реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социально-правовая характеристика терроризма

организации все чаще прибегают к насилию. Разрушая и убивая, террористы

преследуют отдаленные цели, а сами убийства и взрывы рассматриваются ими

лишь как средства достижения целей. Терроризм в широком понимании сочетает

самые разные формы террористической деятельности – от политической,

идеологической, религиозной до разовых кровавых акций, от справедливой

вынужденной борьбы за свое выживание, существование или освобождение до

зверского уничтожения ни в чем не повинных людей в узко корыстных и

политических интересах.

Рассмотренные предпосылки и причины терроризма, конечно, не дают

полной картины этого сложного феномена. Имеется много частных,

индивидуальных причин и мотивов обращения к террористической деятельности,

например, личные обиды, зависть, ущербность, садистские наклонности,

эмоциональные аффекты и т.д.

Глава 2. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

§ 1. Нормативное регулирование антитеррористической

деятельности

Правовое обеспечение антитеррористической деятельности является

важнейшей предпосылкой успешного противодействия как

внутригосударственному, так и международному терроризму.

Основным российским нормативным актом в этой области является

Федеральный Закон «О борьбе с терроризмом» от 9.07.1998 г., который

определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в

Российской Федерации, субъектов этой деятельности, основы их

взаимодействия, роль иных государственных и негосударственных органов и

граждан в противодействии терроризму.

Главными принципами борьбы с терроризмом признаются: законность,

приоритет мер предупреждения терроризма, неотвратимость наказания виновных,

приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате

террористической акции, минимальные уступки террористу, единоначалие в

руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении

контртеррористических операций и некоторые другие1. Как мне кажется,

законодательное закрепление принципов борьбы с терроризмом является очень

важным, поскольку именно этот вид преступления может спровоцировать

применение излишне жестоких государственных мер, отступление от законности,

способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект

противоположный ожидаемому.

Существенным условием, которое могло бы препятствовать росту

терроризма и способствовать более успешной борьбе с ним, – это приведение

национального законодательства в соответствие с международными стандартами,

разумеется, с учетом российских особенностей терроризма. А

поскольку речь идет о нормативном регулировании борьбы с этим явлением, то

в первую очередь соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены

в уголовное законодательство, в котором имеется ряд пробелов и недостатков.

13 февраля 2001 г. Россия ратифицировала Международную конвенцию «О борьбе

с бомбовым терроризмом» от 15.12.1997 г., в которой виды оружия

классифицируются по степени их общественной опасности. Поэтому

соответсвующие изменения необходимо внести и в Федеральный Закон «Об

оружии» от 13.11.1996 г., так как в нем оружие классифицируется только по

назначению, а также в диспозицию ст. 205 УК РФ (терроризм), где применение

огнестрельного оружия выступает в качестве квалифицирующего признака.

Подробнее этот вопрос будет рассмотрен мною в следующем параграфе.

Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире

были приняты такие международные акты, как: Конвенция о создании

международного уголовного трибунала для привлечения террористов к

ответственности (принял Совет Лиги Наций в 1937 г.), Конвенция о

предупреждении и наказании терроризма (Организация Американских Государств,

1971 г.), Конвенция о физической защите ядерного материала МАГАТЭ, 1980

г.), Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их

обнаружения (ИКАО, 1990 г.), Декларация о мерах по ликвидации

международного терроризма (Генеральная Ассамблея ООН, 1994 г.).

Согласно Федеральному Закону «О борьбе с терроризмом», основными

целями этой деятельности являются: «1) защита личности, общества и

государства от терроризма; 2) предупреждение, выявление, пресечение

террористической деятельности и минимизация ее последствий; 3) выявление и

устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической

деятельности»1. Что касается последних двух пунктов, то здесь законодатель

дублирует себя, ведь выявление и устранение причин и условий,

способствующих осуществлению террористической деятельности (цель 3) – это и

есть предупреждение терроризма (цель 2).

Отметим еще один недочет законодателя, который закрепляет за

Министерством Внутренних Дел РФ обязанность осуществлять «борьбу с

терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений

террористического характера, преследующих корыстные цели»№. Как можно

предположить, такая деятельность требует проведения соответствущих

оперативно-следственных и силовых действий. Однако в структуре МВД не

предусмотрен специальный Антитеррористический центр, который занимался бы

всеми вопросами организации и координации деятельности по борьбе с

терроризмом (как, например, Антитеррористический центр в ФСБ). Этими

вопросами занимаются различные управления МВД, которые выполняют только те

обязанности, которые определяются традиционно решаемыми ими задачами без

учета комплексного характера рассматриваемой проблемы в целом, поэтому при

осуществлении мер по предупреждению и пресечению террористических

проявлений они зачастую действуют разрозненно. Все это снижает

эффективность проводимых мероприятий и затрудняет контроль за их

реализацией. Четкое разграничение компетенций служб по борьбе с терроризмом

необходимо также между МВД и другими правоохранительными органами.

Некоторые упущения законодатель допустил и в главе 3 Федерального

закона «О борьбе с терроризмом», которая регламентирует проведение

антитеррористической операции. В ней определены вопросы, связанные с

управлением контртеррористической операцией, привлечением сил и средств для

ее проведения, правовым режимом в зоне проведения операции, организацией

ведения переговоров с террористами, порядком распространения информации и

окончанием контртеррористической операции. Но Закон не определяет

максимальный временной интервал проведения контртеррористической операции,

ничего не сказано и о том, что необходимо предпринять при затягивании

операции и перерастании ее в крупномасштабную с привлечением различных

подразделений и техники всех силовых структур.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона «О борьбе с

терроризмом», предусматривающим возможность создания антитеррористических

комиссий на федеральном и региональном уровнях, Постановлением

Правительства РФ № 1302 от 6.11.1998 г. «О Федеральной антитеррористической

комиссии» была образована Федеральная антитеррористическая комиссия и

утверждено Положение о ней. Основные задачи этой комиссии – определение

стратегических мер борьбы с терроризмом, выявление его причин и условий и

поиск путей их устранения, информационное обеспечение такой работы,

совершенствование законодательства, касающегося вопросов борьбы с

терроризмом.

Важным нормативным актом является Постановление № 1040 Правительства

РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15.09.1999 г., в соответствии

с которым образован Межведомственный оперативный штаб и утвержден его

состав, куда вошли, в частности, руководители правоохранительных органов.

Постановление также указывает на необходимость создания федеральными

органами исполнительной власти временных оперативных штабов для защиты

населения от терроризма, обязывает правоохранительные органы осуществить

комплекс оперативно-розыскных и охранных мероприятий по выявлению и

пресечению деятельности различных террористических групп. Особое внимание

рекомендуется уделить этническим преступным формированиям, занимающимся

незаконным оборотом оружия.

Как уже упоминалось, глобальные масштабы приобрел международный

терроризм, поэтому очень важную роль в борьбе с ним играет Интерпол, в

структуре которого создана Группа антитерроризма (ТЕ-группа). По Указу

Президента Российской Федерации № 1113 «Об участии Российской Федерации в

деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола» от

30.07.1996 г. было образовано Национальное центральное бюро Интерпола как

структурное подразделение МВД России. Каналы Интерпола активно используются

для обмена информацией о терроризме.

В рамках СНГ также ведется активная работа по разработке мер

противодействия терроризму. Хотелось бы отметить такой важный документ, как

Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по

борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на

период до 2003 г., утвержденная Советом глав государств СНГ 21.06.2000 г. В

разделе 1 предусматривается приведение нормативной базы стран СНГ в

соответствие с международными нормами путем присоединения к соответствующим

международным договорам, направленным на борьбу с терроризмом и иными

проявлениями экстремизма; решение вопроса о гармонизации законов,

касающихся борьбы с терроризмом, производства и оборота оружия,

противодействия наемничеству. Раздел 2 предусматривает проведение

совместных командно-штабных и оперативно-тактических антитеррористических

учений и специальных операций по предупреждению преступлений

террористического характера, по розыску лиц, групп и организаций,

причастных к террористической деятельности. В разделе 3 планируется

создание в Антитеррористическом центре государств-участников СНГ базы

данных, куда войдут сведения о международных террористических и иных

экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах; о

состоянии и тенденциях распространения международного терроризма; о

структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам. Особое

внимание уделяется привлечению к антитеррористической деятельности

общественности и средств массовой информации. Раздел 4 предусматривает

организацию обучения лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, и постоянное

повышение квалификации кадров. Раздел 5 «Материально-техническое и

финансовое обеспечение» не предлагает каких-либо конкретных мер. Последний,

6-ой раздел, предусматривает принятие планов по реализации Программы и

ежегодное представление доклада Совету глав государств СНГ о ходе ее

выполнения.

Для успешной реализации Программы утверждено Положение об

Антитеррористическом центре государств-участников Содружества Независимых

Государств, определяющий организационные основы Центра (руководящий орган —

Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-

участников СНГ и региональные подразделения); основы взаимодействия с

другими органами; основные задачи Центра (информационное, аналитическое и

научно-методическое обеспечение антитеррористической деятельности,

содействие государствам-участникам СНГ в практической антитеррористической

деятельности и ее координация); полномочия руководителя и штатных

сотрудников Центра; положения о финансировании и юридическом статусе

Центра.

Освещая вопрос борьбы с терроризмом, нельзя не обратить внимание на

такую актуальную проблему, как финансирование террорстической деятельности

со стороны частных лиц, кредитных организаций и даже государств. О какой же

борьбе (тем более успешной) может идти речь до того, как будут ограничены

финансовые потоки, питающие террористическую деятельность?

Поэтому важным шагом вперед в этой сфере является принятие 9 декабря

1999 г. на очередном заседании Генеральной Ассамблеи ООН Международной

конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Так, одной из основных мер

по ликвидации международного терроризма признана борьба с его

финансированием.

Уголовная ответственность предусмотрена для любого лица, «если оно

любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет

средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались

или при осознании того, что они будут использованы полностью или частично

для совершения:

а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно

сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и

содержащемуся в нем определению;

б) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть

какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего

активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного

конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель

такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том,

чтобы запугать население или заставить правительство или международную

организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его

совершения».1

Конвенция содержит требования, согласно которым преступление

составляет любое из вышеупомянутых деяний, независимо от того, что средства

фактически использовались для совершения преступлений, перечисленных в

пунктах а) или б). Так, по смыслу Конвенции карается не только

финансирование конкретного преступления террористического характера, но и

отчисление средств на обеспечение международного терроризма в целом.

Несколько недоработанным с этой точки зрения представляется российское

уголовное законодательство. С одной стороны, Федеральный закон «О борьбе с

терроризмом» рассматривает финансирование терроризма как одну из функций

террористической деятельности (ст. 3). С другой стороны, по смыслу

Уголовного кодекса лицо, финансирующее терроризм как систематическое

совершение преступлений террористического характера, не подпадает ни под

какой из видов соучастников (ст. 33), так как его действия не направлены

на совершение конкретного преступления. Поэтому в

заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на необходимость как можно

скорее разработать единую концепцию антитеррористической деятельности в

современных условиях и привести национальное законодательство в

соответствие с международными стандартами.

§ 3. Уголовно-правовое содержание терроризма и уголовная

ответственность за терроризм

Советское уголовное право определяло террористический акт как

«посягательство на жизнь или иную форму насилия над государственными или

общественными деятелями, совершаемые с политическими целями».1 Таким

образом, до принятия действующего Уголовного Кодекса ответственность

предусматривалась только за убийство государственного или общественного

деятеля или представителя власти в связи с его государственной или

общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской

власти, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а

также за убийство представителя иностранного государства с целью провокации

войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного

повреждения тем же лицам с той же целью. Поэтому включение в Уголовный

кодекс специального состава преступления – терроризма – представляет собой

значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного

закона в борьбе с террористической деятельностью.

Видовым объектом рассматриваемого вида преступления является

общественная безопасность, непосредственным объектом посягательства могут

быть жизнь и здоровье граждан, имущество, нормальное функционирование

органов власти.

Обратимся к содержанию ст. 205 Уголовного Кодекса Российской

Федерации:

«1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий,

создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного

ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти

действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения

населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а

также угроза совершения указанных действий в тех же целях

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) с применением огнестрельного оружия

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи,

если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности

смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с

посягательством на объекты использования атомной энергии либо с

использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников

радиоактивного излучения

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Примечание: Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма,

освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным

предупреждением органов власти или иным способом способствовало

предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица

не содержится иного состава преступления».1

Хотелось бы обратить внимание на то, что в Федеральном законе «О

борьбе с терроризмом» понятие этого явления представлено в более широком

смысле (ст. 3). Так, к преступлениям террористического характера, помимо

собственно терроризма, закон относит захват заложника (ст. 206 УК РФ),

заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организацию

незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ),

посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277

УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной

защитой (ст. 360 УК РФ).

Здесь тоже есть один недочет. Данное в Законе понятие заложника

совпадает с понятием, данным в ст. 206 УК РФ. Тем не менее, это понятие

получается искаженным, так как в Законе нет указания на угрозу общественной

безопасности, которая определяет видовой объект этого преступления. В УК РФ

такое указание отсутствует, так как ст. 206 расположена в главе под

названием «Преступления против общественной безопасности».

Итак, объективная сторона терроризма состоит в совершении взрыва,

поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения

значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно

опасных последствий, (например, покушение на объекты жизнеобеспечения

населения водой, теплом, электроэнергией, захват и разрушение зданий,

вокзалов, заражение источников воды и продуктов питания, радиоактивное,

химическое, бактериологическое заражение местности) или в угрозе совершения

указанных действий. Предполагается, что «иные действия» подразумевают лишь

активную форму поведения человека, хотя террористический акт иногда может

быть осуществлен путем бездействия. Например, невыполнение обязанности по

своевременному отключению производственных процессов в энергетике, на

транспорте, в добывающей промышленности.

Кроме того, объективная сторона терроризма может встречаться не только

в единичных, разовых действиях (поджог, взрыв, разрушение здания, заражение

местности), но и в продолжаемых деяниях, состоящих из ряда взаимосвязанных

посягательств на жизнь, здоровье, имущество, объединенных общим замыслом и

целью запугать население. Например, погромы, сопровождаемые убийствами и

насилием среди населения, групповые вооруженные нападения и массовые

убийства с применением таких орудий, средств и методов, которые явно

предназначены для устранения жителей и возбуждения паники.

Ни для кого не секрет, какую угрозу для всего человечества несет в

себе такая сравнительно новая «разновидность» терроризма, как ядерный

терроризм. Отметим, что до 1999 г. объективная сторона терроризма не

включала такие действия, как посягательство на объекты использования

атомной энергии и использование ядерных материалов, радиоактивных веществ

или источников радиоактивного излучения. Этот пробел был устранен

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс

РФ» от 9.02.1999 г.

Преступление имеет формальный состав и считается законченным, если

указанные в ст. 205 Уголовного кодекса действия уже совершены или возникла

реальная угроза их осуществления, проведены необходимые подготовительные

действия. Для оконченного состава преступления не требуется фактического

наступления указанных в УК последствий. Достаточно, чтобы соответствующие

действия создавали реальную опасность гибели людей, причинения

значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно

опасных последствий. Реальность угрозы осуществления террористических

действий определяется тем, способна ли она вызвать у отдельного человека,

группы людей или властей опасения, что угроза будет осуществлена, а ущерб,

который будет нанесен этими действиями, – значимым. Угроза может быть

выражена устно, письменно, или другим способом. Но заметим, что содержание

понятия «значительный имущественный ущерб» представляется весьма

расплывчатым, тем более в условиях существенного разрыва в доходах разных

слоев населения. Таким образом, законодатель оставляет определение

«значимости» ущерба на усмотрение суда.

Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо, являющееся

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.