реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Физическая культура в здоровом образе жизни школьника

|11.30—13.00 |Занятия в спортивной секции (3—5 раз в неделю) |

|13.00—13.55 |Обед, прогулки на свежем воздухе |

|14.00—19.00 |Учебные занятия |

|19.00—20.00 |Прогулка на свежем воздухе, ужин |

|20.00—21.30 |Культурно-развлекательная программа |

|21.30—22.30 |Самоподготовка |

|22.30—23.25 |Чтение, прогулка на свежем воздухе, подготовка ко сну |

|23.30 |Отбой |

Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные части

рационального образа жизни студента, от соблюдения которых зависят успех в

учебе и хорошее здоровье: гигиена умственного труда, правильное питание,

сон, оптимальная двигательная активность, избавление от вредных привычек.

2.2. ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится

легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с

интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное

время без появления утомления, так как при ее выполнении

психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью

напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным

мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У

школьников ~ это повторение пройденного материала, решение математических

задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык,

В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим

напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5—2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой

интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений

на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное

функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы

мышления и запоминания.

Знание приведенной классификации должно помочь школьникам правильно

организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда

считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через

1,5—2 ч, а при третьем виде умственной деятельности — через 40—50 мин.

Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно.

Поэтому 5—10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность

последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить

энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку

в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений.

Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха.

Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие

шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40—50 дБ. По данным

гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма,

превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на

здоровье человека.

Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в

процессе умственного труда. Венгерский ученый Алмази категорически

утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой

музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует

более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической

энергии».

С нашей точки зрения, музыку лучше всего использовать в периоды

отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс

умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей

работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает

сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как,

например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного

языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыку может

ускорить се. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной

работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно,

чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен

сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто приходится наблюдать, как

школьники сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком

положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник,

сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем

(на 75—80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной

прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и

она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо

подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять

туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для

успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так н

после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным

ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и

чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает

утомление.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность

умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше,

если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов

умственного труда.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха.

Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности,

поддержанию ее на оптимальном уровне.

Необходимо организовывать кратковременный отдых, активно включать в

режим дня занятия физическими упражнениями.

2.3. ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших

средств для укрепления здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы

утверждали: человек есть суть то, что ест, а Сенека писал, что умеренное

питание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от

пресыщения.

Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов

рационального питания. Хорошо известно, что его основу составляют

получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные

вещества.

Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности

организма. Средняя потребность организма в белках составляет 1—1,3 г на

килограмм массы тела. Для школьников, активно занимающихся физической

культурой и спортом, из-за повышенного расхода энергии потребность в белках

возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный рацион школьника следует

включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из

растительных наибольшей ценностью и биологической активностью обладают

белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса.

Жиры— наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в

организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками

образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения,

служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно

их основной компонент—жирные кислоты—являются незаменимой составной частью

пищи.

Линолевая кислота находится преимущественно в растительных маслах. Из

общего количества жиров, входящих в пищу, рекомендуется потреблять 30—40 %

растительных. Потребность организма в жирах составляет примерно 1—1,2 г на

килограмм массы. Избыток жиров ведет к появлению излишней массы тела,

отложению жировой клетчатки, нарушению обмена веществ.

Углеводы считаются основным источником снабжения организма энергией.

Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной

системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при интенсивной

умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также играют

важную роль в обмене белков, окислении жиров, но их избыток в организме

создает жировые отложения.

Таблица 1

Энергетическая ценность ряда пищевых продуктов

|Калорийность, |Продукты питания, г ккал |

|Бутерброд с котлетой, 50 + 75 |350 |

|Хлеб с маслом, 35 + 10 |100 |

|Макароны, 150 |396 |

|Творог нежирный, 100 |85 |

|Винегрет, 100 |80 |

|Салат из свежей капусты, 100 |58—70 |

|Суп молочный рисовый, 500 |319 |

|Борщ из свежей капусты, 500 |230 |

|Тефтели с макаронами, 150 +115 |662 |

|Рыба отварная с картофельным пюре, 150+75 |309 |

|Отбивная с картофелем, 150 +80 |553 |

|Сырники со сметаной, 150 + 25 |432 |

|Пирожок, пончик, 75 |151 |

|Бутерброд с сыром и маслом, 35+15+5 |145 |

|Булочка сдобная, 75 |200 |

|Сосиски, 100 |200 |

|Молоко, 200 |166 |

|Яблоко. 80 |70 |

|Кофе с молоком, 200 |167 |

|Торт, 100 |356 |

Теперь немного о витаминах, которые также являются необходимым

компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен

веществ, повышают иммунитет человека, его умственную и физическую

работоспособность. Большинство витаминов не синтезируется в организме,

поэтому в необходимом количестве они должны поступать с пищей.

