реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Личность Ивана IV в историографии, литературе, искусстве

придавать опричнине большой политический смысл: они думают, что опричнина

направлялась против потомства удельных князей и имела целью сломить их

традиционные права и преимущества. Однако такой, по нашему мнению, близкий

к истине, взгляд не раскрыт с желаемою полнотою, и это заставляет нас

остановиться на опричнине для того, чтобы показать, какими своими

последствиями и почему опричнина повлияла на развитие Смуты в московском

обществе” (22).

Анализ взглядов С.Ф. Платонова и его предшественников позволяет

объяснить парадоксальность оценок его исторической концепции.

С.Ф. Платонов не выдвинул в точном смысле этого слова новой концепции

правления Ивана Грозного - тогда казалось, что все мыслимые точки зрения на

его царствование уже высказаны. Платонов сделал большее. Он изменил сам

подход к теме. До С.Ф. Платонова историков занимала личность Ивана

Грозного. И от личности, так или иначе понимая ее, они шли к собственно

истории России. С.Ф. Платонов начал с другого конца, с истории России.

Россия перестала быть простым продолжением Грозного. Она обособилась и

сразу стало ясно, насколько тесно XVI век в русской истории связан с

событиями предшествовавших веков. Время правления Ивана Грозного, сама

опричнина, эмансипированная от его личности, легко вписалась в общую канву

русской истории, оказалась связана и с общим направлением и с традициями

предшествующих царствований. “Упразднился старый взгляд на опричнину как на

бессмысленную затею полоумного тирана. В ней видят применение к крупной

земельной аристократии того “вывода”, который московская власть обычно

применяла к командующим классам покоренных земель. Вывод крупных

землевладельцев с их вотчин сопровождался дроблением их владений и

передачей земли в условное пользование мелкого служилого люда”, - писал

С.Ф. Платонов(23).

Полное изменение подхода, полное изменение методики исследования

заставило С.Ф. Платонова обратиться к совсем другому кругу источников и в

значительной степени расширить самый его круг. Анализу опричнины Платонов

предваряет чрезвычайно емкий обзор социально-экономического положения в

России второй половины XVI века. Обзор этот написан на основе разрядных,

писцовых, дозорных переписных книг, Книги Большого Чертежу, а также

монастырских грамот и местных источников.

И само понимание цели и назначения опричнины С.Ф. Платонов выводил не

только из политических мотивов ее учреждения, но и на равных основаниях из

ее территориального состава и экономических нужд. В свою очередь,

территориальным составом опричнины обосновываются и подтверждаются

политические намерения ее организаторов.

Таким образом, можно сказать, что вклад С.Ф. Платонова в русскую

историографию второй половины XVI в. состоял, в первую очередь, в новом

подходе к данной теме. Этот подход оказался чрезвычайно продуктивным и, в

первую очередь, для опровержения концепции опричнины, предложенной самим

Платоновым. Тщательный анализ источников (отметим, что по большей части тех

же, которыми пользовался и Платонов ), проделанный сначала С.Б.

Веселовским, и в дальнейшем расширенный и углубленный А.А. Зиминым, В.Б.

Кобриным и Р.Г. Скрынниковым, показал, что опричнину невозможно свести к

попыткам верховной власти подавить сопротивление аристократии и уничтожить

ее традиционные права и привилегии; в разное время опричнина была

направлена не только против боярства и княжат, но и против верхов церкви,

приказной бюрократии, против рядового дворянства, то есть тех слоев,

которые изначально были главными союзниками великокняжеской власти, рука об

руку с которыми великокняжеская власть прошла весь путь своего возвышения.

