реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Процедура банкротства предприятия

источники, финансовые и юридические документы предприятия,научная и учебно-

методическая литература.

Глава 1. Система банкротсва в России.

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся

основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля,

диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или

систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее

приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической

политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в

Российской Федерации (РФ).

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента

Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных

государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных

процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности

(банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных

документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также

организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением

государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных,

организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными

органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление

принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате

функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному

платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено

этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы

банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки

всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при

условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги

структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении

следующих основных принципов:

. установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов

хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в

ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;

. предоставлении возможности честным должникам возобновления своей

деятельности;

. введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;

. создании системы мер для возрождения бизнеса;

. создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои

обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без

сворачивания бизнеса;

. создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и

надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения

финансовых споров;

. ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения

процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;

. сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно,

перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;

. создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать

интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.)

в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо

распределять активы (конкурсную массу) должника.

Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства

позваляет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и

ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-

то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

В России начинает действовать система банкротств,что сопровождается разной

(негативной и позитивной) реакцией различных общественных институтов,

партий и движений, которые дают соответствующую оценку, пытаясь ускорить

или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как

правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики,

судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы

банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.

Следует констатировать, что большая часть российских государственных

предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого

банкротства, следствием чего являются падение производства, низкая

заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Многие

частные предприятия, не принимая статуса банкрота, по сути таковыми

являются, прекращая либо не продолжая своей деятельности.

В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только

неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать

оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все, то

большинство ее участников.

В самом деле — предприниматель (в том числе и государство как собственник

предприятия) получит перспективы развития своего дела, расставшись с

тяжелым багажом прошлого, сменит не справляющееся с управлением

руководство, которое ныне в России иным образом сменить нельзя. А это

позволит провести здоровую техническую, маркетинговую и кадровую политику,

привлечь необходимые для развития производства инвестиции. Кредиторы

получают шанс спасти свои деньги, общество —структуру экономики,

приспособленную к рынку, население — нужные товары, персонал предприятия —

необходимую работу. Система социальной защиты должна обеспечить

высвобожденный персонал работой, переподготовкой, приличным пособием по

безработице.

Глава 2. Организационный механизм ликвидации предприятия.

2.1. Диагностика кризисных ситуаций и состояние банкротства.

Важной составляющей системы банкротства является диагностика состояния

предприятия, контроль и своевременное упреждение и предотвращение

пришижинниихся кризисных ситуации. Своевременная и качественная диагностика

и профилактичсская работа главная задача управления предприятием вообще и

кризисного в частности. Работаподиагностике проводится внссколькоэтапов,

главными из которых являются:

а) анализ финансового состояния, прогноз развития рыночной ситуации;

б) своевременное обнаружение причин и основных факторов. способствующих

развитию кризисных ситуаций;

в) умение обнаружить раньше не заметные для неспециалиста признаки

грядущего неблагополучия прсдприятия как уже отмечалось, причинная

зависимость кризисных ситуаций скрытая в самом рыночном хозяйстве, вызвана

постоянным изменением рыночных ориентации потребителя. Однако эта общая

экономическая предпосылка вовсе не означает фатального исхода для любого

предприятия и тем бол ее для экономики вислом, хотя история знает подобные

всеобщие кризисы, которые стали причиной банкротства экономики в целом

(экономические кризисы).

В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи,

1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 — на

внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобной оценки;

однако можно не без основания предполагать, что для современной России

характерна обратная пропорция влияния этих факторов. Политическую и эко-

номичесую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и

инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным факторам,

ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных

предприятий.

Не обращаясь к экономической теории, которая дала уже объяснения этим

явлениям, обратимся к анализу факторов. которые служат непосредственным

катализатором Кризисной ситуации.

Успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как

взаимодействие целого ряда факторов: внешних (на них предприятие не может

влиять вообще или влияние может быть слабым), внутренних (как правило, они

зависят от организации работы самого предприятия).

Способность предприятия приспособиться к изменению технологических,

экономических и социальных факторов — гарантия не только его выживания, но

и процветания.

В экономической литературе к внешним факторам, оказывающим сильное влияние

на деятельность предприятия, относятся:

1) размер и структура потребностей населения;

2) уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и

покупательная его способность (сюда же можут быть отнесены уровень цен и

возможность получения потребительского кредита, что существенным образом

влияет на предпринимательскую активность);

3) политическая стабильность и направленность внутренней политики;

4) развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса

производства товара и его конкурентоспособность;

5) уровень культуры, проявляющейся в привычках и нормах

Важным является система контроля и раннего обнаружения признаков

предстоящей кризисной ситуации.

1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия является

отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов,

банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые

предприятием, и их предложения. В этом смысле показательными являются

всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные,

открытие или- закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм.

их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые

рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в

стратегии предприятия. Другим существенным признаком, также контролируемым

кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей

в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начинается с

конфликтов в высшем руководстве предприятием.

2. Другой блок ранних признаков банкротства включает в себя характер

изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременность

и качество представления финансотой отчетности и проведения аудиторских

проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются:

. задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что

может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком

уровне квалификации персонала. Во всяком случае и то и другое может

говорить специалисту о неэффективности финансового управления;

. изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов

и нарушения определенной их пропорциональности;

. увеличение или уменьшение материальных запасов, что может

свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной

неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам;

. увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам;

. уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценение

акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или

низких) цен на свою продукцию и т.д.

Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки

предприятия, ограничение коммерческой деятельности пред-л приятия органами

власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.

Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть

управления кризисными состояниями и банкротством целевой выбор наиболее

эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая

и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не

означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в

подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных

ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие,

обязательные для каждого предприятия процедуры.

По характеру этих мероприятий можно выделить два наиболее распространенных

вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию. Первая из

применяемых тактических программ, получила название защитной, поскольку она

основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является

сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием

основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом.

Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении

внешних для предприятия обстоятельств. Она характерна для большинства

российских государственных и частных предприятий в 1992-1994 гг. — наиболее

нестабильном времени всей экономической системы. Однако подобная тактика,

если она и может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих

оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры,

неприемлема для более или менее значительной, не говоря уже о подавляющей

части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики

большинством предприятий ведет к еще более глубокому кризису национальной

экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее

предприятий. И это вполне объяснимо: ведь главные причины кризисной

ситуации лежат вне предприятия. Защитная тактика предприятия

ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных

мероприятий, среди которых следует отметить: устранение убытков, сокращение

расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление

дисциплины, попытку улаживания дел с кредиторами (отсрочку долгов) и с

поставщиками и другие мероприятия.

Наиболее эффективна наступательная тактика, для которой характерно

применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В

этом случае наряду с экономными, ресурсо-сберегающими мероприятиями

проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта,

политика более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование

производства за счет его модернизации, обновления основных фондов,

внедрения перспективных технологий.

В то же время меняется или укрепляется руководство предприятия,

осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации и, если надо,

корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е.

изменяется его стратегия. В соответствии с новой стратегией

пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция все в

большей степени нацеливается на укрепление позиций предприятия на

существующих и завоевание новых сегментов рынка, обновляется номенклатура

выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой

концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления и в

соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и

инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому

благополучию предприятия.

2.2. Организационно-методическое обеспечение ликвидации предприятий.

Под банкротством предприятия или любого другого хозяйствующего субъекта

понимается неспособность его удовлетворить требования кредиторов по оплате

товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные

платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств

должника над его имуществом.

В отношении должника применяются следующие процедуры: реорганизационные,

ликвидационные, мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают

внешнее управление имуществом должника и санацию. К ликвидационным

процедурам относятся:

. принудительная ликвидация хозяйствующего субъекта-должника по решению

арбитражного суда;

. добровольная ликвидация несостоятельного хозяйствующего субъекта под

контролем кредиторов.

В новом Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», вступившем

в действие с 1 марта 1998 года, имеется много нового для российского

законодательства, в частности изменение подхода к определению критериев

несостоятельности (банкротства) должников — юридических лиц.

В законодательстве других стран определение обычно базируется или на

принципе его неплатежеспособности (на основе анализа встречных денежных

потоков), либо на принципе неоплатности (на базе соотношения активов и

пассивов по балансу должника). Наличие у него имущества, превышающего общий

объем кредиторской задолженности, выступает гарантией его способности

восстановить платежеспособность, что служит основанием для использования

процедуры внешнего управления.

Признание должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного

производства, означающего, что срок исполнения всех денежных обязательств

должника наступил. При этом прекращается начисление неустоек, финансовых

санкций и процентов по задолженности должника. С этого момента все

требования к должнику (в том числе налоговых органов) могут быть

предъявлены только в пределах конкурсного производства. Арбитражный суд

назначает конкурсного управляющего из числа кандидатов, предложенных

собранием кредиторов. На конкурсного управляющего возлагаются обязанности

по аккумулированию имущества должника и формированию конкурсной массы для

продажи имущества и расчетов с кредиторами в очередности, предусмотренной

ст. 64 Гражданского кодекса РФ.

В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и

связанные с ними всевозможными обязательствами партнеры (кредиторы,

поставщики и т.д.), но и органы государственной власти. Их роль,

разумеется, (если они не являются собственниками предприятий) отличается от

роли других участников продажи предприятия; из состава имущества

предприятия при его продаже подлежат исключению объекты инженерной

инфраструктуры, обслуживающие население города (поселка), находящиеся на

балансе предприятия.

Решение о ликвидации предприятий-должников и продаже их имущества может

быть принято только по согласованию с соответствующим органом

исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При продаже находящихся в федеральной или государственной

собственностисубъектов Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале

таких предприятии не устанавливается ограничение по минимальной начальной

цене их продажи, и. кроме того, при продаже долей (паев, акций) на

коммерческом конкурсе в его условия могут включаться требования по

погашению в срок не более 1 месяца со дня заключения договора купли-продажи

просроченной кредиторской задолженности предприятия, уменьшенной

пропорционально отношению приобретаемой государственной доли к размеру

уставного капитала, но не менее суммы средств, необходимой для покрытия

фактической задолженности предприятия по оплате труда работникам

предприятия.

В том случае, когда на момент принятия Федеральным управлением решения об

обязательной продаже предприятия-должника. находящегося в федеральной

собственности, в арбитражном суде рассматривается дело о несостоятельности

предприятия. Федеральное управление обязано заявить в суд ходатайство о

проведении внешнего управления имуществом этого предприятия. При

удовлетворении судом такого ходатайства мероприятия по реализации решения

Федерального управления включаются в план проведения внешнего управления

имуществом должника. Если же дело о несостоятель^ ности предприятия,

находящегося в федеральной собственности, возбуждается после принятия

Федеральным управлением решения об обязательной продаже предприятия, это

управление обязанб заявить в арбитражный суд ходатайство о приостановлении

производства по делу на срок, необходимый для выполнения решения, но не

более чем на шесть месяцев.

Глава 3. Конкурсное производство.

3.1. Порядок осуществления.

Конкурсное производство — это процедура, направленная на принудительную или

добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой

осуществляется распределение между кредиторами конкурсной массы, т.е.

имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе

этого производства.

Конкурсное производство осуществляется в целях соразмерного удовлетворения

требований кредиторов и объявления должника свободным сп долгов, а также

для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.

Достижение этих целей обеспечивается законодательным урегулированием

порядка проведения этой процедуры и контролем арбитражного суда за

действиями ее участников.

Открывает и закрывает конкурсное производство арбитражный суд. Он же

назначает конкурсного управляющего, определяет правомерность действий

участников этого производства по их заявлениям, угверждает отчет

конкурсного управляющего.

Решение об открытии конкурсного производства принимается в случае признания

предприятия-должника несостоятельным (банкротом) и необходимости в связи с

этим его принудительной ликвидации. Об открытии конкурсного производства

арбитражный суд извещает трудовой коллектив предприятия-должника,

соответствующие органы самоуправления, местные финансовые органы, банки и

иные кредитные учреждения, обслуживающие должника, т. е. всех лиц, интересы

которых могут быть затронуты при ликвидации предприятия.

Решение арбитражного суда о признании предприятия-должника несостоятельным

(банкротом) и открытии в связи с этим конкурсного производства должно быть

обязательно опубликовано в «Вестнике Высшего Арбиражного суда Российской

Федерации» после вступления этого решения в законную силу. Объявление

публикуется арбитражным судом, его вынесшим, за счет средств, перечисленных

на депозитный счет арбитражного суда. В объявлении указываются наименование

арбитражного суда, в производстве которого находится дело, наименование и

местонахождение предприятия-должника, в отношении которого осуществляется

конкурсное производство, дата принятия соответствующего решения

арбитражного суда. а также обращение к кредиторам ликвидируемого

предприятия предъявить в предусмотренный Законом двухмесячный срок со дня

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.