![]() |
|
|
Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX векалюдей на эксплуататоров и эксплуатируемых рассматривалось как естественное состояние человечества, фундаментальная первооснова любого общества. Речь шла о том, какая из двух существующих эксплуататорских форм - капиталистическая или рабовладельческая - была наилучшей. При их сравнении идеологи рабства потребовали поставить во главу угла социальный критерий: жизненные условия рабов и рабочих, а также капиталистов и плантаторов. Многие защитники рабства, впитав идеи Кэлхуна и Фицхью, доказывали, что наемные рабочие, по сути, те же рабы, но только находящиеся в гораздо худших жизненных условиях. При этом приводились такие аргументы: в отличие от черных рабов белые рабочие не имеют гарантированных источников существования, вынуждены наниматься под угрозой безработицы даже за "голодную" заработную плату; в случае болезни, инвалидности и по наступлении старости все они остаются совершенно без средств существования, в то время как черные рабы, их жены и близкие с момента рождения до смерти надежно защищены отеческой опекой хозяев. Указывалось также, что среди рабов, в отличие от наемных рабочих, нет бездомных, нищих, бродяг. [112] Особое внимание уделялось сравнению черных рабов и свободных негров, при этом умело препарированная статистика призвана была доказать, что «свободные негры гораздо чаще совершают преступления, что в массе своей они бездомны, предпочитают, будучи поражены ленью, слоняться без работы, короче говоря, деградируют сами и усугубляют социальные проблемы общества в целом»[113]. Полемизируя с идеологами северо-восточных штатов по вопросу о положении свободных негров, защитники рабства приводили порой весьма изощренные аргументы, например такой: разве не по причине физической и умственной деградации свободных негров капиталистические штаты постепенно лишили их избирательных прав? (Свободные негры в северо-восточных штатах под воздействием Американской революции конца XVIII в. наделялись избирательным правом, но уже в первой четверти XIX в. большинство из них были этого права лишены.)[114] Большинство апологетов рабовладельческого строя приходили в очевидное противоречие с таким защитником рабства, как Фицхью. В отличие от Фицхью, доказывавшего, что "естественным и неотчуждаемым правом" быть рабами обладает большинство рода людского, причем как черные, так и белые[115], они полагали, что рабство является уделом лишь черной расы. С точки зрения укрепления влияния рабовладельцев среди белого населения США, как высших, так и низших слоев, их позиция, конечно, была более дальновидной: она могла быть поддержана белыми бедняками, и, кроме того, не противостояла, а наоборот, провозглашала, хотя и цинично - на расистской основе, - идеалы демократии и республиканизма, укоренившиеся в сознании большинства белых американцев. Профессор политэкономии из Виргинии Т. Дью настойчиво писал, что, с одной стороны, только черное рабство может гарантировать демократические права белого населения в целом. Ликвидация рабства, согласно его логике, приводит неизбежно к тому, что работу черных невольников должна выполнять часть белого населения. Эта часть оказывается в таком униженном положении, что воспринимает хозяев в качестве антагонистов и пытается оттеснить их от власти. Именно такая ситуация, доказывал Дью, складывалась в северных штатах. С другой стороны, в южных штатах выполнение самой трудной работы черными невольниками автоматически повышало социальный статус и чувство достоинства низших слоев белого населения, формировало в их сознании убеждение, что относительно рабов они и белые богачи составляют единое целое - правящий класс. Только благодаря черному рабству, настаивал он, политические права и свободы могли быть распространены на все белое население и, следовательно, утвердить подлинно демократическое правление. Демократия и республика, заключал Дью, располагают шансом сохраниться только в рабовладельческом обществе, причем, если белая раса хочет иметь их в качестве общего достояния, она заинтересована в увековечении рабства черной расы.[116] Профессор Дью развил тезис: негры обладают очевидными признаками низшей расы, а потому именно им и предопределено быть рабами, в то время как белая раса в целом являлась высшей, а потому именно ее представители и составляют правящий класс. Дольше всех сопротивлялся расистским идеям Фицхью, но и он в 1861 г. согласился, что по "естественному праву" в рабство могла обращаться только "неполноценная" черная раса. Наиболее известным выражением расистского мировоззрения южных штатов стало выступление отца-основателя рабовладельческой конфедерации Александра Стеффенса в 1861 г. "Многие государства, - декларировал он, - основывались на принципе подчинения и обращения в рабство определенных классов той же самой расы, что находилось в противоречии с законами природы. Но в нашем государстве все представители белой расы, из низших или высших слоев, богатые или бедные, равны перед законом. Совершенно иное положение с неграми. Рабство - вот их место. По законам природы и бога негры годятся для той роли, которую они выполняют в нашей системе... Краеугольным камнем нашего государства является та великая истина, что негр не равен белому человеку и что рабство - подчинение высшей расе - является его естественным и нормальным состоянием".[117] В годы перед Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил место теории различного происхождения рас, основанной на данных антропологии. Дж. Нотт и С. Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их неискоренимыми. В это же время началась ожесточенная полемика в литературе. Одни авторы рисовали ужасающие картины жизни афро-американцев под гнетом рабства. Другие пытались доказать обратное. Актуальным остался и спор о превосходстве рабовладельческой системы Юга над капиталистической Севера. Различные политические и общественные деятели доказывали вслед за Кэлхуном и Фицхью, что только рабовладельческий строй может стать гарантом демократического общества, а, следовательно, он и есть лучшая форма правления в Америке. Заключение Гражданская война в Северной Америке уничтожила рабство, но идеологические основы этого института до сих пор оказывают влияние на политическую жизнь США. Впитав в себя опыт рабовладельческих устремлений колониального периода, южное общество породило огромное количество различных расистских теорий. Эти идеи были умело отшлифованы и использованы в работах защитников рабовладельческой системы первой половины XIX века. Одним из самых известных апологетов рабовладения стал Джон Кэдвелл Кэлхун. Он был незаурядным теоретиком расистской идеологии. Его идеи легли в основу большинства теорий оправдания порабощения негроидной расы в Америке. Кэлхун разработал теорию, которая не просто защищала рабовладельческий строй, а давала южанам возможность гордиться им. Этот идеолог сравнил политические системы Севера и Юга, доказав экономическое и социальное превосходство последней. Идеализируя греческую демократию, Кэлхун попытался перенести ее принципы на рабовладельческую систему Юга. Он сделал вывод о невозможности всеобщего равенства и всеобщей свободы. Разработав теорию «достойных и недостойных», Джон К. Кэлхун открыл широкие возможности для будущих апологетов расизма и дискриминации. После смерти Кэлхуна лидерство в развитии рабовладельческой идеологии перешло к Джорджу Фицхью. В его «Социологии» мы сталкиваемся с совершенно оригинальным подходом к проблеме рабства. Фицхью защищает не угнетение одной расы другой, а саму систему рабовладения. В трудах Фицхью просматривается схожесть с концепцией свободы Кэлхуна: теория «достойных» и «недостойных». Однако Фицхью пошел гораздо дальше в своих размышлениях о пользе рабовладельческой системы и в этом гораздо ближе приблизился к идее греческой демократии. Главным критерием права на свободу становится не цвет кожи, а интеллект (т.е., по Фицхью, богатство и власть). Но, несмотря на отрицание расизма, как принципа разделения на «достойных» и «недостойных», негры в данной системе остаются на позициях самых бесправных и униженных, поскольку, если у белого есть шанс не стать рабом, у афро-американца уже нет возможности как-либо изменить свое состояние. В годы перед Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил место теории различного происхождения рас, основанной на данных антропологии. Дж. Нотт и С. Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их неискоренимыми. В это же время началась ожесточенная полемика в литературе. Одни авторы рисовали ужасающие картины жизни афро-американцев под гнетом рабства. Другие пытались доказать обратное. Актуальным остался и спор о превосходстве рабовладельческой системы Юга над капиталистической Севера. Различные политические и общественные деятели доказывали вслед за Кэлхуном и Фицхью, что только рабовладельческий строй может стать гарантом демократического общества, а, следовательно, он и есть лучшая форма правления в Америке. Расовые войны, вспыхнувшие в США в ХХ веке, во многом были следствием именно этих идеологических концепций, которые прочно укрепились в менталитете не только южан, но и жителей Севера. Отражение этих взглядов мы также можем найти и в американском законодательстве: в начале XXI века начинается «белый» расизм, когда белое население Соединенных Штатов имеет гораздо меньше прав, чем «цветное». Тема «Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века» может помочь вникнуть в суть политических и социальных процессов в Америке в XIX и ХХ веках, а значит, она актуальна и нуждается в дальнейшей более тщательной разработке. Источники 1. Диксон Г. Борьба рас в Америке. – С-Пб.: Типография Товарищества «Общественная польза», 1876. – 380 с. 2. Кислица Н.А. Американская революция XVIII века. Практикум по Новой истории. – Ч. 1. , М., 1968. – С. 83-91 3. Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992. – 257с 4. Черные кодексы / Хрестоматия по Новой истории. – Т. 2., М., 1965. – С.335 – 353 5. African-American Perspectives. Pamphlets from the Daniel A. P. Murray Collection, 1818 – 1907 // 6. Barnwell Elliott Sarah The Durket Sperret. New York: Henry Holt and Company, 1898 // 7. Brown Josephine Biography of an American Bondman, by His Daughter / Boston: R. F. Wallcut, 1856 // 8. Brown, William Wells Narrative of William W. Brown, an American Slave // 9. Bruce Henry Clay The New Man: Twenty-Nine Years a Slave, Twenty-Nine Years a Free Man. / York, Pa.: P. Anstadt & Sons, 1895 // 10. Calhoun, John C. Papers of John C. Calhoun, 1819-1850. // 11. Cooper Anna Julia A Voice from the South. / Xenia, Ohio: The Aldine Printing House, 1892 // 12. Fitzhigh G. Sociology for the South // 13. Greene Н. А. Our Brother in Black: His Freedom and His Future / New York: Phillips & Hunt, 1881 // 14. Jackson M. J. The Story of Mattie J. Jackson: Her Parentage, Experience of Eighteen Years in Slavery. Lawrence [Mass.]: Sentinel Office, 1866 // 15. Lee Hentz Caroline The Planter's Northern Bride. / Philadelphia: T. B. Peterson, 1854 // 16. Melancthon Hamill Howard The Old South, a Monograph. // 17. Robinson H. D. Social Relations in our Southern States / New York: Henry B. Price, 1860 // Список литературы 1. Аптекер Г. История афро-американцев. – М., 1975. – 280с. 2. Болховитинов Н.Н. Новый взгляд на историю США // Американский ежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. – С. 7-15 3. Бурин С.Н. Конфликт или согласие? Социальные проблемы колониального Юга США (1642 - 1763). – М., 1965. – 232 с. 4. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. – М., 1990. – 240с. 5. Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В. Джон Кэлхун - выразитель интересов американского Юга./ Американский ежегодник, 1991. М. 1992 6. Заславский Д.О. Очерки истории североамериканских штатов XVIII – XIX вв. – М., 1931. – 192с. 7. Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства. – М., 1958. – 320с. 8. Иванов Р.Ф Борьба негров за землю и свободу на Юге США. – М., 1958. – 322 с. 9. Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1965. – 192с. 10. Ингрэм Дж. К. История рабства с древнейших до новых времен/ пер. с англ. З. Журавской. - С-Пб., 1896. – 230 с. 11. Кислова А.А. Религия и церковь в общественно-политической жизни США. – М.,1989. – 242с. 12. Королева А.П. «Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987. – 216с. 13. Косарев Б.М. Некоторые вопросы экономического развития США первой половины XIX века // Основные проблемы истории США в американской историографии. – М., 1971. – С. 217 - 231 14. Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982 15. Лайтфут К. Права человека по-американски. – М., 1981.- 278с. 16. Левчик Д.Л. Р. Фогел и «новая экономическая история» // Новая и новейшая история. – 1989. - №6. 17. Миллер Дж. Волк узнается по ушам: Томас Джефферсон и рабство. – М., 1977. – 134 С. 18. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3х томах, М., 1962 19. Петровский В.Э. Суд Линча: очерк истории терроризма и нетерпимости в США. – М. 1967. – 224с. 20. Ратман Д. Мифы, мораль и мегатеории как проблемы исторического синтеза. На примере американского Юга до гражданской войны.// Американский ежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. – С. 107-121 21. Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. – М., 1981. 22. Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995. 23. Согрин В.В. Критические направления немарксистской историографии США ХХ века. – М., 1987. – 160с. 24. Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. - № 5. – С. 67 - 81 25. Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. – 218с. 26. Травинский В.М. Как погибли миллионы негров. – М., 1963. – 248с. 27. Уманский П.Б. Из истории борьбы негров США за свободу. - Издательство Казанского университета, 1963. – 240с. 28. Berlin Ira Many Thousands Gone. The First Two Centuries of Slavery in North America// The Belknap Press of Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, London, England , 1988 – 497 p. 29. Blight D.W. They Knew What Time It Was/ Why The Civil War Came.- New York, Oxford: Oxford University Press, 1996.- P. 51-78 30. Ivanov R. Blacks in United States History. – Moscow, Progress Publishers, 1985 . – 272 p. 31. Ivanov R. American History and the Black Question. – Moscow, 1976. – 170 p. 32. Hummel R. J. Emancipating Slaves, Enslaving Free Men: A History of the American Civil War. – OPEN COURT, Chicago and La Salle, Illinois, 1996 – 420 p. 33. Kolchin Peter American slavery. - New York: Penguin Books, 1995 - 304 p. 34. Алентьева Т.В. Сецессия Юга как отражение менталитета южан. – Курск, 2000 // 35. Историческая наука в США во второй половине XX века. От теории "консенсуса" к "новой исторической науке"// 36. Ричард Барбрук, Энди Камерон Калифорнийска идеология / Перевел М.Немцов // 37. African American // 38. American Abolitionism, from 1787 to 1861. A Compendium of Historical Fact, Embracing Legislation in Congress and Agitation Without. By F. G. De Fontain./ New York:D. Appleton & CO. 1861 // 39. An Outline of American History. CHAPTER 5: Westward Expansion and Regional Differences // 40. From Revolution to Reconstruction and what happened afterwards: an HTML- hypertext on American History, from the colonial period until Modern Times // 41. Hofstadter R. The American Political Tradition and the Men Who Made It. New York, 1948.// 42. Jones M. A. The Limits of Liberty. American History. 1607 – 1992. - New York, Oxford: Oxford University Press, 1996. – 728p. 43. The Hartford Black History Project // 44. Weaver Robert C. The Negro as an American// http://historicaltextarchive.com/sections.php?op=viewarticle&artid=36 ----------------------- [1] Миллер Дж. Волк узнается по ушам: Томас Джефферсон и рабство. – М., 1977. – С. 13 [2] Calhoun, John C. Papers of John C. Calhoun, 1819-1850. // ; Fitzhigh G. Sociology for the South // [3] Черные кодексы / Хрестоматия по Новой истории. – Т. 2., М., 1965. – С.335 – 353; Кислица Н.А. Американская революция XVIII века. Практикум по Новой истории. – Ч. 1. , М., 1968. – С. 83-91 [4] Brown, William Wells Narrative of William W. Brown, an American Slave // ; Josephine Brown Biography of an American Bondman, by His Daughter / Boston: R. F. Wallcut, 1856 // ; Henry Clay Bruce The New Man: Twenty-Nine Years a Slave, Twenty-Nine Years a Free Man. / York, Pa.: P. Anstadt & Sons, 1895 // ; Mattie J. Jackson The Story of Mattie J. Jackson: Her Parentage, Experience of Eighteen Years in Slavery. Lawrence [Mass.]: Sentinel Office, 1866 // ; Hamill Howard Melancthon The Old South, a Monograph. // ; Cooper Anna Julia A Voice from the South. / Xenia, Ohio: The Aldine Printing House, 1892 // ; Caroline Lee Hentz The Planter's Northern Bride. / Philadelphia: T. B. Peterson, 1854 // ; Sarah Barnwell Elliott The Durket Sperret. New York: Henry Holt and Company, 1898 // ; Robinson H. D. Social Relations in our Southern States / New York: Henry B. Price, 1860 // ; Greene Н. А. Our Brother in Black: His Freedom and His Future / New York: Phillips & Hunt, 1881 // ; African-American Perspectives. Pamphlets from the Daniel A. P. Murray Collection, 1818 – 1907 // [5] Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992. – 257с. [6] Диксон Г. Борьба рас в Америке. – С-Пб.: Типография Товарищества «Общественная польза», 1876. – 380 с. [7] Ингрэм Дж. К. История рабства с древнейших до новых времен/ пер. с англ. З. Журавской. - С-Пб., 1896. – 230 с. [8] Косарев Б.