реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы классификации документов

познания.

Ф. Энгельс определил суть классификации наук как классификацию

многообразия и специфичности самих форм движения материи.

В этом ценном положении Ф. Энгельса заключены основные принципы

марксистско-ленинской классификации наук – объединение их в классы в

соответствии с изучаемыми формами движения материи и расположение классов,

согласно внутренне присущей им последовательности – от наук, изучающих

более общие и простейшие формы движения материи, к наукам, изучающим

наиболее частные и сложные формы.

Наибольшее внимание Ф. Энгельс уделяет классификации естественных наук,

он дает основы общей классификации знаний, подразделяя их на три класса: 1)

науки о неживой природе. Доступные в большей или меньшей степени

математической обработке (математика, астрономия, механика, физика, химия);

2) науки, изучающие живые организмы; 3) исторические науки, изучающие в их

исторический преемственности и современном состоянии условия жизни людей,

общественные отношения, правовые и государственные формы с их идеальной

надстройкой в виде философии, религии, искусства.

В исследовании проблемы классификации общественных наук решающее

значение имела разработка Марксом совместно с Энгельсом исторического

материализма, заложившего основы понятия системы общественных наук и их

взаимосвязи.

В современных условиях процесса интеграции наук, возникновения новых

научных дисциплин на стыках сформировавшихся наук, взаимопроникновения

общественных и естественных наук основные положения исторического

материализма, приобретают особую актуальность. Научно классифицировать

любой объект реального мира можно лишь при условии, если в основу положены

не внешние, случайные а внутренние, определяющие признаки выработанные на

основе всестороннего анализа изучаемого процесса и смежных с ним явлений в

историческом разрезе. Проблема классификации наук и информации жесточайшим

образом связаны с марксистско-ленинской теорией отражения.

В. И. Ленин определил принцип отражения как основу материалистической

теории познания, он обогатил и развил теорию отражения. Проникновение в

сущность наук основывается на категориях диалектики, что позволяет дать

более глубокое обоснование классификации человеческих знаний и информации.

Рассматривая классификацию знаний у Аристотеля, В. И. Ленин особо

подчеркнул подход к классификации, при которой бы изучение разных сторон

объектов позволяло рассматривать их с точки зрения нескольких наук.

Из этого следует, что научная классификация не может игнорировать

многосторонность явления, а применительно к документу – многосторонность

содержащейся в ней информации. Всестороннее исследование документов в

разных аспектах позволяет судить о полноте и достоверности фактов и

событий, изложенных в них.

В современных классификациях документной информации принцип

многоаспектности наиболее развит в фасетных системах. Этот принцип

целесообразно применять при разработке единой классификации произведений

печати и документальных материалов.

Ленинские указания имеют важнейшее историческое значение для научной

работы с документами и являются основными при анализе содержания и

структуры комплексов документов в библиотеках, архивах и других службах

информации, а так же при анализе содержания и структуры классификации

сведений, имеющихся в этих комплексах.

В различных типах классификации документной информации, при фиксации

групп, классов и выявлений их связей, так же как и при классификации наук,

используют дедуктивные и индуктивные приемы группировки сведений:

исследование идет от познания общих сторон предмета, явления к частям

(дедукция) или от частных к общим его сторонам (индукция). На этих методах

основывается научная классификация

Научная классификация, базируясь на сочетании методов анализа и

синтеза, позволяет рассматривать все явления, факты, события во

взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости. При этом особую

значимость приобретает правильности применения указанных методов в изучении

объектов. Выбор методов должен обуславливать самим характером изучаемых

объектов. Методы индукции и дедукции позволяют разработать не только схемы

классификации документов, но и принципы построения научно – справочного

аппарата в целом, призванного учесть документальные материалы, раскрыть их

содержание и привести сведения, заключенные в них, в определенную систему.

При классификации информации необходимо глубокое историческое

исследование развивающихся предметов и объектов в динамике, что позволит

определить тенденции этого развития, предусмотреть теоретически возможные

варианты группировки данных и обосновать выбор наиболее правильного

варианта.

В трудах классиков марксизма-ленинизма большое внимание уделено

математическим методам научного анализа, что очень важно для классификации

информации. К. Маркс создал математическую модель экономического процесса с

помощью системы уравнений, разработав схемы простого и расширенного

воспроизводства.

Ф. Энгельс совокупно рассмотрел вопрос о диалектическом и

математическом понимании природы, подчеркивая, что для этго необходимо

знакомство с математикой и естествознанием. Роль математики в подтверждении

общих закономерностей природы положена В. И. Лениным: “Единство природы, -

писал он в работе “Материализм и эмпириокритизм”, обнаруживается в

“поразительной аналогии” дифференциальных уравнений, относящихся к разным

областям явлений”.

В наше время тенденция математизации знаний значительно усилилась.

Проникновение математических методов в общественные науки, развитие

кибернетики, объединившей едиными методами исследования естественные,

технические и общественные науки, коснулись и классификации документной

информации.

Документальные материалы, отражая объективную действительность, ее

явления, служат одним из источников изучения действительности в конкретных

исторических условиях и источником информации о ней. Информация,

содержащаяся в материалах библиотек, архивах, научно-исследовательских

институтах, организациях и предприятиях, занимает важное место в общем

запасе информации, которым располагает общество. В связи с этим вопросы

организации документной информации и ее поиска приобретают большое научное

и практическое значение.

Охарактеризование основных положений марксистской теории познания,

развитие В. И. Лениным, имеют принципиальное историческое значение не

только для классификации наук, но и для классификации информации,

накопленной в каждой отрасли знаний и отрасли практической деятельности.

Системы документной классификации.

Классификация наук отражает и рассматривает развитие и взаимосвязи

наук, изучающих формы движения материи, последовательность и взаимосвязи

самих форм движения. Становление научных знаний, связанное с изменением и

субординации отдельных наук, дифференциацией и интеграцией и возникновением

новых наук, сопровождает изменением и усложнением классификации.

Появившиеся исторически системы классификации фиксируют общую картину

становления человеческой информации, изучение которой имеет большое

значение для развития теории вообще и развития теории документных

классификаций в частности.

Информация содержащаяся в документальных источниках, по своей

значимости может быть краткосрочной, длительных сроков, постоянной.

Соответственно и документальные материалы подразделяются в зависимости от

ценности информации, заключенной в них – временных сроков хранения,

длительных, постоянных. Информация может приобрести научное, практическое и

историческое значение сразу же после ее создания или какое то время спустя

(чаще это бывает с научными идеями). Информация, документ, имеющий

непреходящее научное значение, становится историческим источником

постоянной ценности.

Классификация.

В формальной логике под классификацией понимается разделение предметов

какого – либо рода на классы по наиболее существенным признакам, присущим

предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом

каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место

и, в свою очередь, делится на подклассы.

В зависимости от признаков оснований, по которым распределяются

предметы и явления, классификация может быть искусственной или

естественной. Естественная классификация берет в основу распределение

предметов и явлений исторически. Как отмечает Б. М. Кедров, “любая

искусственная классификация вещей или знаний о вещах характеризуется прежде

всего отсутствием историзма.

Она раскрывает и толкует связи между вещами, а так же между знаниями о

них не как результат исторического развития, не как связи, сложившиеся

необходимым образом в процессе этого развития, но как связи случайные,

внешние, а нередко как установленные самим человеком ради удобства охвата

данного материала. Напротив, подлинно естественная классификация в той или

иной форме отражает именно те связи и отношения между подлежащими

классификации объектами, которые сложились в итоге их исторического

развития или развития знаний о них”.

Научная классификация основывается на диалектико-математическом анализе

классифицируемых объектов и понятий. В диалектической логике классификация

определяется как раскрытие внутренней необходимой связи между группами,

классами, родами, по которым распределены классифицируемые предметы.

В связи с этим некоторые авторы подразделяют научную классификацию по

видам соответственно этапам развития и степени проникновения в изучаемые

объекты: описательные классификации; описательные классификации с

объяснениями; сущностные классификации.

Описательные классификации – наиболее элементарные и формальные. В них

объекты распределены строго по классам, а между классами можно провести

резкие различительные линии, в силу чего однозначно решается вопрос, к

какому из классов относится данные объект. Такие классификации нередко

применяются на начальных ступенях и носят характер предварительной

систематизации.

Когда исследование переходит от анализа явления к вскрытия его

сущности, от простой констатации наличия структуры анализируемого множества

к нахождению его основания, от знания факта существования данных классов

исследуемого объекта к знаниям со следующим видом классификации –

описательной классификации с объяснением.

Формулировка закономерностей образования классов является дальнейшим

шагом в развитии классификации и представляет вид классификации называемой

сущностной. На этой стадии обнаруживается, что объекты одного класса

многими нитями связаны с объектами других классов. Переход от описательной

классификации к сущностной влечет за собой существенную перестройку

первоначальной классификации. Происходит перераспределение объектов по

классам, иногда выделяются новые классы или несколько классов сливаются в

один. Производится и перегруппировка связей между классами, на основании

характера этих связей.

