реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правосознание

Правосознание

Омский Государственный Университет.

Курсовая работа

по теории государства и права

Тема: Правосознание.

Выполнил: студент гр. Ю-95

Горохов Константин.

Проверил: Певнев А.Н.

г. Омск. 2000 г.

План.

1. Введение………………………………………………………… стр. 3

2. Понятие правосознания………..……………………… стр. 4

3. Элементы и структура правосознания………… стр. 8

4. Виды правового сознания…………………………… стр. 12

5. Функции правового сознания……………………… стр. 16

6. Правовой нигилизм и правовой идеализм… стр. 18

7. Заключение…………………………………………………… стр. 29

Список литературы…………………………………………………стр. 31

1. Введение.

История показывает, что только тогда правотворческая и

правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих

процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное

место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При

изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и

правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой

культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное

отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому

состоянию общества, в какой степени эмоциональное отношение влияет на

правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих

вопросах, в качестве темы реферативной работы я выбрал правосознание.

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование

всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве,

способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и

укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание

общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства,

эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые

представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и

запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок

поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование

правового поведения личности проявляется активная роль права,

правосознания.

Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой

верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового

государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть

профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

Так же в своей работе я рассмотрел вопрос, когда слаборазвитое

правовое сознание оказывает отрицательное значение на общество и его

институты. Формами такого отрицательного проявления являются правовой

нигилизм и правовой идеализм. Эти два явления важны для изучения и потому,

что мне будущему юристу-практику придется сталкиваться с этими явлениями, и

они играют не мало важную роль в процессе реализации правовых норм и

предписаний.

В литературе исследования правого сознания проводились довольно часто,

но в основном они касались социалистического правосознания (это связано с

господствующей до недавних дней марксистско-ленинской идеологией, что не

мало осложняло мои исследования в этом вопросе). Что касается правового

нигилизма и правового идеализма, то разработка этих вопросов началась в

нашей науке сравнительно недавно в конце 80-х начале 90-х XX века. Основные

ученые, которые занимались разработкой этой проблемой, являются Матузов

Н.И. и Туманов В.А. Долгая не разработка вопросов правового нигилизма и

идеализма так же связана с господствовавшей идеологией, которая эти

проблемы исключала в принципе.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования,

проведенного в данной работе, и раскрывает причины интереса автора к

изучаемой проблеме.

2. Понятие правосознания.

Для того, что бы рассмотреть вопрос о понятии правового сознания нам

следует обратиться к различным подходам к пониманию права, потому что

правосознание есть одна из категорий права (но в соответствии с разными

концепциями понимания права, что будет сказано далее, правовое сознание

играет разную роль в существовании и развитии права).

И так рассмотрим три основных подхода к пониманию права и в

соответствии с ними определимся, какое место занимает правосознание в

существовании права. Эти подходы выделяют в зависимости от того, в чем

усматривается основа (базовый элемент) права – норма права, правосознание,

правоотношение – нормативисткий, психологический и социологический[1] (это

три узких подхода, а широкий подход к пониманию права объединяет норму

права, правосознание и правоотношение в основе права). Нормативисткий

подход к пониманию права ставит в основу права – юридическую норму. Тем

самым он игнорирует роль правового сознания в создании и реализации

правовых норм. Психологическая теория основывается на правосознании, эта

теория признает правом конкретную психическую деятельность реальность –

правовые эмоции человека. Интуитивное право и выступает регулятором

человеческого поведения и потому рассматривается как реальное,

действительное право. Социологическая теория права рассматривает как

эмпирическое явление, в основу понятия права положено общественное

отношение, защищенное государством, а нормы закона и правосознание не

отрицаются этой теорией, а рассматриваются как признаки права. Само же

право это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Рассмотрев

эти три подхода можно прийти к выводу, что ни один из них не состоятелен в

отношении реальной действительности, ведь ни один из этих подходов не

является господствующим в нашем государстве. Но наиболее признанным

является широкий подход к пониманию права, который ставит в основу права

данные три правовых явления – норму права, правосознание и правовые

отношения, иными словами эти явления имеют одинаковую роль в существовании

права. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены и вместе с тем они играют

большую роль в существовании права.

Правосознание является одной из форм общественного сознания.

Общественное сознание в научной литературе определяется как особая форма

отражения объективной действительности осуществляемая человеком1. Формы

общественного сознания существуют в своем единстве, как одно целое —

активное отражение общественного бытия. Среди форм общественного сознания

выделяют правовое сознание, политическое сознание, нравственное или

моральное сознание, религиозное сознание, философское сознание и другие.

Эти формы сознания существуют в тесной связи, т.к. их носитель человеческий

мозг является общим для всех форм сознания и это обуславливает их

взаимосвязь и если говорят о каких либо формах сознания, то предполагают,

что это определенные мысли о какой-либо определенной сфере жизни, например

в области религии. Поэтому при рассмотрении правосознания следует учитывать

тесное взаимосуществование всех форм общественного сознания. Нет формы

сознания безразличной, нейтральной к праву2. Наиболее активно

взаимодействуют с правосознанием политические, нравственные и экономические

воззрения.

Правовое сознание есть определенная форма общественного сознания,

которая с одной стороны подчиняется определенным, общим для всех видов

общественного сознания закономерностям, а с другой стороны, обладает

определенными особенностями, что позволяет её отделить от других форм

общественного сознания.

В отечественной литературе существует другой подход на изучение

правосознание. Правовое сознание выступает как элемент правовой надстройки

наряду с правом и правовыми отношениями. Право, право сознание и

правоотношения находятся в тесной связи друг с другом, они взаимодействуют

и даже взаимопроникают3. Но не стоит отождествлять эти явления, так как они

не совпадают ни в своем содержании, ни в формах проявления. Эти категории

выступают в качестве разно порядковых, относительно самостоятельных

элементов, каждый из которых выполняет свою функцию, свою особую роль в

едином процессе функционирования правовой надстройки1. Но это подход не

отрицает существования правосознания как формы общественного сознания.

И так, правовое сознание – это одна из форм общественного сознания,

представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок,

чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности2.

Будучи специфической формой сознания, правовое сознание имеет особый

предмет отражения и объективного воздействия. Предметом отражения

правосознания являются окружающая юридическая или правовая

действительность. В юридическую действительность входят правоотношения,

юридические нормы, правовые явления, механизм правового регулирования,

поступки людей в сфере права и т.д., одним словом, все, что связано с

правом. В юридическую действительность включают и те общественные

отношения, которые нуждаются в правовом регулировании. Это возникает

вследствие объективных свойств присущих законодательству и общественным

отношениям соответственно статичностью и динамичностью.

Так же специфичным для правосознания является способ отражения

юридической действительности. Осознание правовых явлений жизни общества

осуществляется посредствам специальных юридических категорий. Категории

правосознания – это наиболее общие понятия, с помощью которых общество

оценивает юридическую действительность. Основными, присущими только

правовой форме общественного сознания, являются категории юридических прав,

юридических обязанностей и законности1. На основе этих категорий

правосознание оценивает поведение субъектов права, как правомерное

(соответствующее правам, обязанностям и требованиям законности, вытекающие

из норм права) и неправомерным (противоречащее обязанностям или нарушающее

права, вытекающие из правовых норм). Законность, юридические права и

обязанности – это наиболее общие категории, свойственные любому типу

правосознания. Из этих категорий развиваются все другие более сложные

категории: правосубъектность, право порядок, правонарушение; и такие

понятия, как правомерное и неправомерное, законное и противозаконное,

юридическое и неюридическое. Категории правового сознания не являются

неизменными. Их смысл и содержание зависит от господствующих политических,

экономических, моральных, философских взглядов и воззрений в обществе.

3. Элементы и структура правового сознания.

Структура – это внутренняя организация целостной системы,

представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия

образующих его компонентов2. Структура всегда выступает как совокупность

элементов и их взаимосвязей, как упорядоченность и организованность

системы, как характер, закон, способ связи элементов. Наука выделяет два

элемента правового сознания – это правовая психология и правовая идеология.

Правовая психология – это оценки, чувства, переживаний, традиции,

привычки, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности.

Правовая психология является исходной ступенью правового сознания, она

происходит на эмпирическом уровне и независимо от деятельности

человеческого мозга (бессознательно). Правовая психология так же имеет свою

структуру.

Самой изменчивой частью правовой психологии являются правовые

чувства, переживания (эмоциональная сторона правовой психологии). Правовые

чувства всегда связаны с отношением людей к праву, законности, с одобрением

правовых действий и негодованием по отношению к ним, с доверием или

недоверием к правовым установлениям и всей юстиции. Они являются откликом

на какие-нибудь события и факты правовой жизни общества. Очень часто

причинами правовых чувств являются какие-либо события в правовой сфере

жизни общества (нарушения законности, совершение преступлений.) Правовые

чувства выступают всегда как психические переживания, которые возникают в

сознании человека по поводу того или иного общественного отношения,

регулируемого правом1. Правовые чувства имеют относительно самостоятельное

значение. В правовых чувствах выражается в эмоциональной форме отношение

людей к поступкам и действиям, регулируемым правовыми нормами.

Важной стороной правовой психологии являются правовые настроения.

Правовые настроения могут побуждать людей к правовой деятельности,

соблюдению и уважению права или приводят к его нарушению. Они накладывают

существенный отпечаток на все поведение людей. Правовые настроения

отличаются от правовых чувств тем, что они носят более массовый характер,

значительно устойчивее, слабее проявляются. Правовые настроения могут

выступать не только как отдельный элемент, но как состояние правовых

чувств, связанное с определенным поведением людей. Эти настроения

развиваются под влиянием многих факторов, хотя решающая роль принадлежит

общественному бытию. Однако велика роль здесь и субъективного фактора:

соблюдение принципа равенства всех перед законом, успехи в укреплении

законности и правопорядка, активность государства и общественности в борьбе

с правонарушениями и т.п. Правовые настроения бывают оптимистическими и

пессимистические.

Важным элементом правовой психологии являются правовые

представления. У людей в всегда имеются определенные представления о праве,

правосудии, законности, преступлении, наказании и др. Этот элемент имеет

очень важное значение для реализации норм права, потому что если у индивида

складывается не правильное представление о праве, на пример, только как о

системе нормативно правовых актов, это не будет способствовать дальнейшему

развитию его представления о праве в целом, потому что индивид перестанет

интересоваться правом, т.к. он будет считать, что он все знает о праве.

В правовой психологии наряду с чувствами, настроениями,

представлениями имеются и другие элементы, такие как правовые эмоции,

правовые навыки. Правовые эмоции – это выражение отношения субъекта к

отражаемой действительности в форме положительного или отрицательного или

смешанного проявления в виде печали радости восторга и т.д. Правовые навыки

– затверженные стереотипы правового поведения.

Особенностью правовой психологии является то, что она возникает

всегда как массовое правосознание, являясь продуктом непосредственной

деятельности социальных общностей1. Это имеет место в различных видах

правовой деятельности людей: в правовом творчестве, в применении и

исполнении права.

Второй уровень – правовая идеология. Это отражение правовой

действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов,

понятий, суждений, осуществляемое на рациональной основе, т.е. связано с

логическим мышлением, с его формами, а не с чувственным опытом, который дан

нам в ощущениях. Правовая идеология представляет собой систематизированное

ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются

интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-

правовых средств в этом процессе. Она выступает как концептуальная система

идей отражающих действительность с определенной позиции1.

Основными признаками правовой идеологии являются: во-первых,

концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей данного

общества; во-вторых, выработка ее идеологами (политиками, юристами,

философами); в-третьих, целеустремленная направленность правовой идеологии

к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать

мотивом практической деятельности общества, народа. Правовая идеология не

является непосредственным продуктом общества как правовая психология, а

представляет собой результат сознательной, целеустремленной и

организованной деятельности теоретиков.

