реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Министерство образования Российской Федерации

ГОУ ОГУ

Факультет Информационных Технологий

Кафедра ИСТ

Реферат

на тему: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Выполнил:

Загоруй

А.С.

группа 02 – ИСТ

Проверила:

_________________

« » ___________2003г.

Оренбург.2003г.

Содержание

1. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими

упражнениями и спортом.

3 стр.

1.2 Самоконтроль.

4 стр.

2. Исследование и оценка физического развития. 7 стр.

2.1 Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки

физического развития.

12 стр.

3. Исследование и оценка функционального состояния. 14 стр.

4. . Контроль за физической подготовленностью. 17 стр.

5. . Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при

занятиях физическими упражнениями и спортом. 19 стр.

Список используемой литературы.

23 стр.

1. Диагностика и самодиагностика организма занятиях физическими

упражнениями и спортом.

Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и

системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими

упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье

человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма.

Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.

К основным видам диагностики относят: врачебный контроль,

педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его

гармоничному развитию.

Врачебный контроль.

Врачебный контроль - научно-практический раздел медицины, изучающий

состояние здоровья, физического развития, функционального состояния

организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и

высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных

мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых

могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими

упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль

является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе

физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с

"Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе".

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими

упражнениями и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и

соревнований;

санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и

соревнований;

-санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и

спорта, здорового образа жизни;

профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного

года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год,

а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние

здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем

организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение

занимающихся происходит на группы:

основную (без отклонений в состоянии здоровья);

подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и

подготовленностью);

специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения

физических нагрузок).

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе

занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья

занимающихся.

Педагогический контроль.

Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии

занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с

целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в

системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по

физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет

по двум наиболее важным направлениям:

степень усвоения техники двигательных действий;

уровень развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий

осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать

три вида проверок:

предварительную (контрольные нормативы);

текущую (отмечается в журнале);

итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического контроля относятся:

анкетирование занимающихся;

анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса;

педагогические наблюдения во время занятий;

регистрацию функциональных и других показателей;

тестирование различных сторон подготовки.

1.2 Самоконтроль.

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма

в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий

эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит

из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета

субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания

тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей

(веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления,

динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и

даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение,

но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила

личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха.

Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном

дневнике самоконтроля.

Субъективные показатели самоконтроля

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое

состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны

доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек

уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при

неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек

расстроен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического

состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое

самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии

функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической

нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости,

желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил),

неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли,

повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма,

проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы.

Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме

утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится

дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С

утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в

переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после

тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице

1.

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности

организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет

решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий,

крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При

характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его

нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и

т.д.).

Таблица 1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими

упражнениями (по Н.Б. Танбиану)

|Признак |Степень утомляемости |

|усталости | |

| |небольшая |значительная |резкая (большая) |

|Окраска кожи |Небольшое |Значительное |Резкое покраснение или |

| |покраснение |покраснение |побледнение, синюшность |

| |Небольшая |Большая (плечевой |Очень большая (все |

|Потливость | |пояс) |туловище), появление |

| | | |соли на висках, на |

| | | |рубашке, майке |

|Движение |Быстрая походка |Неуверенный шаг, |Резкие покачивания, |

| | |покачивание |отставание при ходьбе, |

| | | |беге, в альпинистских |

| | | |походах |

|Внимание |Хорошее, |Неточность в |Замедленное выполнение |

| |безошибочное |выполнении команды, |команд, воспринимаются |

| |выполнение |ошибки при перемене |только громкие команды |

| |указаний |направлений | |

|Самочувствие |Никаких жалоб |Жалобы на усталость,|Жалобы на усталость, |

| | |боли в ногах, |боли в ногах, одышку, |

| | |одышку, сердцебиение|головную боль, "жжение" |

| | | |в груди, тошноту |

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими

упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в

энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив,

он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При

большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и

пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в

динамике работоспособность должна увеличиваться.

Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим

адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

Объективные показатели самоконтроля.

Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых

доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы

и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового

нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в

пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота

пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с

ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или

лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего

производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится

сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует

пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим

показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после

нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление

ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна,

то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего

занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и

глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту.

При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания

является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при

максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин

2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.

Вес. Для определения нормального веса используются различные весо -

ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом:

от 155 до 165 см = длина тела-100

165- 175 см = длина тела-105

175 и выше см = длина тела -110

Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это

давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает

наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастолическое давление

(мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на

протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Нормальные величины артериального давления (систолического и

диастолического) определяются по следующим формулам:

мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 +

0,1 х возраст + 0,15 х масса тела

женщины: АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела АДдиаст = 78

+ 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела

Ведение дневника самоконтроля.

Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике

самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать

самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя,

приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно

заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки,

состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени

требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими

средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая

эффективность.

Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть

подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и

краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее

информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при

ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами

спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями

наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и

развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки,

плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных

сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также

показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими

упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в

оздоровительных целях.

Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо

периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом,

жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного

раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и

состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц.

2. Исследование и оценка физического развития.

Физическое развитие - процесс изменения естественных

морфофункциональных свойств организма человека в течение индивидуальной

жизни.

Критерии физического развития - состояние основных форм и размеров

тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: осанка,

состояние костного скелета и мускулатуры, степень жироотложения, форма

грудной клетки, спины, живота, ног, а также результаты функциональных проб.

Антропометрические показатели - это комплекс морфологических и

функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности

физического развития. Их разделяют на три группы:

соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма

позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развития

мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания;

соматометрические - длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра,

голени, предплечия и т.п.;

физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ),

мышечная сила рук, становая сила.

Соматоскопические показатели.

Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки,

живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-

двигательного аппарата и других параметров (показателей).

Кожа описывается как гладкая, чистая, влажная, сухая, упругая, вялая,

угристая, бледная, гиперемированная и др.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему

впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в

сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной

остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток

и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и

опущенной рукой.

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной

плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических

состояниях позвоночника возможны искривления как в передне-заднем

направлении (кифоз, лордоз), так и в боковом (сколиоз).

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она

от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса.

Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и

выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над

положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают

инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного

изгибов и длины позвоночника).

Нормальная осанка характеризуется пятью признаками:

- расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от

бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки;

- расположением надплечий на одном уровне;

- расположением обеих лопаток на одном уровне;

- равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно

опущенными руками;

- правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5

см в поясничном отделе и до 2 см — в шейном).

При ряде заболеваний (сколиоз, кифоз и др.) происходит изменение

осанки. Нередко занятия несоответствующим видом спорта, ранняя

специализация (гимнастика, штанга и др.) ведут к расстройству функции

позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на

функции внутренних органов и работоспособности человека в целом.

Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную,

уплощенную и плоскую. Для плоской стопы характерно опущение свода. Развитие

плоскостопия сопровождается появлением при нагрузке неприятных, болезненных

ощущений в стопе и голеностопном суставе.

Наблюдается повышенная их утомляемость. В последующем возникает

искривление большого пальца. При осмотре опорной поверхности обращают

внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью

стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллесова

сухожилия и пятки при нагрузке. Помимо осмотра, можно получить отпечатки

стопы (плантография). Смочив с помощью ватного тампона штемпельной мастикой

лист бумаги, кладем его на пол чистой стороной и сверху прикрываем другим

чистым листом. Теперь необходимо встать на него босыми ногами, и опорная

часть стопы отпечатается внутри верхнего листа бумаги. На полученных

отпечатках проводим линии: линия АБ является касательной к наиболее

выступающим точкам внутренней части стопы; линия ВГ проводится от середины

пятки; прямая ДЕ перпендикулярна линии ВГ и делит ее пополам.

Теперь необходимо измерить линейкой отрезок ДЕ (ширину отпечатка стопы) и

ЕЖ. ДЕ

Индекс стопы (по Чижину) = _______

ЕЖ

В норме значение индекса колеблются от 0 до 1, величины от 1 до 2

характеризуют уплощенную стопу, более 2 - плоскую.

Осмотр грудной клетки нужен для определения ее формы, симметричности в

дыхании обеих половин грудной клетки и типа дыхания.

Форма грудной клетки, соответственно конституциональным типам, бывает

трех видов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая.

Нормостеническая форма грудной клетки характеризуется

пропорциональностью соотношения между передне-задними и поперечными ее

размерами, подключичные пространства умеренно выражены. Лопатки плотно

прилегают к грудной клетке, межреберные пространства выражены нерезко.

Надчревный угол приближается к прямому и равен приблизительно 90°.

Астеническая форма грудной клетки - достаточно плоская, потому что

передне-задний размер уменьшен по отношению к поперечному. Подключичные

пространства западают, лопатки отстоят от грудной клетки. Край X ребра

свободен и легко определяется при пальпации. Надчревный угол острый -

меньше 90°.

Гиперстеническая форма грудной клетки. Передне-задний диаметр ее

больше нормостенического, и поэтому поперечный разрез ближе к кругу.

Межреберные промежутки узкие, подключичные пространства слабо выражены.

Надчревный угол тупой — больше 90°.

При исследовании грудной клетки необходимо также обратить внимание на

тип дыхания, его частоту, глубину и ритм. Различают следующие типы дыхания:

грудной, брюшной и смешанный. Если дыхательные движения выполняются в

основном за счет сокращения межреберных мышц, то говорят о грудном, или

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.