реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Политические и правовые учения в древнем мире

обнако, большинство людей не понимают всеуправляющего разума, которому

надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и

неразумных, лучших и худших.

Социально-политическое неравенство оправдывается им как

неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы.

Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит

выступал за правление лучших. По его мнению для формирования и

принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном

собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему логосу

(всеуправляющему разуму), понимание чего одному (лучшему) более

доступно, чем многим.

Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита,

оказавших заметное влияние на последующих мыслителей, является выбор

ими интеллектуального (духовного, а не природного) критерия для

определния того, что есть «лучший», «благородный», «добронравный» и

т.п. (все это - символы «аристократа»). Благодаря такому переходу от

аристократии крови к аристократии духа, сама она превращалась из

замкнутой касты в открытый класс, доступ в который был поставлен в

зависимость от личных достоинств и усилий каждого.

Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере

содействовало углубление философского и социального анализа проблем

общества, государства, политики и права.

У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть

возниконовение и становление человека, человеческого рода и общества

как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого

процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и

животным и опираясь на свой собственный опыт, приобрели все свои

основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.

Таким образом, человеческое общество появляется лишь после

долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного

природного состояния. В этом смысле общество, полис, законодательство

созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само их

происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не

случайный процесс.

В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и

справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан

должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Для

сохранения государственного единства требуется единение граждан, их

взаимопомощь, взаимозащита и братство.

Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь

людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов,

необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их

повиновение закону. Законы, соответственно, нужны для обычных людей

для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное

причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы

не нужны.

В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико-

правовая тема широко обсуждалась и связывалась с именами софистов.

Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах

государства и права. Многие из них были выдающимися просветителями

своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в области философии,

логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права.

Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали

различные философские, политические и правовые взгляды. Различали два

поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.) и

младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие из старших

софистов придерживались в целом демократических воззрений. Среди

младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются

приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании).

Принципиальным критиком софистов был Сократ. Уже при жизни он

был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с

тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими

просветительское дело.

Сократ задимался поисками рационального, логически-понятийного

обоснования объективного характера этических оценок, нравственной

природы государства и права. Обсуждение морально-политической

провлематики Сократ поднял на уровень понятий. Тем самым закладывались

начала собственно теоретического исследования в данной области.

Сократ различал естественное право и закон полиса, но он

считал, что и естественное право и полисный закон восходят к разумному

началу. Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и

сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических

и правовых явлений. На этом пути он пришел к выводу о торжестве

разумного, справедливого и законного.

В плане практической политики сократовские идеи означали

правление знающих, т.е. обоснование принципа компетентного правления,

а в теоретитческом плане - попытку выявить и сформулировать

нравственно-разумную основу и сущность государства.

Учеником и последователем Сократа был Платон. Учение об идеях

появляются у Платона в диалогах «Государство», «Политик».

Смысл платоновского учения об идеях состоит в том, что

«истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», а

данные ощущению эмпирические тела, вещи и явления – не истинны,

поскольку вообще относится не к бытию, а к чему-то подвижному,

становлению.

В своем диалоге «Государство» Платон, конструируя идеальное

справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по

его представлениям, существует между космосом в целом , государством и

отдельной человеческой душой. Справедливость состоит в том, чтобы

каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

Кроме того, справедливость требует иерархической соподчиненности этих

начал во имя целого: способности рассуждать подобает господствовать;

яростному началу - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому

началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим, которое «по

своей природе жаждет богатства».

Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное общими

потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что

наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда

между гражданами государства..

Государство трактуется им как реализация идей и максимально

возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни

- в полисе. Идеальное государство Платона - справедливое правление

лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о

том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе

лежит божественное начало.

Понимая изменения и смену различных общественно-государственных

форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон говорит о

соотношении пяти видов государственного устройства (аристократия,

тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного

склада людей.

Мыслители древней Греции внесли существенный вклад в развитие

политико-правовых воззрений, в теоретическую разработку проблем

государство и право. Этим обусловлено их заметное влияние на

последующих авторов и их выделяющееся место в истории политико-

правовых учений.

