реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов

системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально-

прикладной физической подготовки;

- спортивные функции выражены в области спорта высших достижений. Они

заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека

и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании

спортивных достижений;

- рекреативные функции выражены при использовании средств физической

культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма;

- реабилитационные - для восстановления утраченных функциональных

возможностей (использование физической культуры в лечебных целях).

Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила

все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком

росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном

увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо

повысить физическую активность людей.

Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим

видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и

духовные функции.

Общепедагогические задачи

Важнейшими из них в системе воспитания являются задачи, предусматривающие

нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а

также задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и

эстетических потребностей личности. Объективное единство физического и

духовного развития человека эффективно позволяет решать и эти задачи.

ГЛАВА 2.

Методические принципы физического воспитания.

Дидактические принципы.

В физическом воспитании получили свое воплощение педагогические принципы,

отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные

применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами. Они

содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна

рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во

всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их можно

называть общеметодическими принципами. К ним относятся: принципы

сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации,

систематичности.

Сознательность и активность. При пассивном отношении занимающихся эффект от

занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Реализация

этого принципа предполагает выполнение педагогом-тренером следующих

требований:

- формировать у занимающихся осмысленное отношение и интерес к целям

физического воспитания и конкретным задачам занятия;

- формировать устойчивую потребность к регулярным занятиям физическими

упражнениями;

- вырабатывать привычку к анализу, самоконтролю и корректировке своих

действий при выполнении упражнений;

- воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое начало при

решении задач.

Наиболее сложно для выполнения последнее требование на школьном уроке

физической культуры, где преобладает авторитарный стиль воспитания.

Принцип наглядности предполагает активное и комплексное использование всех

органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию).

Неадекватно значение различных средств и методов для реализации принципа

наглядности на разных этапах обучения двигательному действию. Следует

оптимально сочетать непосредственную (показ упражнения) и опосредованную

наглядность (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеоматериалов,

использование образного слова); избирательное (направленное воздействие на

органы чувс

тв и анализаторы) и комплексное воздействие на функции анализаторов

движений. Причем необходимо добиваться воздействия на функции не только

внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних сенсорных

систем для саморегуляции движений (проприорецепторы мышц, связок, суставов,

рецепторов вестибулярного аппарата). В современной методике используются

технические средства сенсорного лидирования (свето- и звуколидеры,

позволяющие соблюдать параметры движения) и срочной коррекции (приборы,

срочно информирующие о соблюдении заданных параметров движения или

отклонения от них), тренажерные устройства (позволяющие “прочувствовать”

движение на основе формирования кинестетических ощущений). В результате,

благодаря слаженному функционированию сенсорных систем, возникают

комплексные, тонко специализированные ощущения движений или условий их

выполнения (“чувство” воды, планки, снаряда при метаниях, дистанции в

единоборстве и др.).

Принцип доступности и индивидуализации означает соблюдение меры между

возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения ФУ

(координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или

оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с

возможностями занимающихся.

Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения

доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой

доступности. Условия доступности:

- постепенность (от простого к сложному, от легкого к трудному).

Использование подводящих и подготовительных упражнений;

- преемственность ФУ (правила: от известного к неизвестному, от освоенного

к неосвоенному).

Иногда в педагогических целях целесообразно использовать и метод

контрастных заданий: броски предметов разного веса или одного предмета на

разные расстояния, прыжки обычные и со свинцовым поясом и др.

Принцип доступности неотделим от принципа индивидуализации: использование

средств, методов и форм занятий с учетом функциональных возможностей и

морфологических особенностей индивидуума, т.е. следует гибко

индивидуализировать процесс физического воспитания.

Проблема индивидуализации в системе ФВ решается на основе органического

сочетания 2-х направлений - общеподготовительного (ОФП в средних школах,

ПТУ, вузах и т.д.) и специализированного (спортивного, ППФП).

Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных)

установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного

процесса. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к

резкому снижению эффекта занятий и всего процесса воспитания. (Система -

упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс

физического воспитания).

Специфические принципы.

В теории и методике физического воспитания выделен ряд принципов, которые

отражают специфические закономерности построения процесса физического

воспитания.

1. Непрерывность процесса физического воспитания.

Непрерывность - необходимое условие процесса физического воспитания, т.к.

результаты процесса обратимы. Принцип непрерывности помогает обеспечить

преемственность эффекта занятий физическими упражнениями, не допускать

перерывов, разрушающих эффект занятий. В основе этой преемственности лежат

функциональные изменения в организме под воздействием физической нагрузки:

ближайший и отставленный (восстановление работоспособности до исходного

уровня и фаза суперкомпенсации) эффекты. Непрерывная кумуляция эффекта

занятий происходит тогда, когда последующее занятие проводится по “следам”

предыдущего, углубляя и закрепляя их. Оптимальная кумуляция эффекта

наблюдается при проведении очередного занятия в фазе “суперкомпенсации”.

Увеличение интервала между занятиями увеличивает и вероятность “угасания”

формируемых двигательно-координационных связей.

2. Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий.

Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий следует из

теории развития организма. Он гарантирует повышение уровня функциональных

возможностей организма и физической подготовленности, повышенные темпы

развития двигательных способностей. Реально на непривычное воздействие

организм реагирует с избытком (сверхкомпенсация - биологическое явление

организма).

Применение стандартных упражнений и стандартных нагрузок переводит организм

в стадию устойчивой адаптации, что снижает развивающий эффект, т.к. степень

функциональной активности систем организма уменьшается. Стандартизация

должна быть только временной для формирования двигательных навыков и

облегчения адаптации к предъявляемым нагрузкам.

Прогрессирующее функциональное воздействие достигается увеличением

двигательной активности путем прогрессирующего изменения параметров

физического упражнения (увеличения скорости, темпа, мощности, разового

объема физической работы), обновления упражнений и условий их выполнения в

сторону повышения функциональных требований к их выполнению, возрастания

объема и интенсивности нагрузок в серии занятий и этапов физического

воспитания.

3. Принцип адаптивной сбалансированност и динамики суммарной нагрузки.

Для динамики физических нагрузок в процессе физического воспитания

закономерно не только их увеличение, но и относительная стабилизация, а

иногда и временное снижение уровня. Общую ориентацию на регулирование этих

тенденций дает принцип адаптивного сбалансирования динамики суммарной

нагрузки (регулирование наращивания относительной стабилизации и временного

снижения функциональных воздействий). Следуя ему, нужно выполнять следующие

положения:

- суммарную нагрузку на протяжении серии занятий и этапов следует

регламентировать применительно к динамике тренированности занимающихся и с

учетом показателей адаптации;

- увеличивать суммарную нагрузку всякий раз после перехода

приспособительных процессов в стадию “устойчивой адаптации” (уменьшаются

функциональные сдвиги, т.к. наступает адаптивная экономизация реакции на

нагрузку);

- после существенного увеличения суммарной нагрузки далее следует фаза

стабилизации ее уровня, что способствует переходу приспособительных

процессов из “аварийной стадии адаптации” (предельной мобилизации

функциональных и приспособительных возможностей организма) в стадию

“устойчивой адаптации”.

4. Принцип цикличности предполагает соблюдение закономерностей циклической

структуры процесса, т.е. такой последовательности, при которой занятия и

серии занятий чередуются в порядке “кругооборота”. Цикличность характерна

как для отдельных серий занятий в пределах непродолжительного времени, так

и для целых его этапов и периодов.

Соответственно различают: малые - “микроциклы” (недельные и как минимум 2-3

дня), средние циклы - “мезоциклы” (обычно месячные) и большие циклы -

“макроциклы” (годичные). Так как факторы и конкретные обстоятельства в

процессе физического воспитания не остаются неизменными, то и структура

микроциклов вариативна. Цикличность структуры процесса необходима для

достижения большего эффекта. Наиболее рельефно циклическая структура

выражена в спортивной тренировке. Когда занятия редки и незначительны по

нагрузке (пр.: 2 раза в неделю со стандартными нагрузками), микроциклы

могут быть и не выражены.

Для упорядочения жизни и в соответствии с естественными биоритмами человека

мы соблюдаем цикличность и в повседневной трудовой деятельности:

ограниченная законодательством продолжительность рабочего дня, недели,

трудовые отпуска и т.д.

Для реализации принципа цикличности в процессе физического воспитания

необходимо:

- строить систему занятий относительно завершенными циклами, в которых

соблюдается регулярная повторяемость определенных фаз, этапов и периодов

этого процесса;

- серии занятий микроциклов компоновать так, чтобы обеспечивалась

прогрессивная кумуляция эффекта занятий и создавались условия для полного

восстановления организма;

- последовательность стадий в средних и больших циклах должна обеспечивать

поступательное развитие общей и специальной подготовленности занимающихся,

тренированности спортсменов и исключить нарушения динамики адаптационных

процессов.

5. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания

заключается в изменении доминирующей направленности процесса в различных

его стадиях применительно к периодам возрастного физического развития

организма. Это не означает подчинения процесса физического воспитания

возрастным особенностям (плестись “на поводу” возрастных функциональных

изменений свойств организма), а с учетом их вывести организм на более

высокую ступень (оптимизировать возрастную динамику индивидуальных

возможностей и способностей).

В физиологии, психологии отмечают только возрастные особенности. Опыт

показывает, что если строить тренировочный процесс юных спортсменов в

единстве ОФП и СП, никакого дисбаланса нет.

Доминирующим направлением в физическом воспитании до возрастного созревания

организма является общеподготовительное направление, формирующее большой

фонд жизненно важных двигательных умений и навыков и всестороннее

воспитание индивидуальных физических качеств. Эффективность ФВ в эти годы в

значительной мере зависит от использования благоприятных возможностей для

развития тех или иных физических качеств в “сенситивные” (чувствительные)

периоды с более высокими темпами изменения физических качеств.

Юношеский и I-й период зрелого возраста (до 35 лет) наиболее благоприятен

для предельного проявления двигательных способностей. Именно в этот период

показывают, как правило, высшие спортивные достижения.

В дальнейшем наблюдается возрастная стабилизация функциональных

возможностей организма и уменьшение его адаптационных возможностей.

Доминирующим направлением в процессе физического воспитания становится

поддержание достигнутого уровня физической подготовленности и

тренированности, а затем и противодействие регрессивным изменениям в

организме (возрастной инволюции его морфофункциональных свойств).

Перестройка процесса предполагает более строгую регламентацию нагрузок.

Занятия приобретают физкультурно-кондиционную направленность (на сохранение

аэробных возможностей организма и дееспособность опорно-двигательного

аппарата).

Таким образом, в многолетнем процессе физического воспитания можно выделить

3 тенденции с учетом возрастных особенностей:

1) реализация общих принципов в воспитании общества;

2) реализация дидактических принципов (преимущественно в школьной

педагогике);

3) реализация специфических принципов (преимущественно в спорте).

Специалист физической культуры должен постоянно помнить о взаимосвязи

принципов и добиваться соблюдения всех закономерностей процесса физического

воспитания в своей педагогической деятельности.

ГЛАВА 3.

Воспитание физических качеств.

Введение.

Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития

основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты,

ловкости и координации.

Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой

древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не

нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к

примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы,

выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению

жизненно необходимыми навыками.

Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате

физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области

его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к

изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных

условиях.

Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков

существует тесная взаимосвязь.

Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно.

Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном

возрасте.

Понятие о силе и силовых качествах.

Люди всегда стремились быть сильными и всегда уважали силу.

Различают максимальную (абсолютную) силу, скоростную силу и силовую

выносливость. Максимальная сила зависит от величины поперечного сечения

мышцы. Скоростная сила определяется скоростью, с которой может быть

выполнено силовое упражнение или силовой прием. А силовая выносливость

определяется по числу повторений силового упражнения до крайней усталости.

Для развития максимальной силы выработан метод максимальных усилий,

рассчитанный на развитие мышечной силы за счет повторения с максимальным

усилием необходимого упражнения. для развития скоростной силы необходимо

стремиться наращивать скорость выполнения упражнений или при той же

скорости прибавлять нагрузку. Одновременно растет и максимальная сила, а на

ней, как на платформе, формируется скоростная. Для развития силовой

выносливости применяется метод «до отказа», заключающийся в непрерывном

упражнении со средним усилием до полной усталости мышц.

Чтобы развить силу, нужно:

1. Укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.

2. Развить способности выдерживать различные усилия (динамические,

статические и др.)

3. Приобрести умение рационально использовать свою силу.

Для быстрого роста силы необходимо постепенно, но неуклонно увеличивать

вес отягощений и быстроту движений с этим весом. Сила особенно эффективно

растет не от работы большой суммарной величины, а от кратковременных, но

многократно интенсивно выполняемых упражнений. Решающее значение для

формирования силы имеют последние попытки, выполняемые на фоне утомления.

Для повышения эффективности занятий рекомендуется включать в них вслед за

силовыми упражнениями упражнения динамические, способствующие

расслаблению мышц и пробуждающие положительные эмоции – игры, плавание

и т.п.

Уровень силы характеризует определенное морфофункциональное состояние

мышечной системы, обеспечивающей двигательную, корсетную, насосную и

обменную функции.

Корсетная функция обеспечивает при определенном мышечном тонусе

нормальную осанку, а также функции позвоночника и спинного мозга,

предупреждая такие распространенные нарушения и заболевания как дефекты

осанки, сколиозы, остеохондрозы. Корсетная функция живота играет важную

роль в функционировании печени, желудка, кишечника, почек, предупреждая

такие заболевания как гастрит, колит, холецистит и др. недостаточный тонус

мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен и тромбофлебиту.

Недостаточное количество мышечных волокон, а значит, снижение обменных

процессов в мышцах ведет к ожирению, атеросклерозу и другим неинфекционным

заболеваниям.

Насосная функция мышц («мышечный насос») состоит в том, что сокращение

либо статическое напряжение мышц способствует передвижению венозной крови

по направлению к сердцу, что имеет большое значение при обеспечении общего

кровотока и лимфотока. «Мышечный насос» развивает силу, превышающую работу

сердечной мышцы и обеспечивает наполнение правого желудочка необходимым

количеством крови. Кроме того, он играет большую роль в передвижении лимфы

и тканевой жидкости, влияя тем самым на процессы восстановления и удаления

продуктов обмена. Недостаточная работа «мышечного насоса» способствует

развитию воспалительных процессов и образованию тромбов.

Таким образом нормальное состояние мышечной системы является важным и

жизненно необходимым условием .

Уровень состояния мышечной системы отражается показателем мышечной силы.

Из этого следует, что для здоровья необходим определенный уровень

развития мышц в целом и в каждой основной мышечной группе – мышцах спины,

груди, брюшного пресса, ног, рук.

Развитие мышц происходит неравномерно как по возрастным показателям , так

и индивидуально. Поэтому не следует форсировать выход на должный уровень

у детей 7-11 лет. В возрасте 12-15 лет наблюдается значительное

увеличение силы и нормативы силы на порядок возрастают. В возрасте 19-29

лет происходит относительная стабилизация, а в 30-39 лет – тенденция к

снижению. При управляемом воспитании силы целесообразно в 16-18 лет выйти

на нормативный уровень силы и поддерживать его до 40 лет.

Необходимо помнить, что между уровнем отдельных мышечных групп связь

относительно слабая и поэтому нормативы силы должны быть комплексными и

относительно простыми при выполнении. Лучшие тесты – это упражнения с

преодолением массы собственного тела, когда учитывается не абсолютная сила,

а относительная, что позволяет сгладить разницу в абсолютной силе,

обусловленную возрастно-половыми и функциональными факторами.

Нормальный уровень силы – необходимый фактор для хорошего здоровья,

бытовой, профессиональной трудоспособности.

Дальнейшее повышение уровня силы выше нормативного не влияет на

устойчивость к заболеваниям и рост профессиональной трудоспособности, где

требуется значительная физическая сила.

Гибкость и методика ее развития.

Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям в суставах.

Гибкость - морфофункциональное двигательное качество. Она зависит:

- от строения суставов;

- от эластичности мышц и связочного аппарата;

- от механизмов нервной регуляции тонуса мышц.

Различают активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за

счет собственных мышечных усилий.

Пассивная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за

счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина пассивной гибкости

выше показателей активной гибкости.

В последнее время получает распространение в спортивной литературе термин

“специальная гибкость” - способность выполнять движения с большой

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.