реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

Краснодарский юридический институт

(Представительство в г. Армавире Краснодарского края)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Уголовное право»

Тема: «Нарушение авторских и смежных прав в области

интеллектуальной собственности»

Студента 4 курса

Группа ОЗО-3/2001

Анисимова Сергея Александровича

Преподаватель

кандидат юридических наук

Меликян Александр Максимович

Армавир 2002 г.

ПЛАН

Введение.

1. Авторское право.

2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио-

видеопрограмм).

3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с

нарушением права интеллектуальной собственности.

4. О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч.1. ст. 146 УК

РФ.

5. Другие вопросы объективной стороны преступления.

6. Уголовно-правовая характеристика диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ.

Заключение.

Введение

История видеобизнеса в нашей стране сравнительно

немолода. Время 70-х годов - эпохи нелегального и

запрещенного кино на видеокассетах сменилось торжеством

дикого пиратского рынка. С начала 80-х годов были заложены

основы очередного специфического российского кризиса:

«пиратское» видео медленно, но уверенно «убивало»

кинопрокат. Третий, современный этап (середина 90-х годов)

ознаменован началом легального, лицензионного видео.

Интересно, что инициатором перевода пиратского видео рынка

на легальный, стали сами видеопираты. В настоящее время в

нашей стране существует несколько десятков фирм и компаний,

выпускающих только лицензионную видеопродукцию.

Компания борьбы с видеопиратством под условным лозунгом

«Видео – территория закона», начавшаяся после принятия

Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля

1993 года, нанесла мощный удар по видеопиратству,

вследствие чего с торговых точек исчезли 3-х часовые

видеокассеты с двумя фильмами. Однако отечественные

видеопираты быстро научились подделывать обложки легальных

видеокассет.

Россия характеризуется высоким уровнем распространения

кинопиратской продукции – порядка 70%, по сравнению со

средним показателем 18% для большинства западных стран и 33%

- стран Восточной Европы.

Пиратский видеобизнес в России приносит большие убытки

киноиндустрии зарубежных стран, отечественному

кинематографу, российским правообладателям.

Правонарушения в сфере видеобизнеса часто носят

организованный характер, совершая их «пираты» используют

транснациональные связи, контрабандным путем ввозя

«пиратские» копии фильмов в Россию.

Как правило, следственные действия по ст. 146 УК РФ,

связанные с фактами видеопиратства в большинстве случаев

прекращаются на основании малой социальной значимости

последних. Поэтому по сотням и даже тысячам выявленных

правонарушений выносятся лишь несколько обвинительных

заключений. А приговоры видеопиратам выносятся, как правило,

не связанные с наказанием в виде лишения свободы или с

отсрочкой его применения. Так в ноябре 2001 года суд г.

Армавира Краснодарского края обвинил одного видеопирата в

нарушении авторских прав по ч.2 146 УК РФ и приговорил к

двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора.

Расследование же преступлений, связанных с

видеопиратством, сопряжено со значительными трудностями.

Это связано прежде всего, с тем, что данный вид

правонарушений сравнительно новый. У следователей нет не

только навыков расследования этой категории дел, но даже и

соответствующего умения правильной квалификации содеянного.

Следующая трудность заключается в том, что российский

видеобизнес имеет сложные разветвленные связи,

сконцентрированные в столице. Поэтому, если несколько

крупных акций против продавцов нелегальной видеопродукции,

предпринятых в Москве правоохранительными органами в

сотрудничестве фирмами-правообладателями, нанесли серьезный

удар по «пиратам», то в провинции немногочисленные продавцы

легального видео либо свертывают свою деятельность, либо

переключаются на продажу пиратской продукции.

При расследовании таких преступлений следователи должны

использовать помощь сотрудников эксперто-криминалистических

подразделений. Других специалистов.

Столичные же фирмы-правообладатели не имеют возможности в

полном объеме обеспечить информацией и консультациями

сотрудников правоохранительных органов по фактам

видеопиратства. Не зная соответствующей методики нельзя

отличить контрафактную видеопродукцию по внешним признакам от

подлинных видеокассет правообладателя.

Предпринимателям, в сфере видеобизнеса кроме

экономических законов – законов «рынка» необходимо знать

основы права интеллектуальной собственности, хотя бы с тем,

чтобы не стать жертвами мошенничества со стороны

видеопиратов.

Адвокатам, осуществляющим защиту обвиняемых,

потерпевших по делам о видеопиратстве также следует иметь

представление об особенностях видеобизнеса в России и

признаках квалификации подобных преступлений.