Таким образом, научные классификации дают нам знание факта

существования данных классов исследуемого объекта или знание закономерности

их образования.

Научная классификация, отражая объективные закономерности исследуемых

процессов, служит основой логико-математического или информационного

моделирования, при котором сведения описываются с помощью логических

формул.

Применение методов математической обработки информации и изучение

формально логической структуры классификаций позволило определить

возможности их использования при поиске информации при помощи электронных

вычислительных машин. Машинное классифицирование требует, чтобы слова и

словосочетания, выражающие объекты и понятия, были строго формализованы. в

связи с этим широко экспериментируется применение машинной “памяти” и

последующих механизированных поисков.

Среди многих проблем информационных поисков, в частности поисков с

применением средств механизации и автоматизации, одним из важных является

анализ содержания документов. Анализ содержания документа до сих пор

является трудоемкой работой, выполняемой как правило, людьми, а не

машинами. Сложность этой задачи состоит в том, что она является частью

решения более сложной проблемы – формализации мышления.

Как видим, классификация выполняет важные функции не только в научном

исследовании предметов и явлений, относящихся ко всему многообразию

объектов, но и в организации процесса получения и обработки информации о

нем.

В истории поиска сведений разработано не мало определений понятия

классификации документальной информации. Главным образом библиотечно-

библиографические классификации, а так же классификации

делопроизводственных и архивных документов.

Е. И. Шамурин определил понятие библиотечно-библиографической

классификации как распределение произведений печати и других произведений

письменности по отделам (классам), подотделам (подклассам) и дальнейшим

более детальным распределением в определенной логической последовательности

и соподчинении на основе каких – либо общих признаков содержания и рода

произведений печати – с одной стороны, и различия между ними - с другой.

М.Ч.Т. полагают, что классификация документной информации “заключается в

группировке научных документов по отраслям знаний, отдельным проблемам,

предметам или по каким либо формальным признакам, например расстановка

документов или изданий в алфавитном порядке имен их авторов или их

заглавий” под библиотечной классификацией авторы понимают распределение

документов по отраслям знаний в соответствии с содержанием этих документов

Словарь архивных терминов определяет классификацию сведений из

документов как отнесение их к делению схем классификации на основе общих

признаков между ними.

МФД, которая под документной классификацией понимает любой метод

установлений связей, родовых или каких либо иных, между отдельными

семантическими единицами, независимо от степени иерархических систем.

Установлено, что научно-техническая информация устаревает через 10-15

лет, а экономическая в более короткий срок.

Классификация знаний является объектом философии. Каждая наука, будь то

теоретическая или прикладная, разрабатывает классификацию объектов своего

изучения, без чего невозможно обобщение закономерностей развития той

стороны природы и общества, которую эта наука изучает. Объектами изучения

библиотековедения, документоведения, архивоведения, источниковедения и

других научных дисциплин, являются различные виды документов как носители

информации. В зависимости от целей и задач научной разработки, в этих

научных дисциплинах на различных стадиях работы с документами складываются

определенные типы (библиотечная, делопроизводственных документов, архивных

документов, исторических источников), и в их пределах – виды классификации

материалов.

При классификации наиболее крупной категории материалов – документации

учреждений, находящейся в делопроизводстве, мы встречаемся с тремя видами

классификационных схем: номенклатурами, создаваемыми с целью формирования

дел и имеющими в связи с этим в основе своего построения такие признаки,

как происхождение (учреждение или его структурная часть), время создания

материалов, а в пределах города – виды документов; перечнями документальных

материалов, составляемыми с целью определения срока хранения документов и

имеющие в основе классификации функций деятельности учреждения, а внутри их

– виды документов; классификаторами, создающимися в целях научной

группировки сведений из документов для быстрого поиска информации.

Классификаторы строятся с учетом деятельности учреждения, отраслей, тем

и предметов содержания документов.

В целом вся система классификации в делопроизводстве служит основой

организации так называемых первичных комплексов документа и закладывает

основы фондов для дальнейшего хранения и использования материалов в

учреждении и государственном архиве.

Схема классификации исторических источников по содержанию может

рассматриваться как информационно-поисковый язык. После детальной

разработки эта схема классификации письменных исторических источников может

с успехом использоваться для классификации документной информации,

содержащейся в архивных комплексах соответствующего периода. Когда схема

будет детализирована, а ее деления получат индексы, исторические источники,

например древние рукописи всей страны, могут быть каталогизированы по

единой программе независимо от места их хранения.

