реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Авторитаризм и тоталитаризм

Авторитаризм и тоталитаризм

Глава 1. АВТОРИТАРИЗМ И ТОТАЛИТАРИЗМ.

1. Природа авторитаризма и условия его возникновения.

Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом,

опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или

правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы:

древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские

монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские

империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы

в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот

политический режим совместим с различными по природе общественными и

политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом,

социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с

попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его

сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.

К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:

—авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти.

Она не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным

либо обычным, опирающимся на традицию;

— для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной

властей, либо их формальное, показное разделение;

— при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и

военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности

его непосредственного применения;

— авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию

власти в руках правящей элиты или вождя;

— в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий,

выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной

демагогией, популизмом;

— во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том

случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет.

Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной

личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В

более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей

выше права. М. Бебер выделял три типа

авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на

традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем

авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник,

в третьем - вождь. Без личности такого рода авторитаризм

невозможен. Она является знаком, символизирующим единство

нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее

и будущее.

Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?

1. Социальный и политический кризис общества, выража-

ющий переходный характер переживаемого времени. Для такого

кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни,

исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией

основных сфер общественной жизни и совершается в течение

одного-двух поколений.

2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано

размывание наличной социально-классовой структуры, происхо-

дит маргинализация основной массы населения. Появление боль-

ших масс людей, из традиционных сущест-

вования, лишенных собственности и видящих в государстве

и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на

выживание, в значительной мере радикализирует социальное

и политическое поведение маргинальных переходных слоев, по-

вышает степень их активности, заряженной отрицательной энер-

гией разрушительства.

3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают

настроения заброшенности и отчаяния, стремление к социальной справедливости путем установления пого-

ловного равенства, потребительское отношение к жизни берет

верх над этикой производительного труда. Рождается образ вра-

га народа, персонифицируемого в лице какого-либо обществен-

ного института, социальной группы или нации. Возникает культ

личности вождя, с которым связываются последние надежды на

преодоление кризиса.

4. В большой степени возрастает роль исполнительных ор-

ганов государственной власти и основной военной силы - ар-

мии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает

бюрократия, без которой невозможно функционирование - бо-

лее или менее успешное - исполнительной власти в условиях

нарастающего кризиса и которая становится источником и хра-

нителем власти, стоящей над обществом.

5. Наконец, решающим условием возникновения авторитариз-

ма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый

большинством нации, что обеспечивает возможность бескров-

ного, мирного захвата власти определенной политической груп-

пировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, реша-

ющая спор между партиями и вождями.

Поскольку режим авторитарной власти появляется не столько

в результате случайного стечения обстоятельств, но всегда

в той или иной мере выражает историческую необходимость,

постольку он не может оцениваться однозначно. Наряду с ав-

торитарными режимами консервативного (Сулла в Древнем

Риме) или откровенно реакционного толка (Гитлер, например),

были и такие, которые играли прогрессивную роль в исто-

рическом развитии своей страны, например Наполеон Бонапарт,

Бисмарк, Петр 1.

2. Авторитаризм и социализм: командно-административная система

Иллюстрацией вышеприведенного тезиса может быть ко-

мандно-административная система, установившаяся в нашей

стране после Октябрьской революции и победы большевиков

в гражданской войне. Эта система - результат предшествующе-

го исторического развития России, а не злонамеренной воли

одной партии или группы лиц (Ленина, Троцкого, Свердлова

и др.). Она не была создана Сталиным, как утверждают многие

ученые и публицисты, но только была доведена им до образ-

цового состояния. Анализ природы командно-административной

системы необходим по двум причинам. Во-первых, отождествле-

ние командно-административной системы и сталинизма выводит

из-под критического анализа политическую практику послеок-

тябрьского периода и не дает возможности объективно осмыс-

лить характер Октябрьской революции, а также оценить деятель-

ность Ленина и партии большевиков в 1917 году. И во-вторых,

потому, что теоретически и политически непродуманная, хаоти-

чески суетливая и непоследовательная десталинизация нашего

общества таит в себе угрозу возникновения новых авторитарных

режимов как в стране в целом, так и в ряде республик, в первую

очередь в тех, где десталинизация проводится наиболее ради-

кально (Грузия, Россия). Либо возможна консервация прежнего

типа авторитаризма - коммунистического (Азербайджан, Ка-

захстан, республики Средней Азии).

Каковы основные черты послеоктябрьской политической си-

стемы, позволяющие охарактеризовать ее как авторитаризм?

Начиная с 1861 г., Россия переживала процесс индустриализа-

ции, сопровождаемый реформированием многих сторон жизни

общества, резкой ломкой традиционного исторического уклада.

Поскольку этот процесс шел зигзагообразно, то муки модер-

низации не находили соответствующего разрешения, что вело к накоплению

кризисных явлений, приведших к первой русской революции. Мировая война

усугубила кризис общества, доведя его до высшей точки, точки

антагонистического противостояния самодержавного государства и общества.

В этот период в России происходило становление новой социально-классовой

структуры общества, но становление затянутое. Новые индустриальные классы

составляли малую часть населения, большая часть которого все более

подвергалась пауперизации, включая и дворянство. Это обеспечивало

господство маргинальных слоев в городе и деревне, размытый характер

социальных отношений, резко повышало степень социальной и политической

активности этих слоев. Последнее, в свою очередь, оказывало разрушительное

давление на формирующуюся социально-классовую структуру, тормозило ее

становление.

Война в высшей степени усилила роль государства, его вмешательство в жизнь

общества и контроль за нею, возросло значение бюрократии для успешного

функционирования исполнительной власти, усилилась роль армии во внутренней

жизни страны. Страна вставала на грань выживания, что способствовало

укреплению в массовом сознании национальной идеи и поиску сильной личности,

способной воплотить эту идею в жизнь, спасти страну от военного,

экономического и политического краха. Предоктябрьская Россия искала в

авторитаризме выхода из кризиса, и вероятность демократической альтернативы

была крайне мала. Керенский или Корнилов — два вождя, за которыми стояли

различные варианты авторитарного режима. Составившие третью силу большевики

были обречены на авторитаризм, ибо иной вариант выхода из кризиса был

невозможен в той ситуации. Разразившаяся после революции гражданская война

была только спором между различными вариантами авторитаризма.

Таковы исторические предпосылки, обусловившие авторитарный характер

послеоктябрьской политической системы. Ее основные черты: 1) монополия

компартии на политическую власть (диктатура партии), превратившаяся после Х

съезда партии в монополию на власть правящей верхушки, внутри которой шла

ожесточенная борьба за лидерство, обострившаяся после болезни и смерти

Ленина; 2) слияние законодательной, исполнительной и судебной власти; 3)

сверхцентрализация управления экономической, политической и духовной жизнью

общества; 4) роль бюрократии и военно-полицейского аппарата (ВЧК—ОГПУ)

становится решающей; 5) прямое использование насилия по отношению к

оппозиции и инакомыслящим и государственный терроризм; 6) агрессивные

внешнеполитические установки, выражавшиеся то в стремлении разжечь пожар

мировой революции, то в создании образа страны — «осажденной крепости»;

7) идеология особого — советского и социалистического — национализма,

которая внутри страны проявлялась в унификации национально-культурных черт

различных народов, в стремлении создать единый советский народ, а вовне — в

попытке навязать советский образ жизни другим странам;

8) создание харизмы Ленина, под прикрытием которой и от имени которой

действовали его преемники, освящая этой харизмой («верность заветам

Ленина», «верность принципам марксизма-ленинизма») свое правопреемство,

объявляя ее источником легитимности собственной власти.

Какова общая оценка советского авторитаризма? Он был выражением и

продолжением политики, направленной на индустриализацию страны, и в этом

отношении отвечал исторической необходимости. Но в то же время он был

детищем непоследовательности этой политики и ее альтернативой. Продолжая

политику царского правительства на централизацию управления экономикой,

советский авторитаризм разрушил слабую еще систему институтов гражданского

общества, несомненно способствовавших индустриализации и цивилизации

русского общества, как якобы главного их противника. Считая, как и

Столыпин, патриархальность деревни тормозом экономического развития,

большевики пошли в прямо противоположном направлении. Тем самым политика

авторитарного государства вошла в резкое противоречие с потребностями

исторического развития, вызвав необходимость перерастания советского

авторитаризма в какую-то новую форму.

3. Сущность и предпосылки тоталитаризма.

Эту новую форму организации политической власти, сложившуюся в нашей стране

в 30-е годы, в литературе часто называют тоталитаризмом. Если же мы

попытаемся вычленить смысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что

слово «тоталитаризм» используется для обозначения превосходной степени

других известных понятий — диктатура, авторитаризм, насилие, деспотизм.

Этимологически оно производно от слов тоталитарность, или «целостность».

Употребляя его, имеют в виду, что авторитарная власть становится

всепроникающей, контролирующей жизнь человека и общества в ее самых

частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, что рост количественных

изменений в какой-то момент приводит к появлению нового качества, а новое

качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя со старым в том

или ином отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально от него

отличается.

Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно перейти от

оценочного употребления термина к научному, существенно ограничив область

его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от истолкования в

качестве тоталитарных тех или иных политических режимов прошлого —

древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского государства времен

Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь слабые прообразы

тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не по существу.

Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И, во-вторых, что

не менее важно, надо сузить область применения термина в структурном

аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не связано

напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики авторитарного

режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не сводимое к

экономическим, социальным или политическим условиям того времени. Его

нельзя представить как следствие причины под именем «авторитаризм 20-х

годов».

Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему

присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с

известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа,

телом которой является командно-административная система, это явление не

экономического, социального или политического плана, а культурно-

идеологическое по своей сущности. С точки зрения человека,

придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин выглядит сумасшедшим:

сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны,

коллективизация поставила ее на грань голода, репрессии в партии грозили

разрушением политического костяка общества, разгром офицерского корпуса

накануне неизбежной войны с Германией существенно понизил

обороноспособность страны. Тем не менее, во всем этом была логика, но

совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталин не был авторитарным

вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же он был?

Сталин отличался от своих предшественников: для Ленина и его соратников

власть, сколь угодно жесткая и насильственная, была все-таки средством для

достижения определенной цели — построения социализма в планетарном

масштабе. Утопический характер цели обусловил нарастание насилия, но

корректировка ее в 1921—22 годах привела к либерализации политики (нэп,

линия на мирное сосуществование с капитализмом и т.д.). Не то — Сталин. Для

него целью была именно власть, а социализм, марксизм-ленинизм — только

средствами ее достижения, поэтому он так легко менял не только тактику, но

и стратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не только в

личной воле и качествах Сталина — за его индивидуальностью проступали черты

нового исторического типа личности, и это были черты не только

психологические, но и исторические.

Ленин в «Письме к съезду», говоря о личных качествах Сталина, подчеркнул,

что это не мелочь, поскольку в наших условиях она может иметь самые

серьезные последствия.

Вторая часть нашего определения: тоталитаризм — это переживание власти как

абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,

транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком

качестве большинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал

тоталитаризм, нужен был не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных

ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями,

временем, пространством («Мы покоряем пространство и время, мы — молодые

хозяева земли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала

материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи,

самопожертвования, и если сначала, как Павка Корчагин, не щадили себя,

позже, как Павлик Морозов, не щадили родного отца, то в застенках Ежова —

Берии уже не щадили никого.

Появление такого, тоталитарного, индивида — первая предпосылка формирования

тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы

были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии,

проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую

форму в условиях советского авторитаризма, на базе общественной

собственности и централизованного управления обществом, планового ведения

хозяйства. План здесь выступал как директива, как закон: речь шла о вполне

гегелевском по духу господстве идеи над действительностью. Практически

идеократия реализовалась через партократию — монополию компартии на власть,

не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом самой партии.

Третья предпосылка тоталитаризма — культ народа в революционном сознании до-

и послеоктябрьской эпохи. Этот культ освобождал народные массы от всякой

моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла.

Тем самым в структуре массового революционного действия высвобождалась

энергия разрушения, направляемая этикой революционной целесообразности на

уничтожение всяких ограничений, препятствующих достижению абсолютной власти

революционного субъекта над действительностью. Все, что творилось,

оправдывалось благом народа и именовалось борьбой с врагами народа.

4. Структура тоталитарной власти

Режим тоталитарной власти в отличие от авторитаризма оказывается

внеполитическим образованием — в эпоху тоталитаризма политические отношения

и институты в обществе, по существу, исчезают или становятся формально-

декоративными. Организация тоталитарной власти имеет иерархический

характер: вверху пирамиды находится вождь, обладающий абсолютной, ничем не

ограниченной властью; внизу — массы, столь же абсолютно ему подвластные.

