реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Крушение Второй Империи и становление Третьей Республики во Франции

Учредительное собрание.[6]

Правительство национальной обороны имело, однако, определенную

политическую окраску: оно состояло из республиканцев. Падение империи было

провозглашено в Законодательном корпусе, а установление республики в

городской ратуше. Таким образом, еще до всякого обсуждения конституции

государство стало республикой.

Правительство национальной обороны прекратило свое существование 13

февраля 1871 года, передав свои полномочия избранному 8 февраля тою же года

Собранию, которое 11 февраля было созвано в Большом театре города Бордо.

Перед этим собранием стояли две задачи: оно должно было высказаться по

вопросу о войне и мире и принять решение о государственном устройстве.

Большинство собрания было настроено монархически, консервативные

элементы, как правило, высказывались за заключение мира.

За вычетом депутатов, избранных по нескольким округам и отказавшихся от

своих полномочий, в Собрании оказалось из общего числа 768 депутатских мест

около 650 занятых мест. Из них около 400 мест было занято монархистами (150

легитимистов, 250 орлеанистов), менее 200 мест — республиканцами.

Удивительнейшим образом в конце века вновь на политической арене

встретились все соперники и противники, союзники и враги. Именно данный

состав собрания создал в конечном итоге республиканскую конституцию,

которой была суждена столь долгая жизнь.[7]

Ведение переговоров и подписание мирного договора Собрание единогласно

поручило Тьеру, как главе исполнительной власти (резолюция 17 февраля 1871

года).

Правительство Тьера, находившееся у власти двадцать семь месяцев, вначале

представлялось лишь временным выходом из положения. Надо было как можно

скорее окончить воину и восстановить нормальный ход государственной машины.

Уже в это время республика фактически существует, но не закреплена

юридически.

1 марта 1871 года снова было торжественно подтверждено «низложение

Наполеона 3 и его династии, уже решенное на основании всеобщего

голосования».

Как только закончились мирные переговоры и Собрание переехало в Версаль,

в Париже вспыхнуло восстание и была установлена Коммуна (18 марта—28

апреля); Тьер занялся подавлением восстания.

Под влиянием Тьера республика приобретает консервативный характер.

Разгром Коммуны оживил партию монархистов, и уже в начале лета 1871 года

отмена закона об изгнании членов царствовавшего дома открыла дорогу во

Францию разным претендентам.

На трон французского короля претендовали двое. Один из них — герцог

Бордосский, внук Карла X. Другой претендент—граф Парижский, внук Луи-

Филиппа. Оба эти претендента соперничали в борьбе за власть.

Для проведения реставрации было необходимо соглашение обоих президентов.

Монархия не может быть прочной и без «слияния» обеих партий – орлеанистов и

легитимистов.

Программа Шамбора, пронизанная принципами первой хартии и отказом

договора с собранием, была изложена в манифесте от 5 июля. Этот манифест

поразил собрание. Пятьсот его членов стояли за либеральную национальную

монархию, сторонников неограниченной монархии едва ли набралось бы

пятьдесят. Теперь уже никто не верил в возможность реставрации, во всяком

случае немедленной, и, следовательно, вторично оказалось необходимым

сохранить у власти временное правительство, что, впрочем, всех устраивало.

Республиканцы нуждались в отсрочке, чтобы умножить свои силы.

Монархисты также рассчитывали, что время будет работать на них, и они

смогут возобновить неудавшиеся ранее переговоры и добиться «слияния» обеих

партий. Таким образом, все фракции Собрания стояли за то, чтобы оставить

Тьера у власти; вместе с тем, однако, большинство хотело уточнить и

ограничить его полномочия.

Довыборы в национальное собрание демонстрируют резкое падение

популярности монархистов. Таким образом, намечается неизбежный поворот в

направлении к парламентской организации власти.

Резолюция Собрания 17 февраля 1871 года привела к парадоксальному

результату. Было признано, что в принципе правит страной Собрание, а Тьер

является его исполнителем. Фактически, однако, настоящим правителем

являлся этот исполнитель.

В качестве главы исполнительной власти, председателя Совета и премьер-

министра он один, как говорили, составлял все свое правительство. Он по-

своему осуществлял режим личного правления; это была «диктатура убеждения».

Собрание, стремясь поставить Тьера в зависимое от себя положение, приняло

31 августа 1870 года закон, часто называемый «конституцией Ривэ», по имени

его главного автора.

