реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Избирательная система в РФ

Избирательная система в РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский государственный университет

Кафедра конституционного и административного права

ТОКАРЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

«ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Содержание

| |Введение |3. |

|1. |Выборы в системе государственной власти |4. |

|1.1.|Демократия и выборы. |4. |

|1.2.|Выборы как политическая ценность и правовой институт |5. |

|1.3.|Принципы организации и проведения выборов. |7. |

|2. |Понятие и виды избирательных систем |14. |

|2.1.|Понятие избирательной системы. |14. |

|2.2.|Мажоритарная система. |14. |

|2.3.|Пропорциональная система. |16. |

|2.4.|Полупропорциональные системы |21. |

|2.5.|Система единственного передаваемого голоса. |22. |

|2.6.|Смешанные системы. |23. |

|3. |Избирательное законодательство в системе конституционного права |25. |

|4. |Источники избирательного права Российской Федерации |37. |

|5. |История развития избирательной системы России |43. |

|6. |Развитие российского избирательного законодательства (1993 - 1999|60. |

| |гг.) | |

|7. |Федеральная избирательная система |66. |

|7.1.|Выборы депутатов Государственной Думы |68. |

|7.2.|Порядок формирования Совета Федерации |69. |

|7.3.|Проблемы выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов |70. |

| |на выборах в Государственную Думу | |

|7.4.|Роль избирательных комиссий в организации и проведении выборов |75. |

|7.5.|Финансирование избирательных кампаний |77. |

|8. |Соотношение федерального избирательного законодательства и |82. |

| |избирательного законодательства субъектов Российской Федерации | |

|9. |Региональные выборы |85. |

|10. |Предложения по развитию избирательной системы России |89. |

| |Список литературы |101.|

Введение

В условиях становления и развития в России демократического правового

государства народовластие, которое в советский период было одним из

формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную

конституционную основу всей российской государственности, механизм ее

реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих

путем выборов конкретный состав представительных органов государственной

власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и

связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального,

регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее

направление движения страны на обозримый период.

Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в

Конституцию страны соответствующее положение. Главное - добиться, чтобы

этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать

демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом

процессе играют выборы и референдум.

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные

процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в

формировании властных институтов является общепризнанным элементом

современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к

политической демократии открыла новые возможности и условия превращения

граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в

различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей

стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как

открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной

власти и местного самоуправления.

Выборы - весьма эффективная форма не только идеологического, но и

политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы

способствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости

которой так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.

Выборы - это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с

ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но

и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

И, наконец, выборы - это мощный инструмент воздействия на политическую

власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах,

выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах

и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

1. Выборы в системе государственной власти

1.1.Демократия и выборы.

Система организации выборов (избирательная система) и избирательное

право являются необходимыми элементами осуществления народовластия -

исходного принципа российской государственности. Конституция Российской

Федерации содержит основополагающие положения, относящиеся к организации и

проведению выборов и имеющие высшую юридическую силу, прямое действие и

применение на всей территории страны.

В Конституции обозначена конституционно-правовая формула

взаимоотношений между демократией как политической формой организации

государственной власти и выборами как институтом, обеспечивающим одно из

направлений непосредственного участия граждан в управлении делами

государства: это положения, отнесенные к основам конституционного строя и

касающиеся политических прав и свобод граждан, государственной

правосубъектности общества, согласно которым единственным источником власти

в Российской Федерации является многонациональный народ, осуществляющий

свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и

органы местного самоуправления. Фундаментальной является конституционная

характеристика институтов референдума и выборов как высшего и

непосредственного выражения власти народа.

К конституционным основаниям становления и развития политической

демократии и обеспечивающего ее избирательного права и законодательства

относятся также верховенство Конституции и федеральных законов, наличие

конституции (устава) и законодательства у каждого субъекта Российской

Федерации, единство системы государственной власти, разграничение предметов

ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особо важны для понимания природы конституционной демократии и

правового регулирования избирательного процесса положения статьи 32

Конституции Российской Федерации, устанавливающие политическое субъективное

право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы

государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в

референдуме. Для сохранения и развития институтов политической демократии

существенное значение имеет конституционная норма, запрещающая издавать

законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина,

которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в

какой это необходимо для защиты конституционного строя. Классическое

определение демократической государственности признает в качестве ее

атрибутивного признака наличие государственных органов, избираемых

гражданами на определенный срок1. Решение всего комплекса вопросов

воспроизводства и ротации выборных институтов власти через избирательный

процесс связано с соблюдением ряда основных политико-правовых принципов2.

И хотя указанные признаки парламентарной демократии относятся к опыту

функционирования и развития институтов классической модели организации

публичной власти, в своих исходных определениях они имеют общее значение и

смысл, поскольку основу любой демократической политической системы

составляет единство принципов представительности общественных интересов и

выборности их полномочных представителей.

