЯН И ПОРАБОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН

Екатерина оформила сословные привилегии дворян. При ней значительно

окрепло русское абсолютное государство, усилилось угнетение крестьян, была

Крестовая война (1773 - 1775). В России в 2-ой половине XVIII века утверди-

лось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство,

купечество, мещанство.

Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого

матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ

о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие

это-го указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян

от обязательной службы.

За дворянами в XVIII в. было закреплено монопольное право на владение

землей и крестьянами. При этом в 80-х годах владельческие права дворян рас-

пространялись на недра земли, леса и воды. Им предоставлялось монопольное

право винокурения, право продавать продукты, производимые в их вотчинах, и

заводить предприятия для их переработки. Дворяне были освобождены от по-

душной подати и всех других налогов и платежей, от рекрутской, постойной,до

рожной и других повинностей, от обязательной службы и телесных наказаний.

Целая система льгот обеспечивала дворянам быстрое получение офицерского

чина на военной и гражданской службе и сосредоточение в их руках всех клю-

чевых позиций в аппарате власти, управлении, в, суде, армии, во флоте и в

дру-гих звеньях политической надстройки.

К концу XVIII в. дворяне составляли около 1 % населения страны. В его

сос-таве оказалась значительная группа тех, кто получил это звание путем

выслуги в обер-офицерский чин на военной и в штаб-офицерский чин - на

гражданс-кой службе. Большинство этих дворян не имели совсем или имели

очень мало земли и крестьян.[3]

Свыше 90% населения составляли крестьяне, Делившиеся на две большие

категории: помещичьих и государственных. Кроме того, существовали более

мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в царствование Павла 1

в удельных, посессионные (купленные к заводам) и другие. Крестьяне всех

категорий были прикреплены к земле, платили феодальную ренту, несли рек-

рутскую повинность и испытывали на себе все тяготы сословного неполнопра-

вия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень крепостничества и

сословного неполноправия для крестьян разных категорий существенно раз-

личались.

Наиболее тяжелым было положение помещичьих крестьян. Составлявшие в

XVIII в. более половины всего населения страны, они не имели никаких прав:

и они сами, и их имущество находились в неограниченной власти и собственнос-

ти помещиков.

Государственные крестьяне (к концу века их было около 5,5 млн. душ)

составляли большинство населения в районах, где по разным причинам поме-

щичье землевладение не прижилось или не стало преобладающим (Север, При-

уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Южная Украина). Высок был их удель

ный вес также в национальных районах Поволжья, районах прежних засечных

черт и в некоторых других районах. Государственные крестьяне пользовались

землей на основе общинной землевладения. Феодальная рента взималась с них в

форме подати, но к этому добавлялись всякого рода государственные повин-

ности: по строительству и содержанию дорог и мостов, перевозке казенных

грузов, расквартированию войск и т. д. Их положение отличалось тем, что ник-

то не вмешивался в их семейные отношения, они не подвергались постоянным

наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами, ремеслом, торговлей,

наниматься на купеческие мануфактуры и т. д. Состав государственных крес-

тьян был неоднороден.

3. «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним

из существенных недостатков русской жизни является устарелость

законодательс-тва: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а

жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела

необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II

решила составить но-вое Уложение. Императрица считала, что законы должны

быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для

этого решено бы-ло созвать выборных (депутатов) из различных сословий

государства для выра-ботки нового Уложения. Это собрание выборных было

названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна

была сообщить пра-вительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем

выработать проекты но-вых, лучших законов. Комиссия была открыта

торжественно в 1767 году самой Екатерина II в Москве, в Грановитой Палате.

Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества,

государственных крестьян, а также оседлых инородцев. Широко заимствуя идеи

передовых западных мыслителей, Екатерина II для этой Комиссии, которая

состояла из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества,

за исключением крепостных, соста-вила "Наказ комиссии о составлении

проекта нового уложения".[4]

«Наказ» - это либеральная программа ее царствования, вобравший в себя

из-ложение ее взглядов по важнейшим вопросам и основанный на наиболее совре-

менных для того времени социально – политических и правовых идеях. В нем

впервые в России были провозглашены принцип презумпции невиновности, идеи

равенства всех перед законом, исключительного права суда определять

виновность человека и многие другие.

Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое

Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты.

"Наказ" был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в

юрисдикции Царя, то комиссия должна была составить предложения. Над

"Наказом" Екатерина II трудилась более двух лет. В "Наказе" Екатерина II го-

ворит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и

прочих вопросах. "Наказ" показывал и знание дела, и любовь к людям.

Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к

человеку. "Наказ" был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II

требовала смягчения наказаний: "любовь к отечеству, стыд и страх поношения

суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений".

Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое

тело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку

вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не

совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и

избежит наказания.[5] Особенно большой осторожности она требовала от судей.

"Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного". Еще одно

мудрое изречение: "гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их

наказывать". Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились

к добродетели. "Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать

людей лучше есть приведение в совершенство воспитания". Хотите предупре-

дить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между

людьми.[6]

Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и

городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении

крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоя-

лась. В "Наказе" говорится о том, как помещики должны обращаться с крестья-

нами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют

крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о

том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу. Комиссия раз-

делилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными от-

раслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не пони

мают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу

серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не

кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное

Комис-сии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было

не так легко.[7]

Екатерина перевела комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год

Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не

разработала ни одного его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие

депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками.

Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные

комитеты продолжали работу еще несколько лет. Можно сказать, что деятель-

ность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла

Екатерина II предметный урок о невозможности реализации теоретических

построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история

давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии

стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.

Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она

ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии,

Екатерина II издала много важных законов.

4. ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

Государственный совет - высшее государственное учреждение империи с

функциями законосовещательного органа; министерства, заменившие петровс-кие

коллегии. Верховный орган судебной власти - Сенат. Комитет министров -

высшее административное учреждение. Местное управление - губернатор и

губернская администрация.

В 1775 году чтобы легче было управлять государством, Екатерина II

издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический

аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию

- не бо-лее 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли

наместничество. Губер-наторы и наместники избирались самой Екатериной II из

русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были

вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это

губернское правление и ведало всеми делами. Государственными доходами

ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа,

монополии и т.д.).

Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал

всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего,

назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие

села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избирае-

мому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном городе

учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Чтобы удобнее было вносить

подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство. Создана была

система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан,

государствен ных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из

них вводился принцип выборных судебных заседателей. Центр тяжести в

управлении переме-щался на места. Отпала необходимость в ряде коллегий -

они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-

коллегии. Созданная гу-бернской реформой 1775 года система местного

управления сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-

территориальное деление - до Октябрьской революции. Дворянство было

признано особым главным сослови-ем. Также особыми сословиями были признаны

купечество и мещанство. Дворя не должны были нести государственную службу и

вести сельское хозяйство, а купцы и мещане - заниматься торговлей и

промышленностью. Некоторые облас ти раньше управлялись иначе, Екатерина II

позаботилась о том, чтобы новое за-конодательство было введено повсеместно.

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали

«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775 г.).

Накануне реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провин-

ций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить

разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее

начала число губерний достигло 50.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго

административному принципу, без учета географических, национальных v

экономических призна-ков. Основной целью деления было приспособление нового

административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу

деления был положен чисто количественный критерий — численность населения.

На территории гу-бернии проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда

- около 30 тысяч душ.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В

своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили

губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в гу-

бернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ве-

дал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два

губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе

уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял

земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный

орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действо-

вали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за

проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах бы-ла

учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему

подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей тер-

ритории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвы-

чайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

5. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Судебная реформа 1864 г. - буржуйское преобразование суда и судопроиз-

водства на основе суд. уставов. Провозглашены принципы независимости су-

дей, гласности, устности и состязательности суд. процесса, ликвидировала

сос-ловный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые суды.

Проводилась с искажениями и ограничениями.

Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся в 50-х гг., особенно

интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы. К началу 1861

г. на рассмотрение Государственного совета было представлено (с 1857 до

1861 гг.) 14 законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре

судебной системы и судопроизводства: ограничение числа судебных инстан-ций,

введение устности, гласности, состязательности и пр. Материалы судебной

реформы составили 74 толстых тома.

В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судеб-

ной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопро-

изводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным от-

носились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей; к общим -

окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные (по гражданс-ким

и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на нес-колько

губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам)

департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сфе-ры,

кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих,

крестьянских и инородческих судов.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от

администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, не-

сменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых

судей и присяжных заседателей).

В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты

присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятель-

ность старых. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обви-

нения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения

свободы.

До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа

благочиния. Надзор за ними осуществляли прокуроры, стряпчие, губернские

правления. Обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда. Тем

самым следствие не было отделено от суда. Расследование делилось на гене-

ральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (фор-

мальное, с предъявлением обвинения). Реформа отделяет предварительное

следствие от судебного расследования.