М. Некоторые вопросы экономического развития США первой половины XIX века // Основные проблемы истории США в американской историографии. – М., 1971. – С. 217 - 231 [9] Подробнее см. Историческая наука в США во второй половине XX века. От теории "консенсуса" к "новой исторической науке"// [10] Левчик Д.Л. Р. Фогел и «новая экономическая история» // Новая и новейшая история. – 1989. - №6 [11] Аптекер Г. История афро-американцев. – М., 1975. – 280с. [12] Weaver Robert C. The Negro as an American// [13] Berlin Ira Many Thousands Gone. The First Two Centuries of Slavery in North America// The Belknap Press of Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, London, England , 1988 – 497 p. [14] Kolchin Peter American slavery. - New York: Penguin Books, 1995 - 304 p. [15] Ричард Барбрук, Энди Камерон Калифорнийская идеология / Перевел М.Немцов //; Weaver Robert C. The Negro as an American// http://historicaltextarchive.com/sections.php?op=viewarticle&artid=36; American Abolitionism, from 1787 to 1861. A Compendium of Historical Fact, Embracing Legislation in Congress and Agitation Without. By F. G. De Fontain./ New York:D. Appleton & CO. 1861 // ; The Hartford Black History Project // ; African American // ; An Outline of American History. CHAPTER 5: Westward Expansion and Regional Differences // ; From Revolution to Reconstruction and what happened afterwards: an HTML- hypertext on American History, from the colonial period until Modern Times // [16] Blight D.W. They Knew What Time It Was/ Why The Civil War Came.- New York, Oxford: Oxford University Press, 1996.- P. 51-78 [17] Hummel R. J. Emancipating Slaves, Enslaving Free Men: A History of the American Civil War. – OPEN COURT, Chicago and La Salle, Illinois, 1996 – 420 p. [18] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3х томах, М., 1962 [19] Болховитинов Н.Н. Новый взгляд на историю США // Американский ежегодник, 1992. – М.: «Наука», 1993. – С. 7-15 [20] Бурин С.Н. Конфликт или согласие? Социальные проблемы колониального Юга США (1642 - 1763). – М., 1965. – 232 с.; Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. – М., 1981; Травинский В.М. Как погибли миллионы негров. – М., 1963. – 248с.; Королева А.П. «Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987. – 216с.; Петровский В.Э. Суд Линча: очерк истории терроризма и нетерпимости в США. – М. 1967. – 224с. [21] Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства. – М., 1958. – 320с. [22] Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1965. – 192с.; Борьба негров за землю и свободу на Юге США. – М., 1958. – 322 с.; American History and the Black Question. – Moscow, 1976. – 170 p.; Blacks in United States History. – Moscow, Progress Publishers, 1985 . – 272 p. [23] Заславский Д.О. Очерки истории североамериканских штатов XVIII – XIX вв. – М., 1931. – 192с. [24] Уманский П.Б. Из истории борьбы негров США за свободу./ Издательство Казанского университета, 1963. – 240с. [25] Лайтфут К. Права человека по-американски. – М., 1981.- 278с. [26] Кислова А.А. Религия и церковь в общественно-политической жизни США. – М.,1989. – 242с. [27] Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. – М., 1990. – 240с. [28] Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. – 218с. [29] Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В. Джон Кэлхун - выразитель интересов американского Юга./ Американский ежегодник, 1991. М. 1992; [30] Алентьева Т.В. Сецессия Юга как отражение менталитета южан. – Курск, 2000 // [31] Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995.; Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. - № 5. – С. 67 - 81 [32] Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982 [33] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3х томах, т.2 М., 1962, с.89 [34] Hofstadter R. The American Political Tradition and the Men Who Made It. New York, 1948. // [35] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3х томах,Т.2. - М., 1962. – С. 87 - 103 [36] Hummel R. J. Emancipating Slaves, Enslaving Free Men: A History of the American Civil War. – OPEN COURT, Chicago and La Salle, Illinois, 1996 – 420 p.; Blight D.W. They Knew What Time It Was/ Why The Civil War Came.