реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Русский либерализм XIX века

Русский либерализм XIX века

Московский технический университет связи и информатики.

Кафедра:

Реферат

по отечественной истории на тему: «Русский либерализм XIX века».

Подготовила: студентка группы ЭБ0301

Якушева Юлия Алексеевна.

Проверила:

Оглавление

1 Введение. 3

1.1 Обоснование выбора темы 3

1.2 . Понятие либерализма 3

2 Зарождение либерализма в России. 4

3 Либерализм в эпоху Александра I. 5

3.1 Курс реформ Александра I. 5

3.2 Реформы М.М. Сперанского. 7

3.3 Проблемы реформ Александра I. 9

4 Идейное развитие либерализма в царствование Николая I. 9

4.1 Течения общественной мысли при Николае I. 9

4.2 Либеральные концепции Б.Н. Чичерина. 11

5 Реформы Александра II. 14

5.1 Состояние либеральной мысли в начале царствования. 14

5.2 Реформы Александра II. 15

5.3 Половинчатость реформ Александра II и кризис Российского либерализма.

17

6 Контрреформы Александра III. 19

7 Последние либеральные реформы Российской империи. 20

8 Заключение. 23

9 Список использованной литературы ……….……………24

Введение.

1 Обоснование выбора темы

Вся история России состоит из чередования периодов либеральных

реформ и последующей реакции. Споры о том, необходимы ли либеральные

реформы, или лучше авторитарная власть в стране, не угасают и сегодня.

Для того чтобы разобраться в этом, необходимо обратиться к истории

российской общественной мысли, т. к. либерализм - одна из важнейших ее

составляющих. Поэтому я считаю, что тема моего реферата представляет

интерес не только с точки зрения истории, но и с точки зрения

сегодняшнего дня. Опыт российского либерализма XIX в. трудно

переоценить, ведь многие проблемы, стоявшие перед Россией, существуют

и сейчас. Это необходимость реформы судопроизводства, взаимоотношений

правоохранительных органов и гражданина, весь комплекс проблем,

связанных с обеспечением прав человека. Отдельно стоит подчеркнуть

проблему экономических свобод человека, оптимального сочетания

экономических интересов личности и государства.

2 Понятие либерализма

Либерализм возник в Европе в XVIII-XIX веках в ответ на

монархический абсолютизм. Если монархи претендовали на божественное

право управлять жизнью общества, либерализм отвечал, что лучше всего

предоставить гражданское общество самому себе - в религии, философии,

культуре и в экономической жизни. Иногда путем революции, а чаще путем

постепенных реформ либерализм осуществил значительную часть своей

программы.

Либерализм ассоциируется с такими ставшими привычными для

современного общественно-политического лексикона понятиями и

категориями, как:

идея самоценности индивида и его ответственности за свои действия;

идея частной собственности, как необходимого условия индивидуальной

свободы;

принципы свободного рынка, свободной конкуренции и свободного

предпринимательства, равенства возможностей;

идея правового государства с принципами равенства всех граждан перед

законом, терпимости и защиты прав меньшинств;

гарантия основных прав и свобод личности;

всеобщее избирательное право.

Либерализм - это система воззрений и концепций в отношении

окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентаций и

установок. Это одновременно теория, доктрина, программа и политическая

практика.

Итак, понятие «либерализм» происходит от латинского слова

liberalis, что в переводе означает «свободный». Следовательно, либерал

– это человек, который выступает за свободу личности – политическую,

экономическую, духовную. Известно, что либерализм как идейное течение

пришёл к нам с запада, но, тем не менее, необходимо сказать несколько

слов о некоторых семенах либерализма, лежавших в русской почве и в

силу исторических причин не развившихся.

Зарождение либерализма в России.

В XI-XIII вв. быстро увеличивалось количество городов с

самоуправлением в виде вечевых собраний горожан. Это не позволяло

князьям, претендовавшим на полную власть над городами, слишком

усиливаться. Но когда началось нашествие монголо – татар, города,

которым наносили удары завоеватели, уничтожались или облагались

разорительной данью. Монгольские владыки, ослабив вольнолюбивые

русские города, укрепили великокняжескую власть. Разгромив Орду,

московские князья, а затем и цари не допустили появления внутри страны

такой силы, которая смогла бы успешно сопротивляться их власти.

Можно условно сказать, что история либерализма в России берет

свое начало 18 февраля 1762г., когда император Петр III издал манифест

«О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».

Произвол императорской власти по отношению к личности, обладавшей

дворянским достоинством, ограничивался, а сам дворянин мог выбирать:

служить ли монарху по военной или гражданской части или заниматься

хозяйством в своем поместье. Так впервые в России появилось сословие,

обладавшее гражданскими свободами и частной собственностью, признанной

государством и защищенной законом.

В конце XVIII в. сложились основные черты, характерные для

российского либерализма. Либеральные свободы проповедовали

представители дворянства. Их идеалом стала британская конституционная

монархия – сочетание экономических и политических свобод (свободы

слова, печати и т. п.) с сохранением дворянских привилегий по

отношению ко всем другим сословиям.

Либерализм в эпоху Александра I.

1 Курс реформ Александра I.

Царствование Александра I по праву может считаться эпохой

наибольшего расцвета идей либерализма в дворянской среде. Воспитатель

Александра гражданин республиканской Швейцарии Лагарп сумел убедить

своего ученика в том, что эра абсолютных монархов миновала. Лагарп

утверждал, что если Россия хочет избежать кровавого хаоса, то трону

необходимо принять на себя инициативу в проведении двух главных реформ

- отмены крепостного права и введения конституции. Учитель

предупреждал Александра, что в деле совершения этих реформ монарху не

следует рассчитывать на поддержку значительной части дворян. Нет,

большинство их будет сопротивляться, защищая свое экономическое

благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. А потому не стоит

спешить с отказом от самодержавной формы правления. Напротив, всю мощь

царской власти необходимо использовать для проведения реформ и

просвещения народа, чтобы подготовить его к принятию этих реформ.

«Дней Александровых прекрасное начало…» - знаменитые пушкинские

слова о заре правления государя Александра Павловича. Мнение это

разделяли многие современники, что совсем не удивительно. Вот ряд

первых указов молодого императора, явственно обозначивших «курс» его

царствования.

15 марта 1801г. восстановлены дворянские выборы в губерниях;

снято запрещение на ввоз ряда товаров.

22 марта объявлен свободный въезд в Россию и выезд за ее

пределы, весьма ограниченный при Павле I.

31 марта разрешена деятельность типографий и ввоз любых книг из-

за границы. В то время это была немыслимая свобода для многих стран

Европы, в особенности для наполеоновской Франции.

2 апреля восстановлены екатерининские жалованные грамоты

дворянству и городам. В тот же день уничтожена Тайная экспедиция

(учреждение политического сыска). В стране не стало, правда,

ненадолго, и самой тайной полиции.

27 сентября запрещены пытки и употребление в делах самого слова

«пытка».

Верный заветам Лагарпа, император Александр Павлович стремился

окружить трон единомышленниками. Начиная с 1801г., высшие

государственные посты занимали сторонники английского

конституционализма: канцлер А. Р. Воронцов, его брат, долгое время

прослуживший в Лондоне С. Р. Воронцов, адмиралы Н. С. Мордвинов и П.

В. Чичагов, знаменитый реформатор М. М. Сперанский. На мировоззрение

этих сановников сильно повлияла Французская революция. Они опасались,

что такие же потрясения может пережить и Россия.

Сторонники реформ отвергали революцию как способ обновления

общества, считая, что этот путь ведет к анархии, гибели культуры и в

конце концов к возникновению диктатуры. Семен Романович Воронцов,

критикуя деспотическую политику Павла I, писал: «Кто не желает, чтобы

у нас никогда не могла восстановиться ужасная тирания прошедшего

царствования? Но нельзя только сразу совершить прыжок из рабства в

свободу, без того, чтобы не впасть в анархию, которая хуже рабства».

Чтобы не повторить судьбу отца, Александр I стремился проекты

многих реформ разрабатывать втайне от широких кругов дворянства. Он

сформировал нечто вроде «конспиративного штаба» по подготовке

преобразований. В него входили ближайшие и наиболее доверенные друзья

царя: А.Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и П.А.

Строганов. Современники прозвали этот штаб Негласным комитетом. Члены

Негласного комитета видели свой политический идеал в британской

конституционной монархии. Но до серьезных реформ дело не дошло:

помешали войны с Наполеоном, начавшиеся в 1805г. Преобразовательным

замыслам Александра мешало и мощное пассивное сопротивление

чиновничества и консервативно настроенных групп аристократии,

тормозивших любые проекты в этой сфере.

2 Реформы М.М. Сперанского.

Большую роль в развитии либерализма в России сыграл М. М.

Сперанский. Михаил Михайлович Сперанский родился в семье бедного

сельского священника и в семь лет поступил во Владимирскую духовную

семинарию. Осенью 1788г. он как один из лучших учеников был направлен

в только что созданную Александро-Невскую семинарию в Петербурге. Он

много времени отдает занятиям философией, изучая труды Декарта, Руссо,

Локка, Лейбница. В своих первых философских произведениях он обличает

произвол и деспотизм, призывает уважать человеческое достоинство и

гражданские права русского человека.

После окончания курса в 1792г., проработав несколько лет

преподавателем в семинарии, Сперанский становится секретарем князя А.

Б. Куракина, а позже служит в его канцелярии. Ко дню коронации

Александра I Сперанский составил текст его обращения к народу, где

излагалась программа будущих действий молодого государя. В марте

1801г. Сперанский стал управляющим экспедиции гражданских и духовных

дел в канцелярии Непременного Совета, созданного императором для

разработки программы реформ.

Одновременно Михаил Михайлович состоял на службе в министерстве

внутренних дел статс-секретарем В. П. Кочубея. В 1802 -1804гг.

Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: «О

коренных законах государства», «О постепенности усовершения

общественного», «О силе общего мнения», «Еще нечто о свободе и

рабстве», «Записку об устройстве судебных и правительственных

учреждений в России».

Сторонник конституционного строя, Сперанский был убежден, что

новые права обществу обязана даровать власть. Вместе с тем Сперанский

понимал, что Россия еще не готова к конституционному строю, что

начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного

аппарата.

В 1808г. царь назначил Сперанского своим главным советником в

государственных делах и предложил подготовить общий план

государственных преобразований. Созданию плана предшествовала большая

подготовительная работа: Сперанский и его сотрудники переводили и

анализировали современные им законодательные документы других стран.

Осенью 1809г. план государственных преобразований (или «Введение к

уложению государственных законов») был готов.

В 1810г. план Сперанского рассматривался во вновь созданном

Государственном совете – высшем совещательном органе Российской

империи. В январе 1810г. с учреждением Государственного совета

Сперанский стал государственным секретарем, фактически вторым после

императора лицом в государстве. Его преобразования затронули все слои

русского общества, и реакция на реформы чаще всего была отрицательной.

Сперанского стали обвинять в подрыве государственных устоев России.

Со всех сторон к Александру поступали отрицательные отзывы о

государственном секретаре. 17 марта 1801г. сломленный интригами

император сказал Сперанскому: «Обстоятельства требуют, чтобы на время

мы расстались». Реформатор был отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

Сложившийся в результате работы Сперанского либеральный план

реформ оказался несколько абстрактным и «преждевременным». По

образному выражению В.О. Ключевского, «ни государь, ни министр никак

не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных

средств страны».

3 Проблемы реформ Александра I.

Либеральные сановники и публицисты александровских времен

упорно придерживались одного из основных положений либерализма, а

именно, уважения к частной собственности. Это предопределило их

осторожное отношение к проблеме крепостного права. Если поместья

являются дворянской собственностью, а крестьяне к этой собственности

прикреплены, рассуждали они, то нельзя даже волей императора в

одночасье отменить один из основных законов империи, а заодно и

пошатнуть сам фундамент либерализма.

Раскол в либеральном лагере произошел уже в конце царствования

Александра. Тогда стали появляться тайные общества, объединявшие в

основном молодых офицеров. По убеждению этих дворян, мирный,

эволюционный путь развития России исчерпал себя, и реформы можно

осуществить, только обратившись к революционным методам. Переход части

дворян на революционные позиции закончился восстанием 14 декабря

1825г. на Сенатской площади.

С той поры либеральное движение в России постоянно колебалось:

оно то приближалось к трону, пытаясь подтолкнуть монархов к проведению

реформ «сверху», то искало союзников в стане революционеров.

Идейное развитие либерализма в царствование Николая I.

1 Течения общественной мысли при Николае I.

Эпоха правления Николая I, начавшаяся со времени восстания

декабристов, известна как эпоха реакции, когда слова «либерализм» и

«революция» считались синонимами. Новый император не сомневался, что

неограниченное самодержавие есть благо для России. Свой политический

идеал он видел в Петре Великом. Николай испытывал огромное недоверие к

плодам европейского Просвещения, а революции 1848-1849гг. на Западе

укрепили его в этом недоверии, заставляя безжалостно карать замеченных

в «вольномыслии» подданных. Но при Николае возвращенный к

государственной деятельности Сперанский привел в порядок

законодательство империи, а генерал П.Д. Киселев, известный своими

либеральными убеждениями, готовил проекты крестьянской реформы.

