реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Прокурорский надзор в пенитенциарных учреждениях

Надзирая в пределах своей компетенции за исполнением законов

контролирующими органами, она консолидирует и активизирует их деятельность,

способствует преодолению местных и ведомственных влияний на них,

воздействия криминальных структур, их очищению (в том числе путем

привлечения к уголовной ответственности) от недобросовестных и

коррумпированных чиновников.

Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным

исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать

правильное определение понятия законности, как социального явления.

Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и

подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов,

составляющих содержание законности.

Но если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на

бумаге, воля законодателя останется только пожеланием. Поэтому исполнение

закона является непременным условием соблюдения законов.

Государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение

законов. Наиболее существенной гарантией является прокурорский надзор за

точным и единообразным исполнением законности. Это также является составным

элементом понятия законности.

Государство устанавливает различного рода ответственность за

допущенное нарушение закона в зависимости от степени опасности нарушения.

Ответственность может быть уголовной, административной, дисциплинарной или

материальной, но она должна неотвратимо наступить. Известно, что

безнаказанность ведет к совершению еще более опасных нарушений закона.

Таким образом, содержание понятия законности образуется из следующих

элементов:

- законы и подзаконные акты;

- исполнение законов т.е. проведение их в жизнь;

- надзор за точным и единообразным исполнением законов;

- ответственность за допущенное нарушение законов.

Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный

регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических,

социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем

государстве - это мощный организующий и дисциплинирующий фактор, требующий

строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого

выполнения каждым своих обязанностей, способствует росту активности граждан

и в то же время удерживает их от произвола и беззакония.

Важное значение в укреплении законности принадлежит Конституции РМ.

Принцип законности обозначен Конституцией как непременное условие жизни

нашего общества, успешной деятельности государственных органов, различного

рода общественных образований, должностных лиц и поведения граждан. В

Конституции провозглашено, что органы государственной власти, органы

местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения

обязаны соблюдать конституцию РМ и законы.

3. Виды (отрасли) прокурорского надзора

Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законов

распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной

деятельности. Их разнообразие объективно обуславливает необходимость

выделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенных

его участников или направлений. При этом единый в конечном счете объект

надзора – законность соответствующей деятельности видоизменяется,

приобретает «специализацию» с учетом конкретной деятельности поднадзорного

объекта (структуры), например, соблюдение природоохранного

законодательства, надзор в местах заключения и т.д.

Таким образом, в общем виде направления прокурорского надзора можно

определить как специализированные участки деятельности прокуратуры.,

обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими

им особенностями.

В целом можно отметить стабильность основных направлений прокурорского

надзора с момента его возникновения до настоящего времени.

С учетом сказанного и в соответствии с Законом «О прокуратуре», мы

можем четко определить направления (отрасли) прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов

В соответствии с Законом «О прокуратуре» Генеральный прокурор РМ и

подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов

министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами

субъектов РМ, органами местного самоуправления, органами военного

управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие

законам, издаваемых ими правовых актов.

В предмет прокурорского надзора включается проводка законности

деятельности органов хозяйственного управления предприятиям, учреждениями,

организациями, вне зависимости от их подчиненности, общественными

организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Надзор за исполнением законов местными представительными органами,

органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами

общественными объединениями, должностными лицами, а также за соответствием

законам издаваемых ими правовых актов является одним из основных

направлений в деятельности органов прокуратуры и именуется общим надзором.

В этой отрасли прокурорского надзора наиболее рельефно раскрывается

сущность и назначение надзора за точным и единообразным исполнением законов

в государстве, осуществляемого Генеральным прокурором РМ и подчиненными ему

прокурорами.

Наименование этой отрасли – «Общий надзор» - как бы ограничивает эту

отрасль от иных отраслей прокурорского надзора – за исполнением законов

органами дознания и предварительного следствия, в уголовном и гражданском

судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров, определений и

постановлений судов.

Ныне действующий закон «О прокуратуре» термин «общий надзор» не

использует, что, однако, не препятствует применению его для характеристики

деятельности прокуратуры в рассматриваемой области, а также в научных и

публицистических работах, посвященных отраслям прокурорского надзора.

Сущность и назначение общего надзора главным образом составляет надзор

органов прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов в органах

и сфере государственного управления. В этой сфере чаще всего допускается

местничество, противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений

закона, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению

нарушений закона. Именно в этой области государственного управления должно

быть обеспеченно действительно точное и действительно единообразное как

понимание, так и применение законов. Предписания законодателя должны твердо

проводиться в жизнь, не смотря ни на какие местные различия и вопреки каким

бы то ни было местным и ведомственным влияниям.

Задачи прокуроров, осуществляющих общий надзор, сформулированы в

Конституции РМ, в законе «О прокуратуре».

Генеральный прокурор РМ и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий

надзор с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного

управления и власти и общественными организациями, а также должностными

лицами, соответствовали Конституции РМ, иным законодательным актам РМ, а

также постановлениям Правительства РМ.

Другая задача в сфере общего надзора состоит в том, чтобы обеспечить

точное и единообразное исполнение законов должностными лицами и гражданами.

Деятельность прокуроров в сфере общего надзора весьма многогранна. Но

при всем многообразии поднадзорных объектов и проблем по соблюдению

законности прокуроры должны избирать те из них, которые существенным

образом отражаются в режиме законности в государстве.

Полномочия Генерального прокурора РМ и подчиненных ему прокуроров в

области общенадзорной деятельности весьма широки. Прокурор вправе по

предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на

территории и в помещения поднадзорных органов и организаций. Он имеет

доступ ко всем документам и материалам, с которыми считает необходимым

познакомиться в связи с поступившими к нему сведениями о фактах

правонарушений. Прокурор может требовать от руководителей и других

должностных лиц представления необходимых документов, материалов,

статистических и иных сведений; выделять специалистов для выяснения

возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в прокуратуру

материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или

подведомственных им предприятиям и организаций, вызывать должностных лиц и

граждан для объяснений по поводу нарушений закона.

Установив факт преступного нарушения закона либо административного

правонарушения закона, прокурор возбуждает уголовное дело или производство

об административном правонарушении, требует привлечения виновных к иной

установленной законом ответственности.

Прокуроры участвуют в заседаниях коллегий министерств и ведомств,

заседаниях представительных органов, органов местного самоуправления. Само

это участие используется в целях профилактики правонарушений, предупреждает

подчас принятие министерствами и другими органами противоречащих закону

актов.

Прокуратура проверяет также законность административного задержания

граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер

воздействия за административные правонарушения. Установив незаконность

применения таких мер, прокурор освобождает своим постановлением лиц,

незаконно подвергнутых административному задержанию.

На выявления нарушения законов прокурор реагирует посредством

определенных актов. Характерными признаками всех этих актов является то,

что они принимаются как итог всей предшествующей деятельности прокурора по

проверке исполнения закона.

Законом «О прокуратуре» применительно к рассматриваемой отрасли

надзора названы следующие акты: протест, представление, постановление.

Протест прокурора.

Условия и порядок принесения прокурором этого правового акта,

предъявляемые к нему требования и его реквизиты, определяются законом «О

прокуратуре». Протест приносится на противоречащий или не соответствующий

закону правовой акт, изданный органом государственной власти или

управления, общественной организацией или объединением, органами

государственного или хозяйственного управлениями другими субъектами,

поднадзорными прокурору, а также должностными лицами.

Протест в порядке общего надзора приносится как прокурором, так и его

заместителем. Протесты вправе приносить те прокуроры, на которых возложено

осуществление надзора за исполнением законов государственными органами и

общественными организациями, а также должностными лицами. Так, прокуроры

районов, городов и приравненные к ним прокуроры специализированных

прокуратур вправе в пределах своей компетенции принести протест на

незаконные правовые акты, принятые местными представительными органами,

органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами,

общественными объединениями и должностными лицами, действующими в пределах

территории, поднадзорной специализированной прокуратуре города, района.

Право опротестования правовых актов, издаваемых министерствами и

ведомствами, принадлежит лишь Генеральному прокурору РМ и его заместителям.

При этом следует иметь в виду, что вышестоящему прокурору принадлежит

право принести протест на незаконный правовой акт в пределах своей

компетенции.

Принесение протеста на противоречащий закону правовой акт

приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет,

главным образом, о таких нарушениях закона как лишение или ограничение

права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда

прокурор направляет протест, он указывает на необходимость приостановления

действия опротестованного акта.

В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта или

приведении его в соответствие с законом, прекращении незаконного действия

должностного лица, а также восстановлении нарушенных прав.

В соответствии с Законом “О прокуратуре ” протест подлежит

обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента

его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного

устранения нарушений законности, прокурор вправе установить сокращенный

срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста

незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным

требованиям по его реквизитам. Наименование акта должно соответствовать

Закону “О прокуратуре”. Протест содержит: наименование опротестованного

правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда

правовой акт издан или совершено действие; содержание опротестованного

правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование

незаконности или необоснованности правового акта (действие или бездействие

должностного лица), указаны нормы нарушенного закона или иного нормативного

акта; предложение прокурора об отмене или проведение в соответствие с

законом опротестованного правового акта; требования о привлечении к

ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в

этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в

установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов

рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест,

его классный чин, дата принесения протеста.

Представление прокурора.

Представление прокурора – это правовой акт прокурорского надзора об

устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им

условий, который вносится в государственный орган, общественную,

политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить

допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем

неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит

безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть

приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им

способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается

прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования

прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к

дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для

этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих

видов преследования.

Направляя представление соответствующему органу или должностному лицу,

прокурор, исходя из требований Закона “О прокуратуре”, сообщает, что если

представление будет рассматриваться коллегиальным органом, например,

коллегией министерства или комитета, ему должно быть сообщено о дне

заседания, чтобы он мог принять в нем участие.

Представление, как правило, направляется тем государственным и

должностным лицам, от которых зависит устранение нарушений закона и

принятие мер по их предупреждению. В вышестоящие государственные органы или

вышестоящим должностным лицам представления направляются в тех случаях,

когда нарушения закона носят распространенный характер или когда

представление прокурора было отклонено, либо по нему было принято

неправильное решение.

Представление содержит: материалы, послужившие основанием для внесения

представления (результаты проведенной проверки, обобщение и анализ

материалов о соблюдении законности, итоги расследования преступления и

т.д.); наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения;

изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению;

предлагаемые меры по предупреждению нарушений закона и устранению причин и

условий, способствовавших им; указание на конкретных должностных лиц,

виновных в этих нарушениях; предложение прокурора о привлечении их к

ответственности; требование о безотлагательном рассмотрении представления и

принятии не позднее, чем в месячный срок, необходимых мер по устранению

нарушений закона и сообщении прокурору об этом; должностное положение и

классный чин прокурора, дата внесения представления; подпись автора

представления.

Постановление прокурора.

В зависимости от характера и тяжести допущенного должностным лицом или

гражданином нарушения закона прокурор в соответствии с Законом “О

прокуратуре” выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного

дела или производства об административном правонарушении. Постановление

выносится прокурором также в случаях необходимости возбуждения

дисциплинарного производства или необходимости привлечения правонарушителя

к материальной ответственности.

Постановление, выносимое прокурором, по своей форме должно отвечать

определенным требованиям. При возбуждении уголовного дела, прокурор,

руководствуясь УПК РМ, выносит об этом постановление, в котором должно быть

указано время, место его вынесения, кем оно составлено, повод и основания к

возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно

возбуждено, а также дальнейшее направление уголовного дела. При возбуждении

производства об административном правонарушении в постановлении

указываются: наименование постановления с указанием времени, места, кем оно

составлено; содержание правонарушения; правовые обоснования ответственности

должностного лица; указание на нарушенный закон; предложение прокурора о

рассмотрении постановления в срок, указанный в законе, и сообщение

прокурору о результатах рассмотрения; должностное положение и классный чин

прокурора, его подпись.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Защита прав и свобод граждан прокуратурой как правоохранительным и

правоприменительным органом всегда являлась глобальной задачей всех видов

прокурорского надзора и всех прокурорских структур, функционирующих в

стране. В подтверждение сказанного достаточно сослаться на многочисленные

представления, протесты, иски, внесенные прокуратурой в суд, различные

государственные и иные органы в целях охраны и защиты прав и законных

интересов граждан.

Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное

специфики ее деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими

правоохранительными органами и в первую очередь с судами, действующими в

качестве органа правосудия. По крайней мере, сегодня ситуация следующая:

число обращений в прокуратуру в десять раз превышает число заявлений о

защите прав граждан, направляемых в суд. Прокуратура в своей деятельности

удачно восполняет некоторые изъяны судебной формы защиты прав (усложненный

порядок, длительные сроки рассмотрения дел, удорожание правовых услуг и

др.)..., граждане должны иметь выбор способа защиты, что прямо вытекает из

идеи правового государства, конституционных положений о приоритете прав и

свобод человека и гражданина.[6]

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и

гражданина министерствами и ведомствами, представительными

(законодательными) и исполнительными органами субъектов Республики Молдова,

органами местного самоуправления, органами военного управления, органами

контроля, их должностными лицами, а также органами управления и

руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом

прокуратура не подменяет иные государственные органы и должностных лиц,

осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,

не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

В ходе выполнения указанной задачи прокурор рассматривает и проверяет

жалобы, заявления и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и

гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод,

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод,

привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба.

При этом прокурор действует в рамках тех же полномочий, которые свойственны

его деятельности по общему надзору.

При наличии оснований полагать, что нарушения прав и свобод человека и

гражданина имеют характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело

и принимает меры к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты

уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение прав и

свобод гражданина имеет характер административного нарушения, прокурор

передает сообщение об этом и материалы проверки органу или должностному

лицу, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.

Правовыми актами реагирования прокурора в этой области его

деятельности являются протест и представление. Так, прокурор приносит

протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, органу или

должностному лицу, издавшему этот акт, либо обращается в суд в порядке,

предусмотренном процессуальным законодательством РМ.

Во всех иных случаях нарушения прав и свобод человека (когда это не

связано с принятием незаконного акта) прокурор вносит в орган или

должностному лицу представление об устранении допущенного нарушения.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

В системе отраслей прокурорского надзора эта отрасль занимает особое

место, поскольку цель ее: обеспечить всесторонность, полноту и

объективность исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых

мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности

лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного законом порядка

расследования уголовных дел и законных интересов участников процесса и

других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению

преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.

Исходя из этого, предметом надзора являются: соблюдение прав и свобод

человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и

сообщений или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных

мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими

органами решений ( Закон “О прокуратуре”.

Полномочия прокурора в этой области надзора устанавливаются уголовно-

процессуальным законодательством и другими законодательными актами РМ,

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.