Потребителям – любителям «важнейшего из искусств»,

стремящимся приобрести видеофильм с хорошим звуком,

идеальной картинкой и приличным переводом, также необходимо

уметь отличать лицензионное видео от «пиратской» подделки.

Цель данной курсовой работы помочь понять особенности

видеобизнеса и видеопиратства всем тем, кто обеспечивает

охрану и защиту авторского права в данной сфере.

1. Авторское право

Российский законодатель счел целесообразным включить

норму, устанавливающую уголовную ответственность за нарушения

авторских и смежных прав (ст. 146) в главу 19 «Преступления

против конституционных прав и свобод человека и гражданина»

УК РФ.

Необходимо отметить, что отношения, возникающие в связи с

созданием и использованием произведений науки, литературы и

искусства, образующих авторское право, а также фонограмм,

исполнений,

постановок, передач организаций эфирного и кабельного

вещания,

составляющих смежные права, регулирует специальный Закон

Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»

1993 г. (далее «Закон») Авторское право распространяется:

1) на произведения, обнародованные либо необнародованные,

находящиеся в какой-либо объективной форме на территории

Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их

правопреемников;

2) на произведения, обнародованные либо необнародованные,

но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами

Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами

Российской Федерации и их правопреемниками;

3) на произведения, обнародованные либо необнародованные,

но

находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами

Российской Федерации, и признается за авторами (их

правопреемниками) —

гражданами других государств в соответствии с

международными договорами Российской Федерации;

4) существующие в какой-либо объективной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись

и т. д.);

- устной (публичное произнесение, публичное

исполнение и т. д.);

- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной,

цифровой,

оптической и т. д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план,

чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);

- объемно-пространственной (скульптура, модель,

макет, сооружение и т. д.);

- в других формах.

Под охраной уголовного закона в сфере видеобизнеса

находятся также следующие имущественные права автора

(правообладателя): воспроизводить видеопрограммы,

распространять экземпляры видеопрограмм, публично

демонстрировать фильмы в кинозалах и по кабельному

телевидению.

2. Способы незаконного использования объектов авторского

права (аудио- видеопрограмм)

В рассматриваемой нами сфере существует два наиболее

распространенных способа незаконного использования объектов

авторского права.

Первый - закупка заведомо контрафактной продукции у

тиражирующих фирм. Иногда «пираты-продавцы» выискивают своих

клиентов у прилавков магазинов или на расположенных

неподалеку остановках транспорта. В других случаях

предпринимателям предлагают готовые контрафактные кассеты на

их же торговых точках. Часто сам «пират» их туда и

поставляет. Иногда студии, тиражирующие «пиратскую»

продукцию, дают объявления в местных газетах. Так, в октябре

1999 г. в г. Владивостоке правоохранительными органами была

пресечена деятельность такого «подпольного» цеха,

руководители которого несколько лет открыто через местные СМИ

предлагали свои «пиратские» услуги.

Второй способ — изготовление контрафактных видеокассет.

Это связано с дополнительными расходами по приобретению1:

а) видеомагнитофонов;

б) «пиратских» обложек на видеокассеты (то есть,

необходим канал их поставок);

в) специального упаковочного материала (термоусадочный

целлофан), а также приспособлений для «закатки»

видеокассет (может быть использован и простой утюг!);

г) «балок» - чистых видеокассет различного метража;

д) оригиналов видеопрограмм (мастер - кассеты) для их

последующего тиражирования. Кроме того «бизнесмену» придется

искать помещение для тиражирования (используется собственная

квартира или квартира родственников) и нанимать рабочих

(часто их роль выполняют родственники предпринимателя).

3. Уголовно-правовая характеристика преступлений,

связанных с нарушением права

интеллектуальной собственности

В силу ст. 48 «Закона», за нарушение авторских и смежных

прав наступает гражданская, административная и уголовная

ответственность. Последний вид ответственности вытекает из

диспозиции ст. 146 УК РФ: «Незаконное использование объектов

авторского права и смежных прав, а равно присвоение

авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб...».

Поскольку каждый состав преступления представляет собой

четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и

субъективная сторона, то и данное исследование уголовно-

правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет

осуществляться согласно этой классификации преступлений,

установившейся в отечественной уголовно-правовой доктрине.

Объект преступления — авторские и смежные права.

Напомним, что к объектам авторских прав относят произведения

науки, литературы и искусства. К произведениям искусства

относят и видеофильмы, созданные творческим трудом автора

(авторов) и (или) соавторов, с участием исполнителей

(артистов). В понятие «автор» входят и другие термины,

упоминаемые в «Законе»: «составитель», «переводчик»,

«режиссер-постановщик», «художник-постановщик» , причем

автором по законодательству России может быть только

физическое, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и

смежных прав дается и ст. 1 «Закона».