Этот странный акт, состоящий из преамбулы и двух статей, представлял

собой смешение противоречий, что объяснилось компромиссом между

сторонниками Тьера и не доверявшими ему монархистами. Этим законом

учреждалась должность Президента республики, которая присуждалась Тьеру, но

при этом заявлялось, что «ничего не следует изменять по существу».[8]

Президент оставался ответственным перед Национальным собранием и должен был

прибывать там, где находилось национальное собрание.

Закон Ривэ был неудачным также и в другом направлении — в стремлении

определить личные отношения Тьера с Собранием. Законодатели сделали попытку

отдалить от зала заседаний Собрания президента республики, заставив его

предварительно сообщать Собранию о своих выступлениях. Тьер, однако,

продолжал выступать, как и раньше.

Поскольку закон Риве установил ответственность министров перед

Национальным собранием, роль их должна была существенным образом

измениться. Неся ответственность перед Собранием, министры переставали быть

простыми исполнителями воли Тьера. Следующим логическим шагом стало

принятие «применительного» декрета 2 сентября 1871 г., в соответствии с

которым учреждалась должность вице-президента Совета, председательствующего

в Совете министров в отсутствие президента Республики или препятствии с его

стороны. Им стал бывший министр Июльской монархии Дюфор. Такая

двойственность (ответственность и президента и министров), напоминающая

ситуацию во II Республике, не могла продолжаться без ущерба для одной из

сторон.

Президент первым начал борьбу со своих позиций, становившихся все более

благоприятными для республиканского режима. От Бордосского пакта,

означавшего нейтральную позицию, он последовательно перешел к «лояльной

пробе»—d'essai loyal»—режима (конец 1871 года и первая половина 1872 года),

а затем к «консервативной республике»—«la Republique conservatrice»

(ноябрь 1872 года). В ответ на последнее его послание правые

потребовали назначить комиссию для составления ответа.

Законом 13 марта 1873 года, названным «законом тридцати», был установлен,

как правило, порядок письменных отношений президента с Собранием, но

допускались многочисленные исключения. Тьер мог получить слово только на

особом заседании Собрания без прений и без права на ответные выступления.

Тьер охарактеризовал порядок своих выступлений в Национальном собрании, как

«китайский церемониал».

В области законодательства за президентом сохранялось право требовать

повторного обсуждения - не более того. Президент не обладал, таким образом,

правом отлагательного вето. Также закон был направлен на уменьшение

ответственности президента и увеличение ответственности министров. В

соответствии с ней «запросы могут быть адресованы министру, но не

президенту Республики». Если же будет в специальном порядке определено, что

вопросы имеют общий характер, то и Тьер при выполнении предупредительных

формальностей (предварительное решение совета министров о том, что вопрос

является общим, разрешение собрания) мог получить слово.[9] Только лишь в

вопросах общего характера могла идти речь об ответственности президента.

Эти нормы были направлены на перераспределение власти в пользу

правительства. Только безответственность президента могла позволить

ограничить его роль, и такое решение было поддержано и президентом и

Национальным собранием. Заседание Национального собрания открывалось

специально для заслушивания речи президента и должно было закрываться

немедленно после произнесения им речи. Тьер, тем не менее, выступал с

речами в Национальном собрании, послав записку председателю собрания. В

прениях по текущим вопросам он не мог выступать.

Закон тридцати был еще менее логичным, чем закон Ривэ. Применение этого

закона с самого начала привело к конфликтам. Монархисты добивались ею

выполнения для отделения Тьера от Собрания, а Тьер имел в виду только

исключения, предусмотренные законом, и хотел обойти закон тридцати, как он

обходил закон Ривэ.

Министром юстиции правительства Тьера, Дюфором, был внесен в Собрание

проект республиканской конституции. В связи с этим Тьер 23 мая 1873 года

столкнулся в Собрании с монархистским большинством. Глава орлеанистов,

Бюффе, применил закон тридцати, исходя из буквы этого закона. Получив

неблагоприятный вотум по резолюции о переходе к повестке дня, Тьер 24 мая

вышел в отставку.

Отставка Тьера была вызвана не его «неподходящим характером» и не

конфликтом из-за отдельных законов, а более глубокими причинами. Тьер после

Коммуны 1871 года считал, что монархия более невозможна; единственно

возможной для господствующих классов формой государственной власти он

считал «консервативную республику». Монархистское большинство Национального

собрания — в самоослеплении стремилось к немедленной реставрации монархии.

Это и было почвой для конфликта между Собранием и Тьером

Казалось, Тьер был побежден; однако на самом деле он стал основателем

парламентарной республики.