- New York, Oxford: Oxford University Press, 1996.- P. 51-78; From Revolution to Reconstruction and what happened afterwards: an HTML-hypertext on American History, from the colonial period until Modern Times // [37] Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995; Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. - № 5. [38] Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982 [39] Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В. Джон Кэлхун - выразитель интересов американского Юга./ Американский ежегодник, 1991. М. 1992; [40] Алентьева Т.В. Сецессия Юга как отражение менталитета южан. – Курск, 2000// [41] Краткие упоминания о Дж. К. Кэлхуне встречаются в работах Иванова Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1965; Королевой А.П. «Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987; Супоницкой И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998; Захаровой М.Н. Народное движение в США против рабства. – М., 1958 [42] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3х томах, т.2 М., 1962. – С.90 [43] Согрин В.В. мир американских рабовладельцев… - С. 70 [44] An Outline of American History. CHAPTER 5: Westward Expansion and Regional Differences/ [45] Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С.53 [46] Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В. Джон Кэлхун - выразитель интересов американского Юга./ Американский ежегодник, 1991. М. 1992. – С. 22 [47]Там же [48] Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С.36 [49] Алентьева Т.В. Сецессия Юга как отражение менталитета южан. – Курск, 2000// [50] Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992. – С. 257 [51] Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В. Джон Кэлхун… С. 22 [52] цит. по Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С. 40 [53] цит. по Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С.55 [54] Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки… - С. 32 [55] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 99 [56] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 101-102 [57] Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев … - С. 72 [58] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 102 [59] Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев … - С. 71 [60] цит. по Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С. 38 [61] цит. по Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С. 38 [62] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 100 [63] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 100 [64] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С.100 [65] цит. по Паррингтон В.Л. Основные течения … - С. 100-101 [66] Charles M. Wiltse, John C. Calhoun: Sectionalist, 1840-1850 . - New York: Bobbs-Merrill Co., 1951 // [67] Алентьева Т.В. Сецессия Юга… // [68] Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба в США по вопросам рабовладения: критика основных концепций плантаторов-рабовладельцев. – Л., 1982 [69] Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995; Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. - № 5. [70] Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С. 57 [71] Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С. 58 [72] цит. по Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С. 40 [73] Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С.40 [74] Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С.42 [75] Цит. по Согрин . Идеология в американской истории… - С.59 [76] Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С. 59 [77] Согрин В.В. Идеология в американской истории… - С. 60 [78] цит. по Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С. 45 [79] Описание фактов жестокого отношения к афро-американцам см. Brown, William Wells Narrative of William W. Brown, an American Slave // ; Josephine Brown Biography of an American Bondman, by His Daughter / Boston: R. F. Wallcut, 1856 // ; Henry Clay Bruce The New Man: Twenty-Nine Years a Slave, Twenty-Nine Years a Free Man. / York, Pa.: P. Anstadt & Sons, 1895 // ; Mattie J. Jackson The Story of Mattie J. Jackson: Her Parentage, Experience of Eighteen Years in Slavery. Lawrence [Mass.]: Sentinel Office, 1866 // ; Hamill Howard Melancthon The Old South, a Monograph. // ; Cooper Anna Julia A Voice from the South. / Xenia, Ohio: The Aldine Printing House, 1892 // ; Caroline Lee Hentz The Planter's Northern Bride. / Philadelphia: T. B. Peterson, 1854 // ; Sarah Barnwell Elliott The Durket Sperret. New York: Henry Holt and Company, 1898 // ; African-American Perspectives. Pamphlets from the Daniel A. P. Murray Collection, 1818 – 1907 // ; а также в работах русских историков: Захаровой М.Н. Народное движение в США против рабства. – М., 1965; Травинского В.М. Как погибли миллионы негров. – М., 1963; Петровского В.Э. Суд Линча: очерк истории терроризма и нетерпимости в США. – М. 1967; Уманского П.Б. Из истории борьбы негров США за свободу. - Издательство Казанского университета, 1963 [80] Травинский В.М. Как погибли миллионы негров. – М., 1963. – С. 62 [81] Алентьева Т.В. Сецессия Юга… // [82] Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев … - С. 75 [83] Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев … - С. 75 [84] Kolchin Peter American slavery. - New York: Penguin Books, 1995 – P. 195. [85] цит. по Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С. 46 [86] Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С. 41 [87] Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев … - С.74 [88] Согрин В.В. Идеология в американской истории…- С. 63 [89] цит. по Кричевский В.М. Идейно-политическая борьба… - С. 48 [90] Согрин В.В. Идеология в американской истории…- С. 63 [91] Kolchin Peter American slavery. - New York: Penguin Books, 1995 – P.195. [92] Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1965; Королева А.П. «Расовые войны» и «расовые компромиссы». – М., 1987; Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998; Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства. – М., 1958; Петровский В.Э. Суд Линча: очерк истории терроризма и нетерпимости в США. – М., 1967; [93] Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. – М.: Наука, 1995; Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие.// Новая и новейшая история. – 1987. - № 5. [94] Подробнее см. Петровский В.Э. Суд Линча: очерки истории терроризма и нетерпимости в США. – М., 1967. – С. 12-13 [95] Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1978. – С. 23; См. также Mattie J. Jackson The Story of Mattie J. Jackson: Her Parentage, Experience of Eighteen Years in Slavery. Lawrence [Mass.]: Sentinel Office, 1866 // ; Hamill Howard Melancthon The Old South, a Monograph. // ; Robinson H. D. Social Relations in our Southern States / New York: Henry B. Price, 1860 // ; Greene Н. А. Our Brother in Black: His Freedom and His Future / New York: Phillips & Hunt, 1881 // [96] Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. – М., 1981. – С. 54 [97] Kolchin Peter American slavery. - New York: Penguin Books, 1995 – P. 192 [98] Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки.– С. 24 [99] Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992. – С. 265 [100] Согрин В.В. Идеология в американской истории…- С. 63 [101] Согрин В.В. Идеология в американской истории … - 63 [102] Согрин В.В. Идеология в американской истории … - С. 68 [103] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли … С. 128 [104] Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. – М., 1998. – С.75 [105] Там же. [106] Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли… С.125-126 [107] Согрин В.В. Идеология в американской истории … - С. 70 [108] Согрин В.В. Идеология в американской истории … - С. 71 [109]цит. по Согрин В.В. Идеология в американской истории … С. 73 [110] Там же [111] Паррингтон В.Л. Основные течения… - С.132 [112] Супоницкая Анатомия американского Юга… - С. 83 [113] цит. по Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев… С. 76 [114] Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев… С.76 [115] Kolchin Peter American slavery. - New York: Penguin Books, 1995 – Р. 195 [116] Kolchin Peter American slavery. - New York: Penguin Books, 1995 – Р.191 [117] Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. – М., 1990. – С. 104 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |