![]() |
|
|
Понятие государстваПонятие государстваСодержание 1. Введение 2. Понятие государства 3. Признаки государства 4. Формы правления в государстве 5. Функции государства 6. Заключение 7. Литература 1. Введение. Государство , политика , право и законодательство , являются , как , известно , объектами исследования различных гуманитарных наук / юриспуденции , социологии , политологии и т.д. /. Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования ранне классовое общество и государства. Теория государства и права , как и всякая наука , имеет свою историю возникновения , становления и развития. Без изучения теории государства и права невозможно анализировать современные политические процессы и явления. Наука о государстве зародилась в странах Древнего востока , но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме. Выдающийся мыслитель античности Платон / 427 –397 г.г. до н.э. / написал произведение «государство» , « законы». Предшественники Платона софисты / Протогор , Протик и др./ утверждали , что политика и государство это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей» , а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми , противоречивое и не изменчивое творение человеческого разума. Платон находил подобные учения неверными , что они , по его мнению призывом к неповиновению законам. Не смотря на достигнутые договорённости , люди могут нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный порядок в обществе. Согласно Платону , «естественным » путём возникают возникают лишь «порочные формы государства ». К таким порочным формам он относит тимократию , аллигархию , демократию и тиранию. Тимократия – это власть честолюбцев. Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В результате тимократия переходит в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства : одно для богатых , другое для бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства . Демократическое государство сверх нормы « пропитана свободой ». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В данных условиях власть захватывает какой – либо сильный род , а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна , а постепенно разрушается. Всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный круг , Платон , предлагает вариант идеалього государства – справедливого правления « аристократов духа » - мудрецов. В нём должно быть « красивым всё в целом » , сохраняется всеобщность государственного принципа : свобода государства в отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость , состоящую в том , что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий : философы - правители , стражи – воины , ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом , а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего : ни семьи , ни собственности - всё общее. Идея Платона о разделении труда , лежащая в основе возникновения государства. Аристотель / 384 – 322 гг. до нашей эры / делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал , что человек – «политическое животное и поэтому несёт в себе инстинктивное стремление к совместному жительству » , развитие общества идёт от семьи к общине , а от неё к государству – полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природой целью человеческих существ – общением. Государство , как семья и община , выступает формой общественных связей , к тому же высшей. Поэтому , по мысли Аристотеля , человек есть «животное государственное ». Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те , где истинная цель состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы , в которых имеются выгоды одних правителей , а не народа. Государственный строй , по Аристотелю , представляет из себя такой порядок , при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство , аристократию или господство лучших и « политию » или республику. Каждой правильной форме противопоставляется неправильная : тирания , где имеется в виду только польза правителя ; олигархия , где правят богатые для собственной выгоды ; Демократия , где властвуют бедные , имея в виду только себя. В учении Аристотеля , как и у Платона , имеют место тоталитарные тенденции : человек – часть государства , личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин – это частица политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми , но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными , судебными и законодательными делами , а сельское хозяйство и промышленное производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность , но пользоваться ею , по мнению Аристотеля , следует сообща т.к. неравенство становится причиной возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля – государство , в котором только закон есть сила , а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя , основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых. В Древнем Риме Марк Тулий Цицерон / 106 – 43 гг до н.э. / в работах « О государстве » и « Законы » уделял большое внимание разработкам проблем правового равенства. Согласно Цицерону , государство и право возникают не по произволу , а в соответствии со всеобщим требованием природы , включаемым в том числе , и веления человеческой природы. Государство , по Цицерону , основано на всеобщем равенстве и справедливости , оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государств является охрана собственности. В основе права лежит справедливость , первым требованием которой является не навредить другим и не покушаться на чужую собственность. Цицерон выделяет три формы государства : царская власть , власть оптимистов /аристократии / , народная власть /демократия /. Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму , важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов» , существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств , налагаемих международными договорами. В средние века учение об общественном устройстве предложил Августин Авелий / 354-430 гг./ и Фома Аквинский / 1224 –1274 гг. /.Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах : божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град – это град проклятых Богом людей , нечестивцев , которые обречены на гибель. Град божий или Божье царство образуют праведники , которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви « град Божий » реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господство церкви над государством, духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть , его право назначать и смещать государей. Доминиканский монах Фома Аквинский учил , что повиноваться властям следует лишь в той мере , в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоёвана , отобрана у законного правителя , то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей , если они предписывают греховные деяния. Фома Аквинский бал сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии : абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней , так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах. В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли /1469 – 1527 гг/. В работах « Государь » и « Рассуждения па первую декаду Тита Ливия » он рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение властвующих и подвластных , наличие соответствующим образом устроенной , организованной политической власти , юстиции , учреждений и законов. При рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение республике , а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств , а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает также большое влияние на государство борьбы противоположных классов : простого народа и элиты , имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или смешанную форму государства , в которой сочетается демократический , аристократический и монархический элементы власти. В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов , как Т. Гоббс , Дж. Локк , Б. Спиноза , Ш. Монтескье , М.Ф. Волтер , Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томмас Гоббс /1588 – 1679 гг./. В работе « Левиафан или материя , форма и власть государства » он описывает хаос естественного догосударственного существования людей , жизнь без красоты , промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты , но люди , будучи разумными , нашли выход из хаоса – общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и её носитель , государство , по мнению Гоббса , учреждаются людьми путём договорённости между собой , индивиды доверяют единому лицу , верховной власти над собой. Государство и есть лицо , использующее силу и средство для людей , как оно считает необходимым для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал , что заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние , индивиды утрачивают возможность изменить форму правления , освободится из - под действия верховной власти. По его мнению , могут существовать три формы государства : монархия , демократия и аристократия , которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти , а пригодностью к осуществлению той цели , для которой они были установлены. Права государственной власти, по теории Т.Гоббса , были вполне совместимы с интересами классов, осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно , что по современным меркам Гоббс больше консерватор , чем либерал , т.к. даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так , что выводы оказались консервативными : свобода возможна лишь в том случае , если люди передают право распоряжаться ею монарху. Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануил Кант /1727 – 1804 гг./ и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля / 1770 – 1831 гг./. Кант в работах « К вечному миру » и «Метафизические начала учения о праве » даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту , - это цель , а не средство. Способность человека « давать себе закон » и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществления этого закона выражает его моральную автономию. Высшей формой , обеспечивающей свободу , выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе. Смысл принуждения , по Канту , состоит в эквиваленте возмещения ущерба , который принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой , носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает учение о свободной воле , которая соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: абстрактное право , моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора ; учение о морали касается проблем умысла и вины , намерения и блага , добра и совести ; учение о нравственности включает проблематику семьи , гражданского общества и государства. 2.Понятие государства. Понятие государственная общественная организация содержит общие – основные признаки государства . Некоторые из признаков государства состовляют относительно неизменные основы государственной организации человеческого общества , а некоторые из признаков , по мере развития общества теряют или изменяют новые структуры и функции. Само понятие – это логически оформленная общественная мысль о классе предметов, явлений. /2/ Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства: а/ социологический; б/ марксистский. Социологическая концепция определения понятия государства выделяют три его признака: а/ совокупность людей – народ ; б/ господствующую над ними власть ; в/ территорию как предел действия этой власти. Эти признаки , взятые в еднстве , образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определёной территории. Марксистская концепция рассматривает государство как историческое явление. Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати , которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на обычиях , традициях , авторитете старейшин , представлявших всеобщие интересы. Но разделение общества на классы и связаное с этим услажнение общественной жизни требовали создание особого органа , регулируюшего различные функции общества. С одной стороны , господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось государство , которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны , поскольку этот класс выступает со стороны всего общества , постольку его политическая организация является формой организации всего общества в целом. Поэтому государство является органом , управляющим делами всего общества. Если государство небыло всеобщей общественной организацией , политической оболочкой всего общества , то оно не могло быть и органом политической власти одного класса над другим. Чтобы полнее раскрыть специфику государства , необходимо проанализировать его признаки: а/ наличие особого слоя людей , занятых управлением т.