реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основы государства и права

Основы государства и права

Контрольная работа № 00

по предмету «Основы теории государства и права»

Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Определение государства.

Ответ: Исходными чертами государства является то, что оно есть:

а) явление общественное;

б) явление политическое;

в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой

состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по

двум направлениям:

I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя

Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая

непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества

на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.

В отличие от других видов социальной власти государственная власть

является

- аппаратной (имеет механизм осуществления),

- суверенной (не зависит от иной власти),

- легитимной (опирается на закон).

Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду с

аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия,

полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

Третий признак государства - разделение населения по территориальному

принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой

проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа

является административно-территориальное деление на такие административные

регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных

пределов и установление государственной границы.

Четвертый признак государства - государственная казна, с

существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные

публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в

установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и

внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то,

что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его

функционирование.

П. Отличие государства от других политических организаций общества

0т других политических организаций государство отличает прежде всего

его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух

сторон:

а) независимости государства вовне;

б) верховенства государства внутри страны.

Верховенство государства внутри страны проявляется:

а) в исключительном праве государства официально представлять все

общество, а не отдельные его части;

б) в универсализме - власть в государстве распространяется на все

население;

в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем

самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

а) в признании данного государства международным сообществом в

качестве субъекта межгосударственных отношений;

б) в осуществлении самостоятельной внешней политики;

в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела

суверенного государства.

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти)

вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических

организаций:

а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны,

обозначенную государственной границей;

б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде

подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и

обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

в) только государство обладает правом издавать властные

общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе

отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой

общественной власти;

г) только государство обладает монополией на легальное применение силы

(в том числе и физического принуждения) в отношении населения;

д) у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая

другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы

безопасности, тюрьмы и т. п.).

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать

как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и

всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-

организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка»,

которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе

которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата

управления, выделившегося из общества и стоящего над ним

Данное определение подчеркивает структурный характер организации

государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством

которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение

является односторонним и неполным, так как характеризует государство

исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены

которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными

структурами и отношениями публично властного характера.

Данное определение характеризует государство как политически

организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как

таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников.

Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция,

которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и

соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат

управления обществом, в широком смысле государство — качественно

определенная модель политической организации общества, структурными

элементами которой являются законы, публичная власть, население,

территория, армия и правоохранительные органы.

Вопрос 2. Понятие формы государства.

Ответ: Форма государства — это его устройство, характеризующее способы

организации высших органов государственной власти, территориальной

организации государства и осуществления государственной власти.

Другими словами, форма государства — это его структурное,

территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства,

взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления,

административно-территориальное деление и политический режим.

I. Форма правления выражает способ организации высших органов власти,

то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы

государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом

правит в государстве.

Существует две основные формы государственного правления — монархия и

республика.

Характерные черты государственного правления

|МОНАРХИЯ |РЕСПУБЛИКА |

|существование единоличного носителя |выборность высших органов |

|верховной государственной власти |государственной власти и их |

| |коллегиальный (коллективный) характер |

|династическое наследование верховной |наличие выборного главы государства |

|власти | |

|пожизненная принадлежность власти |избрание органов верховной |

|монарху: законы монархии не |государственной власти на определенный|

|предусматривают отстранения монарха от|срок |

|власти на при каких обстоятельствах | |

|власть монарха предстает как |производность государственной власти |

|непроизводная от власти народа (власть|от суверенитета народа |

|приобретается «милостью Божией») | |

|отсутствие юридической ответственности|юридическая ответственность главы |

|монарха за свои действия как главы |государства |

|государства | |

В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые коренным

образом отличают монархию от республики, однако существуют отклонения от

этих черт, которые будут рассматриваться далее.

Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно

принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и

т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает

единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои

властные действия.

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды

монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

| |МОНАРХИЯ |

| |Абсолютная |Конституционная (ограниченная) |

| |(неограниченная) | |

| | |дуалистическая |парламентарная |

| |верховная |исполнительная | представительские |

| |государственная |власть, формирует |функции: формально |

|МОНАРХ |власть – |правительство, |утверждает состав |

| |законодательная, |ответственное перед |правительства, |

| |исполнительная, |ним |подписывает законы, |

| |судебная | |принятые парламентом |

| | нет | законодательная |законодательная власть |

|ПАРЛАМЕНТ| |власть, при этом | |

| | |монарх налагает вето | |

| | |на законы, принятые | |

| | |парламентом | |

|РЕЖИМ |Авторитарный |Демократический |Демократический |

| |Саудовская Аравия |Марокко |Великобритания |

|СТРАНЫ |Российская Империя|Иордания |Бельгия |

| |до 1906 г. |Кувейт |Дания |

| | |Бахрейн | |

| |В таком |Практически |Сохранения этой |

| |государстве нет |дуалистическая |разновидности монархии |

|Примечани|конституционных |монархия как форма |обусловлено доверием к |

|я |актов, |государственного |монарху, верностью |

| |ограничивающих |правления себя изжила|традициям и особенностям|

| |власть монарха. | |национального мышления. |

Республика - форма государственного правления, при которой высшая

государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами,

избираемыми населением на определенный срок.

