реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Откуда пошли Олимпиады

Откуда пошли Олимпиады

Содержание.

1. Введение

2. В долине Алфея

3. Сквозь лабиринт мифов

4. Благо священного перемирия

5. Игры олимпиад

6. Песок над Альтидой

7. Возрождение олимпизма

8. Способствуя созданию мира

9. Список используемой литературы

Введение.

Олимпийские игры, олимпийские награды, олимпийцы... Эти слова, так прочно

вошедшие в нашу жизнь, никого не оставляют равнодушным. Об Олимпиадах пишут

писатели, историки, журналисты; к Олимпиадам готовятся спортсмены,

дипломаты, врачи, художники; Олимпиад ждут миллионы любителей спорта.

19 июля 1980 года маленький огонек, зажженный в овеянной легендами Олимпии,

начнет свой путь в Москву. Тысячи спортсменов днем и ночью в течение месяца

будут нести этот огонь по дорогам Греции, Болгарии, Румынии и Советского

Союза, чтобы он вспыхнул в гигантской чаше стадиона имени В. И. Ленина,

знаменуя открытие игр XXII Олимпиады.

Более четырех тысяч километров разделяют Олимпию и Москву и более полутора

тысяч лет —последние игры на берегах Алфея и Олимпиаду 1980 года в Москве,

но между ними есть связь, неподвластная расстояниям и векам. Игры древней

Эллады и современные Олимпийские игры объединяют правила честного

спортивного соперничества, извечное стремление человека к физическому

совершенству, а главное — идеи укрепления дружбы между народами, сохранения

и упрочения мира. Эти благородные цели делают Олимпийские игры одним из

замечательных международных праздников, привлекают к ним внимание миллионов

людей во всех странах, пробуждают глубокий интерес не только к настоящему и

будущему олимпизма, но и к его истокам. Используя новые и малоизвестные

факты, автор рассказывает о зарождении праздника олимпийских состязаний в

Древней Греции и возрождении его в наше время.

В долине Алфея

Еще не наступил рассвет и каменистые острова Алфея скрывал белый туман, а

луг у реки пробудился, ожил. По сотням тропок, огибая ипподром и священную

рощу Альтиду, мимо сокровищниц и храмов к холму Крона — Крониону спешили

толпы празднично одетых людей. Шли ахейцы и арголидяне, жители Аркадии и

Эвбеи, спартанцы и афиняне, гости из Малой Азии, Крита, Сицилии, Африки и

далекой Колхиды. Нетерпеливые зрители искали места поближе к желтой от

просеянного песка подкове стадиона.

Кроме небольшого павильона для самых почетных гостей, на стадионе не было

трибун. Их заменял холм Кронион. Зрители устраивались прямо на земле. И

хотя нередко здесь собиралось более 40 тысяч человек, места хватало всем.

Светало. Уже можно было рассмотреть искусные росписи на сосудах для вина и

воды, различить цвета вышивки на плащах и хитонах, когда из крипты —

арочной галереи, соединяющей стадион с Альтидой, показались элланодики —

судьи и руководители состязаний. В пурпурных одеждах, увенчанные лавровыми

венками, они медленно обошли стадион и сели на высоком помосте. Следом за

ними вышла возглавляемая специальным служащим — кериксом колонна атлетов-

состязателей. Все они в соответствии с правилами игр были нагими. После

того как керикс выстроил атлетов у судейского помоста, на середину стадиона

вышли трубачи и подняли трубы.

Наступила тишина. Слышно было, как за Альтидой плещет бурный ручей Кладеос.

Тысячи глаз обратились к востоку.

Прошло несколько мгновений, и первые лучи солнца ударили в долину, в

разноцветье шатров и палаток на берегах Алфея и Кладеоса.

Чисто и звучно в руках лучших трубачей запели серебряные трубы. Всех, всех,

богов и людей, они оповещали о начале новой олимпиады.

