реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовое государство в России

Правовое государство в России

Содержание

Введение 2

Глава I - Идеи правового государства в России 4

Глава II. Взаимосвязь государства и права как фактор становления и

саморазвития правового государства. 13

Глава III. Угроза правовому государству и конституционным основам

демократии в России 20

Заключение 25

Библиографический список 26

Введение

Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым государством, всегда

вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них

замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства -

в его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой

из них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное

воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация

длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По

существу, создание любой общетеоретической концепции изучения правового

государства не может обойтись без предварительного сравнительного изучения

сопоставления и анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения

изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы,

которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании

правового государства в России.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое

государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось,

отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. Этот подход,

в частности, предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных

позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и

свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности

была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической

конфронтации. В ходе противоборства часто забывались сами цели -

благородные и высокие цели правового государства.

Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих

представлений о государстве и праве, законности и конституции,

правотворчестве и правоприменении, правомерном поведении и о жизни общества

в политической системе. Тут были рассмотрены вопросы, касающиеся функций,

выполняемых правовым государством в жизни общества и его реальной ролью по

отношению к государству. В этом контексте необходимо определить, меняются

ли функции и роль правового государства применительно к разным типам

общества или остаются неизменными.

Следует также отметить что государство и право не только зависимы друг

от друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность.

Означает ли это, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к

определенному типу государства и не имеет общего фундаментального

характера? Нет, не означает. Независимо от типа, формы или просто

преходящих обстоятельства по отношению к государству и обществу право

всегда выступает прежде всего как регулятор. Отчасти оно регулирует в

обществе экономические, политические и иные отношения.

В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая

конкретные право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право

вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические

предпосылки для его активности и эффективности. Это своеобразная форма

контроля, которые весьма разносторонни - от изучения лиц уполномоченных

государством до рассмотрении дел о нарушении прав.

Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с

ролью и функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к

вышесказанному, хотелось отметить, что право по отношению к любому

обществу, к различным сторонам его жизни, а так же к государствам,

выполняет разнообразные роли.

Кроме того, цель данной работы - изучить лишь одну из составляющих,

коим является правовое государство - это его становление и развитие в

России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей

консервативностью и довольно постоянной по своему характеру, указывает на

необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся

подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним.

Это с одной стороны. А с другой - безотлагательного исследования новых

явлений и процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.

Степень изученности данной проблемы весьма низка. Так автору пришлось

столкнуться с нехваткой материала. Данный вопрос очень скудно свешен как у

отечественных, так и у зарубежных ученых. Например, безотлагательного

рассмотрения требуют проблемы легитимности государственной власти и ее

преемственности и ряд других вопросов. В основном необходимая информация

была почерпнута из правовой периодики.

Тем не менее, нельзя не отметить работу: Соколов А.Н. Правовое

государство. Идея, теория, практика. Курск, 1994, в которой освещены многие

из поставленных вопросов, отличающуюся как значительным количеством

практического материала, так и высокой убедительностью теоретического

анализа.

Глава I - Идеи правового государства в России

За последние годы проблемы правового государства выдвинулись на первый

план теоретических разработок в отечественной юридической науке. Как

известно, советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового

государства, считая ее выражением немарксистских взглядов. Ситуация

коренным образом изменилась в период перестройки. Многие юристы обратились

тогда к теоретическому осмыслению вопроса и построению модели правового

государства применительно к условиям России. В связи с этим заметно возрос

интерес к проблемам формирования и развития концепции правового государства

в истории политической мысли, их состояния в западной политологии.

Следует сказать, что с конца XIX в. популярность идей правового

государства значительно возросла. Тому способствовало несколько

взаимосвязанных между собой причин. Утверждение отношений, свойственных

зрелому капитализму, сопровождалось углублением общих противоречий и резкой

поляризацией социально-политических позиций, особенно по поводу того,

какими путями и способами эти противоречия могут быть разрешены. Первая

половина XX в. прошла под знаком явного преобладания конфронтационной

идеологии. В 30-е годы подавляющая часть Европы была окрашена в коричневые

тона фашистских диктатур, а в нашей стране установился не менее одиозный

сталинский режим. Как реакция на эти процессы в общественном сознании

возрос интерес к проблемам прав человека, демократии и гуманизма. Идеи

правового государства наполняются общедемократическим содержанием,

направленным против авторитаризма и тоталитаризма. В нашей стране и других

странах бывшего социального лагеря борьба с авторитаризмом затянулась на

более длительные сроки. Первыми за утверждение общепризнанных прав человека

здесь выступили различные группы правозащитников; к настоящему времени эти

идеи нашли отражение в программных документах многих политических партий и

законодательных актах.

Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует

избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время

правовое государство выступает идеалом, своего рода лозунгом,

конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-

либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших

себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.

Существовали государства, в которых каждый шаг граждан, каждое их

действие попадало или могло попасть под надзор чиновников. Наше советское

государство, особенно в сталинский период, было именно таким. Там гражданин

должен был, если велено, требовать смерти ни в чем не повинных людей,

вступать в различные общества, отдавать часть зарплаты взаймы, и так далее.

И уж ни в коем случае открыто не осуждать действие власти, партии. Известно

немало примеров, когда подобную полицейскую роль государства с успехом

заменяла церковь, либо феодал. Словом, человек как личность до конца XVII -

XVIII веков, почти нигде, за отдельными исключениями, не обладал свободой,

защищенной законом, а произвол властей или других сил был огромен.

В XVIII-XIX веках постепенно формировалось то, что называется

гражданским обществом, в некоторых странах Европы и США. В настоящий момент

суть этого понятия можно описать так: Государство не регулирует всю жизнь

общества с помощью приказов чиновников, а только строго обусловленную

законом сферу.

Соотношение между правовым обществом и государством во многом

напоминает связь последнего с экономикой. И это не случайно. Ведь среди

прочих, право беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью,

заключать любые не запрещенные сделки. В гражданском обществе, власть несет

ответственность перед избирателями и налогоплательщиками, которые имеют

возможность влиять на нее через средства массовой информации, организации,

путем различных акций. В этом обществе огромную роль играют самодеятельные

объединения граждан. Например, организации потребителей не надеются только

на государственных чиновников. Следовательно, чем больше проблем могут

разрешить сами граждане, их коллективы, организации и тому подобное - тем

меньше забот у государства. И неслучайно в подобном обществе колоссальную

роль играет суд. Это, конечно, государственная организация. Именно через

суд граждане и организации разрешают многочисленные споры между собой и

даже оспаривают действия должностных лиц. В прежние времена в СССР люди

заваливали миллионами жалоб ЦК КПСС и другие властные органы, поскольку

очень много вопросов решалось только злой или доброй волей чиновников. В

правовом государстве с гражданским обществом это немыслимо. В России уже

немало сделано для перехода от государства, необъятного в своих полномочиях

и обязанностях, тоталитарного к гражданскому обществу (свобода выезда и

въезда, слова и мнения). Но с другой стороны, люди и организации все еще

ждут, что их проблемы за них решит власть.

Практика формирования правовой государственности всюду имеет свои

особенности. Можно, однако, выделить и общие черты, определяемые тем, что

граждане стран, в которых достигнуты успехи в строительстве правового

общества, стремились к свободе, подлинному праву, обеспечению своих прав и

свобод, приоритету права над государством.

Формирование правового государства в той или иной мере сопряжено с

наличием необходимых для этого условий. Среди них важное значение имеет

достаточно высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности,

духовного потенциала общества.

Правовое государство - политическое оформление гражданского общества,

сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты,

имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их

организаций. Эта сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее

со стороны властных органов. В таком государстве соблюдаются права и

свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству;

признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его

отношениях с государством. Население характеризуется определенной

способностью к саморегулированию, готовностью подчиняться общим правилам и

интересам [2, с.10]. Гражданское общество представляет собой общество

равноправных людей, свободно проявляющих свою индивидуальность и творческую

инициативу [3, с.34].

В правовом государстве реализуется принцип разделения властей.

Советская юридическая наука исходила из марксистского тезиса о механизме

государственной власти как "работающей корпорации" - и

законодательствующей, и исполняющей законы одновременно. Власть

рассматривалась в плане разделения труда по ее осуществлению,

характеризовалась в структурно-функциональном "ключе". Отрицалась сама

целесообразность исследования законодательной, исполнительной и судебной

властей по отдельности.

Правовая государственность невозможна без разделения властей, ибо

именно эта, изобретенная цивилизованным человечеством, система сдержек и

противовесов позволяет обществу защищать себя от попыток узурпации власти,

от злоупотреблений.

В Конституции Российской Федерации (ст.10) закреплен принцип, согласно

которому государственная власть осуществляется на основе разделения на

законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей

представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно.

Законодательная осуществляется Федеральным Собранием, другими

аналогичными государственными органами. Они избираются непосредственно

народом и иным путем формироваться не могут. Решения законодательной власти

обязательны к исполнению соответствующими субъектами права.

Большой объем работы в сфере управления государственными делами

возложен на исполнительные органы. Они должны действовать строго в пределах

компетенции, определяемой Конституцией и другими законами, в целях

организации исполнения актов законодательной власти и других нормативных

правовых актов.

О последовательном проведении в жизнь принципа разделения властей

можно говорить лишь в том случае, если наряду с законодательной и

исполнительной достаточно активно себя проявляет и пользуется

независимостью судебная власть.

Конституция Российской Федерации признает самостоятельность и право

органов судебной власти действовать независимо от других. В систему ее

федеральных органов включаются: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший

Арбитражный Суд, иные федеральные суды. Судебные органы и судьи действуют

на основе закона.

По мере продвижения России по пути демократических реформ и

преобразований принцип разделения властей в стране все более наполняется

реальным содержанием. Так, в становлении судебной власти большую роль

предстоит сыграть Закону о судебной системе Российской Федерации [4].

Пробивает себе дорогу в отечественной юридической науке и практике

отвечающий реалиям правовой государственности подход к характеристике права

как системы, воплощающей в себе общепринятые принципы и демократические

ценности [5 с.89]. Это - взгляд, пришедший на смену господствовавшей в

советской юридической науке концепции права как нормативно-классового

явления. Все более осознается необходимость разграничения права и закона.

В России пройдены важные шаги по пути ее превращения в правовое

государство. Существующая, хотя и не совершенная, концепция ведет к

разделению властей, возможности обжаловать неправомерные действия,

декларированные фундаментальные права. Но все же основы конституционного

строя России дают возможность полагать, что упоминание о "пройденных шагах"

не голословно. Так следует рассмотреть главу I конституции, в которой

излагаются основы конституционного строя России (6 статей). Наиболее

значимые, собственно основополагающие положения из этих статей следующие:

1. Россия есть демократическое федеративное правовое государство с

республиканской формой правления (статья 1).

2. Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью (статья 2).

3. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее

многонациональный народ (статья 3).

4. Государственная власть в России разделяется на законодательную,

исполнительную, и судебную, органы, которых самостоятельны (статья

10).

5. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: президент

РФ, федеральное собрание (совет федерации и государственная дума),

правительство РФ, суды РФ (статья 11).

6. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на

всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в

Российской федерации, не должны противоречить конституции РФ (статья

15).

Но для того, чтобы государство стало правовым, мало только законов.

Для этого требуется так же: действенное их применение, чтобы не возникало

ситуации, когда законы пишут не для всех, когда можно уйти от наказания.

Нужны реформы суда и особенно системы исполнения судебных решений, без чего

все превращается в пустой звук.

Сегодня судебная система в Российской Федерации - единая система всех

судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющие

общие задачи, организованных и действующих на единых демократических

принципах. Судебная система установленная конституцией Российской

Федерацией (глава 7) и федеральным конституционным законом. Создание

чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).

В судебную систему входят:

1. Конституционных суд Российской Федерации;

2. Суды общей компетенции, осуществляющие судопроизводство по уголовным,

гражданским, административным и иным делам, относящимся к их

подсудности, во главе системы которых стоят Верховный суд Российской

Федерации;

3. Арбитражные суды, осуществляющие разрешение экономических споров и

иных подсудных дел.

В целом судебная система строится в соответствии с национально-

государственным устройством и административно-территориальным делением

страны. Суд как государственный орган судебной власти осуществляет ее от

имени государства, а исполнение судебных актов обеспечивается силой

государства.

Следующим, не менее важным шагом к правовому государству будет

становление парламентаризма в России. Конечно, само явление

парламентаризма, тем более у нас в стране, весьма объемно и спорно.

В тоталитарных государствах народное представительство всегда

фиктивно, поскольку парламент через принимаемые им законы только оформляет

решение руководства правящей партии. Таким было это представительство и в

советской России. Таким образом, Россия не являлась государством

парламентаризма и только с началом перестройки и реформ началось

возрождение - поначалу громоздких - парламентских учреждений.

Но вернемся в наше время. Правовая основа Российской государственности

к началу 1992 года представляет собой "лоскутное одеяло", скрепленное из

законов СССР и законов Российской Федерации в составе Союза. Самое главное

- противоречивой оставались конституционная база государственной власти.

Такая противоречивость имела понятную причину. Шел процесс эволюционного, а

не радикального перехода России на общепринятые принципы построения

государства, общества и взаимоотношений между ними. Отсюда - переплетение

принципиально разных регуляторов общественных отношений.

В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг

другу два начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип

разделения и взаимного ограничения властей, ответственность власть перед

обществом. И старое - со строгой монопольной и иерархией системы Советов.

Несмотря на это были, однако, и важные достижения в законодательном

оформлении новой российской государственностью. В 1991 году было принято

Декларация прав и свобод человека и гражданина, которое явилось

основополагающим документом для дальнейшей законодательной работы по

обеспечению прав человека. Началась судебная реформа, значительными вехами

которой стали учреждения Конституционного Суда, арбитражных судов и суда

присяжных.

Это были важные шаги по созданию правовой основы преобразований. Они

снимали многие запреты, утверждали новые принципы. Тем не менее, они не

обеспечивали четкого о комплексного регулирования. Предусматривались новые

возможности и права, но не предусматривались механизмы их реализации,

гарантии и ответственности.

Оказалось, что за короткий срок просто невозможно создать стройную

правовую систему, обеспеченную, с одной стороны, качественными и не

противоречащими друг другу нормативными актами, а с другой - эффективными

правоохранительными институтами.

Еще одна проблема, мешающая становлению парламентаризма, но остающаяся

актуальной и по сей день - уровень правосознания людей. Поколения

формировались в условиях господства партийно-государственного произвола,

отсутствие политической и личной свободы. Правовой нигилизм, не понимание

универсальной ценности права, к сожалению, свойственны и большинству

граждан, и многим представителям власти. Представление о способах защиты

собственных интересах, которые поколениями складывались в головах людей -

это наиболее устойчивое наследие. Глубоко въелось привычка апеллировать при

решении своих проблем, в первую очередь, не к закону, не к суду, а к

партийной власти.

Кризис и развал партии-государства обрушил и прежнюю систему

управления - номенклатуру. Новая же система управления - через право - не

вырастает в одночасье, поскольку зависит от только от законодательства, но

и от уровня правового сознания. Выборы в декабре 1993 года и принятие

Конституции заложили правовую основу новой российской государственности.

Началось ее освоение. За два года принято большое число важнейших законов в

сфере экономики, регулирования институтов гражданского общества. Стало

формироваться новая политическая культура: был подписан Договор об

общественном согласии, обретен опыт разделения парламентской -

правительственного кризиса. Дважды избран парламент России, на

профессиональной основе занявшийся законотворчеством.

Тем не менее, представляется, что становление парламентаризма в России

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.