В свою очередь, архивные учреждения, которым предстоит разработка схемы

классификации материалов досоветского периода, могли бы также в се основу

положить схему классификации исторических источников по содержанию, а в

идеальном случае эти схемы должны совпадать. Наконец, схема классификации

исторических источников по содержанию окажет известное влияние на схему

единой классификации произведений печати и документальных материалов. Как

видим, все системы документной классификации основываются на общих

признаках документов и имеют значительное сходство между, собой

Документная классификация на первой стадии в делопроизводстве является

инструментом организационной и управленческой деятельности учреждения,

затем — организации архивного хранения и получения информации и, наконец,

анализа документов как исторических источников.

Вот почему классификация документальных материалов па всех стадиях

должна быть глубоко историчной и строиться на марксистско-ленинской

методологической основе. Эти требования целиком и полностью относятся к

классификации документов в архивах, проводимой в целях поиска информации.

Особенности документной классификации на этой стадии состоят в том, что,

с одной стороны, объектом классификации здесь являются исторические

источники и, соответственно, их классификация должна отвечать требованиям,

предъявляемым к классификации исторической наукой. С другой стороны,

текстовые и другие архивные документы, являясь объектами информации, по

способам извлечения данных, их группировки и описания, в какой-то степени

поддаются тем же закономерностям, которые характерны и для других объектов

информации-— книг, журналов, патентов, кипофотофономатериалов, технической

документации и др.

Схемы классификации наук, являясь результатом человеческого мышления,

несовершенны, как несовершенно и само мышление. Действительность в них

отражается в огрубленном и упрощенном виде. Классификация наук ввиду

несовершенства знании не может рассматриваться по всем областям знаний как

бесспорная. Что касается документных классификаций, то в них отражаются не

формы движения материи, не непосредственные явления и предметы, их связи в

объективном мире, а их отражение книгами, делопроизводственными, архивными

и другими документами, что «огрубляет» и «омертвляет» действительность в

еще большей степени В документных классификациях степень огрубления

действительности еще более возрастает — в самом нашем мышлении, которое мы

намереваемся отразить в схеме. В завершенной схеме мы имеем уже огрубление

действительности «второй степени». Если же учесть процесс фактической

группировки по рубрикам классификационной схемы конкретного содержания книг

и документов, то степень огрубления действительности становится

многостепенной, так как раскрытие связей в природе и обществе, данное в

книгах и документах, при их классификации по схеме, в свою очередь, также

огрубляется. Таким образом, классификация наук и документные классификации

с различной степенью точности отражают реально существующие связи

объективного мира. Диалектико-материалистическое понимание процессов

развития определяет основные принципы классификации наук и базирующихся па

ее основе документных классификаций: объективность отражения связей,

исторический подход, всесторонность и комплексность изучения

классифицируемого материала.

Принцип объективности выражается в соответствии классификации развитию

внутренних связей самих предметов и явлений. В последовательности

группировки и расположения сведении должны быть отражены закономерности

развития и последовательность, объективно присущие явлениям реального мира.

Применение принципа объективности пpи классификации книг.

делопроизводственных, архивных материалов н других документов, имеющих

значение исторических источников, позволяет научно обоснованно

воспроизвести взаимосвязи наук, их соотношение с практической деятельностью

общества, правильно отразить организацию государственного аппарата и его

отдельных частей на разных этапах развития государств и в соответствии с

этим классифицировать содержание различных видов источников информации.

Принцип объективности проявляется в отражении интересов рабочего

класса, в сознательном классовом подходе при оценке и классификации явлении

и фактов. Принцип объективности является главным условием марксистско-

ленинского анализа и служит выражением основного требования

коммунистической партийности.

Принцип историзма. Историзм процессов развития природы и общества

отражен в какой-то мере в самих объектах классификации, т. е. информации и

в различных формах ее фиксации - книгах, документах и т. н. В

классификациях, особенно иерархических, необходимо сведения располагать от

низшего к высшему, от простого к сложному, освобождаясь от случайностей,

имеющих место в реальном историческом процессе. Принцип историзма позволяет

конкретизировать подход к классифицируемым явлениям, он допускает

рассмотрение не самого процесса развития, а его определенного этапа или

результата развития на определенном этапе. В связи с этим подход к анализу

объектов может быть структурным, когда анализируются взаимосвязи объектов,

их внутреннее строение (структура), и генетическим, когда исследуется

процесс возникновения и происхождения (генезис) объектов.