Едва эхо с окрестных холмов повторило мелодию труб, как тысячи зрителей

вскочили со своих мест, взметнули к небесам руки и, стараясь перекричать

друг друга, славили богов, земляков-атлетов или, сложив рупором ладони,

неистово ревели. Приплясывая, пронзительно кричали дети. Восторженные

зрители звенели бронзовыми сосудами, хлопали в ладоши...

Эта какофония продолжалась недолго. Подняв руку, керикс призвал народ к

порядку. В наступившей тишине началось представление участников состязаний

зрителям.

Положив ладонь на затылок атлета, керикс обходил с ним арену стадиона,

громко объявляя имя, имена родителей, родину состязателя и вид состязаний,

в котором ему предстояло участвовать.

Обращаясь к зрителям, керикс спрашивал, не известно ли им о каких-либо

преступлениях атлета, не был ли он или его родители рабами, не уклонялся ли

состязатель от тренировок в предписанный правилами период. Уличенный в

нарушении правил подвергался публичной порке, штрафу и изгонялся со

стадиона. Такое же наказание грозило зрителям за ложные показания.

Олимпийское правило гласило: «В играх может участвовать каждый грек,

родившийся свободным, не запятнанный кровавым злодеянием и не отягощенный

проклятием богов». Хотя участие в состязаниях запрещалось только рабам, на

игры не допускали и женщин (даже в качестве зрителей). Да и не все

свободные греки мужчины могли позволить себе участие в играх. Занятия с

тренером и поездка в Олимпию стоили больших денег!

Подготовка к Олимпийским играм начиналась не менее чем за год до их

открытия и включала десятимесячные тренировки будущих участников в

гимназиях (спортивных школах) родного города и тридцатидневные — в гимназии

Элиды, столицы государства, которому принадлежала Олимпия. За подготовкой

атлетов следили элланодики, избранные

из числа наиболее уважаемых граждан Элиды. Им поручали и отбор участников.

Желающие выступить в олимпийских состязаниях должны были представить

элланодикам официальную заявку и свидетельство, подтверждающее

предварительную подготовку атлета и его безупречную родословную.

Находясь в гимнасии Элиды, все участники независимо от их имущественного

положения жили вместе. Кормили их ячменным хлебом, пшеничной кашей,

фруктами, орехами, сыром, позже в пищу стали добавлять нежирное мясо. Спали

атлеты в помещениях гимнасия на козьих шкурах, постеленных на земле.

Элланодики строго следили за их поведением и могли наказывать провинившихся

розгами.

После месяца тренировок проводился отбор. Выдержавшие испытания совершали

57-километровый двухдневный марш в Олимпию.

Их путь проходил по берегу Ионического моря и над Алфеем, мимо городов

Летрины и Пиргос. У священного источника Пиеры процессия останавливалась,

участники совершали омовение и приносили жертвы богам.

Первый день игр начинался торжественным шествием от Пританейона —

административного здания, где в очаге богини Гестии поддерживался вечный

огонь. Процессию возглавляли элланодики, затем шли жрецы и их помощники с

жертвенными животными, за ними следовали представители Элиды и Пиз,

официальные посольства полисов — государств Древней Греции — с дарами и

состязатели. Шествие замыкали колесницы.

Мимо 70 алтарей процессия шла к булевтерию -специальному сооружению, где

перед статуей защитника клятв Хоркиоса спортсмены торжественно обещали

строго следовать всем правилам спортивных состязаний, а элланодики — честно

выполнять свои обязанности и строго наказывать нарушителей олимпийских

правил.

После принятия клятвы проходила жеребьевка. В серебряный сосуд опускали

одинаковые камушки — жребии, помеченные буквами. Состязатели, вытянувшие

жребии с одинаковыми буквами, соревновались друг с другом или выступали в

одном забеге.

Жеребьевкой и заканчивались официальные мероприятия. Атлеты отправлялись в

олимпийский гимнасий или палестру (сооружение для тренировок), где начинали

подготовку к выступлению на олимпийском стадионе.

Спортивные состязания начинались во второй день, после представления

атлетов зрителям.

Первоначально в программе Олимпийских игр был лишь один вид — стадиодром,

бег на один стадий (192,27 м). Время прохождения дистанции не

фиксировалось. Для того чтобы выявить сильнейшего, проводились отборочные

забеги, победители которых выступали в финале. Позже в программу

Олимпийских игр были включены двойной бег, долгий бег на шесть, двенадцать,

а затем и двадцать четыре стадия, пентатлон — пятиборье, включавшее бег,

прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу панкратион — сочетание

кулачного боя с борьбой, кулачный бой, состязания колесниц, скачки на

лошадях и мулах, бег в полном вооружении и другие виды.

В первых играх участвовали только мужчины и юноши, но с 632 года до н. э.,

чтобы повысить интерес молодежи к занятиям гимнастикой, в программу игр

стали включать соревнования для мальчиков в беге на 5/6 стадия и борьбе.

Как бы ни расширялась программа игр, самым популярным и почетным видом

состязаний оставался стадиодром. Победитель финального забега получал право

зажечь огонь на алтаре Зевса. Считали, что благодаря победе он становился

особенно угодным богу. Поэтому победитель стадиодрома был главным героем

игр.

Награждение победителей Олимпийских игр олимпиоников — проходило обычно в

последний день. В каждом виде состязаний награждался только один атлет.

Главной наградой была ветвь, срезанная золотым ножом с оливы, посаженной,

по преданию, Гераклом. Нередко щедрые земляки олимпионика дарили ему

большую сумму денег или назначали пожизненное жалование за счет города, а

чаще всего освобождали от налогов и бесплатно предоставляли место в

театрах.

Вместе с земляками и близкими олимпионик приносил благодарственные жертвы

на алтари Альти-ды, а вечером в Пританейоне, в зале для торжеств,

устраивался пир с хвалебными песнями и представлениями актеров.

Обычно на родину олимпионика отправлялся гонец с радостной вестью о победе.

Администрация города готовила для встречи атлета пиршественные столы и

заказывала поэтам хвалебные песни.

Возвратившимся из Олимпии победителям устраивали торжественную встречу с

триумфальным шествием. Встреча превращалась в праздник, в котором

участвовали все жители города, кроме рабов.

Авторитет олимпиоников был очень велик. Даже во время войн враги проявляли

к знаменитым атлетам удивительное для того времени милосердие. Когда после

морской битвы между родосцами и афинянами в 407 г. до н. э. родосец Дорией

— многократный олимпийский победитель в панкратионе — был схвачен врагами,

то афиняне не убили его, а тут же без выкупа освободили. Так же поступил

Александр Македонский с фиванцем Дионисадором, когда узнал, что его пленник

является олимпиоником. В Аркадии олимпиоников нередко почитали наравне с

богами. Им возводили алтари, на которых в праздничные дни сжигали

жертвенных птиц.

Сквозь лабиринт мифов

Олимпия — небольшой поселок на юго-западе полуострова Пелопоннес — покоряет

красотой. На фоне далеких гор зеленеют холмы, поросшие густым лесом, не

умолкая журчит Кладеос, причудливо извивается между песчаными островками

Алфей. Все здесь дышит покоем и миром. Не случайно Олимпия стала местом

отдыха и проведения торжеств.

С незапамятных времен здесь находились святилища, куда приходили

поклоняться богам древнейшие жители Греции — пеласги, затем ахейцы, а позже

переселившиеся на Пелопоннес дорийцы. Уже в середине II тысячелетия до н.

э. на склонах Крониона были алтари бога земледелия Крона, его матери —

богини Геи и жены — богини Реи. В их честь жители окрестных деревень

проводили праздники жатвы и танцы с оружием. Примерно в XIV — XIII вв. до

н. э. у подножия Крониона появились святилища новых богов —Зевса и его жены

Геры.