Правление Тьера, с точки зрения конституционного развития, имело большое

значение; двумя этапами Франция перешла от правления представительного

собрания с зависимой от него исполнительной властью к парламентарному

режиму. Собрание создало, или почти создало, под влиянием конкретных

обстоятельств новый тип государственного строя.

В начале правления Тьера исполнительные функции были вручены доверенному

лицу Собрания; В конце правления Тьера было уже недалеко до образования

настоящей исполнительной власти, вручаемой президенту

республики,—неответственному, но ассистируемому ответственными министрами.

Оставалось лишь выбрать другого президента и установить срок президентства.

Период правления Мак-Магона

Смена президента республики произошла немедленно. 24 мая вечером маршал

Мак-Магон уже был избран президентом республики.

Трудно представить себе контраст более резкий, чем между этими двумя

личностями.

Тьер, будучи прирожденным парламентарием, препятствовал установлению

парламентарного режима, так как хотел быть одновременно и президентом, и

премьер-министром, всем распоряжаться и руководить, выступать в Собрании во

что бы то ни стало и по всем вопросам.

В противоположность этому отсутствие у маршала Мак-Магона ораторских

талантов и личная сдержанность привели прямиком к парламентарной

республике.

Совершившаяся 24 мая перемена имела целью не основание парламентарной

республики, а устранение ее.

Между тем этот момент казался весьма близким. Дело послевоенного

восстановления Франции, для которого Тьер был незаменим, приходило к концу.

Общая реорганизация — административная, финансовая, военная— проходила

прекрасно. Для принятия решения в политических учреждениях страны были

налицо самые благоприятные условия. Все командные рычаги, все три

председательских места (президента республики—Мак-Магон, председателя

Собрания—Бюффе, заместителя председателя Совета министров— Бройль) были в

руках монархистов.

Вначале события развивались благоприятно для монархистов. 5 августа

произошло «слияние» партий. Граф Парижский обратился к Мак-Магону с

просьбой созвать Национальное собрание для обсуждения вопроса о реставрации

монархии.

Президент дал согласие, но полагал, что предварительно должно состояться

соглашение по политическим вопросам. Предварительная наметка дала триста

сорок восемь голосов за монархию, триста сорок четыре против и тридцать

шесть сомнительных. Поэтому для того, чтобы обеспечить проведение

монархической реставрации, необходимо было выполнить условия, выдвигавшиеся

не только орлеанистским центром Собрания, но и депутатами левого центра, то

есть сохранение парламентарного режима и трехцветного знамени.

Возник вопрос: согласится ли граф Шамбор на эти условия?

29 октября последовало его письмо. Претендент на престол Франции

соглашается только на реставрацию без всяких условий. В результате надежды

монархистов, столь близкие к осуществлению, снова рассеялись, и на этот раз

— окончательно

20 ноября 1873 года был принят «Семилетний закон» (Закон о персональном

септеннате). Статья первая указанного закона постановляла: «Исполнительная

власть доверена на семь лет маршалу Мак-Магону, графу де Мажента после

обнародования этого закона: эта власть продолжает оставаться исполнительной

с именем президента до изменений, которые могут быть в неё внесены

конституционными законами». Семилетний срок полномочий нового президента

был выражением компромисса между предложением де Брольи (десять лет) и

позицией конституционной комиссии (пять лет). Мак-Магон, в свою очередь,

высказался в пользу семилетнего срока. Ирония истории заключалась в том,

что таким образом и республика утверждалась ещё на семь лет.

Семилетний закон делал президента главой парламентарного государства,

поскольку устанавливал ответственность правительства, но не президента.

Новый президент не был членом Национального собрания, поэтому его кабинет

становился ответственным в парламентском смысле.[10] Процедура смещения

президента не предусмотрена соответствующим законом. Позже при составлении

Конституционных Законов комиссия 30-ти изучила положения семилетнего закона

и вписалась в его рамки.

Итак, последнее условие, от которого зависело существование

парламентарной республики, было выполнено: была определена

продолжительность президентских полномочий.

Представители центра теперь поняли, что речь идет о выборе не между

монархией и республикой, а между различными формами республиканского

правления. Республиканская форма правления отныне неизбежна, но необходимо,

чтобы республика создавалась консерваторами, а не прогрессивными

республиканцами.

Либеральная партия открыто заявляла о своем «явном и упорном безразличии

к вопросам личным и династическим и к внешней форме правления». Такие

вопросы она считала второстепенными. Важным было существование и объем

политических и гражданских свобод. «Либеральная Франция может сделать выбор

между республикой, граничащей с конституционной монархией, и

конституционной монархией, граничащей с республикой».

У парламентарной монархии заимствовали все ее институты:

неответственность главы государства, ответственность министров,

двухпалатную систему, право роспуска нижней палаты, право законодательной

инициативы и право исполнительной власти на отлагательное вето.

Только в одном была разница: глава государства не был наследственным

главой государства — королем, а избирался на определенный срок и назывался

президентом.

Создание Конституционных законов

В конце 1873 года выяснилось, что либеральное компромиссное соглашение в

действительности объединяло только меньшинство в Собрании, Значительная

часть депутатов, неожиданно разочаровавшихся в своих надеждах па

реставрацию монархии, продолжала тем не менее «добиваться королевского

режима, который она не могла создать», и вместе с тем продолжала не

признавать «республику, которую она могла создать». Потребовалось

четырнадцать месяцев для того, чтобы примириться с решением

конституционного вопроса в пользу республики.

После отказа графа Шамбора роялисты разделились на три следующие фракции:

1) «Чистые», или непримиримые, легитимисты проявляли неумолимо враждебное

отношение к любому возможному решению вопроса.

2) Умеренная правая группа соглашалась с «личным септеннатом», то есть

приспособлением власти лично для Мак-Магона.

3) Правые находили положение слишком непрочным и, высказываясь также за

временный режим, стояли за «не обусловленный личностно» септеннат.

Министерство де Бройля, естественно, стояло за септеннат, «не

обусловленный личностью». Такова же была и позиция комиссии по

конституционным законам, которая была образована на основании закона 20

ноября 1873 года и опять получила название «комиссии тридцати».

15 мая 1874 года герцог де Бройль внес в эту комиссию проект конституции.

Однако уже па следующий день (16 мая 1874 года) в связи с процедурным

вопросом министерство де Бропля было свергнуто коалицией из непримиримых

правых и республиканцев. Его сменило министерство Сиссэ, отсутствие

авторитета которого усилило смятение умов.

От монархистов нечего было больше ждать. Собранию оставалась только одна

возможность—разрешить вопрос в духе республиканском, а именно:

-или совместно с левым центром считать президентский септеннат не просто

временным режимом, а первым учреждением окончательно установленного

республиканского режима, с оговоркой о возможности его пересмотра;

-или совместно с левой признать несостоятельность Собрания и назначить

выборы, которые должны были привести к созыву республиканского

учредительного собрания.

Для правого центра первая альтернатива была, конечно, меньшим злом.

Собрание признало это, приняв 15 июня 345 голосами против 311 резолюцию

Казимира Перье, согласно которой «правительство» Французской республики

состоит из двух палат и президента—главы исполнительной власти». Однако это

предложение было отложено в долгий ящик комиссией тридцати, где правый

центр имел перевес.

Собрание, без всяких оснований потерявшее четырнадцать месяцев, с началом

нового года проявило неожиданную поспешность. Оно понимало, что парод устал

от неопределенного положения. И по этой причине после скомканных и

запутанных прений, продолжавшихся пять недель (21 января— 25 февраля),

разрешилось, наконец, неопределенное положение, продолжавшееся четыре года

и казавшееся, вследствие этого, почти безвыходным.

Комиссия тридцати внесла в Собрание два законопроекта: об организации

государственных властей (докладчик Казимир де Вентавон) и об учреждении

второй палаты (докладчик Лефевр-Понталис). Согласно первому законопроекту,

соответственно взглядам умеренных правых и правого центра, учреждался

септеннат—одновременно и личный и не обусловленный личностью. Второй

законопроект, переименововал Большой совет в Сенат, который должен был

состоять из членов по собственному праву, из членов по назначению

президента республики и из членов, избираемых в департаментах особыми

коллегиями.

Правительство поддерживало оба проекта, но его роль в ходе

конституционных прений сводилась почти к нулю. Ни глава правительства

генерал Сиссэ, ни его министр внутренних дел генерал Шабо-Латур, не были

в состоянии собрать консервативное большинство. Этот кабинет потерпел

поражение уже при открытии прений 6 января. Потерпев снова поражение, оп

заявил 12 февраля, что устраняет себя от участия в обсуждении.

Впрочем, результаты первых голосований оказались благоприятными для

комиссии. Она настояла на принятии в первом чтении сразу обоих своих

проектов (22 и 25 января).

Однако во время второго чтения, 28 января, возник решающий конфликт между

сторонниками временного режима и сторонниками окончательного учреждения

республиканского правления. Поправка Лабулэ (воспроизводившая почти

текстуально поправку Казимира Перье от июня предыдущего года) была

отклонена (359 голосами против 336).

Зато 30 января Баллону удалось провести 353 голосами против 352 поправку,

гласившую, что «президент республики избирается большинством голосов Сената

и Палаты, объединенных в Национальное собрание».

Несомненно, однако, что принятие поправки Валлона нанесло последний удар

всяким попыткам консолидации временного режима. Теперь уже не могло быть

речи о септеннате — личном или не обусловленном личностью, с законченной

или незаконченной системой органов, а лишь о парламентарной республике.

Не лучшая судьба постигла в Собрании и проект комиссии относительно

второй палаты. Вместо предложения Лефевр-Попталиса 322 голосами против 310

была принята поправка Паскаля Дюпра, устанавливавшая, что Сенат должен быть

«выборным» и что он «избирается» теми же избирателями, что и Палата

депутатов.

В дальнейшем Собрание отказалось перейти к третьему чтению законопроекта.

Дело новой конституции могло бы оказаться под угрозой, если бы Валлону не

удалось снова объединить оба центра на основе нового предложения: Сенат

должен был состоять из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, избираемых

в департаментах депутатами, генеральными советниками округов и делегатами

от каждого муниципального совета. Что касается несменяемых сенаторов, то

было достигнуто соглашение о том, что первоначально эти 75 сенаторов

выбираются Национальным собранием, а впоследствии кооптируются Сенатом. В

результате, несмотря па обструкцию крайней правой и бонапартистов, закон

был принят 435 голосами против 239.

После этого Собрание восполнило пробел в вопросе о полномочиях президента

республики поправкой, внесенной Валлоном и Казимиром Перье, с несколькими

изменениями, законом 25 феврали 1875.

Итак, основная база нового режима была заложена. Для завершения

всего дела новое правительство, возглавлявшееся Бюффе, составило проект

третьего конституционного акта, дополнявшего два предыдущих. Этот

проект был передан на рассмотрение новой комиссии тридцати под

названием «закона об отношениях государственных властей»; автором

его был министр юстиции Дюфор, докладчиком- Лабулэ. 16 июля 1875 года,

с незначительными изменениями, он был принят 502 из 604, принявших участие

в голосовании.

Законопроект о выборах сенаторов встретил еще меньше возражений и собрал

533 голоса против 72. За законопроект о выборах депутатов проголосовало 506

членов Собрания, против—85.

Два последних закона именовались «органическими», поскольку они были

необходимы для применения трех первых законов.

Принятием этих законов завершилась деятельность Национального собрания

как органа учредительного. В декабре оно избрало несменяемых сенаторов и

после этого окончательно разошлось.

8 марта 1876 года суверенные права Национального собрания были переданы

ею последним председателем герцогом Одифре-Паскье бюро новых палат и Совету

министров.

Причины установления республики

Сохранение стихийно возникшей (благодаря восстанию парижан в 1870 г.)

республики было выгодно с точки зрения внешнеполитической. Французской

дипломатии было известно убеждение Бисмарка в том, что республика ослабляет

Францию и затрудняет ей приобретение союзников: «Республика и внутренняя

неурядица - лучшая гарантия мира». «... Хотя сильная республика является

дурным примером для монархической Европы, тем не менее... республика все-

таки менее опасна, чем монархия, которая всегда имеет полную возможность

заводить интриги за границей». Сохранение республики предохраняло, таким

образом, Францию от нежелательных конфликтов с Германией.

Республиканская форма правления оказывалась к тому же более экономной и

давала больше возможности контролировать государственный бюджет и

финансовую политику правительства. Первому президенту республики Тьеру было

установлено содержание в размере 762 тысяч франков, тогда как цивильный

лист Наполеона III в 1870 г. составлял 31 945 тысяч франков. Разница, как

видим, более чем сорокакратная.

Значительные изменения в политических настроениях широких народных масс

стали наиболее важной причиной невозможности реставрации монархии. Позиции

бонапартистов традиционно были сильны во французской деревне. Французское

крестьянство было бонапартистским на протяжении всего столетия. Именно его

голоса, отданные Луи-Наполеону (благодаря установлению всеобщего

избирательного права), позволили последнему упразднить Вторую Республику.

Но прусское нашествие 1870 г. поколебало веру крестьянства в империю, масса

сельского населения стала республиканской. Эта перемена - исчезновение

бонапартистских настроений среди крестьянства - означала, что всякая

монархическая реставрация отныне стала во Франции безнадежной. Это

обстоятельство отмечал Тьер еще в июне 1871 года, после возвращения

французских солдат-крестьян из германского плена. Всё больше и больше в

крестьянство проникали республиканские и демократические настроения.

Решительным противником монархии были французские рабочие. Как в

революции 1848 г. республику завоевали парижские рабочие, так и в сентябре

1870 г. «они сменили изжившую себя империю». И после Парижской коммуны

1871г. пролетариат был настроен решительно республикански. Для всех

трезвомыслящих политиков независимо от их предпочтений было ясно, что

французский рабочий не примет ни монархии, ни бонапартизма. Правительство

понимало, что восстановление монархии усилит революционное брожение в

стране и может привести к новому социальному взрыву.

Изменение умонастроений во всех социальных классах и группах, всё

большее проникновение республиканских и демократических настроений

убедительно демонстрировали и выборы в муниципальные органы (победа

республиканцев весной 1871 года) и в Национальное собрание. На

дополнительных выборах в Национальное собрание, проводившихся 2 июля 1871

г., 7 января 1872 г., и особенно уже вскоре после подавления Коммуны,

несмотря на мощное давление со стороны правительства, прошли многие

кандидаты республиканцев-радикалов. На выборах 7 января 1872 г.

избиралось 17 депутатов. Восемь мандатов достались радикалам

республиканцам, три - бонапартистам, и шесть - монархистам. Но если до

конца 1872 г. кое-где, хотя с большим трудом, и прошли несколько

монархистов, то на дополнительных выборах с мая 1873 г. по январь 1875

года на двадцать девять мест были избраны двадцать три республиканца и

всего шесть бонапартистов. Всего по семидесяти четырём дополнительным

выборам, состоявшимся с 1873 по 1875 г., сторонники республики получили

шестьдесят два места из семидесяти четырёх.

Глава 3 : «Последствия и результаты становления 3-ей республики»

Республика и национальный суверенитет

Исторический анализ процесса становления республиканского строя

показывает, что Конституционные Законы 1875 г: лишь оформили, юридически

выразили и закрепили тот конституционный порядок, который в целом уже

сложился.[11]

Институты Третьей республики устанавливались постепенно, под влиянием

обстоятельств и под давлением необходимости. Период 1871—1875 годов был

временем непрерывного творения конституции. Тогда как в 1852 году

разработка конституции была делом нескольких часов, в VIII году и в 1814

году—нескольких дней, в 1793 году и в 1848 году— нескольких педель, теперь

па это потребовалось свыше четырех лет. Конституция была почти готова в то

время, когда ее начали обсуждать. Составители конституции в общем внесли

очень мало нового в существовавшее ранее положение; status quo было

сохранено в отношении президента и министров. Было сохранено также всеобщее

голосование.

Единственно важным нововведением было учреждение Сената, и это, казалось,

можно было рассматривать как расчленение Национального собрания,

восстановленного при объединении Сената с Палатой.

Основной вклад в создание новой конституции внесла конституционная

история Франции. Дюфор совершенно определенно говорит об этом в связи с

законом 16 июля 1875 года: «Каждое из предлагаемых нами положений имеет

прецеденты в различных предписаниях, которые более столетия регулировали

жизнь нашей страны».

Широкое использование традиций сделало излишним подробное изложение

актов, а также детальное регламентирование.

Сильное влияние оказали на конституцию 1875 года два

прецедента—конституция 1848 года и хартия 1830 года. У первой были

заимствованы республика и демократия, у второй—парламентаризм.

Отсюда следует, что основные и характерные черты установленного Собранием

режима не представляют ничего нового для изучения. Республиканская форма

правления, национальный суверенитет, режим народного представительства,

парламентаризм—все это уже существовало раньше, и нововведением было лишь

соединение всех этих элементов.

Сближение этих разнородных элементов и вытекавший отсюда компромиссный

характер режима привели в результате к значительному ослаблению

теоретических предпосылок. Жесткие и точные формулировки доктринеров

уступили место более топким и менее подчеркнутым определениям. Старания

прилагались к тому, чтобы не противопоставлять друг другу теоретические

системы, а чтобы их сочетать.

Как я уже указывал, существование республики выражалось лишь в

наименовании, данном, главе государства.

Но в сущности новая конституция устанавливала лишь временную и выборную

власть: депутаты избирались па основании всеобщего прямого голосования на

четырехлетний срок, а сенаторы—непрямым голосованием; обе палаты выбирали

президента республики на семилетний срок; президент назначал министров,

которых парламент мог поддерживать или смещать. Таким образом, никакая

власть не передавалась по наследству.

Но вместе с тем был окончательно отвергнут принцип коллегиальности

исполнительной власти, а срок полномочий президента установлен в семь лет с

правом переизбрания. Президент не являлся ответственным, за исключением

случаев государственной измены. Собрание в пределах возможности стремилось

сблизить режимы республики и монархии.

Республика в сущности имела только негативное содержание. Она, по

известному выражению,—не что иное, как «отсутствие монарха».

Что касается ее демократического характера, то он нигде не подтверждался

в конституционных актах. Впрочем, основной институт демократической

республики сохранился. Статья 1 конституционного закона 25 февраля 1875 г.

устанавливала, что «Палата депутатов избирается всеобщим голосованием», и,

следовательно, поскольку весь режим был построен па выборных началах,

основой всей системы являлась всеобщность граждан.

Национальный суверенитет же не только не был декларирован, но был даже

формально отвергнут.

Отказ от включения в закон 25 февраля 1875 года поправки Рауля

Дюваля, гласившей (как в 1848 году), что «суверенитет пребывает в

совокупности французских граждан», не означал, что этим принималось решение

по существу.

Эта очевидность была констатирована через несколько месяцев докладчиками

по органическому закону 30 ноября 1875 г. Рикаром и де Марсером; они

заявили, что национальный суверенитет «бесспорен и не может быть

сопоставлен со старой догмой королевской власти». Никаких возражений не

последовало. Раймон Карре дс Мальбер, используя исключительно

законодательные материалы, показал, что редакция некоторых актов, например

статьи 1 закона 25 февраля 1875 года, подразумевала признание

конституционных концепций 1789—1791 годов, в частности положений статьи 6

Декларации прав, определяющей закон как «выражение общей волн».

Представительство

Нация проявляет свой суверенитет только путем выбора своих

представителей. Демократия, хотя и недекларированная, осуществляется в

своей наиболее смягченной форме—в форме демократического представительства.

Режим 1875 года подобно предыдущим конституциям, за исключением режимов

1793 и 1814 годов, был представительным. Его право законодательства,

основанное на выборном начале, воспроизводило четыре основных признака

чистого представительства:

1)Избранные представители независимы от избирателей. «Всякий императивный

мандат ничтожен и недействителен» (ст. 13 органического закона 30 ноября

1875 г.).

2)Представители избираются на определенный срок и не могут быть отозваны

избирателями. «Депутаты избираются на четырехлетний срок» (ст. 15 того же

закона). «Сенатор от департаментов и колоний избираются на девятилетний

срок. Сенаторы, избранные Собранием, не могут быть отозваны» (ст. 6 и 7

конституционного закона 24 февраля 1875 года).

3)Избранные представители представляют страну в целом. Ни в одном акте

это условие прямо не оговорено.

4)Только избранные представители могут принимать окончательные решения.

Статья 1 закона 25 февраля 1875 г. устанавливала, что «Законодательная

власть осуществляется двумя собраниями: Палатой депутатов и Сенатом.

В Третьей республике избиратели только избирали. Они не оказывали

никакого влияния на положение избранных ими парламентариев; положение

парламентариев всецело определялось конституцией, законодательными актами и

регламентами.

Однако жесткие теоретические нормы чистого представительства не

соответствовали действительным условиям жизни. Различные предписания других

законов, а также текущая практика внесли значительное смягчение в эти

нормы.

Например, существовала реальная зависимость избранного от избирателей,

вытекавшая из гласности парламентской деятельности и из права немедленного

и неограниченного переизбрания депутата.

Конечно, этих положений недостаточно, чтобы говорить о режиме

полунепосредственной демократии, так как избранный юридически оставался

независимым, но они достаточно сильны политически, чтобы видоизменить режим

чистого представительства в сторону полупредставительства или режима, в

котором правит общественное мнение.

В отличие от предыдущих режимов Франции (1793, 1795, 1848 гг.), а также

от форм правления других государств (Америки и Швейцарии) режим Третьей

республики не был ни режимом представительного собрания, ни президентским

режимом. Это была парламентарная республика. Третья республика имела

президента, неответственного и назначавшего министров, которые в свою

очередь должны были обладать доверием палат. Мало того, солидарная

ответственность министров, наличие двух палат, возможность роспуска нижней

палаты, разделение права законодательной инициативы—все это

свидетельствовало о принятии принципов британской парламентской системы,

привившихся у нас при Людовике XVIII и Луи-Филиппе.

Конституция 1875 года была парламентарной в самом прямом смысле

этого слова; правительство было непосредственно подчинено влиянию и

воздействию парламента. Он сохраняет за собой самые существенные

прерогативы в государстве и делегирует министерству лишь незначительную их

часть, причем с особой бдительностью наблюдает за их осуществлением.

Такой парламентарный монизм, совершенно отличный, повторяем, от

английского монизма, в очень сильной степени напоминал правление

представительного собрания, ибо он также не предусматривал ни

солидарного министерства, ни права главы государства распустить палату.

Хотя солидарность министров и была декларирована в принципе (ст. 6

закона 25 февраля 1875 года) и хотя по принятому обычаю все министры

выходили в отставку вслед за своим главой, это положение тем не менее

оставалось чисто протокольным.

Часть мест в новом правительстве нередко заполнялась вышедшими в

отставку министрами с председателем Совета во главе. Чрезвычайная

неустойчивость правительств (о чем будет речь ниже) до известной степени

компенсировалась стабильностью политического персонала. Часто менялись

правительства, министры же менялись довольно редко.

Имеется, однако, одна характерная черта, наличие которой ни в коем случае

не позволяет отнести режим Третьей республики к категории режимов

представительных собраний, а именно:—институт президента республики,

совершенно отделенный от правительства. Хотя в силу сложившихся условий

значение его сильно упало, в отношении Национального собрания он по-

прежнему играл крупную роль.

Конституционный статус президента и его полномочия свидетельствовали о

намерении создать некую систему власти, надстроенную над парламентским

механизмом, создать трамплин для будущего бонапартистского переворота.

Активность президентов, хотя не часто имевшая место и ограниченная по

масштабам, была тем не менее вполне реальной. По нашему мнению, этого

вполне достаточно для того, чтобы охарактеризовать правительство Третьей

республики как правительство парламентарное.

Заключение

Подчинённое положение исполнительной власти по отношению к

законодательной власти, которое сложилось в Третьей республике является

свидетельством неэффективности государственного механизма. Сенат,

несмотря на его постоянную, устойчивую консервативность, не стал оплотом

монархистов, не стал тем органом, который вместе с президентом смог бы

решительно настоять на реставрации монархии. [12]

Дисбаланс властей сложился не сразу. Огромную роль в этом сыграла

многопартийность и специфика политической культуры Франции.

Закреплению многопартийности политической системы и многофракционности,

а значит, и слабой управляемости парламента способствовала

избирательная система.

Третья республика завершила череду революционных потрясений во Франции,

начатую в 1789 г. Великой французской революцией и закрепила окончательно и

безусловно не только фактическое господство буржуазии, но и её

непосредственно правящую роль.

Третья республика продемонстрировала возможность непосредственного

властвования буржуазии при участии разных её слоев. Франции для этого

пришлось пройти через множество социальных потрясений, результаты которых

неизменно оформлялись в виде соответствующих конституций и хартий, в форме

двух республик, двух империй и двух монархий. Третья республика подытожила

вековой опыт государственного строительства и попыталась, в "силу конкретно-

исторических причин, синтезировать различные модели конституционного строя.

В то же время она стала естественным (закономерным) результатом

четырёхлетних поисков, буквально «нащупывания» приемлемых с точки зрения

разнородных политических сил форм государственного устройства.

Государственный строй. Франции, несмотря на свою декларируемую

временность, просуществовал до начала второй мировой войны. Впервые в

истории не только Франции, но и всего мира была сформирована парламентарная

республика.

Список литературы:

1) Казачанская Е.А. «Конституционные законы Третьей республики во

Франции».

Ростов-на-Дону, 2003

2) Казачанская Е.А. «Сенат в механизме разделения властей в Третьей

республике во Франции» // Северо-Кавказский юридический вестник. 2001

№3.

3) Казачанская Е.А «Конституционные законы Третьей республики во Франции»

// Северо-Кавказский юридический вестник. 2001 №2

4) Прело М. «Конституционное право Франции».

5) Желубовская Э.А. «Крушение Второй Империи и возникновение Третьей

Республики во Франции».

-----------------------

[1] См. Желубовская Э.А. «Крушение Второй Империи и возникновение Третьей

Республики во Франции».

[2] См. там же

[3] См. там же

[4] См. там же

[5] См. там же

[6] См. Прело М. «Конституционное право Франции»

[7] См. Казачанская Е.А. «Конституционные законы Третьей республики во

Франции»

[8] См. Прело М. «Конституционное право Франции»

[9] См. Казачанская Е.А. «Конституционные законы Третьей республики во

Франции»

[10] См. Казачанская Е.А. «Конституционные законы Третьей республики во

Франции»

[11] См. Казачанская Е.А. «Конституционные законы Третьей республики во

Франции»

[12] См. Казачанская Е.А. «Сенат в механизме разделения властей в Третьей

республике во Франции»

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.