На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры

окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлени-ях

по первой инстанции. Дела рассматривались при участии «сословных пред-

ставителей»: губернского и уездного предводителей дворянства, голова губерн

ского города и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качестве

апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без учас-тия

присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу,

рассматривать уже решенное дело.

При разработке реформы было высказано предложение создать должность

областного главного судьи, который бы осуществлял общее руководство судо-

производством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто

правительством, опасавшимся, что судебная система может получить тем са-мым

излишнюю, с его точки зрения, автономность. Тогда же было отвергнуто и

предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.

6. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Процесс централизации затронул систему местных органов: с 1626 г. по

всей территории государства рядом с органами местного самоуправления

(губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К

концу XVII в. их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили

всю административ-ную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь

центру. Воеводы уже к 80-м гг. XVII в. вытеснили по всей территории страны

выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными

округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более

высокий уровень: были образо ваны более крупные административные единицы -

разряды (предшественники будущих губерний).

Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой

модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе

петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702

г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства.

В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно

было усилить контроль за старой администрацией

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства:

учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города.

В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.

Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор

(Петербург-ская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю

административную, су-дебную и военную власть. Им подчинялись четыре

помощника по отраслям управ-ления.

В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного

управления и администрации: уезд — провинция — губерния. Провинцию

возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов.

Контролировать нижесто-

ящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из

местного дворянства.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась

в сле-дующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций

Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы

или воеводы

Делились провинции на округа-дистрикты. Администрация провинций подчиня-

лась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юсти-

ции, Вотчинная) располагали на местах собственным разветвленным аппаратом

из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли такие местные

кон-торы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-

казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы и

камериров).

В 1719 г. воеводам поручались наблюдение «за хранением государственного

интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви,

оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремеслами и

за соблюдением царских указов.

В 1718 - 1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления,

созданных в 1699 г. вместе с Ратушей - земских изб и земских бурмистров.

Были созданы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее

руководс тво осуществлял Главный магистрат Система управления стала более

бюрократи-еской и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы

в ратуши.

7. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолю-

изма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования иде-ям

Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некото-ые

наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сто-рону

буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом,

способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах,

получила в XVIII веке широкое распространение.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобре

ло характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой

сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монар хии.

При этом для социально-правовой политики было характерно сословное

размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.[8]

Законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс,

который начался при временщиках. Равновесие в положении главных сословий,

во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в

эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государствен-

ные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и боль

шей власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюд-ли

мы во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство стано-

виться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внут-

реннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве зем

левладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия).Параллель

но росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права

владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке необходи

мо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II бы-

ло тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и

наибольшего своего развития.

ВЫВОД

К концу правления Екатерины Россия имела уже 52 губернии, учреждено свыше

150 новых городов, ставших губернскими и уездными центрами. Для каждого

были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы развития. Все это

происходило под личным контролем Екатерины II

Конечно, последствия новосоздавемых учреждений не всегда были однозначно

хороши. Кое-что разрушилось уже при Петре 1, время показало ненужность

некоторых судебных инстанций. Многократно, хотя и закономерно, возросла

численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч. Образованность их

была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма "свободные".

За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после ее

кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад в развитии

и укреплении России.

Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы

Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле

деятельности с широким преобразовательным планом, в основание кото-рого

легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана цели ком и

не провела последовательно своих идей. Мысли «Наказа» не перешли в

практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отноше

ния сословий остались по существу, прежними и развивались в том направле-

нии, какое было дано в предшествующее время. Развитие крепостного права и

сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям,

каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию -

дворянству. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам

русской жизни, какие ей были завещаны, временами предыдущими, она продол

жала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшест

венники, хотя иногда не желала действовать как они.[9]

-----------------------

[1] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А.

Радугина, М., 1999 г.

[2] История России. 2 т., М., 1995 г.

[3] Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М.: Введение в историю, М., 1994 г.

[4] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А.

Радугина, М., 1999 г.

1. [5] История России и мировые цивилизации // Под. ред. В.В.Рубана, М.,

1997 г.

2. [6] История. Культура. Цивилизация., М., 1998 г.

1. [7] История России в свете цивилизационного подхода – Тверь, 1998 г.

[8] Россия в мировой истории, М., 1996 г.

[9] История Отечества: люди, идеи, решения. В 2-х частях, М., 1991 г.


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.