Кроме образцового государства, правитель которого

руководствуется истинным знанием, Платон выделяет здесь еще три вида

правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый из

которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делятся

надвое: законная монархия – это царская власть, противозаконная –

тирания; законная власть неимущих – аристократическая, незаконная –

олигархия; далее демократия с законами и без законов. Итого, вместе с

истинным правлением, всего семь форм государства.

Политика – это согласно Платону, царское искусство, требующее

знания и умения управлять людьми. Во всех иных государствах, во главе

которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через

законы, начертанные по мере сил сведующими людьми.

Заметным влиянием пиифогорейской цифровой мистики и религиозно-

мифологических верований отмечен последний труд Платона – «Законы».

В «Законах» в зависимости от величины имущества граждане

делятся на четыре класса. Никто из частных лиц не имеет права владеть

золотом и серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая

роскошь.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой

мысли после Платона связано с именем его ученика и критика -

Аристотеля.

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о

политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное

понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления

о нравственности, знание этики.

Объектами политической науки являются прекрасное и

справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в

этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и

распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является

«арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область

гражданского-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д.

Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического

равенства» и означает деление общих благ по достоинству,

пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь

возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами

(властью, почестью, деньгами).

Основным итогом этических исследований, существенным для

политики, является положение о том, что политическая справедливость

возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному

сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность.

Государство, по Аристотелю, - продукт естественного развития. В

этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным

общениям, как семья и селение. Но государство - высшая форма общения,

обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все

другие формы общения достигают своей цели и завершения. Человек по

своей природе существо политическое, и в государстве завершается

развитие этой политической природы человека.

Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в

учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней

трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость

и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы

Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и

формированию эллинистических монархий.

Социальная и политико-правовая проблематика освещается

Аристотелем с позиций идеального понимания полиса-города-государства

как политического общения свободных и равных людей.

Самую правильную форму государства Аристотель называет

политией. Из неправильных форм государства тирания – наихудшая.

Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве.

В связи с освящением темы войны Аристотель подробно останавливается на

проблеме рабства. Военное дело подчеркивает он нужно не для

порабощения других народов, а прежде всего для того, чтобы самим не

попасть в рабство. В целом право Аристотель называет «политическим

правом», которое делит на естественное и условное.

Полибий, видный греческий историк и политический деятель

эллинистического периода, характеризует смену государственных форм как

кругооборот в рамках определенного замкнутого цикла. Политико-правовая

мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и

Полибия.

По своим философским воззрениям Эпикур был продолжателем

атомистического учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается

по своим собственным законам, без участия богов.

Этика - связующее звено между его физическими и политико-

правовыми представлениями. Этика Эпикура носит индивидуалистический

характер. Свобода человека - это его ответственность за разумный выбор

своего образа жизни.

Главная цель государственной власти и основания политического

общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности

людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу

вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и

удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются

Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе -

взаимной безопасности.

Основателем стоицизма был Зенон. Мироздание в целом, согласно

стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и

господствующее начало есть одновременно «разум мироздания, или закон

всего сущего в мироздании». Судьба в учении стоиков выступает в

качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время

божественный характер и смысл.

В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков,

естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между

собой. Государство, следовательно, выступает как естественное

объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.

Отталкиваясь от универсального характера естественного закона

стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане

единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.

Учение стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия -

греческого историка и политического деятеля.

Для него характерен государственнический взгляд на происходящие

события, согласно которому то или иное устройство государства играет

определяющую роль во всех человеческих отношениях.

Историю возникновения государственности и последующей смены

государственных форм Полибий изображает как естественный процесс,

совершающийся по «закону природы». Всего имеется шесть основных

форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и

смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство,

тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Полибий полагает, что «совершеннейшей формой надлежит признать

такую, в которой соединяются особенности царства, аристократии,

демократии».

Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух

основных начал, присущих каждому государству. Он подчеркивал

взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими

нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-

политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее

развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были

первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания.

Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю

философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими

фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных

сферах теории и практики.

Глава 3. Общая характеристика основных направлений политической

и правовой мысли в Древнем Риме

История древнеримской политической и правовой мысли охватывает

целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в

социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима.

Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754

-510 гг. до н.э.), республиканский (509 - 28 гг. до н. э.),

императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Причем единая Римская

империя в 395 году н. э. была окончательно разделена на Западную

(столица - Рим) и Восточную (столица - Константинополь) империи, и

последняя (Восточно-римская, Византийская империя) просуществовала

до 1453 года. Политико-правовые институты и воззрения в Древнем

Риме развивались на протяжении его долгой истории в условиях острой

борьбы между различными слоями населения - патрициями и

плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими,

оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками

свободных низов), свободными и рабами.

В условиях рабовладельческого общества, где рабы не были

самостоятельными субъектами политической и правовой жизни и

оставались лишь объектами чужой собственности, борьба за политическую

власть развертывалась внутри привилегированного меньшинства.

Хотя движения рабов не выдвинули сколько-нибудь четких и

самостоятельных политико-правовых концепций и программ, однако

они, нанося чувствительные удары по устоям рабовладельческого

строя, несомненно, оказывали влияние на развитие политической и

правовой идеологии тогдашнего общества. Это влияние заметно и в том

внимании к «проблеме рабов», которая характерна для ведущих теорий

Древнего Рима, для учений Цицерона, стоиков, юристов, идеологов

раннего христианства.

Древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным

воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примечательно,

что, когда в середине V века до н. э. плебеи потребовали составления

писаного законодательства, в Грецию были направлены римские

посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и особенно с

законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы при

составлении важного источника древнеримского права - знаменитых

3аконов ХII таблиц (первые десять таблиц были приняты в 451 году до

н. з., две последние составлены и приняты в 45О - 449 гг. до н.э.).

Значительное влияние на древнеримских авторов оказали, кроме

того, взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков,

Полибия и многих других греческих мыслителей.

Так, материалистические воззрения Демокрита и Зпикура,

представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от

первоначального естественного состояния до создания упорядоченной

политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном

характере государства и права были восприняты и развиты Титом

Лукрецием Каром (99 - 55 гг. до н. э.) в его известной поэме «О

природе вещей».

В своих теоретических построениях римские авторы использовали

естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и

политической справедливости, о формах государства, о смешанной

форме правления и т. д.

Однако следует иметь в виду, что римские авторы не

ограничивались лишь простым заимствованием положений своих

предшественников, а применяли их творчески и развивали дальше с

учетом специфических социально-политических условий и задач римской

действительности. Например, характерная для древнегреческой мысли

идея взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее развитие

и новое выражение в трактовке Цицероном государства как

публично-правовой общности. Представление греческих стоиков о

свободном индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и

юристами) при создании, по существу, новой концепции - понятия

юридического лица (правовой личности, персоны).

Значительным достижением древнеримской мысли было создание

самостоятельной науки - юриспруденции. Римские юристы тщательно

разработали обширный комплекс политико-правовых проблем в области

общей теории государства и права, а также отдельных юридических

дисциплин (гражданского права, государственного и административного

права, уголовного права, международного права).

Римские авторы в своих построениях теоретически отразили

ту новую, отличную от древнегреческой, историческую и

социально-политическую реальность, в обстановке которой они жили и

действовали (высокое развитие рабовладения и отношений товарного

производства, кризис полисного устройства государства и старой

полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от

республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам

единоличной власти - к принципату и доминату, кризис рабского труда

и становление колоната и т. д.). Оставаясь идеологическими

защитниками основ существовавшего строя, они вместе с тем в

теоретическом отношении внесли своим творчеством заметный вклад в

историю учений о государстве и праве и тем самым оказали большое

влияние на последующее развитие политико-правовых учений в

средневековье и новое время.

§ 1. Учение Цицерона о государстве и праве

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) знаменитый

римский оратор, государственный деятель и мыслитель. В его обширном

творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и

права. Специально эти вопросы освещены им в работах «О государстве» и

«О законах». Целый ряд политико-правовых проблем он рассматривает и в

других произведениях (например, «Об обязанностях»), а также в

многочисленных политических и судебных речах.

Государство (respublica) Цицерон определяет как дело,

достояние народа. Причем он подчеркивает, что «народ не любое

соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а

соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах

права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке

Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его

свободных членов, что было характерно и для древнегреческих

концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение

этих членов, как определенное правовое образование, «общий

правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков юридизации

понятия государства, которое в последующем имело много приверженцев,

вплоть до современных сторонников идеи «правового государства».

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.