![]() |
|
|
Основы государства и праваОсновы государства и праваКонтрольная работа № 00 по предмету «Основы теории государства и права» Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Определение государства. Ответ: Исходными чертами государства является то, что оно есть: а) явление общественное; б) явление политическое; в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач. В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям: I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. В отличие от других видов социальной власти государственная власть является - аппаратной (имеет механизм осуществления), - суверенной (не зависит от иной власти), - легитимной (опирается на закон). Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п. Третий признак государства - разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы. Четвертый признак государства - государственная казна, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование. П. Отличие государства от других политических организаций общества 0т других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон: а) независимости государства вовне; б) верховенства государства внутри страны. Верховенство государства внутри страны проявляется: а) в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части; б) в универсализме - власть в государстве распространяется на все население; в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права. Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в осуществлении самостоятельной внешней политики; в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства. Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций: а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей; б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами; в) только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти; г) только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения; д) у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п.). С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно- организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть. В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть. В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений. Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы. Вопрос 2. Понятие формы государства. Ответ: Форма государства — это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти. Другими словами, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления, административно-территориальное деление и политический режим. I. Форма правления выражает способ организации высших органов власти, то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве. Существует две основные формы государственного правления — монархия и республика. Характерные черты государственного правления |МОНАРХИЯ |РЕСПУБЛИКА | |существование единоличного носителя |выборность высших органов | |верховной государственной власти |государственной власти и их | | |коллегиальный (коллективный) характер | |династическое наследование верховной |наличие выборного главы государства | |власти | | |пожизненная принадлежность власти |избрание органов верховной | |монарху: законы монархии не |государственной власти на определенный| |предусматривают отстранения монарха от|срок | |власти на при каких обстоятельствах | | |власть монарха предстает как |производность государственной власти | |непроизводная от власти народа (власть|от суверенитета народа | |приобретается «милостью Божией») | | |отсутствие юридической ответственности|юридическая ответственность главы | |монарха за свои действия как главы |государства | |государства | | В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые коренным образом отличают монархию от республики, однако существуют отклонения от этих черт, которые будут рассматриваться далее. Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия. С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная). | |МОНАРХИЯ | | |Абсолютная |Конституционная (ограниченная) | | |(неограниченная) | | | | |дуалистическая |парламентарная | | |верховная |исполнительная | представительские | | |государственная |власть, формирует |функции: формально | |МОНАРХ |власть – |правительство, |утверждает состав | | |законодательная, |ответственное перед |правительства, | | |исполнительная, |ним |подписывает законы, | | |судебная | |принятые парламентом | | | нет | законодательная |законодательная власть | |ПАРЛАМЕНТ| |власть, при этом | | | | |монарх налагает вето | | | | |на законы, принятые | | | | |парламентом | | |РЕЖИМ |Авторитарный |Демократический |Демократический | | |Саудовская Аравия |Марокко |Великобритания | |СТРАНЫ |Российская Империя|Иордания |Бельгия | | |до 1906 г. |Кувейт |Дания | | | |Бахрейн | | | |В таком |Практически |Сохранения этой | | |государстве нет |дуалистическая |разновидности монархии | |Примечани|конституционных |монархия как форма |обусловлено доверием к | |я |актов, |государственного |монарху, верностью | | |ограничивающих |правления себя изжила|традициям и особенностям| | |власть монарха. | |национального мышления. | Республика - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Современная республика может быть президентской, парламентарной или «полупрезиденсткой» (смешанного типа). | |РЕСПУБЛИКА | | |ПРЕЗИДЕНТСКАЯ |ПАРЛАМЕНТАРНАЯ |СМЕШАННОГО ТИПА | | | | | | | | |Президент |Президент | |Глава | |- избирается либо |- избирается, как | |государст|Президент |парламентом, либо |правило, на всеобщих | |ва |- избирается |специальной |выборах | | |населением или его|коллегией, образуемой| | | |представителями на|парламентом | | | |выборах | | | | |(выборщиками) | | | | | |Премьер-министр, |Премьер-министр, обычно | |Глава | |который является |утверждаемый парламентом| |правитель| |лидером правящей |с представления | |ства | |партии или партийной |президентом | | | |коалиции; обычно | | | | |назначается | | | | |президентом | | | |Президент наделен |Президент как глава |Президент наделен | | |такими |государства |юридически и реально | | |полномочиями, |обнародует законы, |большими полномочиями: | | |которые в |издает декреты, имеет|осуществляет общее | |Полномочи|значительной |право роспуска |руководство | |я |степени позволяют |парламента, назначает|правительством; имеет | |президент|ему контролировать|главу правительства, |право роспуска | |а |деятельность |является |парламента при | | |высшего |главнокомандующим |наступлении определенных| | |законодательного |вооруженными силами и|обстоятельств (обычно | | |органа (право |т.д. |при выражении вотума | | |роспуска | |недоверия | | |парламента, право | |правительству). | | |вето и др.), брать| | | | |на себя в | | | | |экстренных случаях| | | | |функции | | | | |парламента. | | | | |- формируется |- формируется только |формируется | | |президентом |парламентским путем |парламентским путем; | | |самостоятельно (не|из числа депутатов, | | |Правитель|исключен |принадлежащих к | | |ство |парламентский |правящей партии | | | |контроль); |(располагающей | | | | |большинством голосов | | | | |в парламенте) или к |политически ответственно| | | |партийной коалиции; |не только перед | | |- политически |- политически |президентом, но и перед | | |ответственно перед|ответственно перед |парламентом | | |президентом |парламентом | | | |принадлежит |формально наделен |как бы раздваивается | |Исполните|президенту |президент, однако на |между двумя центрами: | |льная | |деле вся |президент и его | |власть | |исполнительная власть|администрация, с одной | | | |принадлежит |стороны, и | | | |правительству |премьер-министр и | | | | |правительство – с другой| |Страны |США |Италия |Франция | | |Аргентина |ФРГ |Финляндия | | |Бразилия |Греция |Россия | | |Мексика |Исландия | | П. Форма государственного устройства характеризует способы национально- государственного и административно-территориального деления государства и способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма государственного устройства отвечает на вопрос, какое территориальное устройство имеет данное государство. На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. Государственное устройство может быть простым и сложным. Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты: а) единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд); б) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство; в) единая денежная система, одноканальная система налогов; г) территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности. Унитарные государства допускают внутри себя национально- территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др. Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона). Для федерации характерно следующее: - двухуровневая система органов государственной власти: а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; - компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором; - существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона; - двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации; - наличие в большинстве федераций двойного гражданства; - двухканальная система налогов; - суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц; - после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной; - у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства. Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно- территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе - демократизации общества. Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов. Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) (Швейцария, ОАЭ, Танзания); конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны) (США, Канада, Бразилия); конституционно-договорной (РФ). Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это «государственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза. Конфедерации свойственны следующие черты: - создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических); - создание конфедерации закрепляется, как правило, договором; - каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется; - члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |