![]() |
|
|
Источники (формы) правагосподствующего класса (всего народа) и в конечном счете ,как уже отмечалось выше , материальные условия жизни .Об источниках права пишут также в плане познания и называют соответственно: исторические памятники права , данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи , труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия “источник права’’ , указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальных государ-ствах это в основном нормативные акты.Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение , обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается.”[5] По существу речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне. Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей.Она призвана, во- первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в- четвертых, быть выражением демократической процедуры и прохождения нормативных актов в законодательном органе. Подводя черту под всем выше сказанным , можно сделать следующие выводы : Под источником позитивного(исходящего от государства) следует понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права , на его формирование, изменение или констатацию факта прекращения существования права отдельного содержания. Источник внепозитивного(надпозитивного) права видят в объективной идее(разуме), в“ природе вещей” , в проявлениях божественной воли и т.д. Разновидностями источников позитивного права являются правовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного; правовой прецедент—решение по конкретному делу, которому государство придает форму общеобязательного в последующих спорах; договор—акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства.В современных условиях наиболее распространенными источниками позитивного права являются закон и нормативный акт. Противоречия, по мнению авторов ,которые волю государственных органов считают юридическим источником, заключается в том ,что эта воля не создает общественных отношений, а формулирует,отображает их в той или иной степени достоверно.Поэтому более логично, по мнению юриста- теоретика В.В.Копейчикова, источником права считать то ,что порождает их, а не создает или формулирует, т.к. право может быть закреплено и вне официальной формы—законодательства . С другой стороны, понятие формы права раскрывает то, как право, правовые нормы устанавливаются и отображаются вовне. С этой точки зрения установление права—это способы(виды) юридического нормоустановления(правотворчества), т. е. юридизация права органами государственной власти и управления путем делегированного или санкционированного правотворчества, признания судебного прецедента и т. д. Важность разделения форм установления и отображения права заключается еще и в том, что все акты нормотворчества в широком смысле содержат и отображают нормы права . Например, акты признания судебного прецедента или санкционирования обычая не содержат юридических норм, они всего лишь их силой юридической обязательности. Поэтому эти акты не порождают права , а только признают его—юридизуют. Для субъекта, который использует и реализует юридизованное право , все иные источники не имеют значения. Потому что только официально изданный юридический документ является источником его прав и обязанностей при определенных условиях, опять-таки официально установленных. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ(ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА. Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления,инструкции, договоры) и иные источники ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.[6] Обычно в теории называют четыре вида источников права: 1) Нормативный (нормативно-правовой) акт. 2) Судебный (правовой) прецедент. 3) Санкционированный (правовой) обычай. 4) Договор (договор с нормативно-правовым содержанием Нормативный акт—доминирующий источник права во всех правовых системах права.Обычно под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера.Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, расчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени.Но в реальной практике часто встечаются смешанные акты, когда в них включены одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера. Нормативно-правовой акт характеризуется такими признаками: 1) утверждается или санкционируется уполномоченнми органами государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и их односторонним волеизъявлением; 2) имеет внешню форму в виде определенного письменного документа; 3) включает новые нормы права или изменяет, отменяет уже действующие; 4) принимается в соответствии с определенной процедурой; 5) имеет юридическую силу, которая отображает соотношение с иными правовыми актами, место и роль в системе законодательства и правового регулирования; 6) придает воле народа официальный характер. От нормативно-правовых актов следует отличать официальные юридические документы, которые не содержат норм права и не вносят непосредственно изменения в законодательство.Например, акты утверждения положений, правил, статутов или акты, которые складываются из деклараций, отзывов, призывов. Более конкретную характеристику данному источнику права автор даст в следующей главе курсовой работы , а в данный момент целесообразней перейти к характеристике иных источников(форм) права. Правовой прецедент—это такая форма права, когда конкретному решению суда или административного органа придается нормативный характер, и оно является обязательным для всех аналогичных дел. В зависимости от того, кто принимает это решение, правовой прецедент подразделяется на судебный и административный.Правовой прецедент иногда называют правом , которое создано судом. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только “сердцевина’’ дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение.Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе,’’ratio desidendi”.Из прецедента могут постепенно складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился.Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права.Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество. В настоящий момент как в странах СНГ,так и в Украине правовой прецедент официально не признается как форма права,хотя в отдельных Постановлениях Пленума Верховного Суда Украины по конкретным делам, которые являются общеобязательными для всех судов, можно найти не только разъяснения действующего законодательства, но и новые нормы или часть нормы права. Официально считается, что суд не имеет права создавать новые нормы права, заниматься правотворчеством, а только разъяснять, толковать нормы закона и практику его применения. К правовому прецеденту можно отнести, в некоторой мере, решения Верховной Рады Украины о предоставлении Крымской области статуса автономной республики, о запрещении деятельности Коммунистической партии Украины в 1991 году. Хотя эти решения и имеют характер индивидуальных актов применения правовых норм, законов, не исключено,что эти решения могут при определенных условиях стать правовым прецедентом. Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев—отсылка к ним в тексте законов. Иногда бывает чрезвычайно сложно сказать, является тот или иной обычай правовым. Например, обычай “кровной мести”—принцип талиона—“зуб за зуб”, “око за око”. В последнее время этот обычай ни одним государством не поддерживается, вместе с тем он существует у многих народов. В прошлые столетия был распространенным обычай—вызов на дуэль за унижение чести и достоинства личности. Этот обычай существовал долгое время, пока общество и государство не убедились в том, что он приносит большой вред, поэтому он был запрещен в царской России и в других странах мира. В Украине правовые обычаи были очень распространены, начиная с древних времен, особенно в период козацкой республики на Запорожье и до 20-х годов 20-ого столетия. Много примеров правовых обычаев приведено в произведении П.Кулиша “Черная Рада”. Они касались организации проведения козацкой рады, выборов кошевого отамана, Гетьмана, определения наказаний козакам, которые нарушали войсковую дисциплину, занимались кражами или не отдавали долга. В годы Советской власти правовые обычаи были заменены системой писаного права—нормативно-правовыми актами. В последнее время снова появляется интерес к этой форме права, которая, по сути, связана с природными правами человека и обусловлена системами местного самоуправления. Подход к понятиям “обычай” и “обычное право’’ в различных научных школах неоднозначен. В отечественном дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия вообще не разграничивались. Так, русский историк и правовед В.М.Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В.М.Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.[7] Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах.Однако это не совсем так, поскольку , как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества. Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай—неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион. Договор—эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота. С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражланских прав и обязанностей. В условиях становления в Украине рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного диктата. Содержанием договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах: 1) равенства; 2) автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности за нарушение обязательства. Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора—чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что правовое регулирование института договора в украинском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства—Гражданский кодекс—посвятил договору главу. Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора. Иногда эту форму права называют договор с нормативно- правовым содержанием. Это такая форма права, в которой закрепляются юридические права и обязанности участников общественных отношений, условия и содержание, юридическая ответственность сторон. Нормативно-правовые договоры делятся на два вида: 1) договоры, которые заключаються между предприятиями, организациями и гражданами. Второй вид договоров можно разделить также на два вида: 1) договоры, которые заключаются между Украиной и другими государствами или отдельными государственными органами. Эти договоры изучаются международным правом. Они, как правило, ратифицируются Верховной Радой Украины. Например, Договор о Содружестве Независимых Государств (1991г.), которое было создано на основе бывшего Советского Союза после его распада; 2) договоры ( соглашения ), которые имеют частный международно-правовой характер. Эти договоры заключаются между предприятиями и организациями Украины и зарубежных стран. Такие договоры можно заключить не только между предприятиями, но и между гражданскими и политическими организациям. Договоров, которые заключаются между предприятиями и гражданами Украины достаточно много. Они имеют правовой характер и учитываются, как юридический документ ( акт ) при рассмотрении споров в Арбитражном Суде ( между предприятиями и организациями ) и в судах общей юрисдикции, если участником такого договора является гражданин. В качестве примера нормативно-правового договора можно рассмотреть договор в гражданском праве и конституционный договор. Товарно-денежный характер отношений экономического оборота предполагает, что реализация товара должна осуществляться с учетом общественно необходимых затрат на его производство. Такие затраты, в свою очередь, определяются с учетом существующего на данный момент в обществе соотношения между спросом и предложением. Правильный учет спроса и предложения и выявление на их основе общественно необходимых затрат на производство товара могут быть осуществленны только в результате достигнутого соглашения между товаропроизводителем и потребителем. Формой такого соглашения и выступает договор как выражение общей воли товаропроизводителя и потребителя. Договор представляет собой одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворен лишь посредством удовлетворения интереса другой стороны. Это порождает общий интерес сторон в заключении договора и его надлежащем исполнении.[8] Поэтому именно договор, основанный на взаимной заинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых невозможно добиться с помощью самых жестких административно-правовых средств. Договор в гражданском праве—это и наиболее оперативное и гибкое средство связи между производством и потреблением, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства.Он также обеспечивает эффективный обмен произведенными и распределенными материальными благами в случае изменения потребностей участников экономического оборота. Наконец, договор предоставляет возможность потреблять существующие в обществе материальные ценности не только их собственниками (обладателями иных вещных прав), но и другими участниками экономического оборота, испытывающими потребности в данных материальных ценностях. Конституционный договор в практике мирового конституционализма является одним из важнейших источников права, прежде всего, государственного права.Одновременно с Конституцией данный вид договоров является основой, сердцевиной, национального законодательства, на основе которого развиваются и функционируют все другие отрасли правовой системы государства. Еще в давние времена подобные договоры заключались между представительским органом и князем (королем), которые определяли основу их взаимоотношений, права и обязанности сторон. Как способ разрешения проблем которые в данный момент стоят перед Украиной, конституционный договор по своей сути является тем источником права, который создают различные субъекты конституционно-правовых отношений. Ему присущи специфические признаки, которые отличают его от иных правовых документов.Среди них, прежде всего: 1) предмет (объект) конституционного договора, которым являются основополагающие, определяющие принципы полновластия украинского народа,т.е: кому в Украине принадлежит вся полнота власти, какой механизм ее реализации; 2) субъекты (стороны) конституционного договора, которыми являются наивысшие органы соответствующих ветвей государственной власти; 3) временный характер его, срок действия и возможность пролонгации или досрочного приостановления действия которого определяется в самом договоре; 4) временное приостановление действия конституционных положений, которые противоречат позициям конституционного договора; 5) особенность закрепления нормативно-правового материала, среди которого важное место занимают нормы-принципы, нормы-дефиниции, юридические конструкции, “обычные нормативные |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |