реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Взаимосвязь предварительного и судебного следствия

Взаимосвязь предварительного и судебного следствия

В В Е Д Е Н И Е

Одним из основных аспектов судебно-правовой реформы, усиленными темпами

внедряемой в общественную жизнь является широкое обновление

нормативной базы деятельности правоохранительных органов. В

частности, принят новый УПК, изучение которого позволяет сделать

вывод о совершенствовании его положений в сторону соответствия многим

стандартам правового государства. При принятии Кодекса были учтены научные

рекомендации, выработанные в течении десятилетий в доктрине уголовного

процесса.

Изменения и нововведения коснулись также институтов

предварительного и судебного следствия, которые, будучи центральными

институтами уголовного процесса требуют особого подхода. Законодательное

совершенствование норм, регламентирующих предварительное и судебное

следствие служат развитию правового регулирования общественных

отношений в данной области, отвечает политике укрепления правовых основ

государственной и общественной жизни, создаёт подлинные гарантии

обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Осуществление правосудия по уголовным делам предполагает тщательное и

всестороннее исследование фактических обстоятельств дела, которое проходит

две основные стадии – предварительное следствие и судебное следствие.

Выяснение особенностей каждой из этих стадий, конкретизация задач, стоящих

перед ними, правильное освещение действительного соотношения

предварительного и судебного следствия имеют исключительно важное значение

для улучшения качества следственной и судебной работы, укрепления

законности в уголовном судопроизводстве. Конечные цели предварительного и

судебного следствия совпадают с общими целями правосудия. То, что

предварительное и судебное следствие проводят различные органы своими

специфическими способами и методами, обусловлено, именно тем, что перед

каждым из них стоят свои особые задачи, а роль и значение указанных стадий

процесса определяются характером этих задач.

Актуальность избранной мною темы магистерской диссертации

предопределяется тем, что сравнительное изучение функций предварительного

следствия и судебного следствия, взаимодействие рассматриваемых стадий,

помогает определить эффективность следственной и судебной деятельности, их

взаимосвязь и взаимовлияние, поскольку оно показывает, как должны

конкретизироваться задачи уголовного судопроизводства на отдельных его

этапах,чтобы максимально использовать преимущества каждого из них.

Цель исследования – теоретический анализ положений уголовно-

процессуального закона, а также судебно-следственной практики относительно

взаимосвязи и взаимодействия предварительного и судебного следствия,

обобщение имеющих место в теории уголовного процесса научных полемик по

данной проблеме, выработка научно-обоснованных рекомендаций по

совершенствованию закона.

Деятельность правоохранительных органов, в частности предварительного

расследования и суда, всегда находилась под пристальным вниманием общества,

поскольку она в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов и ее

результаты самым непосредственным образом складываются на обеспечении

безопасности личности, общества и государства, реализации их законных

интересов. В этом смысле особое значение приобретает тщательное изучение

институтов предварительных и судебных следствий.

29 января 2001 года трёхцветный флаг Азербайджанской Респуб-лики

возвысился перед зданием Парламентской Ассамблеи Совета Европы в

Страсбурге. Это историческое событие имеет не только

символический характер, но и обусловило принятие нашей страной

обязательств по совершенствованию правотворческой и правоприменительной

деятельности, а также всей правовой системы в целом. Вступление

Азербайджана в Совет Европы является важным шагом на пути построения

правового государства, непременным условием которого является высокий

уровень качества работы правоохранительных органов.

Глава I

Предварительное следствие и судебное следствие в уголовном процессе.

§ 1 Понятие и сущность предварительного следствия и судебного следствия в

уголовном процессе.

Предварительное расследование - самая большая по срокам и

количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной

деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного

процесса.

Что касается работы сотрудников органов дознания, то именно на этой

стадии последними осуществляется взаимодействие со следователями. Вообще

лишь на названной и предыдущей (стадии возбуждения уголовного дела) стадиях

уголовного процесса осуществляется деятельность органов предварительного

следствия и дознания, так как их главная задача не только предупреждение

совершения преступлений, но и их раскрытие и расследование.

Основанная на законе, принципах и общих условиях производства

предварительного расследования деятельность следователей (органов дознания)

способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка,

воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.

Вместе с тем осуществление предварительного расследования без

достаточных к тому оснований также, как и решение стоящих перед ним задач

средствами стадии возбуждения уголовного дела, являются грубейшими

нарушениями законности, приносящими большой вред обществу, государству,

правам и законным интересам физических и юридических лиц.

Пока еще нередки случаи нарушения сроков предварительного

расследования, осуществления такового некомпетентным органом, игнорирования

процессуальной самостоятельности следователя, необходимости взаимодействия

и т.п. К предварительному расследованию приступают без наличия к тому

законных оснований, а иногда и без возбуждения уголовного дела.

Необоснованное производство предварительного расследования

отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к

напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного

расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных

тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому

необходимости вызываются в полицию, иные правоохранительные органы.

Необоснованный отказ от применения средств стадии предварительного

расследования часто подрывает принцип неотвратимости ответственности,

создает возможность не изобличенным преступникам совершать новые, подчас

более жестокие преступления, вовлекать в них других лиц. Подобные нарушения

закона подрывают авторитет государственных органов.

По этой и иным причинам следует уделить особое внимание стадии

предварительного расследования.

Следующая за стадией возбуждения уголовного дела идет стадия

предварительного расследования. Тем не менее, о предварительном

расследовании как о понятии, также как и о возбуждении уголовного дела

можно говорить в разных значениях.

Так, предварительное расследование - это:

1.Вторая, следующая за возбуждением уголовного дела, стадия

уголовного процесса;

2.Осуществляемая для решения стоящих в этот промежуток времени задач

(определенного вида) уголовно-процессуальная деятельность следователя или

(и) органа дознания;

3.Уголовно-процессуальный институт. Понятие предварительного

расследования как стадии не относятся к числу дискуссионных в юридической

литературе, и определяется всеми процессуалистами по существу одинаково.

Под предварительным расследованием понимается следующая за возбуждением

уголовного дела стадия уголовного процесса со своими задачами и границами.1

Однако иногда ученые не видят никаких различий между понятиями

"предварительное расследование" и "стадия предварительного расследования".

А.А.Гарницкий считает: "Предварительное расследование - стадия

уголовного процесса, в которой органы следствия и дознания, опираясь на

помощь широких масс общественности, в установленном законом порядке

осуществляют деятельность по предупреждению преступлений, проводят работу

по раскрытию совершенных преступлений, привлечению к ответственности

виновных, а равно по установлению отсутствия события или состава

преступления или основания для направления дела в суд".

"Под предварительным расследованием подразумевается одна из стадий

уголовного процесса,— также пишут Н.В.Жогин и Ф.Н.Фаткуллин,— эта стадия

судопроизводства начинается с принятия возбужденного дела в производство".2

Данные определения применимы к характеристике временного промежутка

(стадии), но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом

уголовно-процессуальной деятельности.

Предварительное расследование следует рассматривать, в основном, как

деятельность. Хотя иногда, характеризуя эту деятельность налицо признаки

одноименных и стадии, и правового института.

Предварительное расследование (как деятельность), может осуществляться

в двух формах. В форме: — дознания и — предварительного следствия. В

литературе встречаются и другие позиции. Так вычленяется третья форма

предварительного расследования. П.С.Ефимичев таковой считает прото-кольную

форму досудебной подготовки материалов.[1]

По-разному учеными воспринимается сущность досудебной подготовки

материалов в протокольной форме. Некоторые ее называют разновидностью

дознания, другие - порядком проверки оснований к возбуждению уголовного

дела, третьи - административной деятельностью, самостоятельной формой

расследования. Более удачным представляется определение понятия досудебной

подготовки материалов в протокольной форме, как особого досудебного

производства.

Однако как бы мы не именовали эту деятельность, она, несомненно,

включает в себя и определение подведомственности, и сбор достаточных

данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления.

Тем не менее, досудебная подготовка материалов в протокольной форме - это

не форма предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении.

Содержание названного вида уголовно-процессуальной деятельности далеко

выходит за пределы стадии возбуждения уголовного дела. Решение о наличии

достаточных данных, указывающих на признаки преступления, - начало

протокольного расследования.

Предварительное следствие, деятельность, содержание которой охватывает

всю, от начала до конца, стадию предварительного расследования.

Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех

обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 68 УПК АР). Именно предва-

рительное следствие впитало в себя максимум предусмотренных законом

гарантий соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных

стадиях уголовного процесса.

В отличие от дознания предварительное следствие по уголовным делам

производится следователями, которые, как уже отмечалось, обладают

процессуальной самостоятельностью. Следственные подразделения в настоящее

время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах

министерства национальной безопасности. Предварительное следствие согласно

ст.ст. 215 и 430 УПК обязательно по наиболее сложным делам и по всем

делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, или лицами, которые

в силу своих физических или психических недостатков не могут сами

осуществить свое право на защиту, а равно об общественно опасных деяниях

невменяемых. Предварительное следствие может иметь место и по

преступлениям, по которым согласно закону производство такового не

обязательно. Следователь в данной ситуации вправе приступить к уголовному

процессу, только если это признают необходимым суд или прокурор.

Основное "различие, - отмечает М.С.Строгович,— между дознанием и

предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие

есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о

более серьезных преступлениях. Дознание - это форма расследования,

вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в

закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных

следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела

было произведено на предварительном следствии".[2]

Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного

расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.

Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер

принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в

уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и

других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами

дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия

установлен в размере двух месяцев. Однако он может быть продлен прокурором

в установленном законом порядке (ст. 218 УПК АР).

Согласно ст. 85 УПК АР при производстве предварительного следствия все

решения о направлении следствия и производстве следственных действий

следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом

предусмотрено получение санкции (согласия и т.п.) от прокурора, и несет

полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в

качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о

направлении дела в суд или о прекращении дела следователь вправе

представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих

возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего

прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому

следователю.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно,

следователь вправе в любой момент приступить к производству

предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания

действий, предусмотренных ст. 214 УПК АР.

Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания

поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и

требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных

следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в

письменном виде и являются для органов дознания обязательными.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по

находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения

всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и

гражданами.

Следователь вправе задержать и допросить лицо, подозреваемое в

совершении преступления, в порядке и по основаниям, предусмотренным

статьями 147 и 148 УПК АР.

Следователь вправе при наличии к тому оснований предъявить лицу

обвинение в совершении любого, подследственного ему преступления. Это право

следователя не может быть ограничено тем обстоятельством, что обвинение

предъявляется в совершении не того преступления, в связи с обнаружением

признаков которого возбуждено уголовное дело.1

На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обязан возбуждать

уголовное дело, избирать меру пресечения, выносить постановление о

прекращении уголовного преследования, принимать иные процессуальные решения

при наличии в его распоряжении соответствующих оснований. Следователь,

также как и лицо, производящее дознание, должен выявлять причины

преступления и условия, способствовавшие его совершению, принимать меры к

их устранению. Если свои обязанности следователь не выполнил, суд укажет об

этом в частном определении (постановлении) и, при наличии к тому оснований,

поставит перед вышестоящим органом вопрос об ответственности следователя.

Значимость решений и действий, предпринимаемых следователем,

позволило законодателю за незаконное осуществление некоторых из них ввести

уголовную ответственность.

Преступлением считается:

а) привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности

(ст. 290 УК);

б) незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 291 УК);

в) незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под

стражей (ст. 292 УК);

г) принуждение к даче показаний (ст. 293 УК);

д) фальсификация доказательств (ст. 294 УК).

Совершение преступления неизбежно порождает ряд правовых последствий,

важнейшим из которых является возникновение уголовно-правовых отношений

между государством и лицом, совершившим преступление.

Сущность уголовно-правовых отношений состоит в том, что государство

вправе и обязано определить основания и пределы ответственности лица за

содеянное, основания освобождения от ответственности или поставить вопрос о

применении к виновному мер общественного воздействия. Совершивший же

преступление вправе законными средствами защищаться от необоснованного

обвинения, незаконного осуждения и несправедливого наказания, а также

обязан подчиниться мерам воздействия со стороны органов власти.

Однако до тех пор, пока орган государства (следователь, прокурор) не

возбудит уголовное дело и не начнет производство предварительного

следствия, уголовно-правовые отношения носят потенциальный, скрытый

характер.

Уголовно-правовые отношения всегда предшествуют уголовно-

процессуальным, являются их основой и в них реализуются. Иными словами,

уголовно-процессуальные отношения есть способ практического применения

уголовно-правовых отношений, поскольку «процесс есть только форма жизни

закона, следовательно, проявление его внутренней жизни».

Уголовно-правовые отношения без уголовно-процессуальных отношений не

могут быть реализованы именно как правовые, т. е. основанные на праве,

отношения. Применение уголовно-правовых норм без соблюдения уголовно-

процессуальных форм будет означать либо самосуд (внегосударственное

принуждение), либо государственное, но не правовое принуждение[3].

Уголовно-процессуальные отношения возникают лишь с момента возбуждения

уголовного дела — первой стадии уголовного судопроизводства. Начиная с

этого момента протекает конкретная процессуальная деятельность отдельных ее

участников. Причем эта деятельность не может быть беспредельной,

неопределенной или зависящей от усмотрения и желания самих участников

судопроизводства. Напротив, деятельности каждого участника присущи

определенные свойства, наличие которых обязательно, так как это гарантирует

правовой характер этой деятельности и является необходимым условием

выполнения задач, стоящих перед уголовным судопроизводством.

Основными свойствами процессуальной деятельности участников уголовного

судопроизводства является ее правовой характер (т. е. точная регламентация

нормами уголовно-процессуального закона). Участниками этой деятельности

выступают субъекты уголовно-процессуальных прав и обязанностей. Кроме того,

уголовно-процессуальные действия участников процесса служат средством

реализации их прав и обязанностей, а их процессуальная деятельность

приводит (или может привести) к возникновению новых, изменению или

прекращению ранее существовавших уголовно-процессуальных отношений.

Уголовно-процессуальные отношения, так же как и уголовно-

процессуальная деятельность, выступают только в форме правоотношений,

органически связаны с последними, возникают, развиваются и прекращаются в

неразрывной связи с уголовно-процессуальной деятельностью, характеризуются

особым кругом субъектов, которые имеют специфичные права и обязанности.

Характер уголовно-процессуальных отношений на различных этапах

уголовного судопроизводства различен и определяется сущностью и задачами

данной стадии уголовного процесса. Так, при производстве предварительного

следствия правоотношения между участниками этой стадии подчинены задаче

быстрого и полного раскрытия любого преступления, изобличения каждого

преступника, чтобы ни один виновный не ушел от наказания и ни один

невиновный не был привлечен к ответственности, задаче предупреждения новых

преступлений, выявления и устранения причин и условий, способствовавших

совершению преступлений.

Рассматривая вопрос о деятельности участников процесса и их

правоотношениях, нельзя упускать из виду и то, что при производстве

следствия правоотношения между участниками этой стадии процесса

складываются так, что одним из участников двусторонних или многосторонних

отношений всегда является следователь или прокурор. Однако «каковы бы ни

были взаимные процессуальные права и обязанности участников уголовного

судопроизводства, каждый из них так или иначе связан с компетентным органом

государства (дознания, следствия, прокуратуры, суда), вне направляющей и

решающей роли которого невозможно осуществление взаимных прав и

обязанностей участников уголовного судопроизводства».[4] На предварительном

следствии конкретным носителем прав и обязанностей компетентного органа

государства... следует признать представителя органа дознания или

следствия, которому поручено расследование. Следственная и судебная

практика убеждает нас в том, что строгое соблюдение участниками процесса —

представителями государства прав других участников процесса - граждан,

равно как и в полную меру использование своих прав всеми участниками

процесса, содействует успешной деятельности следственных и судебных органов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.