Как повествуют античные мифы, первые спортивные состязания в долине Алфея

провел Зевс. Одолев могучих титанов и свергнув своего отца Крона, Зевс стал

верховным богом эллинов и в честь своей победы устроил у подножия Крониона

состязания по бегу, борьбе, кулачному бою. Боги — участники этих состязаний

— назывались олимпийцами, так как их постоянным местопребыванием древние

греки считали Олимп — горный массив в Северной Греции. Не потому ли

спортивные праздники в долине Алфея назвали олимпийскими? Возможно и

другое: площадка у подножия Крониона была названа Олимпией в связи с

сооружением там святилищ олимпийских богов.

Другой миф рассказывает, что некогда в городе Пизы, недалеко от Олимпии,

царствовал Эномай. Оракул предсказал Эномаю, что он погибнет, когда его

дочь Гипподамия выйдет замуж. Тогда царь пошел на хитрость: он объявил, что

отдаст дочь в жены тому, кто победит его в беге колесниц. Риск для Эномая

был невелик, так как у него были самые быстрые кони, подаренные ему богом

войны Ареем.

Условия состязания были следующие: Эномай предоставлял противнику право

начинать бег первым, но, догнав его, пронзал копьем. Тринадцать

претендентов на руку Гипподамии пали от копья Эномая. Четырнадцатым женихом

стал хитроумный Пелопс. Он подкупил царского возничего Миртила, и тот не

закрепил чеку на колеснице своего господина.

Рано утром на берегу Кладеоса встали колесницы Пелопса и Эномая. Едва из-за

холма появилось солнце, Пелопс хлестнул лошадей и погнал их по горной

дороге. Эномай бросился в погоню. Вот уже догоняют Пелопса чудесные кони

Арея. Только выпрямился во весь рост Эномай и поднял тяжелое копье, как

соскочило колесо с его колесницы и она опрокинулась. Эномай упал на землю и

разбился. Пелопс победил, стал мужем Гипподамии и властелином царства. В

честь этой великой победы Пелопс устроил в Олимпии состязания, и были это,

якобы, первые Олимпийские игры.

По-видимому, этот миф имеет под собой историческую основу. Действительно, в

Альтиде находился

Пелопион — могила основателя династии микенских царей-пелопидов, правивших

предположительно с 1270 года до н. э. Античный писатель и историк Павсаний

писал, что в Олимпии сохранялись могила Гипподамии и Эномая. Следовательно,

в память о Пелопсе могли проводиться мемориальные игры. Многие легенды

связывают первые соревнования в Олимпии с именем Геракла. Один из мифов

рассказывает о том, что элидский царь Авгий приказал Гераклу очистить

скотный двор, стойла которого не убирались 30 лет. Казалось, справиться с

такой работой невозможно. Но хитроумный Геракл перегородил плотиной реку

Пеней, и воды ее за один день унесли всю грязь. Царь Авгий обманул Геракла,

лишив его награды за труд. Геракл жестоко отомстил Авгию: выступил с

войском в поход против Элиды, захватил город и убил Авгия. В честь этой

победы Геракл провел в Олимпии игры.

Согласно другому мифу, Геракл с братьями, направляясь на родину в Фивы,

остановился в Олимпии и провел здесь состязания в честь своего предка

Пелопса. Сам Геракл отмерил расстояние в один стадий (шестьсот ступней),

принял участие в беге на эту дистанцию, победил и в память о победе посадил

на берегу Алфея куст оливы.

Очевидные противоречия в мифах о Геракле связаны с тем, что в античной

мифологии первоначально были сказания о двух Гераклах — старшем, рожденном

на острове Крит, и младшем, рожденном в Фивах, сыне Зевса и царицы Алкмены.

В XI—X вв. до н. э. рассказы о подвигах этих двух богатырей объединились в

общий цикл мифов, героем которого стал более близкий эллинам фиванский

Геракл. Пав-саний утверждал, что игры в Олимпии проводил Старший Геракл.

Одно малоизвестное предание, записанное Павсанием, рассказывает о потомке

Геракла — Климене, который приплыл с Крита в Олимпию, построил здесь алтарь

Зевсу и провел состязания на берегу Алфея.

В мифах о возникновении Олимпийских игр имена и основателей так или иначе

связаны с островом Крит. Здесь воспитывался Зевс. Пелопс был царем Микен —

государства, входившего в состав крито-микенской державы. Геракл,

проводивший состязания в Олимпии, был выходцем с Крита. Словом, этот остров

заслуживает внимания в исследовании истории Олимпийских игр.

С конца III до середины II тысячелетия до н. э. Крит занимал ведущее

положение в Средиземноморье. Этому способствовали природные богатства

острова, его многочисленный флот, сравнительная безопасность границ.

Критяне поддерживали тесные культурные и экономические связи с материковой

Грецией, где они владели колониями в Аттике и Арголиде, имели поселения в

Беотии и Фокиде, на островах Кос, Мендос и Делос. Древнейшие святилища

критского происхождения были в Олимпии и Дельфах. С незапамятных времен

корабли критян, поднимаясь по Алфею, останавливались в Олимпии. В

благодарность за успешно завершенное плавание критяне приносили жертвы

богам, и в первую очередь своему главному богу — Зевсу, культ которого

сложился на Крите и лишь позже получил распространение в материковой

Греции.

Критяне считались хорошими мореходами, но их гребные суда со

вспомогательным парусным оснащением были небольшими и тесными. Большую

часть экипажа составляли гребцы, которым подолгу приходилось сидеть за

веслами. После длительного плавания, сойдя на берег, моряки хотели

размяться и побегать. Не потому ли древнейшим видом состязаний в Олимпии

был бег?

Как уже упоминалось, Геракл отмерил для состязаний дистанцию в шестьсот

ступней. Случайно ли это? Ведь такая мера длины применялась в Египте уже в

III тысячелетии до н. э. и была хорошо известна в государствах,

поддерживающих с ним культурные связи, в том числе и на Крите. Можно

предположить, что приплывавшие в Олимпию критяне устраивали там игры по

образцу состязаний, проводившихся на их родине. Уже в XV в. до н. э. на

Крите ежегодно проводились Андрогеи — гимнастические и конные состязания в

честь царевича Андрогея, сына критского царя Миноса. Кстати, как и

Олимпийские игры, Андрогеи проводились под эгидой Зевса.

Во всех мифах о Геракле упоминается посаженная им в Олимпии олива, которая

считалась старейшей в Греции. Родина оливковых деревьев — Малая Азия.

Следовательно, саженцы были завезены в Грецию, и, вероятнее всего,

критскими мореходами.

О влиянии Крита на развитие античного спорта свидетельствует тот факт, что

в Древней Греции, насчитывающей более 20 областей и свыше 200 населенных

островов, почти повсеместно устраивались спортивные состязания, но

комплексные панэллин-ские (общегреческие) игры регулярно проводились лишь в

Арголиде, Аттике, Элиде, Фокиде и на островах Делос, Кос, Мендос,— там, где

когда-то были колонии или поселения критян.

Значит ли это, что культура спортивных состязаний заимствована греками у

критян, или у нее более глубокие корни? Спортивные упражнения были широко

распространены и у более древних народов. Уже в III тысячелетии до н. э. в

Древнем Египте проводились состязания по бегу, фехтованию, борьбе,

плаванию, стрельбе из лука и другим упражнениям с соблюдением определенных

правил и оговоренных приемов. Например, на рельефах гробницы Бени-Гассана

показана последовательность действий борцов — выбор отличительных поясов,

принятие исходного положения перед схваткой, виды захватов и проводимых

приемов, финальная сцена с поверженным на землю борцом и удерживающим его

победителем. Не менее выразительны изображения фехтовальщиков, бегунов,

лучников, гребцов. Все это свидетельствует о том, что в Древнем Египте за

две тысячи лет до н. э. существовала довольно развитая культура спортивных

соревнований, в том числе комплексных.

Подобные спортивные состязания проводились и в древних сирийских царствах.

В городе Амрит у подножия холма на берегу реки Амрит археологи обнаружили

стадион подковообразной формы с десятиступенчатыми трибунами на двенадцать

тысяч зрителей. Рядом находились спортивные площадки, бассейн для плавания,

храмы. Стадион очень напоминает олимпийский. Даже размеры их почти

одинаковы: длина амритского 225 м, ширина 30 м, олимпийского —

соответственно 213,7 и 29,6 м. Совпадение удивительное! Ведь стадион в

Амрите относится к XVIII—XVII вв. до н. э., т. е. на тысячу лет «старше»

стадиона в Олимпии. И все же это совпадение не случайное. Мостом во времени

между Ам-ритом и Олимпией, по-видимому, был остров Крит.

Многое свидетельствует о тесных культурных и экономических связях

древнейших государств Крита и Ближнего Востока. В .городе Угарите, который

в XIX—XVIII вв. до н. э. был столицей сирийского государства, раскопан

целый квартал, который некогда населяли минойцы — жители древнего Крита.

Широки были связи Крита с древним Тиром, столицей Финикии — страны

прославленных мореходов, чьи корабли бороздили Средиземное море уже в III

тысячелетии до н. э. А ведь и в финикийских городах проходили спортивные

состязания. Ученые находят здесь остатки спортивных сооружений, возраст

которых исчисляется многими десятками веков.

Несомненно, на развитие спорта в Элладе оказала влияние культура более

древних народов, но родиной Олимпийских игр как уникального общественно-

политического и культурного события является Греция.

Благо

священного перемирия

В конце весны олимпийского года из Элиды во все греческие государства

направлялись глашатаи спондофоры. С радостью встречали их в эллинских

городах. Услышав о прибытии спондофора, кузнец оставлял молот на

наковальне, торговец закрывал лавку, гончар торопливо вытирал руки,

аристократ спешил облачиться в нарядные одежды.

Все население города собиралось на рыночной площади. В торжественной тишине

вестник Элиды оповещал народ о времени начала Олимпийских игр, напоминал

правила состязаний и провозглашал традиционный призыв: «Пусть будет свет

без убийств и преступлений, без войн и бряцания оружием!» Отныне во всей

Греции устанавливалось священное перемирие — экехерия, а Олимпия

объявлялась нейтральной.

Бели вначале Олимпийские игры проводились как сугубо местные праздники, в

которых участвовали только жители Элиды, то по мере укрепления в Греции

культа Зевса на играх в Олимпии стали выступать представители соседних

греческих государств. Спортивные состязания, проводившиеся под

покровительством Зевса, давали приемлемый для всех повод к перемирию.

Известно, что в 884 году до н. э. между элидским царем Ифитом, правителем

Спарты Ликургом и представителем города Пизы Клеосфеном был заключен

договор о провозглашении священного перемирия на время проведения

Олимпийских игр.

Текст договора, выгравированный на медном диске, гласил: «Олимпия является

священным местом, и тот, кто посмеет вступить в нее с оружием в руках,

будет заклеймен как богохульник. Нарушившим волю богов станет и тот, кто,

имея возможность, не отомстит богохульнику».

Этот диск был вывешен в Олимпии возле алтаря Зевса. Аристотель видел его в

середине IV в. до н. э. Павсаний, посетивший Олимпию в 170 году н. э.,

писал, что диск с текстом договора хранился в Герайоне (храме Геры).

Есть основания предполагать, что в договоре о священном перемирии

участвовали не отдельные города, а союзы племен. Ифит представлял элийцев,

Ликург — дорийские племена Мессении и Лаконии, Клеосфен — ахейцев Аркадии и

Ахайи. Видимо, поэтому условиям договора подчинялись все жители

Пелопоннеса.

Позже к договору об экехерии присоединились другие народы Греции. В VI в.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.