«Смежные права» — фонограммы (аудиокассеты и компакт-

диски), исполнения, постановки, передачи эфирного или

кабельного вещания (ст. I «Закона»).

Мы отметим два обстоятельства разграничения «авторских» и

«смежных» прав.

Первое. Субъектом авторских прав является только

физическое лицо, именуемое словом «автор».

Второе. Субъектом смежных прав может быть физическое и

юридическое лицо. Однако для категории «смежных прав» не

используется слово «автор». Субъектами смежных прав

признаются: исполнители, производители фонограмм, организации

эфирного или кабельного вещания.

Несмотря на указанные различия «авторских» и «смежных»

прав гражданско-правовом смысле, ст. 146 УК РФ в одинаковой

степени защищает права авторов (авторское право) и права

субъектов смежных прав (смежные права). Именно поэтому ст.

146 УК РФ и имеет название «Нарушение авторских и смежных

прав».

Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1

ст. 146 УК РФ, включает и себя:

а) незаконное использование объектов авторских и смежных

прав;

б) присвоение авторства;

но в том случае, если:

в) противоправное деяние причинило крупный ущерб.

Как усматривается из диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ,

законодатель дает лишь «общий перечень» способов преступных

посягательств на авторские (смежные) права, уходя при этом от

детального либо исчерпывающего перечисления таких способов.

Это объясняется тем, что в тексте закона, конечно, невозможно

перечислить все те действия, которые могут так или иначе

привести к преступному нарушению авторских и смежных прав.

Оценку «незаконного использования объектов авторских

(смежных) прав», «присвоение авторства», а также факт

причинения «крупного ущерба» — производит дознаватель и (или)

следователь, а затем и суд.

В силу ст. 73 УПК РФ, следствие (дознание) обязано

доказать, помимо события преступления, виновности обвиняемого

и мотивов совершенного им преступления, также и другие

обстоятельства, влияющие на степень и характер его

ответственности, включая и обстоятельства, характеризующие

его личность, в том числе характер и размер ущерба,

причиненного преступлением. Кроме того, органы дознания и

следствия обязаны выявить причины и условия, способствовавшие

преступлению.

Уяснение всех указанных выше обстоятельств входит в

уголовно-правовую характеристику данного преступного деяния.

Кроме того, дознаватель, следователь и прокурор,

осуществляющий надзор за следствием (дознанием), должны

учитывать специфику ч. 1 ст. 146 УК РФ: знание четырех

элементов состава преступления и, в особенности, его объекта

и объективной стороны. Это играет предопределяющую роль в

расследовании данного вида преступления.

Рассмотрим первый признак объективной стороны:

«незаконное использование объектов авторских и смежных прав».

Под незаконным использованием объектов авторского, права

понимается их использование без согласия автора:

опубликование, воспроизведение и распространение

произведения; «переработка», внесение каких-либо изменений в

само произведение, в его название или обозначение имени

автора; снабжение произведения иллюстрациями, предисловиями,

послесловиями или пояснениями; использование произведения

автора другими лицами, включая перевод на другой язык;

принудительное соавторство. Это также и незаконное

распространение чужого произведения, как-то: реализация,

публичное исполнение, представление, причем вопреки воле

автора.

Применительно к видеокассетам, авторство, то есть право

авторов на имя, в некотором смысле этого слова, как правило,

не нарушается, ибо сами авторы, включая и исполнителей ролей

в видеофильмах, режиссеров-постановщиков и др.

(видеоконцерты, видеоклипы и т.д.), получили свое авторское

вознаграждение по соответствующему авторскому договору,

передав на определенное время свои исключительные авторские

права видеокомпаниям, а последние передают права на

распространение своим полномочным представителям, например,

таким, как: ТОО «Дрим», ЗАО «ВЕСТ-ВИДЕО», ЗАО «ВЕСТ», ЗАО

«Премьер-Фильм», ООО «Премьер-Видео-Фильм» и многим другим.

Указанные общества либо организации (предприятия),

охватываемые единым понятием «юридические лица» именуются

правообладателями.

Однако авторские права (права авторов видеофильмов,

видеоклипов т.д.) все-таки могут нарушаться и при указанных

выше обстоятельствах, исходя только из условий текста

авторского договора. Так, например, согласно авторскому

договору, автор (авторы) передал исключительные права на

изготовление и тиражирование видеопроизведений на условиях

получения авторского вознаграждения за каждый единичный

случай выпуска такой видеокассеты в свет. В этом случае как

раз автор и будет недополучать вознаграждение за выпуск в

свет каждого произведения. Ущерб при этом наносится,

естественно, и правообладателю.

В данном конкретном случае, с учетом специфики создания

видеопроизведений, под незаконным использованием объектов

авторского права понимается незаконное использование

физическим лицом, в т.ч. даже под эгидой любого юридического

лица, права на изготовление, тиражирование и распространение

той или иной записи на видеокассете, как видеопродукции,

принадлежащей конкретному правообладателю.

Тиражирование указанной видеопродукции или ее сбыт, а

равно то и другое действие одновременно без соответствующей

лицензии либо без особой доверенности правообладателя

означает нарушение авторских прав. Сказанное подпадает под

прямое понятие «нарушитель авторских и смежных прав»,

изложенное в п. 2 ст. 48 «Закона». Так, физическое или

юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона «Об

авторских и смежных правах», является нарушителем авторских и

смежных прав.

Итак, лицо, изготавливающее (выпускающее, тиражирующее) и

(или) распространяющее видеопродукцию путем «перезаписи»

(копирование с подлинника в копию) без разрешения автора либо

правообладателя, выпускает «контрафактную продукцию». «Закон»

(ст. 48, и. 4 ст. 49, ст. 50) не раскрывает понятия

«контрафактная продукция», а лишь указывает, что

контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы,

изготовление или распространение которых влечет за собой

нарушение авторских и смежных прав (п. 3 ст. 48 «Закона»).

Под незаконным «воспроизведением» либо «изготовлением»

понимается изготовление с помощью имеющейся записи

«контрафактных» повторов этой записи, т.е. экземпляров

(копий) записи на материальных носителях.

Слово «контрафактная», «контрафактный» (contrefacon —

фр.) означает нарушение прав интеллектуальной собственности,

и в правоприменительной практике России употребляется, как

«нарушающий авторские или смежные права». В последнее время

под термином «контрафактный» подразумевают «пиратский», как

производное от английского неологизма «piracu» — также

нарушение прав интеллектуальной собственности.

В то же время следует иметь в виду, что «Закон»

употребляет слово «контрафактный» лишь по отношению к

экземплярам произведений (и т.ч. видеокассетам) и фонограмм

(аудиокассетам и компакт-дискам, в т.ч. и грампластинкам), а

также к экземплярам видеозаписей исполнений и телевизионных

передач. Следовательно, понятие «контрафактности» в «Законе»

находит несколько суженное применение2 .

И последнее о «контрафактности» произведений и фонограмм.

Контрафактная продукция произведений (фонограмм) может быть

не обязательно изготовлена в России. Так, согласно п. 4 ст.

48 «Закона» контрафактными экземплярами произведений и

фонограмм признаются:

импортируемые и Россию без согласия обладателей авторских и

смежных прав из другого государства, но в том случае, если;

они в соответствующей зарубежной стране «никогда не

охранялись или перестали охраняться». Последнее выражение

следует понимать так, что произведения (фонограммы) являются

общественным достоянием, а их

импорт в Россию осуществлен без согласия правообладателя.

Указанный контрафактный товар, как правило, ввозится

контрабандным путем. Поэтому квалифицировать такие преступные

действия необходимо не только по ст. 146 УК РФ (ч. 1 или ч.

2), но и по ст. 188 УК РФ «Контрабанда».

Вернемся вновь к дальнейшему анализу объективной стороны

диспозиции ч. 1 ст. 146 УК РФ.

Рассмотрим незаконное использование объектов смежных

прав применительно к аудиокассетам и компакт-дискам. Как мы

отметили выше, понятие «контрафактность» относится и к

фонограммам, коими, разумеется, и являются указанные объекты:

аудиокассеты и компакт-диски. Напомним, что «Закон»

подразделяет сферу действия смежных прав за «исполнителем» и

«производителем» фонограммы. Исполнитель — всегда физическое

лицо, тогда как производителем может быть как физическое, так

и юридическое лицо. Однако у исполнителей отсутствует право

на распространение воспроизведенной записи.

Под незаконным использованием объектов смежных прав в

использовании фонограмм следует понимать нарушение

исключительных прав исполнителей (п. 2 ст. 37 «Закона»):

запись ранее не записанного исполнения или постановки;

воспроизведение записи исполнения (постановки) без согласия

исполнителя (за исключением п. 3 ст. 37 «Закона).

Под незаконным использованием объектов исключительных

прав производителей фонограмм понимается использование

следующих действий без разрешения производителя фонограмм:

воспроизведение фонограммы;

переделывание или переработка иным другим способом

фонограммы;

* распространение экземпляров фонограммы: продажа,

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.