Тем самым методика Платонова, ее применение к настоящему времени полностью

и окончательно разрушили концепцию опричнины, которая выдела в ней (в

опричнине) правильную государственную реформу, направленную на слом

вотчинного землевладения служилых княжат “ вообще, на всем его

пространстве”(24). В итоге мы вернулись к тому положению, которое

существовало в изучении данной темы (правда, на несколько другом уровне)

перед выходом монографии Платонова, и сейчас, так же, как и тогда, остается

загадкой, что же все-таки и для чего учреждалось в 1565 и было уничтожено в

1572 году, уничтожено под страхом наказания кнутом за само упоминание

этого; для чего понадобилось Грозному делить государство на две части -

земщину и опричнину, для чего понадобилось ему казнями и преследованиями

дворян, приказных, церковных иерархов подрывать главные опоры своей власти?

Современная советская историография часто предъявляет Грозному

обвинение в несоответствии цели и средств, в отсутствии логики и смысла в

проводимых им репрессиях. Но основано это обвинение по большей части на

недоразумении. Дело в том, что узкая антибоярская направленность его

политики была приписана Грозному самими историками “из общих соображений”

(такая политика считалась разумной и оправданной); впоследствии, не найдя

подтверждения этой концепции в документах, историки решили, что в этом

виноваты не они, а Грозный. Оказалось как-то забытым, что в грамоте,

доставленной из Александровской слободы в Москву 3 января 1565 года и

ознаменовавшей собой начало опричнины, царь говорит, что “гнев свой” он

“положил” “на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и

на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на окольничих и на казначеев и

на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей”(25).

То есть мы можем констатировать высокую степень совпадения между теми

слоями, которые в наибольшей степени вызвали гнев Грозного в период,

непосредственно предшествовавший опричнине, и теми, кто в наибольшей

степени от опричнины пострадал. Это совпадение, на наш взгляд, достаточно

убедительно опровергает тезис об отсутствии системы в действиях Грозного и,

следовательно, позволяет вновь поставить вопрос, чего же хотел и чего

добивался Грозный, вводя опричнину. Ответ на него, как представляется,

следует искать не в результатах опричнины, которые на взгляд самого

Грозного отнюдь не оправдали его ожиданий, а в тех обстоятельствах, которые

предшествовали ее учреждению.

Смысл вышеприведенной цитаты из грамоты Грозного достаточно ясен: он

явно свидетельствует о том, что Ивана IV полностью не устраивал весь

комплекс отношений, сложившихся между ним и другими властями, с которыми он

исторически принужден был делить власть и ответственность за судьбы России.

В чем же причина столь острого и глобального по своей сути конфликта (без

особого преувеличения можно говорить о практически полной изоляции Ивана

IV) между ним и другими властями, традиционно наряду с великокняжеской

властью правящими Россией?

По-видимому, главным объяснением его следует считать, с одной

стороны, драматическое изменение самопонимания и самооценки верховной

власти, а с другой - меняющийся куда более медленно и вполне консервативный

по своей природе взгляд на верховную власть как церкви, так и всего

служилого сословия. Это несовпадение внутренней и внешней оценки верховной

власти было осложнено целым рядом внешнеполитических неудач, а также

глубоким внутренним кризисом в стране. Данные тезисы, безусловно, нуждаются

в обосновании.

Результатом процессов, происходящих в искусстве периода Ивана

Грозного, стала утрата традиций раннемосковской, рублевской и дионисиевской

живописи. Позднее произошло обеднение «высокого» содержания, которое

исследователи неразрывно связывают со снижением качества рисунка, утратой

богатства колорита.

Можно говорить о том, что кризис московской живописной школы дает о себе

знать не в н.XVII в., а уже в к.XVIв., несмотря на дальнейшие всплески

строгановской и годуновской живописи, так как он обусловлен историческими и

социальными причинами.

В к.XVIв. в иконах и фресках появляются приземистые фигуры с одутловатыми

лицами, короткими конечностями, полностью угасшим коричнево-зеленым

колоритом. Все это способствовало «обмирщению» и обеднению внутреннего

содержания образов.

С течением времени меняется значение иконных фонов. Все чаще появляются

фоны темных зеленоватых тонов. Особенно часто это встречается в работах

царских мастеров в 60-е гг.

«Иоанн Предтеча Ангел пустыни» – характерная икона 60х гг. XVI в. Она

написана царскими мастерами и является вкладом Ивана Грозного в Стефано-

Махрищский монастырь, расположенный недалеко от Александровской слободы –

резиденции царя.

Живопись этого периода можно отнести к «монастырской».

В период с 70-го года до конца царствования Ивана Грозного резко

сокращается объем работ в области изобразительного искусства, постепенно

гаснет напряженность эмоционального содержания, ощущение единственности и

избранности. Оно заменяется другим, более суровым, скорбным, порой даже

трагедийным. Былые отзвуки торжества и самоутверждения, которые были

характерны для начала царствования Ивана Грозного, теперь только изредка

дают о себе знать в отдельных произведениях и совсем угасают в начале 80-х

годов.

В конце царствования Грозного на первое место в художественной жизни

выдвигается прикладное искусство. Если становится невозможным утверждать и

прославлять идею единовластия как таковую, то естественно придать пышность

дворцовому обиходу.

Представление верховной власти о себе самой.

Начиная с правления Василия Темного (1425-1462) великие князья

Московские все более часто именуются в дошедших до нас источниках царями,

что связано, в первую очередь, с падением Константинополя и быстрым

формированием взгляда, видящего в Московском царстве естественного

наследника (духовного и политического) Византийской империи. Иван IV в 1547

году первый венчается на царство, и с этого времени царский титул

становится официальным атрибутом монарха в России. Тем самым завершается

сакрализация носителя верховной власти, что означает “не просто

уподобление монарха Богу, но усвоение монарху особой харизмы, особых

благодатных даров, в силу которых он начинает восприниматься как

сверхъестественное существо”(26).

Вопрос о Москве как наследнице Византии нуждается в более подробном

рассмотрении. Давно было подмечено, что “миссия” Москвы, по представлениям

ее идеологов, была гораздо ниже той роли, на которую претендовала

Византийская империя. Москва считала себя одновременно и вне связи с

Византией наследницей первого - античного - Рима (происхождение великих

князей Московских от племянника императора Августа - Пруса в “Сказании о

князьях Владимирских”), а главное - ветхозаветного Израиля (Москва - второй

Иерусалим, русское царство - новый Израиль).

Этот взгляд на свое предназначение подробно рассмотрен в начале

нашего века в работе Н.И. Ефимова “Русь - новый Израиль” (27). Выводы, к

которым он пришел, следует повторить.

1) Как Новый, так и Ветхий завет были хорошо известны и широко

употребимы русскими книжниками(28).

2) Убеждение, что Русь находится под “покровом Божиим”, “Господней

благодатью” и “великой милостью”, “является землей богоизбранной”(29),

которое сформировалось еще до Ферраро-Флорентийского собора (1438 - 1439

гг.) и падения Константинополя. Еще тогда русские книжники не сомневались,

что русский народ, единственный сохранивший истинную веру, особенно угоден

Богу, дорог Ему и в путях Промысла Русь занимает место древнего народа

Божия(30).

3) Бог на Руси мыслился “не христианским Богом в строгом смысле слова,

Богом любви и всепрощения, а ветхо-заветным Богом гнева, грозным

мировоздаятелем, с ужасающей справедливостью карающим каждого и весь народ,

все государство за прегрешения вольные и невольные...”(31).

Это существенное смещение центра тяжести в русском христианстве в

сторону Ветхого завета отразилось и во взглядах на верховную власть. Тем же

автором было показано, что “вообще каждый популярный, привлекавший симпатии

своими социально-политическими и индивидуальными добродетелями, или

непопулярный, отталкивавший своей “гордостью” и “высокоумием”

(“высокомысльством”) князь или царь приравнивался старорусскими

литераторами прежде всего к еврейским царям и заметным фигурам библейской

истории и только уже потом - к своим двойникам в сонме византийских

басилевсов”(32).