Особую роль играет витамин С — аскорбиновая кислота. Он принимает

активное участие в окислительно-восстановительных процессах, обладает

сосудоукрепляющим эффектом, повышает сопротивляемость организма. Витамин С

усиливает кроветворную функцию, помогает окислению некоторых промежуточных

продуктов обмена, образующихся при выполнении физических нагрузок,

нормализует обмен белков и углеводов, улучшает работу нервной системы,

печени, повышает устойчивость организма к температурным колебаниям,

ускоряет восстановление после физических нагрузок.

Витамин Б (тиамин) необходим для нормальной работы нервной системы,

принимает активное участие в обмене веществ. Он нормализует кислотность

желудочного сока, повышает иммунитет организма, обеспечивает лучшее

использование углеводов. Средняя потребность в витамине В составляет 1,6—2

мг в день. Достаточно его содержится в хлебных изделиях грубого помола,

пшенной, овсяной и гречневой крупах, в яйцах, мясе.

Следует подчеркнуть значение для человека и витамина РР (никотиновой

кислоты), принимающего участие в процессах тканевого дыхания. Он оказывает

благоприятное воздействие на центральную нервную систему, нормализует

процессы возбуждения и торможения, расширяет периферические сосуды.

В организме школьников, регулярно занимающихся физическими

упражнениями, при интенсивных физических нагрузках происходит некоторая

потеря таких минеральных веществ, как цинк, медь и особенно железо. Поэтому

необходимо увеличивать их потребление в питании.

2.4. О ПРИВЫЧКАХ ПОЛЕЗНЫХ И ВРЕДНЫХ

Привычки—это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил:

«Привычка свыше нам дана, замена счастию она».

Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой

личности, вредные, — наоборот, тормозят ее становление. Привычки

чрезвычайно устойчивы.

Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом.

Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и

решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению

знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным

формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино,

прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных

параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее,

способствуют самосовершенствованию.

Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним

можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям.

Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными

напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный

испортить жизнь человека.

Среди так называемых факторов риска, вызывающих заболевания сердечно-

сосудистой системы, ведущие кардиологи мира курению отводят третье-

четвертое место. Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения на

основе статистических данных разработал таблицу, по которой можно

приблизительно определить на сколько сокращается возможная длительность

жизни человека из-за курения. Согласно этой таблице человек 20—25 лет,

выкуривающий до 9 сигарет в день, уменьшает срок своей жизни на 4,6 лет,

выкуривающий 10—19 сигарет,— на 5,5 лет.

Никотин отрицательно действует на железы внутренней секреции, и

особенно на надпочечники. Они начинают больше обычного выделять гормон

адреналин, излишек которого вызывает сужение сосудов.

Люди, злоупотребляющие курением, значительно чаще, чем некурящие,

страдают различными формами ишемической болезни сердца. Известный

кардиолог О. Г. Оганов констатирует, что внезапная смерть от инфаркта

миокарда встречается среди курящих в 5 раз чаще, чем среди некурящих.

Причем инфаркты в сравнительно молодом возрасте случаются почти

исключительно у курящих.

У курящих наблюдается также более раннее появление гипертонической

болезни, стенокардии. Выяснилось, что среди студентов с этими заболеваниями

78,4 % заядлых курильщиков.

Курение — одна из основных причин возникновения такого тяжелого

заболевания, как облитерирующий эндопртернит, При этом нарушается

кровообращение в нижних конечностях, а иногда развивается гангрена.

Несовместимо курение с регулярными занятиями физической культурой и

спортом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие

курения на организм. У курящего спортсмена возникает опасность быстрого

развития перенапряжения, перетренированности, более замедленное протекание

восстановительных процессов после тренировки. Ухудшается освоение новых

двигательных навыков, понижается такое физическое качество, как быстрота.

Во всем мире активно разрабатываются методы прекращения курения.

Используются групповая психотерапия, консультации с врачом, разрабатываются

новые медицинские препараты, антиникотиновая жевательная резинка и т. д.

Однако правильнее всего включить свою волю, убедить себя в ненужности и

вредности прения п решительно перестать курить. У самого заядлого

курильщика уже после 8—10 дней прекращения курения нормализуется

самочувствие, повышается работоспособность.

Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в

любом его виде (водка, вино, пиво и т. д.). Помимо отрицательного

воздействия на биологическую природу человека, он оказывает сильное влияние

на его социальную сущность. При постоянном употреблении алкогольных

напитков происходит деградация личности, утрачивается служебное положение,

разрушается семья. Рассмотрим физиологическое воздействие алкоголя на

организм. Попадая в кровь, он действует на мозг и вызывает у большинства

людей состояние веселья, повышенного стремления к общению, раскованности.

Это одна из причин употребления молодыми людьми алкогольных напитков.

При этом нарушаются восприятие, деятельность двигательных центров

мозга и органов равновесия. Из-под контроля выходят примитивные инстинкты.

Этим можно объяснить необузданные вспышки гнева, повышенную агрессивность.

Уменьшается также физическая работоспособность, сила мышц, нарушаются

двигательные навыки и умения. При исследовании времени двигательной реакции

у чемпиона мира по автогонкам Т. Бетенхаузена оказалось, что после принятых

им 60 г виски время реакции увеличилось на 25 %.

У некоторых школьников бытует мнение, что небольшие дозы спиртных

напитков улучшают аппетит. Мнение это неправильное. Вместо ожидаемой пользы

от частых приемов спиртного развивается привыкание к нему, ведущее к

алкоголизму. Причем стать хроническим алкоголиком может и человек, пьющий

только пиво.

Происходит постепенное «падение» человеческой личности. Причинами его

становятся ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличие

окружающих людей, Жизненно важно для таких людей — включение собственной

воли, решительная борьба с этой вредной, калечащей привычкой.

III. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника

является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой

учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников

отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность,

обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных

изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85%

дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении

(сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность

(ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на

организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая

двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%,

снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная

активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в

сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни

больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности

в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно

мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную

двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для

них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается

на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно

сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее

глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних

конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и

особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается

координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же

сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным

заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого,

нетренерованого сердца и связанного с этим дальнейшего развития

недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне

чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе

может вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии

поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка,

образуется сутулость.

При систематических занятиях физической культурой и спортом

происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме

человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние

физической культуры на укрепление здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и врятли

можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм

клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей

работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное

развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ.

Нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.

Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от

скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток

информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких

функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных

процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без

движения.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием

гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов

пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют

деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции:

щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и

развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота

сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем

крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения

ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в

кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не

циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не

только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в

кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких,

улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление

лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е.

служит профилактикой возможных заболеваний.

Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями

увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что

имеет большое значение для винтеляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные

эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным,

почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится

к регулярным занятием ими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность

каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и

так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками,

гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до

катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого

от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо

бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни,

закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной

гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во

взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.

Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает

условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая

созидательную деятельность.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных

привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание,

рациональное питание и т.п.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая

способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни

школьников огромно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Советская система физического воспитания. Под ред. Г. И. Кукушкина. М.,

«Физкультура и спорт», 1975.

2. П. Ф. Ленсгафт. Избранные сочинения. М., «Педагогика», 1988.

3. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана.

М., «Физкультура и спорт», 1998.

4. Педагогика. Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. М.,

«Физкультура и спорт», 1978.

5. А. В. Шабунин. Лесгафт в Петербурге. Л., 1989.

6. Психология. Под ред. В. М. Мельникова. М., «Физкультура и спорт», 1987.

7. Л. А. Лещинский. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 1995.

8. Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997.

9. В. И. Воробьев. Слагаемые здоровья.

10. Н. Б. Коростелев. От А до Я.

11. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. Школа здоровья.

12. А. В. Жеребцов. М., Физкультура и труд, 1986.

13. Б. В. Петровский. М., Популярная медицинская энциклопедия, 1981.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.