реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Врачебный контроль, его цели и задачи

Врачебный контроль, его цели и задачи

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра промышленной электроники (ПрЭ)

О.Г. Черноусов

Дисциплина: «Физическая культура»

Реферат.

Тема: «Врачебный контроль, его цели и задачи».

Выполнил студент Дмитриченков Владимир Геннадиевич

Проверил преподаватель___________________________________

г.Сургут

2001г

План:

1. Задачи, содержание, организация, формы и методы врачебного контроля.

2. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей

школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами,

студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

3. Врачебный контроль за женщинами занимающимися физкультурой и спортом.

4. Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности.

Отрицательные явления в процессе тренировки.

5. Антидопинговый контроль.

Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля.

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным

для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения

лиц, занимающихся физической культурой и спортом называется врачебным

контролем в физическом воспитании.

Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой

самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние здоровья,

физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически

занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном обосновании теории и

практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с

комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной

физических упражнений, спортивной травматологией - врачебный контроль

составляет спортивную медицину.

Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании -содействие

эффективному использованию средств и методов физического воспитания для

укрепления здоровья, повышения физического развития и физической

подготовленности трудящихся нашей страны.

В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:

наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и

работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом;

наблюдение за правильным использованием средств и методов физического

воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической

подготовленности занимающихся, предупреждение и устранение отрицательных

явлений в процессе тренировки (пере тренированности, переутомления и

др.); надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий,

предупреждение спортивных травм, также их лечение.

В настоящее время вся работа по организации, планированию и руководству

врачебным контролем осуществляется органами здравоохранения. Ими также

проводится подготовка врачей- специалистов по физической культуре в

системе институтов усовершенствования врачей и кафедр по врачебной

физкультуре медицинских университетов (институтов). Общий контроль за

постановкой медицинского обслуживания занимающихся физической культурой и

спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России

(раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-

методический Совет и Федерацию спортивной медицины. В областных центрах и

крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые

непосредственно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами,

обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований,

контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют

ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных заведениях,

спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских

и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных

заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных

сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

Основная форма в.к. - врачебное обследование. Проводятся первичные,

повторные и дополнительные обследования. Другими формами в.к. являются:

врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими

упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями

проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение

спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание

массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий:

медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-

просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта.

Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных условиях и в

условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обследование в

лабораторных условиях включает в себя следующие методы:

общепринятый комплекс методов - анализ общий и спортивный, определение

физического развития, физикальное обследование систем и органов,

комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи,

электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография

сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов.

В условиях спортивной деятельности применяются методы: определение

воздействия тренировочного занятия используя показатели частоты пульса,

частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии. веса тела

и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными

нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания, определение

кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет

показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и

дополнительные инструментальные методы.

Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и проводится в

соответствии с инструкцией об организации врачебного контроля за

физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в действие в

1972 году.

В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят

медицинское освидетельствование, антропометрические измерения.

Периодические медицинские осмотры занимающихся физической культурой и

спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по

назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры повторно.

Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников.

Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами

среднего и пожилого возраста.

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным

возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более

чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и

др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно

спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют

гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация,

достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным

заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7—11 лет) еще недостаточно твердая

костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В

этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие,

приостановка роста и другие нарушения.

Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются

выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита

координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Отсюда — недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление

утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры

следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных классах особенно важна профилактика утомления. Нужны

правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в

любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе — гимнастика до

занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками и т.п.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную

костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено,

нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие

физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения

сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой,

прыжками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом

(развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков.

Совершенствуется координация движений.

Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое

сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее

неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к

физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении

занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к

занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17—18 лет) формирование костной и мышечной

систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину,

особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.),

увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается

мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.

На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает

двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.

Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ

здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от

нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная

двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной

активности школьников 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической

работы в дневном распорядке, то есть 4—5 уроков физкультуры в неделю. При

этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компенсируют ежедневный

дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития

девочек необходимо 5—12 ч в неделю, а мальчиков — 7—15 ч занятий

физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры,

физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя

гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть

достаточно высокой (средняя ЧСС при этом — 140-160 уд/мин).

Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоянием здоровья

школьников наряду с учителем физкультуры (тренером) отводится врачу-

педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является

определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в

последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием

школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только

медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно

шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий,а именно:

контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся

физической культурой и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры в процессе

тренировочных занятий, соревнований;

диспансерное обследование занимающихся в школьных секциях;

медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и на

соревнованиях;

профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения

занятий и соревнований;

врачебные консультации по вопросам физической культуры

и спорта.

Важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно-

педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все

формы физического воспитания в школе — уроки физкультуры, занятия в

спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И

главное — определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.

Школьный врач (или медицинская сестра) определяют интенсивность урока

физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления),

достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на

медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в

состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они

занимаются вместе со здоровыми детьми).

Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в занятиях того или

иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение

осанки, плоскостопие и др.).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка

выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест

проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение,

покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и

обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных

снарядах).

Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной

плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и

внешним признакам утомления.

Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими

перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к

занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные

заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на

гимнастическую скамейку в течение 30 с с подсчетом пульса до и после

восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям

физкультурой после перенесенных заболеваний.

Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ангина — 14-28 дней,

следует опасаться резких переохлаждений;

бронхит — 7-21 день; отит — 14-28 дней; пневмония — 30-60 дней; плеврит

— 30-60 дней; грипп — 14-28 дней; острый неврит, пояснично-крестцовый

радикулит — 60 и более дней; переломы костей — 30-90 дней; сотрясение

головного мозга — 60 и более дней; острые инфекционные заболевания — 30-

60 дней.

Важная форма работы врача и учителя физкультуры — профилактика

спортивных травм при занятиях физкультурой. Основными причинами

травматизма у школьников являются: плохая разминка, неполадки в оснащении

и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при упражнениях на

снарядах, раннее возобновление занятий школьником, перенесшим

заболевание, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие

другие причины.

Двигательная активность школьников. Между двигательной активностью и

здоровьем детей существует прямая связь. Движение — залог здоровья — это

аксиома. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму

движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно

разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания;

физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую

деятельность; спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти

части тесно связаны между собой.

Для контроля за двигательной активностью используют хронометраж

(определение ее продолжительности и вида, одновременно учитывая

длительность перерыва, отдыха и пр.), шаго-метрию (подсчитывают движения

с помощью специальных приборов — шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к

поясу и по показанию счетчика определяют количество километров,

пройденных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, которые

вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании земли в специальном

устройстве возникают электрические сигналы, по которым миниатюрный

счетчик подсчитывает число шагов и энергию, затраченную при ходьбе

(беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная

величина двигательной активности представлена таким образом: занятия в

школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая

(0,5 ч). К этому показателю прибавляют величину энергозатрат на суточный

рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).

У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно

выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток

(гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточной двигательной

активности, следует шире использовать подвижные игры, плавание,

корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп.

Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие

физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в

юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению

иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам.

Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду,

акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как

правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с

нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких

случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом

предусматривает:

диспансерное обследование — 2—4 раза в год;

дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической

работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной

болезни или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных

повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований,

инвентарем, одеждой, обувью и др.;

контроль за средствами восстановления (по возможности — исключать

фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);

строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объему, интенсивности,

режиму и методике тренировок, срокам допуска к тренировкам (особенно к

соревнованиям) после перенесенных травм и инфекционных заболеваний.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие

задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования.

Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным

особенностям организма школьника.

Спортивная специализация — это планомерная разносторонняя физическая

подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов

в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст,

позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит

от вида спорта.

Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или

иным видом спорта в следующем возрасте:

акробатика — с 8—10 лет;

баскетбол, волейбол — 10—13;

бокс — 12-15;

борьба — 10-13;

водное поло — 10—13;

гребля академическая — 10—12;

легкая атлетика — 11-13;

лыжный спорт — 9—12;

плавание — 7-10;

тяжелая атлетика — 13—14;

фигурное катание — 7-9;

футбол, хоккей — 10-12;

гимнастика спортивная — 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (девочки).

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных

особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста

спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических

состояний, а иногда приводит и к инвалид изации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них

наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или

специальную медицинскую группу.

Особенности питания школьников. Правильно организованное (в

количественном и качественном отношении) питание детей является

обязательным условием их нормального физического развития и играет важную

роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма

инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к

различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, ка-

риозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями

растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная

калорийность питания у детей по сравнению со взрослыми объясняется

интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между

поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая

наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждаются и,

соответственно, теряют больше тепла).

Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следующие размеры

поверхности кожи: у ребенка 1 года — 528 см2, 6 лет — 456 см2, 15 лет —

378 см2, у взрослых — 221 см2.

Усиленные теплопотери требуют большей калорийности питания. С учетом

относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить

в сутки 42 ккал, детям 16 лет — 50 ккал, 10 лет — 69 ккал, 5 лет — 82

ккал.

Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они

содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.

Наиболее благоприятным условием для роста и развития является

соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление

углеводов в младшем возрасте меньше, чем в старшем, в то время как

потребление белков с возрастом увеличивается. Избыток углеводов в питании

так же вреден, как и недостаток (излишки идут на отложение жира;

снижается иммунитет; дети-сластены больше подвержены простудным

заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).

У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны

к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает

приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д

возникает рахит (витамин Д регулирует фосфорно-кальциевый обмен).

Недостаток ультрафиолета и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.

Питание в школе разных возрастных групп должно строиться

дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых

веществах и энергии. Порции не должны быть слишком объемными. Большое

значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют

потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и

успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах

должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рациона, а в

сельской местности при отдаленности жилья — 30-35%.

Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку наносят существенный

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.