Следует также согласиться с тем, что “концепция Москвы - Третьего

Рима, делая русского великого князя наследником Византийских императоров,

ставила его в положение, не имевшее прямого прецедента в рамках

византийского образца. Концепция Москвы - Третьего Рима имела

эсхатологический характер, и в этом контексте русский монарх как глава

последнего православного царства наделялся мессианской ролью”(33).

Этот обзор стоит закончить тем, что, как уже говорилось, введение в

церемониал поставления на царство, начиная с Ивана IV, наряду с коронацией,

миропомазания “как бы придает царю особый харизматический статус: в

качестве помазанника царь уподобляется Христу (ср.

“помазанник”) (34).

Реальность подобного взгляда и подобного понимания сущности верховной

власти в России подтверждается, в частности, записками иностранцев. Так,

например, голландец Исаак Масса писал в своих записках о России, что

русские “считают своего Царя за высшее божество”(35).

2. Разрыв между самопониманием верховной власти и существующей

практикой управления государством.

Тот взгляд на верховную власть, который был описан выше, начал

формироваться в XV веке и окончательно устоялся в середине XVI века.

Грозный был первым русским царем, не просто глубоко воспринявшим весь

комплекс идей и представлений, лежащих в его основе, но и целиком

сформированный таким пониманием своей власти. Его знаменитая приписка с

Курбским дает много ярких примеров того, насколько далеко к тому времени

разошлись позиции Грозного и всего служилого сословия.

В свое время В.О.Ключевский коротко и остроумно охарактеризовал

сущность этой переписки: “За что ты бьешь нас, верных слуг своих?” -

спрашивает князь Курбский. “Нет, - отвечает ему царь Иван, - русские

самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и не

вельможи”(36). Такое их полное непонимание друг друга, отсутствие како бы

то ни было общей базы для спора объясняется тем, что если Курбский остается

в рамках вполне традиционных представлений о службе вассала сюзерену, то

Грозный пытается придать своим отношениям с подданными и своей власти

строго религиозный облик, сделать ее, как власть Бога, неподсудной и не

нуждающейся в защите и обосновании.

Переписка Ивана Грозного с Курбским свидетельствует о совершенно

определенном “вымывании” светской составляющей верховной власти. Иван IV

склонен трактовать измену Курбского себе не как измену вассала сюзерену, а

как измену Богу и вере. Он ставит знак равенства между изменой Курбского и

отказом Курбского от вечного спасения: “Зачем ты, о князь, если мнишь себя

благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь ее в день

Страшного суда?”(37). Причем Грозным подчеркивается, что эта измена Богу

есть нечто постоянное, совершенно не зависимое от личных человеческих

качеств носителя верховной власти: “Не полагай, что это справедливо -

разъярившись на человека, выступить против бога; одно дело - человек, даже

в царскую порфиру облеченный, а другое дело - бог”(38).

Неповиновение монарху, а тем более прямая измена ему тем самым вообще

изымается из сферы возможного и допустимого. Ситуации, в которой измена

может быть допустима и оправдана, не существует вовсе: “Если же ты, по

твоим словам, праведен и благочестив, то почему же испугался безвинно

погибнуть, ибо это не смерть, а воздаяние?”(39). И дальше: “Если же ты

праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки,

пострадать и заслужить венец вечной жизни?”(40).

Следует отметить, что в основе такого понимания верховной властью

самой себя лежала чрезвычайно жесткая логическая конструкция, идеально

упрощающая взаимоотношения между Богом и царем, царем и его подданными,

Богом и подданными царя: “Воззри (...) и вдумайся: кто противится власти -

противится божескому повелению”(41).

Эта схема, в свою очередь, была калькой с такого же упрощенного

взгляда на мир, в котором единственное сохранившее истинную веру

государство - Россия - со всех сторон было окружено разного рода иноверцами

и еретиками.

Заключая изложенное в этом разделе, можно констатировать, что в

середине XVI века весь комплекс взаимоотношений, соединяющих верховную

власть с ее подданными, перестал удовлетворять верховную власть.

Рассматривая себя как власть вполне религиозную, верховная власть должна

была стремиться заменить традиционные узы, связывающие ее с ее подданными,

узами, имеющими ту же религиозную природу, что и она сама, тем самым

устранив возникшее противоречие. При очевидности и логичности самой идеи

реальный путь построения новых отношений долгое время был неясен. Когда же

образец был найден, события стали развиваться с поразительной быстротой.

Если религиозное понимание верховной власти складывалось в России

медленно и постепенно, то перевести всю систему государственных отношений

на религиозную основу Грозный пытается за считанные годы. Эта чрезвычайная

ускоренность реформ связана с многочисленными заговорами, а также военными

неудачами России, свидетельствовавшими не только о разложении старой

государственной системы, но главное, о том, что бог отвернулся от своего

избранного народа.

Верховная власть и Ливонская война.

Нам представляется, что анализ, проделанный выше, позволяет с

достаточной достоверностью реконструировать тот ход событий, который привел

Грозного к идее учреждения в России опричнины, а также объяснить характер и

смысл этого, по общей оценке, “странного” учреждения.

Вторая половина 1564 года, то есть время, непосредственно

предшествовавшее отъезду Грозного в Александровскую слободу и учреждению

опричнины, - это время, когда Грозный наиболее интенсивно занимался

проблемами будущего политического устройства Ливонии, ведя, в частности,

лично переговоры с плененным русскими войсками магистром Ливонского ордена

Фюрстенбергом. Неудачи русских войск на протяжении 1563-1564 гг. показали

Грозному и его ближайшим советникам невозможность чисто военного

присоединения Ливонии к России и потребовали разработки достаточно сложных

дипломатических проектов будущего устройства и будущего характера связи

между Ливонией и Россией. В окончательном варианте Иван IV “выдвинул проект

восстановления распавшегося Ливонского ордена. Предполагалось, что

восстановленный Орден будет находиться под протекторатом Русского

государства. Великим магистром должен был стать пленный Фюрстенберг. В

преемники ему назначался сын Г. Кетлера - Вильгельм”(42).

Вне всяких сомнений, разработка такого проекта была бы невозможна без

изучения истории Ливонского ордена от момента его возникновения, без

анализа взаимоотношений Ливонии со всеми ее соседями, а также без

исследования вопроса о Тевтонском ордене, одним из правопреемников которого

был Ливонский.

Идея вассальной зависимости от Русского царства одного из последних

официальных и владетельных наследников христианской власти на территории

Палестины, без сомнения, должна была импонировать Грозному. Следует

отметить, что вообще иерусалимские короли, чьей надежнейшей военной опорой

были военно-монашеские ордена и, в частности, Тевтонский, занимают в той

схеме преемственности верховной власти (от Бога) промежуточное положение:

еврейские цари святого народа и Святой земли - христианские короли Святой

земли - русские цари новой Святой земли, нового святого народа. В контексте

этого понимания признание Ливонским орденом своей вассальной зависимости от

России означало одновременно и правопреемство русского великого князя по

отношению к иерусалимским королям и, следовательно, их приоритетные права

на старую Святую землю и Иерусалим, на соединение под своей властью обеих

Святых земель.

История военно-монашеских орденов, их решающая роль в поддержании и

укреплении власти иерусалимских королей, их великолепные боевые

характеристики не могли не натолкнуть Грозного на убеждение, что все эти

преимущества их по сравнению с обычным рыцарством объясняются, в первую

очередь, религиозным характером и наполненностью их службы, теснейшим

соединением в этих орденах военной и монашеской службы, невозможностью эту

службу разорвать без утраты всякой надежды на вечное спасение. Военно-

монашеские ордена должны были показаться Грозному идеальным решением всех

стоящих перед ним проблем, идеальным способом организации военного сословия

России - новой Святой земли. Воинство, в свое время созданное исключительно

для защиты и распространения истинной веры, было именно тем, в чем

нуждалась Россия. Записки иностранцев, описывающие жизнь в Александровской

слободе - столице опричнины, а также права и привилегии, с одной стороны, а

с другой - ограничения, которые налагались на опричников, рисуют картину,

весьма схожую с бытом военно-монашеских орденов, естественно, с теми

поправками, которые были детерминированы специфическими для России

особенностями.

Устройство Опричного двора, организация и функционирование опричнины.

Этот раздел хотелось бы предварить следующим: во все время

существования опричнины для Грозного было характерно стремление к

безусловному и очень резкому разделению мира опричнины и “обычного” мира.

Это проявилось отнюдь не только в дублировании большинства приказов и

служб, отдельно и самостоятельно управляющих опричниной и земщиной, но,

главное, в четко различимых и последовательных попытках Грозного изъять всю

опричнину и каждого опричника из общего порядка вещей, сделать их как бы

“не от мира сего”. Были разделены на опричное и земское:

а) верховная власть (опричнина передавалась в личный удел великому князю,

Московское же государство (земщина) должно было управляться Боярской

думой);

б) территория государства (причем из уездов, взятых в опричнину, выселялись

все дворяне, в нее не принятые);

в) управление (большинство приказов были разделены, что сделало возможным

практически независимое управление обеими частями государства);

г) финансы (каждая из частей государства имела свои собственные источники

дохода);

д) судебная власть (она также была фактически разделена: по свидетельству

Штадена вскоре после учреждения Опричного двора “великий князь послал в

земщину приказ: “Судите праведно, наши (т.е. опричные - В.Ш.) виноваты не

были бы”(43). Источники единодушны в том, что, как судьи, так и дьяки во

все время существования опричнины решали дела в соответствии с этой

формулой);

е) запрет на личное общение между опричниками и земскими. Тот же Штаден

писал, что “если у опричника были в земщине отец или мать, он не смел

никогда их навещать”(44). И дальше: “Я рассуждал тогда так: я хорошо знал,

что пока я в земщине, я проиграю {всякое} дело, ибо все те, кто был в

опричных при великом князе, дали присягу не говорить ни слова с земскими.

Часто бывало, что ежели найдут двух таких в разговоре - убивали обоих,

какое бы положение они не занимали. Да это и понятно, ибо они клялись

своему государю богом и святым престолом. И таких наказывал бог, а не

государь”(45).

Это свидетельство подтверждается двумя другими видными опричниками -

Таубе и Крузе. Дворянин, вступающий в опричнину, по их сообщениям, клялся и

целовал крест не только в верности государю, великой княгине и молодым

князьям - наследникам Грозного, но также “не есть и не пить вместе с

земщиной и не иметь с ними ничего общего”(46).

ж) внешнее отличие опричных дворян. “Живя в упомянутом Александровском

дворце, словно в каком-нибудь застенке, он (царь - В.Ш.) обычно надевает

куколь, черное и мрачное монашеское одеяние, какое носят братья Базениане,

но оно все же отличается от монашеского куколя тем, что подбито куньими

мехами. По примеру тирана также старейшины и все другие принуждены надевать

куколи, становиться монахами и выступать в куколях...”(47).

А. Шлихтингу вторят Таубе и Крузе: “Пехотинцы все должны ходить в

грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю

одежду они должны носить из шитого золотого сукна на собольем или куньем

меху.”(48).