Либеральное движение при Николае I не исчерпывалось

деятельностью нескольких сановников. Споры западников и славянофилов

стали основным событием интеллектуальной и общественной жизни той

поры. В то же время влияние их на политическую жизнь страны было

невелико. При всех идейных разногласиях славянофилы и западники близко

сходились в практических вопросах русской жизни: оба течения

отрицательно относились к крепостному праву, требовали свободы слова и

печати. Западники были ближе к либералам, чем славянофилы которые

европейской демократии и капитализму предпочитали православное

самодержавие и крестьянскую общину, видели корни либеральных идей в

русской почве и выступали против копирования западных форм

общественной жизни.

Западники не представляли собой единого движения. Одни из них

выступали за эволюционный путь развития России, подобно историку Т.Н.

Грановскому. Другие, как В.Г. Белинский и А.И. Герцен, видели свой

идеал в европейских революциях 1789-1849гг. И все же либеральный заряд

западнического направления был достаточно высок. В среде западников

вырос крупнейший идеолог российского либерализма Б.Н. Чичерин. Его

политико-правовые учения оказывали значительное влияние на развитие

либеральных взглядов в России.

2 Либеральные концепции Б.Н. Чичерина.

Профессор Московского университета Б.Н. Чичерин, восприняв

многие идеи российского западничества, пошел дальше по пути усиления

либеральных аспектов их доктрины. В своих работах по вопросам

государства и права Чичерин настоятельно доказывал необходимость

реформ политической жизни в России.

Чичериным были подготовлены фундаментальное пятитомное

исследование "История политических учений" (1869—1902 гг.), сочинения

"Собственность и государство" в двух томах (1881—1883 гг.), "Курс

государственной науки" в трех частях (1894—1898 гг.), "Философия

права" (1900 г.). Большое место в трудах Чичерина уделялось свободе

личности. В понятии свободы Чичерин различал две стороны —

отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную

(возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению).

Право, по Чичерину, составляет неотъемлемую принадлежность всех

обществ. По существу, право есть взаимное ограничение свободы под

общим законом, утверждал Чичерин. Субъективное право — это законная

свобода человека что-либо делать или требовать; объективное право —

закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий

права и обязанности участников правоотношений. Оба эти значения

неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон

же имеет целью признание и определение свободы — "источник права не в

законе, а в свободе".

Необходимым проявлением свободы Чичерин признавал собственность.

В ряде трудов, особенно в сочинении "Собственность и государство", он

оспаривал теорию социалистов о передаче всего производства и

распределения в руки государства, "самого плохого хозяина, какого

только можно придумать". Право собственности, по Чичерину, есть

коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека и

устанавливающее полновластие лица над вещью. Вторжение государства в

область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим

имуществом, утверждал Чичерин, всегда является злом.

На государстве лежит обязанность охраны законных прав и

интересов граждан, а само оно, по Чичерину, возникает как результат

общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов:

семейного, гражданского или церковного. Чичерин делает вывод о том,

что государство — это «высший союз, который призван сдерживать частные

силы и не дозволяет одним покорять себе других... Всякое частное

порабощение противоречит государственным началам» .

Ученый выступал против уравнения имущественного положения

граждан. Если формальное равенство (равенство перед законом)

составляет требование свободы, то материальное равенство (равенство

состояний) свободе противоречит. Свобода, утверждал Чичерин,

необходимо ведет к неравенству состояний. Задача права, по учению

Чичерина, — не уничтожить разнообразие, но сдерживать его в должных

пределах. Таким образом, в центре концепции Чичерина — личность со

своими правами и свободами.

Через призму прав и свобод личности Чичерин анализировал

различные образы правления. Высшей стадией развития идеи государства

он считал конституционную монархию, в которой, как он утверждал,

различные начала общежития приводятся к идеальному единству. Теория

конституционализма Чичерина расходилась с порядками самодержавной

России, о которых он не раз отзывался критически.

Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный,

охранительный.

"Уличный либерал, — писал он, — не хочет знать ничего, кроме

собственного своеволия... Он жадно сторожит каждое буйство, он хлопает

всякому беззаконию, ибо само слово закон ему ненавистно...

...Отличительная черта уличного либерала та, что он всех своих

противников считает подлецами. ...Тут стараются не доказать, а

отделать, уязвить или оплевать".

Второй вид либерализма, по Чичерину, — оппозиционный, в котором нет

требования позитивных действий, а присутствует только "наслаждение

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.