е. аппарата чиновников; б/ публичная власть т.е. органы политического принуждения / армия , разведка , милиция , суд , тюрьмы и т.д. /; в/ территориальноеделение общества на отдельные ячейки государственного управления , при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием всё население страны. Эти признаки , взятые в единстве , дают возможность определить является ли данное общественное образование государством или нет. В своих работах Маркс и Энгельс размышляли о признаках государства в работах ,, Происхождение семьи , частной собственности и государства “, ,, варварство и цивилизация. 3.Признаки государства Государство – это сложное социальное образование , которое можно познать путём абстракции. Ему присущи следующие признаки. Территория – это пространственная основа государства , его физическая , материальная опора. Без территории государство не существует , хотя может изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в войне , или увеличиваться в процессе экспансии , или изменяться в процессе экспансии , или изменяться в соответствии с договорами о делимитации границы /. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может проходить по суще , водному и воздушному пространству , континентальному шельфу и т.д. / На территории государства проживает население , где в полной мере действует власть политическая. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах , как ,, подданный “ , ,, гражданин “ , ,, лицо без гражданства “ , ,, иностранец “. Гражданин устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. /1/ В монархических государствах , как правило , термину « гражданство » соответствует термин « подданство»./1/ Приобретение « гражданства » происходит , как правило , по рождению / на основе « права крови » , т.е. национальной принадлежности родителей , как в Дании , Афганистане и т.д. , или « права почвы » - по месту рождения , как в США , Аргентине / , а также в порядке натурализации , т.е. приёма в гражданство. Процедура натурализации производится на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством./1/ На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать её от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. Население , т.е. человеческое общество , проживающее на территории государства. Население и народ / нация / - понятия не тождественные. Народ / нация / - это социальная группа , члена которой обладают чувством принадлежности к ней благодоря общим чертам культуры и историческому сознанию. В науке конституционного права понятие народ обычно подразумевающее всё население данного государства , образующее единую социально – экономическую общность независимо от деления его на какие – либо национальные общности / в конституционной доктрине ряда стран в том числе Р.Ф. , употребляется выражение « многонациональный народ » /. В этом смысле современные конституции говорят о народе как о « носителе суверенитета и единственном источнике власти » в государстве / например , п.1 ст.3 Конституции Р.Ф. 1993 года ./1/ Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Народ впервые стал общепринятым субъектом международного права в 1945 году в результате закрепления в Уставе ООН принципа « равноправия и самоопределения народов ». Ныне в международном праве закрепляется широкий круг прав народов , обобщаемый в различных конвекционных актов. В месте с тем общепринятого всем международным сообществом понятия « народ » до сих пор нет./1/ Мы же попытаемся в свою очередь дать определение народа / нация / - это социальная группа , члены которой обладает чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Далее , отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными , что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства , например , федерализация или автономизация. Федерализм / фр. federalisme / - одна из двух форм территориальной организации государства , предполагающий сложный , союзный характер. С 1992 года – одна из основ Конституционного строя Р.Ф. , основополагающий принцип государстено – территориального устройства Р.Ф. , за счет которого обеспечивается единство страны , децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Р.Ф. и её субъектами , а также равноправие и самоопределения народов в составе Федерации./1/ Автономия / гр. autonomia / - самоуправленние , букв. самозаконие ; от autos – сам и homos – закон / - в праве в широком смысле определенная степень самостоятельности каких – либо органов , организаций , территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. Иногда « автономией » называют сами самоуправляющие сообщества./1/ Публичная власть. Термин « власть» означает способность влиять в нужном направлении , подчинять своей воле , навязывать её подвластным , осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой / слоем / людей , которая им управляет. Иначе их называют чиновниками , бюрократией , управленцами , политической элитой и т.п. Власть политической элиты имеет институализированный характер , т.е. осуществляется посредством органов и учреждений , объединённых в единую иерархическую систему. Механизм государства , являющийся материальным выражением государственной власти , позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его состовляющим относятся судебные , законодательные и исполнительные ораны. Иституции / от лат.institutio - наставление / термин , используемый как форма слова « институт » для обозначения количества органов или учреждений./1/ Государство вследствии своей институализированности обладает относительной стабильности. Правители меняются , а государственные учреждения остаются , Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |