реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Физическая картина мира

Физическая картина мира

1.Введение.

Познание единичных вещей и процессов невозможно без одновременного

познания всеобщего, а последнее в свою очередь познается только через

первое. Сегодня это должно быть ясно каждому образованному уму. Точно также

и целое постижимо лишь в органическом единстве с его частями, а часть может

быть понята лишь в рамках целого. И любой открытый нами "частный" закон -

если он действительно закон, а не эмпирическое правило - есть конкретное

проявление всеобщности. Нет такой науки, предметом которой было бы

исключительно всеобщее без познания единичного, как невозможна и наука,

ограничивающая себя лишь познанием особенного.

Всеобщая связь явлений - наиболее общая закономерность существования

мира, представляющая собой результат и проявление универсального

взаимодействия всех предметов и явлений и воплощающаяся в качестве научного

отражения в единстве и взаимосвязи наук. Она выражает внутреннее единство

всех элементов структуры и свойств любой целостной системы, а также

бесконечное разнообразие отношений данной системы с другими окружающими ее

системами или явлениями. Без понимания принципа всеобщей связи не может

быть истинного знания. Осознание универсальной идеи единства всего живого

со всем мирозданием входит в науку, хотя уже более полувека назад в своих

лекциях, читанных в Сорбонне, В.И.Вернадский отмечал, что ни один живой

организм в свободном состоянии на Земле не находится, но неразрывно связан

с материально энергетической средой. "В нашем столетии биосфера получает

совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление

космического характера".

Естественнонаучное миропонимание (ЕНМП) - система знаний о природе,

образующаяся в сознании учащихся в процессе изучения естественнонаучных

предметов, и мыслительная деятельность по созданию этой системы.

Понятие "картина мира" является одним из фундаментальных понятий

философии и естествознания и выражает общие научные представления об

окружающей действительности в их целостности. Понятие "картина мира"

отражает мир в целом как единую систему, то есть "связное целое", познание

которого предполагает "познание всей природы и истории..."

В основе построения научной картины мира лежит принцип единства

природы и принцип единства знания. Общий смысл последнего заключается в

том, что знание не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем

обладает чертами общности и целостности. Если принцип единства природы

выступает в качестве общей философской основы построения картины мира, то

принцип единства знаний, реализованный в системности представлений о мире,

является методологическим инструментом, способом выражения целостности

природы.

Система знаний в научной картине мира не строится как система

равноправных партнеров. В результате неравномерного развития отдельных

отраслей знания одна из них всегда выдвигается в качестве ведущей,

стимулирующей развитие других. В классической научной картине мира такой

ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим

аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной

строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером

классического естествознания, а методология сведения придала всей научной

картине мира явственную физическую окраску.

В соответствии с современным процессом "гуманизации" биологии

возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две

"горячие точки" в ее развитии... Это - стык биологии и наук о неживой

природе, и стык биологии и общественных наук...

Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и

биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы

знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений.

2. История развития взглядов на

пространство и время в истории науки.

Даже в античном мире мыслители задумывались над природой и сущностью

пространства и времени. Так, одни из философов отрицали возможность

существования пустого пространства или, по их выражению, небытия. Это были

представители элейской школы в Древней Греции. А знаменитый врач и философ

из г. Акраганта, Эмпедокл, хотя и поддерживал учение о невозможности

пустоты, в отличие от элеатов утверждал реальность изменения и движения. Он

говорил, что рыба, например, передвигается в воде, а пустого пространства

не существует.

Некоторые философы, в том числе Демокрит, утверждали, что пустота

существует, как материи и атомы, и необходима для их перемещений и

соединений.

В доньютоновский период развитие представлений о пространстве и

времени носило преимущественно стихийный и противоречивый характер. И

только в "Началах" древнегреческого математика Евклида пространственные

характеристики объектов впервые обрели строгую математическую форму. В это

время зарождаются геометрические представления об однородном и бесконечном

пространстве.

Геоцентрическая система К. Птолемея, изложенная им в труде

"Альмагест", господствовала в естествознании до XVI в. Она представляла

собой первую универсальную математическую модель мира, в которой время было

бесконечным, а пространство конечным, включающим в себя равномерное

круговое движение небесных тел вокруг неподвижной Земли.

Коренное изменение пространственной и всей физической картины

произошло в гелиоцентрической системе мира, развитой Н. Коперником в работе

"Об обращениях небесных сфер". Принципиальное отличие этой системы мира от

прежних теорий состояло в том, что в ней концепция единого однородного

пространства и равномерности течения времени обрела реальный эмпирический

базис.

Признав подвижность Земли, Коперник в своей теории отверг все ранее

существовавшие представления о ее уникальности, "единственности" центра

вращения во Вселенной. Тем самым теория Коперника не только изменила

существовавшую модель Вселенной, но и направила движение естественнонаучной

мысли к признанию безграничности и бесконечности пространства.

Космологическая теория Д. Бруно связала воедино бесконечность

Вселенной и пространства. В своем произведении "О бесконечности, Вселенной

и мирах" Бруно писал: "Вселенная должна быть бесконечной благодаря

способности и расположению бесконечного пространства и благодаря

возможности и сообразности бытия бесчисленных миров, подобных этому...".

Представляя Вселенную как "целое бесконечное", как "единое, безмерное

пространство", Бруно делает вывод и о безграничности пространства, ибо оно

"не имеет края, предела и поверхности".

Практическое обоснование выводы Бруно получили в "физике неба" И.

Кеплера и в небесной механике Г. Галилея. В гелиоцентрической картине

движения планет Кеплер увидел действие единой физической силы. Он установил

универсальную зависимость между периодами обращения планет и средними

расстояниями их до Солнца, ввел представление об их эллиптических орбитах.

Концепция Кеплера способствовала развитию математического и физического

учения о пространстве.

Подлинная революция в механике связана с именем Г. Галилея. Он ввел в

механику точный количественный эксперимент и математическое описание

явлений. Первостепенную роль в развитии представлений о пространстве сыграл

открытый им общий принцип классической механики — принцип относительности

Галилея. Согласно этому принципу все физические (механические) явления

происходят одинаково во всех системах, покоящихся или движущихся равномерно

и прямолинейно с постоянной по величине и направлению скоростью. Такие

системы называются инерциальными. Математические преобразования Галилея

отражают движение в двух инерциальных системах, движущихся с относительно

малой скоростью (меньшей, чем скорость света в вакууме). Они устанавливают

инвариантность (неизменность) в системах длины, времени и ускорения.

Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени связано с

рационалистической физикой Р. Декарта, который создал первую универсальную

физико-космологическую картину мира. В основу ее Декарт положил идею о том,

что все явления природы объясняются механическим воздействием элементарных

материальных частиц. Взаимодействием элементарных частиц Декарт пытался

объяснить все наблюдаемые физические явления: теплоту, свет, электричество,

магнетизм. Само же взаимодействие он представлял в виде давления или удара

при соприкосновении частиц друг с другом и ввел таким образом в физику идею

близкодействия.

Декарт обосновывал единство физики и геометрии. Он ввел координатную

систему (названную впоследствии его именем), в которой время представлялось

как одна из пространственных осей. Тезис о единстве физики и геометрии

привел его к отождествлению материальности и протяженности. Исходя из этого

тезиса он отрицал пустое пространство и отождествил пространство с

протяженностью.

Декарт развил также представление о соотношении длительности и

времени. Длительность, по его мнению, "соприсуща материальному миру. Время

же — соприсуще человеку и потому является модулем мышления". "... Время,

которое мы отличаем от длительности, — пишет Декарт в "Началах философии",

— есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим... ".

Таким образом, развитие представлений о пространстве и времени в

доньютоновский период способствовало созданию концептуальной основы

изучения физического пространства и времени. Эти представления подготовили

математическое и экспериментальное обоснование свойств пространства и

времени в рамках классической механики.

Новая физическая гравитационная картина мира, опирающаяся на строгие

математические обоснования, представлена в классической механике И.

Ньютона. Ее вершиной стала теория тяготения, провозгласившая универсальный

закон природы — закон всемирного тяготения. Согласно этому закону сила

тяготения универсальна и проявляется между любыми материальными телами

независимо от их конкретных свойств. Она всегда пропорциональна

произведению масс тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между

ними.

Распространив на всю Вселенную закон тяготения, Ньютон рассмотрел и

возможную ее структуру. Он пришел к выводу, что Вселенная является не

конечной, а бесконечной. Лишь в этом случае в ней может существовать

множество космических объектов — центров гравитации. Так, в рамках

ньютоновской гравитационной модели Вселенной утверждается представление о

бесконечном пространстве, в котором находятся космические объекты,

связанные между собой силой тяготения.

В 1687 г. вышел основополагающий труд Ньютона "Математические начала

натуральной философии". Этот труд более чем на два столетия определил

развитие всей естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы

основные законы движения и дано определение понятий пространства, времени,

места и движения.

Раскрывая сущность времени и пространства, Ньютон характеризует их как

"вместилища самих себя и всего существующего. Во времени все располагается

в смысле порядка последовательности, в пространстве — в смысле порядка

положения".

Он предлагает различать два типа понятий пространства и времени:

абсолютные (истинные, математические) и относительные (кажущиеся,

обыденные) и дает им следующую типологическую характеристику:

- Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей

сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно

и иначе называется длительностью.

- Относительное, кажущееся, или обыденное, время есть или точная, или

изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя мера продолжительности,

употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени,

как-то: час, день, месяц, год.

- Абсолютное пространство по своей сущности, безотносительно к чему бы то

ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное

пространство есть мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая

определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и

которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное.

Из определений Ньютона следовало, что разграничение им понятий

абсолютного и относительного пространства и времени связано со спецификой

теоретического и эмпирического уровней их познания. На теоретическом уровне

классической механики представления об абсолютном пространстве и времени

играли существенную роль во всей причинной структуре описания мира. Оно

выступало в качестве универсальной инерциальной системы отсчета, так как

законы движения классической механики справедливы в инерциальных системах

отсчета. На уровне эмпирического познания материального мира понятия

"пространства" и "времени" ограничены чувствами и свойствами познающей

личности, а не объективными признаками реальности как таковой. Поэтому они

выступают в качестве относительного времени и пространства.

Ньютоновское понимание пространства и времени вызвало неоднозначную

реакцию со стороны его современников — естествоиспытателей и философов. С

критикой ньютоновских представлений о пространстве и времени выступил

немецкий ученый Г.В. Лейбниц. Он развивал реляционную концепцию

пространства и времени, отрицающую существование пространства и времени как

абсолютных сущностей.

Указывая на чисто относительный (реляционный) характер пространства и

времени, Лейбниц пишет: "Считаю пространство так же, как и время, чем-то

чисто относительным: пространство — порядком сосуществовании, а время —

порядком последовательностей".

Предвосхищая положения теории относительности Эйнштейна о неразрывной

связи пространства и времени с материей, Лейбниц считал, что пространство и

время не могут рассматриваться в "отвлечении" от самих вещей. "Мгновения в

отрыве от вещей ничто, — писал он, — и они имеют свое существование в

последовательном порядке самих вещей".

Однако данные представления Лейбница не оказали заметного влияния на

развитие физики, так как реляционная концепция пространства и времени была

недостаточна для того, чтобы служить основой принципа инерции и законов

движения, обоснованных в классической механике Ньютона. Впоследствии это

было отмечено и А. Эйнштейном.

Успехи ньютоновской системы (поразительная точность и кажущаяся

ясность) привели к тому, что многие критические соображения в ее адрес

обходились молчанием. А ньютоновская концепция пространства и времени, на

основе которой строилась физическая картина мира, оказалась господствующей

вплоть до конца XIX в.

Основные положения этой картины мира, связанные с пространством и

временем, заключаются в следующем.

- Пространство считалось бесконечным, плоским, "прямолинейным",

евклидовым. Его метрические свойства описывались геометрией Евклида. Оно

рассматривалось как абсолютное, пустое, однородное и изотропное (нет

выделенных точек и направлений) и выступало в качестве "вместилища"

материальных тел, как независимая от них инерциальная система.

- Время понималось абсолютным, однородным, равномерно текущим. Оно идет

сразу и везде во всей Вселенной "единообразно и синхронно" и выступает как

независимых материальных объектов процесс длительности, Фактически

классическая механика сводила время к длительности, фиксируя определяющее

свойство времени "показывать последовательность события”. Значение указаний

времени в классической механике считалось абсолютным, не зависящим от

состояния движения тела отсчета.

- Абсолютное время и пространство служили основой для преобразований

Галилея-Ньютона, посредством которых осуществлялся переход к инерциальным

системам. Эти системы выступали в качестве избранной системы координат в

классической механике.

- Принятие абсолютного времени и постулирование абсолютной и

универсальной одновременности во всей Вселенной явилось основой для теории

дальнодействия. В качестве дальнодействующей силы выступало тяготение,

которое с 6есконечной скоростью, мгновенно и прямолинейно распространяло

силы на бесконечные расстояния. Эти мгновенные, вневременные взаимодействия

объектов служили физическим каркасом для обоснования абсолютного

пространства, существующего независимо от времени.

До XIX в. физика была в основном физикой вещества, т. е. она

рассматривала поведение материальных объектов с конечным числом степеней

свободы и обладающих конечной массой покоя. Изучение электромагнитных

явлений в XIX в. выявило ряд существенных отличий их свойств по сравнению с

механическими свойствами тел.

Если в механике Ньютона силы зависят от расстояний между телами и

направлены по прямым, то в электродинамике (теории электромагнитных

процессов), созданной в XIX в. английскими физиками М. Фарадеем и Дж. К.

Максвеллом, силы зависят от расстояний и скоростей и не направлены по

прямым, соединяющим тела. А распространение сил происходит не мгновенно, а

с конечной скоростью. Как отмечал Эйнштейн, с развитием электродинамики и

оптики становилось все очевиднее, что "недостаточно одной классической

механики для полного описания явлений природы". Из теории Максвелла вытекал

вывод о конечной скорости распространения электромагнитных взаимодействий и

существовании электромагнитных волн. Свет, магнетизм, электричество стали

рассматриваться как проявление единого электромагнитного поля. Таким

образом, Максвеллу удалось подтвердить действие законов сохранения и

принципа близкодействия благодаря введению понятия электромагнитного поля.

Итак, в физике XIX в. появляется новое понятие — "поля", что, по

словам Эйнштейна, явилось "самым важным достижением со времени Ньютона".

Открытие существования поля в пространстве между зарядами и частицами было

очень существенно для описания физических свойств пространства и времени.

Структура электромагнитного поля описывается с помощью четырех уравнений

Максвелла, устанавливающих связь величин, характеризующих электрические и

магнитные поля с распределением в пространстве зарядов и токов. Как заметил

Эйнштейн, теория относительности возникает из проблемы поля.

Специального объяснения в рамках существовавшей в конце XIX в.

физической картины мира требовал и отрицательный результат по обнаружению

мирового эфира, полученный американским физиком А. Майкельсоном. Его опыт

доказал независимость скорости света от движения Земли. С точки зрения

классической механики, результаты опыта Майкельсона не поддавались

объяснению. Некоторые физики пытались истолковать их как указывающие на

реальное сокращение размеров всех тел, включая и Землю, в направлении

движения под действием возникающих при этом электромагнитных сил.

Создатель электронной теории материи X. Лоренц вывел математические

уравнения (преобразования Лоренца) для вычисления реальных сокращений

движущихся тел и промежутков времени между событиями, происходящими на них,

в зависимости от скорости движения.

Как показал позднее Эйнштейн, в преобразованиях Лоренца отражаются не

реальные изменения размеров тел при движении (что можно представить лишь в

абсолютном пространстве), а изменения результата измерения в зависимости от

движения системы отсчета.

Таким образом, относительными оказывались и "длина", и "промежуток

времени" между событиями, и даже "одновременность" событий. Иначе говоря,

не только всякое движение, но и пространство, и время.

3. Свойства пространства и времени

Какие же основные свойства пространства и времени мы можем указать?

Прежде всего пространство и время объективны и реальны, т. е. существуют

независимо от сознания людей и познания ими этой объективной реальности.

Человек все более и более углубляет свои знания о ней. Однако в истории

науки и философии существовал и другой взгляд на пространство и время — как

только субъективных всеобщих форм нашего созерцания.

Согласно этой точке зрения, пространство и время не присущи самим

вещам, а зависят от познающего субъекта. В данном случае преувеличивается

относительность нашего знания на каждом историческом этапе его развития.

Эта точка зрения отстаивается сторонниками философии И. Канта.

Пространство и время являются также универсальными, всеобщими формами

бытия материи. Нет явлений, событий, предметов, которые существовали бы вне

пространства или вне времени. У Гегеля высшей реальностью является

абсолютная идея, или абсолютный дух, который существует вне пространства и

вне времени. Только производная от абсолютной идеи природа развертывается в

пространстве.

Важным свойством пространства является его трехмерность. Положение

любого предмета может быть точно определено только с помощью трех

независимых величин — координат. В прямоугольной декартовой системе

координат это — X, У, Z., называемые длиной, шириной и высотой. В

сферической системе координат — радиус-вектор r и углы a и b (3. В

цилиндрической системе — высота г, радиус-вектор и угол а.

В науке используется понятие многомерного пространства (и-мерного).

Это понятие математической абстракции играет важную роль. К реальному

пространству оно не имеет отношения. Каждая координата, например, 6-мерного

пространства может указывать на какое-то любое свойство рассматриваемой

физической реальности: температуру, плотность, скорость, массу и т. д. В

последнее время была выдвинута гипотеза о реальных 11 измерениях в области

микромира в первые моменты рождения нашей Вселенной: 10 — пространственных

и одно — временное. Затем из них возникает 4-мерный континуум (с лат. —

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.