Современная республика может быть президентской, парламентарной или

«полупрезиденсткой» (смешанного типа).

| |РЕСПУБЛИКА |

| |ПРЕЗИДЕНТСКАЯ |ПАРЛАМЕНТАРНАЯ |СМЕШАННОГО ТИПА |

| | | | |

| | |Президент |Президент |

|Глава | |- избирается либо |- избирается, как |

|государст|Президент |парламентом, либо |правило, на всеобщих |

|ва |- избирается |специальной |выборах |

| |населением или его|коллегией, образуемой| |

| |представителями на|парламентом | |

| |выборах | | |

| |(выборщиками) | | |

| | |Премьер-министр, |Премьер-министр, обычно |

|Глава | |который является |утверждаемый парламентом|

|правитель| |лидером правящей |с представления |

|ства | |партии или партийной |президентом |

| | |коалиции; обычно | |

| | |назначается | |

| | |президентом | |

| |Президент наделен |Президент как глава |Президент наделен |

| |такими |государства |юридически и реально |

| |полномочиями, |обнародует законы, |большими полномочиями: |

| |которые в |издает декреты, имеет|осуществляет общее |

|Полномочи|значительной |право роспуска |руководство |

|я |степени позволяют |парламента, назначает|правительством; имеет |

|президент|ему контролировать|главу правительства, |право роспуска |

|а |деятельность |является |парламента при |

| |высшего |главнокомандующим |наступлении определенных|

| |законодательного |вооруженными силами и|обстоятельств (обычно |

| |органа (право |т.д. |при выражении вотума |

| |роспуска | |недоверия |

| |парламента, право | |правительству). |

| |вето и др.), брать| | |

| |на себя в | | |

| |экстренных случаях| | |

| |функции | | |

| |парламента. | | |

| |- формируется |- формируется только |формируется |

| |президентом |парламентским путем |парламентским путем; |

| |самостоятельно (не|из числа депутатов, | |

|Правитель|исключен |принадлежащих к | |

|ство |парламентский |правящей партии | |

| |контроль); |(располагающей | |

| | |большинством голосов | |

| | |в парламенте) или к |политически ответственно|

| | |партийной коалиции; |не только перед |

| |- политически |- политически |президентом, но и перед |

| |ответственно перед|ответственно перед |парламентом |

| |президентом |парламентом | |

| |принадлежит |формально наделен |как бы раздваивается |

|Исполните|президенту |президент, однако на |между двумя центрами: |

|льная | |деле вся |президент и его |

|власть | |исполнительная власть|администрация, с одной |

| | |принадлежит |стороны, и |

| | |правительству |премьер-министр и |

| | | |правительство – с другой|

|Страны |США |Италия |Франция |

| |Аргентина |ФРГ |Финляндия |

| |Бразилия |Греция |Россия |

| |Мексика |Исландия | |

П. Форма государственного устройства характеризует способы национально-

государственного и административно-территориального деления государства и

способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма государственного

устройства отвечает на вопрос, какое территориальное устройство имеет

данное государство.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства,

экономический строй общества, национальный состав населения, исторические

традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное

государство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на

административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких

государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

а) единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система

высших и центральных органов государственной власти (один парламент,

одно правительство, один верховный суд);

б) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная

система, одно гражданство;

в) единая денежная система, одноканальная система налогов;

г) территориальные элементы унитарного государства (области,

департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным

суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают внутри себя национально-

территориальную и законодательную (административно-территориальной единице

предоставляется право законодательствовать) автономию.

По степени зависимости местных органов от центральных органов

государственной власти унитарное государственное устройство может быть

централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного

характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных

органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных

унитарных государствах местные органы власти избираются населением и

пользуются значительной самостоятельностью.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе

государства других государственных образований. К сложным формам

государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии,

империи и др.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства

является федерация, которая представляет собой союзное государство,

объединяющее несколько государств или государственных образований (в

составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона).

Для федерации характерно следующее:

- двухуровневая система органов государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и

судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть

принадлежит федеральным государственным органам;

- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной

(федеральной) конституцией или федеральным договором;

- существование федеральной системы законодательства и законодательных

систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства

общефедерального закона;

- двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как

правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

- наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

- двухканальная система налогов;

- суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее

государственных единиц;

- после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не

обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или

в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;

- у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не

предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое

право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его

воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время

существования Советского государства.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-

территориальной (образованной на основе территориального принципа) и

национально-государственной (образованной по национальному принципу).

Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно

эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе -

демократизации общества.

Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют

одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно

неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор

субъектов) (Швейцария, ОАЭ, Танзания); конституционной (правовым основанием

федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе

страны) (США, Канада, Бразилия); конституционно-договорной (РФ).

Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это

«государственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости,

конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не

формой международно-правового союза.

Конфедерации свойственны следующие черты:

- создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам

государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных,

экономических);

- создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

- каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На

конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;

- члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе

юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом

нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.