Правовая идеология так же имеет свои элементы: понятие, суждение,

умозаключение, принцип, теория, концепция и т.д. Большинство определений

этих элементов можно найти в формальной логике, что подчеркивает

теоретический характер правовой идеологии.

Уместно показать отличие и взаимосвязь правовой психологии и

идеологии. Отличие правовой психологии от идеологии. Первое отличие

проявляется в том, что правовая психология отражает правовую

действительность не как систему, а как некий набор не связанных фактов,

сторон окружающей правовой действительности. Правовая идеология наоборот,

отражает правовую действительность как системное целое. Правовая психология

отражает правовую действительность на эмпирическом уровне, т.е. на уровне

тех фактов, которые воспринимает субъект. Правовая идеология – на уровне

присущей ей закономерностей, выходит за рамки жизненного опыта субъекта.

Правовая психология более продвинута, быстрее реагирует на изменения в

правовой действительности, т.к. субъект эти изменения испытывает

непосредственно на себе. Правовая же идеология медленнее реагирует на

изменения в правовой сфере, потому что для глубокого изучения требуется

время.

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем.

Во-первых, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то

она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного

опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во-вторых, если

проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида

никогда не выйдет из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с

которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая

психология наиболее важный показатель практической реализации правовых

принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета

правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в

единстве эти две сферы правосознания всесторонне отражают общественное

бытие и оказывают активное воздействие на всю социальную жизнь общества

4. Виды правового сознания.

Существует два основных основания, по которому можно разделить

правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в

зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этому

основанию выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества.

Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяют обыденное и

теоретическое или научное правовое сознание.

Я считаю, что существует два этапа существования общественного

правового сознания. Первый этап связан со становлением общественного

сознания, второй же связан с влиянием общественного правового сознания на

становление правосознания личности. Т.е. первый этап связан с формированием

правового сознания общества и формирует его индивидуальное сознание. Ведь

по сути дела общественное сознание это есть нечто абстрактное, и оно

представляет собой не один какой-нибудь мозг, а как я считаю, наиболее

устоявшиеся идеи, представления, концепции по поводу права и его

институтов. В конечном счете, можно сказать, они обусловлено экономическим

базисом, т.к. право явления надстроечные. И тогда общественное правовое

сознание складывается из наиболее общего отражения юридической

действительности, свойственного большей части общества. И когда

общественное сознание существует в обществе, то новые индивиды, которые

появляются в данном обществе, они принимают эти общие черты отражения

правовой действительности, навязанные им существующим государством и

правом, но не всецело. И тогда то и проявляется влияние общественного

правового сознания на индивидуальное, т.е. проявляется второй этап. В связи

с этим и появляется разногласия у ученых одни видят, что общественное

сознание преобладает над индивидуальным, другие наоборот, что

индивидуальное преобладает над общественным. Но не стоит идеализировать

общественное и индивидуальное правовое сознание, т.к. общество не стоит на

месте оно развивается и меняется (но не столь заметно). Вместе с обществом

развивается и изменяется и общественное правовое сознание. А т.к.

источником общественного правового сознания выступают наиболее общие идеи,

представления, концепции о праве и его институтах, и последние формирует

индивидуальное правое сознание. То здесь видим несомненное влияние

индивидуального правового сознания на общественное. Вот так я представляю

взаимодействие и взаимовлияние общественного и индивидуального правового

сознания. И сходя из этого можно уточнить понятия общественного и

индивидуального правового сознания. Так же необходимо указать в этой

системе роль группового правосознания. Группы людей возникают на основе

общих интересов и потребностей, исходя из этого, правосознание у членов

данной группы будет включать, те представления о праве и его институтах,

которые наиболее схожи у членов данного коллектива. Правовое сознание

индивидов данной группы отражает правовую действительность через призму

своих потребностей и интересов, что и обуславливает схожесть

индивидуального правового сознания и объединение в правосознание данной

группы. При следующим рассмотрении каждого вида правосознание, я буду

исходит из того, что общественное сознание уже сформировалось в обществе.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.