з) особый образ жизни опричников в Александровской слободе. Соединение в

нем элементов монашеской жизни и жизни служилых дворян. “...Великий князь

каждый день встает к утренним молитвам и в куколе отправляется в церковь,

держа в руке фонарь, ложку и блюдо. Это же самое делают все остальные, а

кто не делает, того бьют палками. Всех их называет братией, также и они

называют великого князя не иным именем, как брат. Между тем он соблюдает

образ жизни, вполне одинаковый с монахами. Заняв место игумена, он ест один

кушанье на блюде, которое постоянно носит с собою; то же делают все. По

принятии пищи он удаляется в келью, или уединенную комнату. Равным образом

и каждый из оставшихся уходит в свою, взяв с собой блюдо, ножик и фонарь;

не уносить всего этого считается грехом. Как только он проделает это в

течение нескольких дней и, так сказать, воздаст богу дань благочестия, он

выходит из обители...”(49).

Схожую картину рисует и другой источник. “Когда пробивает восемь

часов, идет он снова в церковь, и каждый должен тотчас же появиться. Там он

снова занимается пением, пока не пробьет десять. К этому времени уже бывает

готова трапеза, и все братья садятся за стол. Он же, как игумен, сам

остается стоять, пока те едят. Каждый брат должен приносить кружки, сосуды

и блюда к столу, и каждому подается еда и питье очень дорогое и состоящее

из вина и меда, и что не может сьесть и выпить, он должен унести в сосудах

и раздать нищим... Когда трапеза закончена, идет сам игумен к столу. После

того как он кончает еду, редко пропускает он день, чтобы не пойти в

застенок, в котором постоянно находится много сот людей; их заставляет он в

своем присутствии пытать или даже мучать до смерти безо всякой

причины...”(50).

и) организационная структура Опричного монастыря. Распределение чинов в

нем.

Таубе и Крузе писали: “Этот орден (здесь уместно подчеркнуть, что

ливонские дворяне, в отличие от русских, хорошо знакомые с такими

образованиями, как монашеские ордена, ясно сознавали сходство с ними

корпуса опричников - В.Ш.) предназначался для совершения особенных

злодеяний. (...) Сам он (Иван Грозный - В.Ш.) был игуменом, князь Афанасий

Вяземский келарем, Малюта Скуратов пономарем; и они вместе с другими

распределяли службы монастырской жизни. В колокол звонил он сам вместе с

обоими сыновьями и пономарем. Рано утром в 4 часа должны все братья быть в

церкви; все неявившиеся, за исключением тех, кто не явился вследствие

телесной слабости, не щадятся, все равно высокого ли они или низкого

состояния, и приговариваются к 8 дням епитимии. В этом собрании поет он сам

со своей братией и подчиненными попами с четырех до семи.”(51).

Теперь, прежде чем перейти от характеристики Опричного монастыря к

заключающим статью выводам, хочется отметить, что обильно цитируемые выше

записки иностранцев, рисующие жизнь в Александровской слободе, давно и

хорошо известны историкам, выдержки из них можно найти практически в любой

монографии, посвященной царствованию Ивана IV. Однако во всех этих работах

Опричный монастырь используется, к сожалению, единственно как яркий пример

особой извращенности царя. Лейтмотивом этого взгляда служат следующие слова

А. Шлихтинга: “Как только он проделает это в течение нескольких дней (т.е.

поживет жизнью монаха - В.Ш.) и, так сказать, воздаст богу дань

благочестия, он выходит из обители и, вернувшись к своему нраву, велит

привести на площадь толпы людей и одних обезглавить, других повесить,

третьих побить палками, иных поручает рассечь на куски, так что не проходит

ни одного дня, в который бы не погибло от удивительных и неслыханных мук

несколько десятков человек”(52).

В последнее же время известным филологом и специалистом по семиотике

Б. Успенским была сделана попытка рассмотреть Опричный монастырь в другом

ракурсе - в рамках некоего маскарада, “антиповедения”, выражающегося “как в

переряживании, так и в кощунственной имитации церковных обрядов”(53). Б.

Успенский видит в опричниках “своего рода ряженых, принимающих бесовский

облик и бесовское поведение”(54), и считает, что “...опричный монастырь

Грозного в Александровской слободе - когда опричники рядятся в чернеческое

платье, а сам царь называет себя игуменом этого карнавального монастыря, -

по всей видимости, возникает под влиянием святочных игр”(55).

Основанием для такого понимания опричнины служит для Б. Успенского, в

первую очередь, сопоставление ее со Всешутейским собором Петра I. Вряд ли

эта параллель оправдана. Если, как у современников Петра I, так и у его

потомков равно не вызывало сомнений карнавальное, заложенное в самом

названии шутовское назначение “собора”, то в отношение опричнины ни в одном

из источников нет даже намека на возможность ее “веселого” понимания.

ВЫВОД

Как представляется автору, сделанный анализ позволяет прийти к следующим

выводам. Полувековое царствование Ивана Грозного оставило глубокий и

мрачный след в истории Росcии. Насыщенная драматическими событиями жизнь

первого носителя титула русского царя интересовала многих историков и

писателей. Как человек и как государственный деятель Иван 4-й был личностью

сложной и противоречивой. Высокообразованный покровитель книгопечатания и

сам писатель, государь, сделавший много для укрепления и расширения

Российского государства, он своими руками разрушал то, что им было создано

и при этом жестоко преследовал тех, кому был обязан успехами внутренней

политики и внешнеполитическими победами.

Во второй половине XVI века многочисленные мнимые и реальные заговоры

убеждают Ивана IV в ненадежности старых уз, связующих монарха и подданных,

их несоответствии самой природе верховной власти в России. Стремясь

разрешить это противоречие, Грозный пытается соединить в своих руках как

светскую, так и религиозную власть и заново выстроить весь комплекс своих

взаимоотношений с подданными, сделав измену ему не только изменой раба

господину, вассала сюзерену, но и главное - изменой Богу и вере. Учреждение

опричнины было попыткой организации части дворянского сословия России на

началах военно-монашеского ордена (то же назначение, тот же путь

формирования, те же юридические права и привилегии), подобного Тевтонскому

и Ливонскому (царь - глава ордена, игумен опричного монастыря, опричники -

монахи). К 1572 г. планы Грозного потерпели провал, идея эта была им

оставлена, и упоминание об опричнине запрещено под страхом наказания

кнутом, но старая политика террора, которую историки именуют опричной,

продолжалась и дальше.

Литература:

Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины.- М. Изд-во АН СССР,

1963;

Бахрушин С.В. Иван Грозный ,М.,1945;

Виппер Р.Ю. Иван Грозный ,М.,Л.,1944;

Смирнов И.И. Иван Грозный ,Л.,1944.

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного ,М.,1964;

Скрынников Р.Г. Начало опричнины ,Л.,1966;

Скрынников Р.Г. Опричный террор ,Л.,1969;

Скрынников Р.Г. Иван Грозный ,М.,1975;

Шмидт С.О. Становление российского самодержавства ,М.,1973.

Кобрин В.Б. Иван Грозный ,М.,1989.

Платонов С.Ф. Иван Грозный , Пг.,1923;

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного , М.,1964;

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб.,1910.

Платонов С.Ф. Иван Грозный. Пг.,1923.

Полное собрание русских летописей. СПб.,1904,т.XIII,с.392.

Живков В.М.,Успенский Б.А. Царь и бог. Семиотические аспекты сакрализации

монарха в России. В кн.: Языки культуры и проблемы переводимости. Сб.ст.

М.,Наука,1987,с.49.

Ефимов Н.И. Русь - новый Израиль. Казань,1912.

Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М.,1937,с.68.

Ключевский В.О. Соч.,т.2,ч.2. М.,1957,с.170.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М.,1981,с.123.

Королюк В.Д. Ливонская война. М.,1954,с.60.

Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца опричника. М.,1925,с.86.

Послания Таубе и Крузе. Русский исторический журнал. Пг.,1922,кн.8,

Новое известие о России времени Ивана Грозного. “Сказание” Альберта

Шлихтинга. Л.,1934,с.27.

Успенский Б.А. Царь и самозванец., с.213.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.