Такая организация власти формально сходна с авторитаризмом. В

действительности же тоталитарная власть неделима на уровни: на любом уровне

социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самым абсолютной

властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объекте

приложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник

районного масштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной,

хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционирования

тоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз:

тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен

на покорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно

сказать, что ограничения в структуре тоталитарной власти вытекали из

пересечения индивидуальных властей, что создавало непрерывное и постоянное

напряжение во всех узлах системы и было источником энергии, питавшей

существование этой системы.

С тоталитарной властью неразрывно связана тайна власти. Властный поступок

тоталитарного индивида всегда непредсказуем, спонтанен, вызывается не

столько внешней необходимостью, какими-то реальными обстоятельствами,

сколько тайными движениями его души. Теми движениями, которые имеют свою

индивидуальную логику, непредсказуемую с точки зрения нормальной логики. В

силу этой тайны система тоталитарной власти пронизана страхом. Страх есть

необходимое дополнение абсолютной власти, он столь же абсолютен, и это

страх не только перед «другими», но и перед самим собой. Абсолютный страх в

душе тоталитарного индивида перевоплощается и снимается в виде стремления к

абсолютной власти. Карательные органы в этой системе — материализация

повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении

индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано

необходимостью искоренять инакомыслящих — тех, кто не принял условия

тоталитаризма, правила его игры, и имя им — миллионы. Они и составляли

основной контингент ГУЛАГа.

Верхний и нижний уровни в структуре тоталитарной власти взаимосвязаны и

взаимно необходимы друг для друга. На ее вершине находился Сталин, он был

символом абсолютной власти, поклонение ему как бы освящало и узаконивало

для каждого собственное приобщение к субстанции власти. В этой структуре

харизматический образ Ленина тускнел и отодвигался на периферию

общественного сознания, ибо системе нужен был живой символ, человек — знак

абсолютной власти. Образ Ленина слился с мавзолеем — материальным

воплощением «начала» этой власти. И ритуальное действо вокруг мавзолея,

совершаемое дважды в году, заново подтверждало законность системы. Нижний

уровень носителей тоталитарной власти, был также необходим Сталину — иначе

не хватило бы никаких усилий карательных органов, чтобы держать в

повиновении огромные массы людей. Причем отношение массы тоталитарных

индивидов к Сталину было интимно-психологическим и личностным: он был не

просто символическим знаком судьбы, но еще и индивидуальностью. Его

индивидуальные качества срослись с символическими, и в этой системе он

занимал место Бога. Славословия в его адрес заменили молитву и были

ритуальным элементом существования и осуществления тоталитарной власти

каждым на своем месте. Поэтому смерть Сталина означала конец тоталитаризма.

Естественно, не мгновенный, а протяженный в историческом времени.

Исчезновение личностного символа системы изменило духовную атмосферу внутри

ее. Новые поколения как бы вышли из-под влияния той идеологической и

психологической силы, которая формировала в каждом качестве тоталитарного

индивида.

Попытки заменить Сталина не удались — уж очень тесно срослись его личные и

символически-знаковые черты. В поле тоталитарного сознания его преемник

Хрущев получил значение комического героя — шута, напялившего на голову

корону.

Маршальские погоны, звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева в

того мифологического героя, каким воспринимался Сталин. Исчезла тайна

личности вождя, а вместе с ней и вождь. Вождь должен быть, по крайней мере,

равен системе, а не быть частицей, рожденной этой системой.

После смерти Сталина тоталитаризм в течение долгих тридцати лет переживал

обратное перерождение в авторитаризм, и именно механика этого обратного

перерождения диктовала необходимость обращения к Ленину, его наследию, но

не к тому, где он отказывался от социалистической утопии в пользу реально

достижимых целей, а к Ленину «до 21-го года», автору и творцу авторитарного

режима. Обращение к Ленину 21-го года ставило человека в положение если и

не диссидента, то оппозиционера по отношению к существовавшему режиму. С

этого обращения началась перестройка.

5. Тоталитаризм и личность

Существует ли угроза восстановления в нашей стране тоталитарного режима?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо выяснить условия, необходимые для

этого. Объективные условия налицо —сохраняется, а в ряде республик и

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.