В них обнаруживает себя действительная природа взаимоотношений между

обществом и государством, гражданином и властью как двумя конститутивными

элементами любой политической системы. Выборы и демократия - хотя и

взаимозависимые, но не совпадающие категории. Историческая практика знает

множество примеров использования выборов в ситуациях, не предполагающих

ротацию и передачу власти по итогам голосования. Демократические,

свободные, открытые и конкурентные выборы - итог длительной эволюции

социальных, политических и правовых институтов. В современных условиях

перехода к системе политической демократии, для которой волеизъявление

граждан на выборах является исходным условием легитимности власти,

непрерывности, сменяемости и преемственности в деятельности выборных

государственных институтов, сама возможность перехода находится в прямой

зависимости от последовательного освоения и безусловного соблюдения

политических и правовых принципов организации и проведения выборов,

культивирования навыков демократического участия граждан в избирательном

процессе и понимания ими социального значения периодически проводимых

избирательных кампаний.

Традиционный взгляд на выборы как формальную процедуру формирования

органов публичной власти является ограниченным и неполным в ситуации, когда

выборы превращаются в институт народовластия, способ реализации

политической правосубъектности граждан, конституционную основу

государственного строя. В этом контексте реальное содержание и

разнообразные функции выборов могут быть предметно раскрыты и определены в

системе таких взаимосвязанных категорий, как избирательное право,

избирательная система и избирательный процесс. Их изучение и составляет

предмет данного курса.

1.2. Выборы как политическая ценность и правовой институт.

Становление институтов выборной демократии в нашей стране проходило по

сценарию развития любого исторического процесса, а именно в условиях

параллельного поиска новой структуры организации власти и оформления

институтов политического участия граждан в ее осуществлении на федеральном

и региональном уровнях.

Особенность современного этапа заключена в его переходности, когда

старые институты сохраняют свое влияние на выработку и принятие

стратегических решений, а новые еще не обладают необходимыми качествами для

адекватного воздействия на политику будущего развития и ее регулирование.

Это означает, что в системе и процессах функционирования власти

одновременно присутствуют носители противоположных общественных тенденций -

модернизации и реставрации, и олицетворяющие их технологии социального

управления - авторитарная (олигархическая) и демократическая (гражданская),

что проявляется в перманентных институциональных кризисах и конфликтах.

Разрешение последних возможно лишь при условии достижения компромисса между

ведущими социально-политическими силами и группами, что предполагает, в

свою очередь, наличие механизма согласования интересов и позиций.1

Реальная возможность блокирования негативных тенденций в социально-

экономической и социально-политической сферах общественной жизни заложена в

идеологии и практике выборной и представительной демократии. Российский

исторический опыт показал, что характерная черта взаимоотношений между

обществом и государством состоит в их взаимном недоверии друг к другу. В

новых условиях этим основным действующим лицам отечественной политической

сцены необходимо найти публично-правовой язык урегулирования встречных

требований и претензий, поскольку в ходе исторического развития им и

фактически, и юридически было свойственно желание превратить другую сторону

прежде всего в объект решения собственных проблем, что и привело к полной

деградации государственно-общественных институтов, норм и ценностей.

Подобная утилитарная, а по существу антисоциальная и антиправовая, позиция

как самого общества, так и отчужденного от него государства обернулась

циклическим процессом общественных кризисов, революций и административно-

бюрократических реформ, а в конечном итоге – разрушением общего

культурного, правового и политического пространства.

Преодолеть взаимное недоверие и отчуждение представляется возможным

посредством образования публично-правовой структуры взаимодействия общества

и государства, которая стала бы предпосылкой и условием их совместной

деятельности и существования. Такой структурой являются институты

непосредственной и представительной демократии, благодаря которым власть и

граждане, сохраняя условия собственной автономии, воспроизводства и

регулирования, сосуществуют в режиме постоянного диалога и взаимоконтроля.

Ресурсы их интеграции заключены в модели конституционно-демократической

государственности, в рамках которой присутствует реальная возможность

включения граждан в процессы выработки и принятия решений по ключевым

вопросам общественного развития и ориентации деятельности государственных

институтов и учреждений на практическое осуществление этих, а не других

решений.

Однако отношения между обществом и государством, властью и гражданином

в условиях демократической формы их организации не являются идеальными.

Политический гражданский контроль за деятельностью государственных

институтов тоже обладает целым рядом конфликтогенных качеств. Демократия

порождает свои тупиковые линии поляризации общественных групп и интересов.

Дилеммы, которые несут в себе негативные тенденции развития, провоцируют

кризисы и даже электоральные катастрофы. Такие иррациональные формы

демократии, как маргинальная демократия, несут в себе столь же

разрушительный потенциал, как тоталитарное или бюрократическое государство.

Отсюда настоятельная потребность всесторонне осмыслить это общественно-

историческое явление, понять его политическую природу, раскрыть юридическое

содержание и гарантировать наименьшие социальные издержки в ситуации

перехода к системе ответственного участия граждан и их выборных

представителей в структурах и процессах власти.

Выборы - важнейший институт организации и функционирования публичной

власти в современных политических обществах. Они составляют новую

проблемную область и сферу профессиональной деятельности. В современной

науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется

представителями самых различных профессий, и прежде всего юристами,

историками, политологами и политиками. Сегодня, как и вчера, политики не

только выстраивают конкретные схемы общественного устройства, но и

реализуют абстрактные виды стратегии и тактики изменения существующих

институтов государственной власти и управления; юристы не ограничиваются

вопросами формулирования норм позитивного права и законодательства,

регламентирующего власть в ее необходимых проявлениях, а активно включаются

в обоснование политической практики превращения желаемого образа

государства и права в реальность.1

Современное понятие выборной демократии и избирательного

законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных

на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в

избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в

прошлом. Новое избирательное право составляет значительную по своему объему

и воздействию область юридических действий, правил и процедур,

обеспечивающих политическую ротацию и передачу власти по итогам регулярно

проводимых выборов.

1.3. Принципы организации и проведения выборов.

Регламентация принципов организации и проведения выборов в органы

государственной власти составляет важнейшую часть предмета правового

регулирования в области общественных избирательных отношений. Избирательное

право представляет собой совокупность институтов, нормы которых регулируют

содержание субъективного избирательного права граждан, а также формально-

юридические гарантии, условия и порядок осуществления данного права.

Поэтому вопрос о принципах избирательного права не может быть ограничен

рамками субъективной формы участия граждан в избирательном процессе,

представленной в категориях всеобщего равного и прямого избирательного

права. В полном объеме своего содержания и юридического выражения сюда

органично входят фундаментальные начала избирательного процесса, отражающие

демократическую природу выборов как политического института народовластия и

обеспечивающие свободное и открытое участие граждан в процессах и

структурах государственной власти.

Анализ действующего федерального и регионального законодательства,

касающегося вопросов организации и функционирования выборных институтов

публичной власти в части правового регулирования политических прав и

свобод, юридических гарантий, процедур и избирательных действий, в

совокупности обеспечивающих их реализацию, показал, что к политико-правовым

и административным основаниям избирательного процесса можно отнести весьма

ограниченное количество собственно нормативных принципов его организации.

Ряд юридических формул содержится в преамбуле Федерального закона от 19

сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой

демократические свободные и периодические выборы в органы государственной

власти, а также референдум являются высшим непосредственным выражением

принадлежащей народу власти. Дополнительные определения сформулированы в

статье 3, предназначенной для юридической квалификации в целом принципов

проведения выборов, - открытость и гласность.

Состояние и уровень юридической разработки системы общенормативных

принципов организации и проведения выборов не позволяют дать их

исчерпывающую - перечневую и содержательную - характеристику. Примером

открытой юридической формулы является определение принципа альтернативности

выборов, содержащееся в статье 32 указанного Федерального закона. Развитие

современного избирательного права в условиях углубления и расширения

демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма

актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы

(перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов

ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний, к

которому можно отнести следующие основные принципы организации и проведения

выборов.

1.4.Обязательность выборов.

Данный принцип основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в

демократическом правовом государстве являлись единственным юридически

гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной

власти. Обязательность выборов предполагает, что компетентные

государственные органы должны регламентировать время деятельности выборных

институтов публичной власти и обеспечивать их воспроизводство на регулярной

основе через избирательный процесс.

Общий правовой режим обязательности проведения всех видов выборов

установлен в статье 9 Федерального закона "Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации", при этом основной акцент сделан, главным образом, на условиях и

процедуре назначения выборов. Региональная практика организации и

проведения выборов показала, что введение института назначения выборов не

гарантирует в полном объеме обязательности их проведения. Открытой остается

проблема отмены и переноса срока назначенных выборов.

Институт назначения выборов, в комплексе регулируемых им избирательных

отношений - их периодичности, сроков, изменения нормативных сроков, то есть

продления или сокращения времени выполнения полномочий выборных органов

государственной власти, - является важнейшим инструментом обеспечения или,

напротив, ограничения избирательных прав граждан. Симптоматично, что эти

моменты процедуры организации выборов получили развернутую оценку в ряде

решений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, в

постановлении от 30 апреля 1997 года по делу о проверке конституционности

Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 года "О выборах в

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы

местного самоуправления". Правовые позиции Конституционного Суда

основывались на том, что осуществление права граждан Российской Федерации

на участие в свободных периодических выборах предполагает наличие

регулирующих выборы предписаний в конституциях (уставах) и законах

субъектов Российской Федерации, конкретно определяющих сроки полномочий

выборных органов и тем самым - периодичность выборов. Эти предписания

нормативных актов должны соответствовать предписаниям Конституции

Российской Федерации и федеральных законов, имеющим более общий характер,

например, устанавливающим максимальные предельные сроки полномочий выборных

органов субъектов Российской Федерации, без определения конкретных сроков и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.