реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Предварительное расследование

следователи и оперативные работники для расследования наиболее сложных и

объемных дел;

? обмен информацией по расследуемым делам; проведение совместных служебных

совещаний и т.д.

На основе взаимодействия следователей с органами дознания должны

решаться вопросы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, других

участников процесса, если имеется информация о попытках оказать на них

давление или угрозах в их адрес. В соответствии с Федеральным законом от 30

апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц

правоохранительных и контролирующих органов" следователи, лица,

производящие дознание, и прокуроры подлежат государственной защите при

наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с их,

служебной деятельностью (СЗ РФ 1995 № 17). Вопросы обеспечения

безопасности должны решаться во взаимодействии лица, в производстве

которого находится уголовное дело, с оперативными службами органов дознания

и соответствующими государственными органами, обеспечивающими безопасность.

Вся деятельность органов дознания и предварительного следствия протекает в

строго установленном уголовно-процессуальным законом порядке с

обязательным составлением в письменном виде соответствующих процессуальных

актов (документов), основными из которых являются постановления, протоколы,

обвинительное заключение.

1.2. Предварительное следствие. Общая характеристика.

Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ - одна из

форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально

созданными для этого органами предварительного следствия - следователями

прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов

федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов

налоговой полиции (ст. 125 УПК).

Предварительное следствие - это процессуальная, т.е.

урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя,

начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его

следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением

обвинительного заключения или, постановления о направлении дела в суд для

рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского

характера, либо постановления о прекращении уголовного дела. В отличие от

предварительного следствия, которое производится следователем, в суде

проводится судебное следствие, которое является частью судебного

разбирательства и осуществляется судом с целью исследования доказательств

по рассматриваемому им уголовному делу. Правом на производство отдельных

следственных действий или предварительного следствия, в полном объеме,

наделен прокурор (ст. 211 УПК) и начальник следственного отдела (ст. 127.1

УПК), которые пользуются должностные лица не вправе производить

предварительное следствие.

В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе

безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы

следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения,

основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному

расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей

(старших следователей, следователей по особо важным делам, старших

следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно

осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного

следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры,

органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.

Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом,

которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским

надзором и судебным контролем за деятельностью следователей независимо от

их ведомственной принадлежности.

Концепцией судебной реформы в Российской Федерации (Ведомости Съезда

народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44)

предусмотрено создание единого следственного аппарата, организационно

отделенного, как от прокуратуры, так и от МВД и ФСБ. Это может быть

следственный комитет, имеющий статус самостоятельного ведомства, или

институт следственных судей в судебном ведомстве. Однако идея создания

единого следственного аппарата до настоящего времени остается не

реализованной. Более того, в 1995 г. в федеральных, органах налоговой

полиции на базе подразделений дознания этого ведомства создан новый

следственный аппарат (СЗ РФ, 1995, № 51). Представляется, что такое

решение не вписывается в положения Концепции о создании единого

следственного аппарата. Следственные аппараты строятся по территориальному

или территориально-специализированному принципу. С учетом этого

следственные подразделения соответствующих ведомств образуются

применительно к административно-территориальному делению РФ, а также для

расследования преступлений в воинских частях, на транспорте, в

исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Расследование преступлений для органов предварительного следствия

является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном

раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной

ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий,

способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. С учётом

того, что выполнение данной функции может быть сопряжено с посягательствами

на безопасность следователей, в целях создания надлежащих условий для

борьбы с преступностью Федеральный закон "О государственной защите судей,

должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (СЗ РФ. 1995.

№ 17) установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и

имущества следователей и близких им лиц. Предварительное следствие является

основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее

полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных

стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены

наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных

несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или

психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а

также об общественно опасных деяниях невменяемых.

По делам, не требующим обязательного предварительного следствия,

оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает

необходимым суд или прокурор (ст. ст. 126, 404 УПК). Независимо от

ведомственной принадлежности следователей они руководствуются едиными

процессуальными правилами производства предварительного следствия,

установленными уголовно- процессуальным законом. Эти правила обязательны

также для прокурора, принявшего дело к своему производству, и начальника

следственного отдела. На следователя возложена обязанность всестороннего,

полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого

преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных

доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему

убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении

всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и

правосознанием.

Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил

основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в

расследовании дела (ст. 64 УПК). При наличии оснований для отвода

следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему

может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также

потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским

ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается

прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при

производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия

и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно,

за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции

(согласия, утверждения) от прокурора, и несет полную ответственность за их

законное и своевременное проведение.

Предварительное следствие осуществляется путем производства

процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в

себя:

? производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание,

следственный эксперимент и др.);

? применение мер процессуального принуждения;

? привлечение лица в качестве обвиняемого;

? допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского

истца и других субъектов уголовного процесса;

? ознакомление участников с материалами законченного производства при

окончании предварительного следствия и т.д.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом,

обязательны для исполнения всеми учреждениями, должностными лицами и

гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае

несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о

квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для

предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе

представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих

возражений, не исполняя данного указания. В этом случае прокурор или

отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство

следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым

предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент

приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь

выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения

десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести

расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам

следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о

производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при

производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания

даются в письменной форме и обязательны для органов дознания. В случае

необходимости производства следственных или розыскных действий в другом

районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство

этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который

обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.

Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь

с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают

это возможным. В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей,

потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника,

эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих

при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без

его разрешения данных предварительного следствия. От указанных лиц

отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ.

В случае, когда обвиняемый скрылся, или по иным причинам не установлено его

местопребывания, а также в случае психического или иного тяжкого

заболевания обвиняемого, установленного врачом, работающим в медицинском

учреждении, или не установления лица, подлежащего привлечению в качестве

обвиняемого, предварительное следствие приостанавливается. До

приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все

следственные действия.

Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено

не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня

возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с

обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для

рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера

либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный

законом срок предварительного следствия может быть продлен районным,

городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения

и приравненных к ним прокурорами - до трех месяцев. По делам, расследование

которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный

прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического

назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним

прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия

- до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в

исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При

возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также

при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок

дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор

за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к

производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.

В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом

мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору

до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления

обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении

срока следствия не учитывается.

Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя

осуществляется ведомственный контроль со стороны начальника следственного

отдела, под которым имеется в виду начальник следственного комитета,

управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел,

органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой

полиции и его заместители, действующие в пределах своей компетенции.

Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью

действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает

меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству

предварительного следствия. Он наделен правом проверять уголовные дела,

давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о

привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме

обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных

действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать

расследование дела нескольким следователям. Указания начальника

следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной

форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний

прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о

привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме

обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания

прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны

для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему

прокурору не приостанавливает их исполнения.

Важной гарантией соблюдения законности при производстве

предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью

следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в

кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота

расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др.

нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он

при наличии к тому оснований может вынести частное определение

(постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты

нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении

закона и недопущению их в будущем.

Законом РФ от 23 мая 1992 г. Уголовно-процессуальный Кодекс дополнен

статьями 220-1 и 220-2, которыми поставлено под судебный контроль

применение таких мер процессуального принуждения, как задержание и

заключение под стражу в качестве меры пресечения, а равно продление срока

содержания под стражей1. В суд может быть обжаловано также постановление

следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и постановление о

прекращении дела ( ст. 113, ст. 209 УПК).

1.3. Дознание и его формы.

Как уже описывалось выше формами предварительного расследования

принято именовать два вида уголовно-процессуальной деятельности: дознание и

предварительное следствие. Что же такое дознание?

Дознание, как форма предварительного расследования проводиться в

двух направлениях:

1. дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие

обязательно (ст.119 УПК);

2. дознание по делам о преступлениях, по которым производство

предварительного следствия не обязательно (ст.120 УПК).

Дознанию в теории уголовного процесса посвящено значительное число

работ. В них рассмотрены особенности деятельности милиции и начальников

исправительно-трудовых учреждений. Вопросам же производства дознания

другими органами дознания внимания не уделялось.

В отношении, к примеру, органов государственного пожарного надзора

процессуалистами указывалось лишь на то, что уголовно-процессуальная

деятельность последних осуществляется по делам о пожарах и нарушениях

противопожарных правил с 1935 года. В своих публикациях авторы, если и

останавливались на той или иной особенности деятельности какого-либо

другого, помимо милиции, органа дознания, то делали это обычно бегло и

очень кратко. Именно поэтому характеристика дознания применительно к

деятельности выбранных нами для примера органов государственного пожарного

надзора обычно заканчивалась повторением содержания п.5 ст.117 УПК. Из

известной нам литературы только И.Ф.Крылов и А.И.Бастрыкин названной

проблеме посвятили параграф своего учебного пособия "Розыск, дознание,

следствие".

Дознание, как и любая другая из форм предварительного расследования,

начинается после возбуждения уголовного дела. У него есть существенные

отличия от протокольного расследования. В зависимости от того, о каком виде

дознания идет речь, оно может завершаться направлением уголовного дела

следователю либо, также как предварительное следствие, направлением дела в

суд с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.

Закон и ту, и другую деятельность, осуществляемую на этапе

предварительного расследования, именует дознанием.

Однако следует помнить, что "...дознанием при существующей его

законодательной регламентации охватываются две разнородные процедуры,

объединение которых в одном правовом институте является искусственным".

Совершенно верно в этой связи утверждение Г.И.Мачковского, что дознание -

это лишь производство неотложных следственных действий (и соответствующие

решения), то есть, согласно Гаврилову А.К., дознание всегда лишь первый

этап (часть) расследования; а так называемое дознание в полном объеме - это

проведение органом дознания предварительного следствия, с ограничением при

этом прав граждан. Иными словами, если два, совершенно разной природы,

задач, сроков и т.п., вида деятельности могут именоваться одинаково, и если

такое положение считать оправданным, последовательно все виды уголовно-

процессуальной практики органов дознания именовать дознанием.

Согласно ст.120 УПК по делам, по которым производство

предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и

принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для

установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При

производстве данного вида предварительного расследования орган дознания

вправе производить любые следственные, а равно иные процессуальные

действия, принимать необходимые процессуальные решения. При этом он

руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законом

для предварительного следствия, за некоторыми исключениями.

1) Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их

представители должны лицом, производящим дознание, быть извещены об

окончании дознания и направлении дела прокурору. Однако орган дознания не

обязан предъявлять им материалы дела для ознакомления.

2) Следователь обладает процессуальною самостоятельностью, которая

заключается в следующем. Прокурор согласно ст.211 УПК уполномочен давать

следователю (лицу, производящему дознание) обязательные для исполнения

указания. Однако когда следователь несогласен с указаниями прокурора:

? о привлечении в качестве обвиняемого,

? о квалификации преступления и

? об объеме обвинения,

? о направлении дела для назначения судебного разбирательства или

? о прекращении дела

следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным

изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание

нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу

другому следователю. На органы дознания это правило не распространяется.

При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их

вышестоящему прокурору. Тем не менее, сам факт такого обжалования не

приостанавливает выполнения указаний прокурора.

По делам, по которым производство предварительного следствия не

обязательно, материалы этого вида дознания являются основанием для

рассмотрения дела в суде. Перед ним стоят такие же задачи, как и перед

предварительным следствием. По сроку и средствам производства они тоже

могут не различаться. Именно это обстоятельство позволяет ученым именовать

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.