реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3)

Во многих школах родителей младших школьников сначала собирают вместе для

общей беседы, а затем родители расходятся по классам. В некоторых школах

можно наблюдать хорошо организованные родительские лектории, для чтения

лекций приглашаются высокой квалификации специалисты: ревматологи,

нефрологи и др. Специалист, например, подробно рассказывает о ревматизме,

дает очень дельные советы. Но это важно лишь для небольшой группы

родителей, вот для них и нужно проводить такую углубленную беседу.

Индивидуальная беседа при посещении родителями школы или при знакомстве

учителя с домашними условиями ребенка имеет неоценимое значение. Учитель

может дать конкретные советы по устройству рабочего места школьника,

организации закаливания, физического воспитания. При такой беседе учитель и

родители могут легче найти решение того или иного трудного вопроса по

режиму дня, созданию гигиенических условий в семье и т.п. Весьма

эффективной формой достижения единства требований школы и семьи в

воспитании здорового ребенка является информация родителей о прошедшем

уроке или беседе, посвященной вопросам гигиенического воспитания, и о

требованиях учителя.

§3. Педагоги о специфических особенностях формирования ответственного

отношения учащихся к своему здоровью.

Рациональное питание чрезвычайно важно для растущего, постоянно

изменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в организм

таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток тканей,

возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному

физическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности.

У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные

знания и стойкие навыки по гигиене питания.

Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу,

содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов

шесть: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рост

детского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, что

происходит главным образом за счет белка. Белки – структурные элементы,

служащие основой многих тканей, поэтому раньше их называли “кирпичиками”

тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается.

Именно “…с белками, - как пишет профессор А.А.Покровский,- связано

осуществление основных проявлений жизни: обмен веществ, сократимости,

раздражимости, способности к росту, размножению и даже высшей форме

движения материи – мышлению”.

Ребенок должен получать в сутки от общего количества белка 60% белка

животного происхождения. Малокровие, задержка роста, чрезвычайно слабая

сопротивляемость болезням, особенно инфекционным, - результат резкой

белковой недостаточности.

Жиры и углеводы – основные источники энергии, а суточная потребность

организма в них, выраженная в килокалориях в день, для детей 7-10 летнего

возраста – 2300ккалл/в день. Углеводы – не только источники энергии для

мышечной деятельности организма, они выполняют и другие функции, например,

входят в состав нуклеиновых кислот, мембран клеток, служат резервом

питательных веществ в организме. Углеводы поступают в организм ребенка с

продуктами растительного происхождения (картофель, мука, крупа, овощи,

фрукты, ягоды). В рационе школьника основным углеводом является крахмал.

Минеральные соли являются четвертым необходимым ингредиентом. Как

правило, человек получает с пищей все необходимые минеральные вещества, за

исключением хлористого натрия, или поваренной соли, без которой многие

блюда кажутся невкусными, а подчас несъедобны.

Витамины – обязательная составная часть пищевого рациона. Учащиеся

начальных классов, как правило, знают о важности витаминов для

жизнедеятельности организмов. Вода не менее важна для организмов, чем белки

и витамины. Человек в течение нескольких недель может прожить без пищи, а

без воды гибель наступает через 3-4 суток. Для ребенка одинаково вредно как

недостаточное, так и избыточное потребление воды. Специалисты обычно

рекомендуют такое распределение общего объема пищи в течение суток при

четырехразовом питании: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15% и ужин –

25%.

Культура поведения за столом всегда была заботой наших предков.

Несколько фраз из книги “Юности честное зерцало, или показания к житейскому

обхождению”: “Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде

брызгало. Не проглотив куска, не говори…” Впрочем, гигиеническое значение

имеют и многие правила. Например, чем брать сахар? Специальными щипцами,

руками или своей ложкой? Понятно, что пальцами удобнее взять один кусочек

сахара, чем стараться подхватить его своей ложкой, которая уже побывала во

рту. Это не только не гигиенично, но может представлять некоторую

опасность, если у человека, например, больное горло. Культурно

гигиенические навыки, связанные с приемом пищи, направленные на

предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, лучшее усвоение пищи,

повышение аппетита. Учитывая, что еще не в каждой семье уделяется

достаточное внимание культуре внимания, учителю необходимо обращать

внимание на формирования культурно-гигиенических навыков в стенах школы с

тем, чтобы они применялись дома. Даже короткое время, ежедневно

затрачиваемое на второй завтрак, можно использовать для привития

необходимых культурно-гигиенических навыков, то есть ответственного

отношения к своему здоровью.

Прежде всего надо объяснить детям, что недопустимо входить в школьный

буфет с грязными руками. Учитель, дежурные должны следить за позой детей во

время еды, следует отучать детей от чавканья во время еды, это неприятно

для окружающих, есть нужно с закрытым ртом. В 3-4 классах можно вменить в

обязанность санитарам контролировать чистоту салфеток и хранение завтраков.

Если в 1-3 классах воспитательную работу рекомендуется проводить во время

завтрака на большой перемене, то в 4 классе предусматривается проведение

уроков, в которые включаются темы “Наша пища”, “Гигиена питания”. При

проведении этих уроков особенно важно обратить внимание на вопросы, имеющие

практическое значение.

Мы восхищаемся людьми, которые могут держаться прямо. Не случайны

сравнения: “Какая стройная девочка, ну, прямо, березка”. На формирование

осанки оказывают влияния привычки повседневной жизни: манера стоять,

ходить, сидеть и т.д.

Глава II. Возможные методики формирования отношения

детей младшего школьного возраста к своему здоровью.

§1. Благоприятные возможности для внедрения в практику всей

системы обучения и воспитания здорового школьника начальной школы.

Ныне действующая программа начальной школы дает благоприятные

возможности для внедрения в практику всей системы валеологического обучения

и воспитания учащихся начальных классов.

Русский язык. На уроках предусматривается знакомство с правилами

гигиены чтения и письма, формирование и закрепление гигиенических навыков

чтения и письма: правильной посадки, положения книги, тетради и т.д. В

программе говорится: “Нормализации нагрузки, предупреждению утомляемости

способствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей

(слушание учителя, беседа, наблюдение за языковым материалом, работа с

учебником, тетрадью, доской, игры и др.), рациональное чередование устных и

письменных упражнений, своевременное проведение физкультминуток”.

В программе имеется ряд положений, имеющих значение для воспитания

внимательного, доброжелательного отношения к товарищам, одноклассникам,

развития речевой этики, культуры общения. Все это важно для создания

благоприятного психологического климата в классе.

Математика. В программе даются важные валеологические рекомендации:

“Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом, как на

уроках, так и в домашних заданиях. Следует на каждом уроке заботиться о

рациональной смене видов деятельности детей, проводить 1-2 физкультминутки,

способствующие разрядке и снимающие утомление детей. Особое значение в этом

отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей на

уроках математики, в особенности в 1-2 классах…”

Природоведение дает наиболее систематизированные валеологические

знания для привития некоторых навыков личной и общественной гигиены. Уже в

первом классе в теме “Наш дом” дается значительный материал по валеологии:

распорядок дня, режим питания, проветривание помещения, умение правильно

мыть руки, правильно пользоваться носовым платком, правильно сидеть во

время занятия и др. В теме “Наш город” – вопросы предупреждения несчастных

случаев на улице. Во втором классе в теме “Наш дом” разбираются отдельные

режимные моменты: труд, отдых, сон; продолжается проработка материала по

предупреждению уличного (дорожного) травматизма. Программа указывает, что

учащиеся должны к концу второго класса “уметь выполнять правила личной

гигиены (правильно чистить зубы, мыть руки, овощи, фрукты); правильно

сидеть при письме и чтение; знать и выполнять свой режим дня, режим

питания; правила и значения проветривания помещений, значение сменной

обуви; должны знать и выполнять правила поведения на улице. В третьем

классе валеологические знания и навыки даются применительно к разным

сезонам. Особенно важно предупреждение простудных заболеваний весной и

осенью. К концу третьего класса учащиеся должны уметь измерять температуру

воздуха с помощью термометра (важное умение для контроля за температурой

воздуха в помещении, на улице, для выбора одежды по погоде); правильно

строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены; беречься

от простудных заболеваний, закаляться.

В четвертом классе преподавание гигиенических правил проходит уже на

более высокой ступени – на базе элементарных анатомо-физиологических

сведений. Тема “Организм человека и охрана его здоровья” помогает учащимся

представить организм как единое целое, и это обстоятельство позволяет

глубже и осознаннее усваивать вопросы личной и общественной гигиены,

которым и должно быть уделено основное внимание.

Трудовое обучение. Все разделы этого предмета начинаются с изучения

правил безопасности труда и личной гигиены. Отметим, что в первом классе из

66 часов, отведенных на трудовое обучение, 6 часов выделено на изучение

правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Физическая культура. Во всех классах начальной школы учащиеся

получают сведения об оздоровительном значении тех или иных элементов

физического воспитания, отдельных комплексов (утренняя гимнастика, уроки

физической культуры, спортивный час, плавание и т. д.). Здесь же дается

материал по личной гигиене, закаливанию, режиму дня, а в четвертом классе

учащиеся получают понятия о двигательном режиме. Собранные в программе

воедино, вопросы по охране здоровья и гигиене представляют собой стройную

систему валеологического обучения и воспитания учащихся начальной школы.

Задача учителя состоит в том, чтобы всю эту систему знаний, умений, навыков

дать детям и только тогда можно ожидать значительного оздоровительного

эффекта. . Роль школьной мебели. Мебель школ и других детских

учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим

особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко

доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их

конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе

обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным.

Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Обоснование правильной позы. Учебный процесс связан с большими

умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской,

стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим

положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и

нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС ( сответствующие

сегменты спинного мозга ) и переферические рецепторы в мышцах ; управление

позой осуществляется через мышечный аппарат , благодаря тремору -

незначительное дражание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с

точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При

больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы,

учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения,

возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза,

происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом

школьников: в начальных классах между налоном головы и горизонтальной

плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55

градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 - 33

и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с

анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное

устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, обьясняет

трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более

вертикальное положение тела.

Конструкция мебели. Парты. В последние десятилетия выпускаются

раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы ( более легкая

перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно

для одноместных парт ) и минусы ( возможность неправильной посадки ).

Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья

- величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 -

3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и

сиденьем называется дифференцией ( длина локтя плюс 2 - 2,5 см ) -

характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости;

расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края

стола называется дистанцией и характеризует взаиморасположение стола и

стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула

и проекции заднего края стола совпадают ) , положительной (проекция лежит

вне плоскости стула ) и отрицательной ( проекция находится на плоскости

сиденья ); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной

посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная

дистанция - 3 - 5 см.Поверхность крышки стола должна быть матовой и не

давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.

Классная доска. Различают два основных типа классных досок -

настенные и передвижные.Основные гигиенические требования, предъявляемые к

доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок -

зеленый, темно-коричневый, матово-черный ( коэффициент отражения не менее

80% ). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с

ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать

доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок

служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с

восможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь,

покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или

красками ). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится

лоток, используемой также для хранения мела. Во-первых, в 4-х классах доску

следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см.,

а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким

образом, чтобы они не отсвечивали и желательно, чтобы не загораживали

основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в

теплой воде.

Мебель столовых. В них используют обеденные столы облегченной

конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов

делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники.

Мебель компьютерных классов. Используются специально переоборудованные

парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для

компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально

сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки а

также валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с

наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.

§2. Развитие интереса и наблюдательности у учащихся 1-3 классов на уроках

здоровья с помощью определенных методов и приемов.

Правильная осанка. От учителя в значительной степени зависит, какая

осанка будет у ребенка. На уроках физической культуры в 1-2 классах в

доступной форме нужно рассказать о том, какое значение для здоровья и

хорошей работоспособности имеет правильная осанка. В мотивации

необходимости самоконтроля за своей осанкой нужно использовать разные

приемы: эстетические – на стройного, прямо держащегося человека приятно

смотреть, это красиво; стремление преодолеть собственные физические

недостатки – очень высокий человек, ели держится прямо, со стороны выглядит

гораздо приятнее, чем ссутулившийся, согнувшийся; человек маленького роста,

ели он держится прямо, - выглядит выше. Медицинские – при прямой осанке

лучше работают все органы, весь организм человека. Выбора профессии,

достижения жизненной цели – неправильная осанка затрудняет выбор профессии

актрисы, офицера, мешает достижениям в некоторых видах спорта. Все эти

мотивы легко воспринимаемы в начальной школе. Ребенок должен иметь ясное

представление о том, что такое правильная осанка и как ее воспитать. Для

самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в

зеркало.

Мытье рук – простая, но подчас основная мера предупреждения кишечных

инфекций и в первую очередь дизентерии. Но, оказывается, научить, как мыть

руки, еще недостаточно, нужно объяснить, когда и почему это следует делать,

воспитать потребность в выполнении этой процедуры. Как же убедить ребенка

мыть руки? Может быть так: “Если будешь есть грязными руками, то

заболеешь”, или еще категоричнее: “Поешь грязными руками – заболеешь”, или

более обоснованно: “На грязных руках микробы, которые проникают в организм

человека, и он заболевает”. Для учеников 1-2 классов такое объяснение

неприемлемо. Из своего опыта ребенок уже знает, что он ел немытыми руками и

не заболел. Значит, взрослые говорят неправду? У учащихся 1 класса

предупреждение: “На грязных руках микробы, которые проникают в организм

человека, и он заболевает” – вызывает крайне нежелательную реакцию: дети

уклоняются от игры в песок, в мяч, не хотят брать с земли игрушки, боясь

запачкать руки. Наблюдения показали, что для выработки внутренней

потребности мыть руки гораздо сильнее и точнее действует “эстетическая

мотивация”: грязные руки некрасивы, неприятны, противны. Но вместе с тем

подчеркивается, что нет ничего страшного, если при работе, игре руки

запачкаются. И самое важное воспитать у ребенка привычку мыть руки как

норму поведения. Нельзя садиться за стол с немытыми руками, руки нужно мыть

после игры, после туалета, после занятия с животными, после гуляния. А вот

в 3-4 классеах дети уже довольно легко воспринимают такие понятия, как

вероятность попадания микробов, яиц гельминтов (глистов) в организм

человека и возможность заболевания.

Закаливание. Особое внимание следует обратить на детей, пропускающих

занятия из-за простуды, часто приходящих в школу с кашлем, насморком.

Посоветовать родителям показать их ребенка врачу для принятия мер по

оздоровлению. Практика показывает, что закаленными могут стать все

школьники. И тогда резко сократятся пропуски занятий, повысится

успеваемость. Закаливание имеет не только оздоровительное, но и большое

воспитательное значение. Ребенку нужно прилагать регулярно определенные

усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит

конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а

теперь 19 градусов – теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями

водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить

стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, внеклассных

занятиях и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах. В

3 классе на уроке природоведения вполне уместно и полезно обсудить с

детьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. В

убеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочь

интересные примеры из жизни выдающихся людей.

Чистка зубов. Примерно один раз в месяц полезно напомнить детям о

необходимости чистить зубы. Практика показывает, что в последнее время в

связи с выпуском специальных детских паст дети стали охотнее чистить зубы,

чем раньше зубным порошком. Гораздо сложнее прививаются другие навыки.

Очень трудно отучить детей грызть орехи, конфеты, сахар. Чтобы убедить

ребенка не делать этого, хорошо показать фотографии и рисунки, на которых

изображены поврежденные зубы. Нужно подчеркнуть, что неокрепшие зубы

ребенка легко травмируются при раскусывании леденцов, орехов и т.п. К

сожалению, в нашу жизнь еще плохо вошло правило полоскания рта после еды.

Подчас для этого просто нет возможности. Там, где такая возможность есть,

взрослые должны показывать пример детям. Для лучшего усвоения правильных

приемов чистки зубов рекомендуется воспользоваться демонстрацией (щетка,

расческа и вата); всем детям принести на урок свои зубные щетки, чтобы

легче освоить правила ее движения по зубам. Обратить внимание на то, что

чистить зубы нужно не менее 2-3 минуты, тогда будет и достаточный массаж

десен. Целесообразно продемонстрировать таблицу стадии разрушения зубов

(см. Приложение). Это поможет убедить детей важности регулярного посещения

стоматолога. В заключение заметим, что некоторые родители имеют неверную

точку зрения, что лечить молочные зубы необязательно. Молочные зубы очень

важны не только для выполнения основной своей функции, т.е. пережевывания

пищи, четкого произношения слов, но и как основа для правильного прикуса.

Охрана зрения. Рекомендуется проводить с учащимися целенаправленную

воспитательную работу по охране зрения. Во 2-3 классах хорошо провести

краткую беседу с учащимися на тему “Как надо заботиться о сохранении

хорошего зрения” примерно такого содержания:

1. При помощи глаз мы узнаем о цвете, форме, размерах предмета. Глаза

помогают нам познавать окружающий нас мир, учиться выполнять различную

работу. Человеку с плохим зрением труднее стать летчиком, моряком,

достичь успехов в спорте, на сцене. Зрение нужно беречь.

2. Зрение портиться во время работы при плохом освещении, при малом

расстоянии до книги (тетради), чтении лежа, длительном просмотре

телевизионных передач, при работе с компьютером.

3. Для того чтобы сберечь зрение, нужно заниматься при достаточном

освещении, свет должен падать слева, должны соблюдаться: необходимое

расстояние от глаз до книги и правильная посадка во время занятий,

выполняться простейшая гимнастика для глаз.

Дети показывают приемы самоконтроля за посадкой, гимнастику и отдых для

глаз. Ели ученик заметил, что у него ухудшается зрение, нужно сказать об

этом родителям, учителю, обратиться к врачу. Все назначения врача должны

точно выполняться, чтобы зрение не ухудшалось. Ни в коем случае нельзя

смеяться над людьми, которые носят очки. Говоря об уходе за глазами,

учитель отмечает, что при утреннем умывании следует промывать и глаза,

нельзя тереть и трогать глаза руками. При изучении вопроса “Гигиена органов

чувств” полезно еще раз проверить все упомянутые выше умения детей по

гигиене зрения. Заслуживает одобрения следующий прием, который используют

многие педагоги; стол учителя ставят у доски, на столе лампа. Один из

учеников показывает все упомянутые приемы самоконтроля, а класс проверяет и

дает им оценку, затем эти приемы дети проделывают сами, сидя за партами.

Дурные привычки. Гораздо более серьезного внимания требуют дурные и

вредные для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит в

младшем школьном возрасте. Это употребление алкоголя и чаще курение. Почему

же начинают курить младшие школьники?

Ученые, исследовавшие этот вопрос, пришли к выводу, что на первом

месте (около 30% всех школьников, начавших курение) нужно поставить влияние

товарищей, одногодок старших ребят. Курение взрослых в присутствии детей

создает у них представление о курении, как о норме поведения. Младшие

школьники скорее приобщаются к вредной привычке. Вторая причина курения –

любопытство, интерес. На третьем месте стоит желание подражать взрослым:

уважаемому учителю, мастеру, родителям известным киноактерам и др.

Наиболее важным представляется направление наших усилий на то, чтобы

дети не начинали курить. Разъяснение вреда курения должно идти со строгим

учетом возрастных особенностей. На детей действуют увещевания, что

продолжительность жизни курящего сокращается, что возможен рак. Позиция

должна бать совершенно четкой: на детский растущий организм табак действует

сильнее, он гораздо опаснее для ребенка, чем для взрослого. Говоря об

особом вреде табака для растущего организма, нужно подчеркнуть, что курение

мешает хорошей учебе – слабеет память, нередко вместе нарушается зрение.

Детям обязательно нужно разъяснить, что от курения очень трудно отучиться.

Важно создать “противотабачный климат” в школе, интернате и т.д. Этому, как

уже было сказано, значительно помогает спорт, занятость детей разными

интересными делами.

Другая чрезвычайно вредная для здоровья человека привычка –

употребление алкоголя. Это привычка также имеет сложные социально-

экономические, биолого-социальные и педагогические аспекты. Своеобразная

“положительная” установка на алкоголь может возникать у детей даже из тех

семей, где бытовое пьянство сопровождается скандалами. Наблюдая подобные

явления, у детей формируется представление на такие явления, как на “норму”

поведения. Отрицательное отношение к алкоголю формируется у детей из семей,

в которых он не употребляется, и в семьях, где алкоголь приносит несчастья,

является бедой. В противоалкогольном воспитании ведущая роль принадлежит

семье, поэтому школа должна дать родителям четкие установки:

- ни в какие дни, ни в каком виде, ни в самых малых дозах не давать детям

алкогольные напитки;

- в семьях должна быть четкая установка: алкоголь – враг здоровья, алкоголь

– враг учебы, алкоголь – враг спорта;

- алкоголь (во всех видах) крайне вреден для детского растущего организма.

Считаем важным в беседах с детьми, даже при объяснении им, скажем,

результатов опытов, ни в коем случае не ограничиваться только медицинской

стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты.

Заключение.

Что же конкретно может сделать учитель начальных классов для

воспитания здорового школьника? Во-первых, гигиенически правильно

организовать сам педагогический процесс: это своевременная смена

статического напряжения при письме и чтении – физкультпауза, активный отдых

на переменах, отдых для глаз, смена различных видов учебной деятельности

школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения

с учетом требований гигиены – все это способствует положительным эмоциям

учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою

очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность

ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает

невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации

к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим

мастерством учителя.

Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины,

гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей,

бережно относится к ранимой психики ребенка. Зная психологические

особенности детей, условия их быта, владея педагогическим мастерством и

имея необходимые валеологические знания, учитель может и должен быть

основным “воспитателем здоровья” ребенка.

Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении

отвечающегося гигиеническим требованиям естественного и искусственного

освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды.

В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с

ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания

(вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель,

ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом медицинского

работника, что содействует раннему или более успешному лечению ребенка.

В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским

работникам в проведении медицинских осмотров, профилактических мероприятий

(прививок, например), в контроле за лечением детей, страдающих хроническими

заболеваниями и др.

Библиография.

1. Антропова М.В. Режим дня школьника в связи с обучением по новым

программам. – Вестник АМН СССР, 1972, №4.

2. Белостоцкая Е.М. Гигиена зрения. М., 1980.

3. Гринене Э., Линдишене Д., Бурнейкене. Особенности динамики некоторых

вегетативных функций младших школьников в процессе учебного года. –

Физиология человека, т.4, 1978, №4.

4. Давидавичене А.Г. и др. Некоторые аспекты изучения успеваемости и

состояния здоровья школьников. – В кн.: Актуальные вопросы гигиены

обучения и воспитания. М., 1977.

5. Ефимова С.П., Коринская Е.П. Изменение некоторых показателей состояния

здоровья в процессе адаптации у учащихся 1-3 классов: Тезисы докладов 2

сессии Научного совета. Проблемы школьной гигиены и физического

воспитания. Запорожье, 1978.

6. Калюжная Р.А. Двигательный режим и здоровье школьника. М., 1977.

7. Лебедева Н.Т. Сезонная динамика суточной двигательной активности как

основа для гигиенического нормирования физического воспитания и нагрузок

школьника. – В кн.: Гигиена детей и подростков, вып. 4. М., 1977.

8. Манке Г.Г. Организация учебно-воспитательной работы в школе полного дня.

– В сб.: Проблемы дидактики обучения в начальной школе. М., 1977.

9. Попова Н.М. и др. Влияние учебной нагрузки на работоспособность и

функциональное состояние организма младших школьников. – В кн.:

Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе.

М., 1974.

Физиолого-гигиенические основы организации продленного дня в

младших классах: Методические рекомендации для учителей и воспитательных

школ и групп с продленным днем. Уфа, 1975.

10. Савельев О.Н. Влияние особенностей режима дня на выносливость при

статической мышечной работе. – В кн.: Новые исследования по возрастной

физиологии. М., 1978.

11. Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе. М., 1974.

12. Семенова И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. – 2-е

изд. – М., 1991.

13. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Забота о здоровье детей. – Из опыта

работы школы продленного дня №710 Москвы, 1980.

14. Эрисман Ф.Ф. Избранные произведения, т.1 М., Медгиз, 1989.

15. Янда Ф. Изучение гигиены педагогического процесса в Чехословакии.

“Гигиена и санитария”, 1977, №3.

16. Яппо Т.А. Гигиенические принципы организации внеучебной деятельности

учащихся. Канд. дисс. М., 1969.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.