Эти обе стороны принципа историзма важно учитывать при классификации

объектов, связанных с общественными науками, и в частности с исторической

наукой, использующей данные всех упоминаемых выше источников, начиная с

книг и кончая различными видами документов, а следовательно—имеющей дело с

различными системами документной классификации. Историческая наука

исследует историю человеческого общества в целом — всего мира или отдельных

частей земного шара (генезис развития), а также отдельные структурные

элементы развития общества — производительные силы, производственные

отношения, базис, надстройка и т.п.

Принцип историзма при классификации делопроизводственных и архивных

документов предполагает глубокое изучение их исходя из особенностей тон

конкретной исторической обстановки, в условиях которой они возникли, с

учетом времени и места их образования. В соответствии с принципом историзма

документальные материалы ГАФ СССР подразделяются на две большие группы по

историческим эпохам, в процессе которых они возникали - на материалы эпохи

социализма и на материалы феодальной н капиталистической эпох (феодальной и

капиталистической общественно-экономических формации).

При раскрытии содержания документальных материалов согласно

классификационным схемам принцип историзма проявляется в учете специфики

документов конкретных исторических периодов, народности, языка, социальных

н классовых отношений и т.п.

В схемах документной классификации, особенно в схемах письменных

исторических источников, широко сочетаются обе стороны принципа историзма

(структурный и генетический).

Принцип историзма является одной из основ методологии документной

классификации. Без истории нет теории. Теория воспроизводит историю, но в

очищенном, освобожденном от случайностей обобщенном виде. Принцип историзма

помогает правильно понять направления развития классификационных методов и

лучшие из них использовать при разработке новых систем.

Принцип всесторонности и комплексности. Всесторонне изучить объекты

классификации - книги и документы - это значит подвергнуть их содержание

глубокому и тщательному анализу, исходя при этом не из одной какой-либо

конкретной предпосылки, а учитывая все те направления, по которым могут

быть использованы рассматриваемые носители информации.

Принцип всесторонности и комплексности изучения документов пронизывает

все основные этапы документной классификации, начиная с определения

классификационных признаков предметов и кончая изучением аспектов поиска

информации. Особое значение этот принцип имеет при классификации

исторических источников и при их описании в каталогах, когда необходимо

учитывать способ воспроизведения документа, материал, па котором он

написан, рисунки, различные пометы и многие другие специфические

особенности. Всестороннее изучение изданий и документов позволяет

установить все аспекты их содержания н правильно определить их место в

системе классификации.

Рассмотренные основные принципы, общие для классификации знаний и

документных классификаций, являются методологической основой при разработке

всех систем классификации, независимо от того, являются ли они

иерархическими, фасетными, предметными или дескрипторными. Для

иерархических систем эти принципы наиболее важное значение приобретают при

разработке главных таблиц классификаций («основного ряда»).

Проблема «основного ряда» в иерархических документных классификациях

затрагивает многие теоретические вопросы. Важнейший из них—вопрос о

группировке и расположении знании, фактов, событий, явлении на первой

ступени деления. В библиотечных системах, имеющих целью классифицировать

книжные знания, заложено стремление максимально отразить классификацию

наук. Как мы могли видеть в предыдущих главах, почти все иерархические

системы библиотечной классификации в качестве главных своих делений имеют

названия наук или групп наук, хотя имеются и деления, обозначающие области

практической деятельности людей.

Среди библиотековедов долгое время шла дискуссия о порядке размещения

наук о природе и наук об обществе. Одни авторы, ссылаясь на классификацию

наук, данную Ф. Энгельсом, полагают, что основной ряд должен начинаться с

наук о природе. Другие, подчеркивая задачи и отличия библиотечной

классификации от классификации наук, считают более правильным в

пропагандистских и воспитательных целях начинать основной ряд с общественно-

политических паук.

Хотя, классифицируя знания, составляющие содержание книг, библиотечно-

библиографические классификации максимально приближаются к классификации

наук, они не могут с ней совпадать, поскольку имеют свое специфическое

назначение, отличное от назначения классификации наук. Все иерархические

библиотечно-библиографические классификации в отличие от .классификации

наук, однолинейны (этим преследуются практические цели—в частности, такие,

как расстановка книг на полках); также и в систематических каталогах—каждая

паука занимает одно, определенное для нее классификацией место в линии.

Поэтому-то иерархические библиотечно-библиографические классификации лишь

относительно вскрывают многообразие взаимосвязей наук и в них труднее

отразить многоаспектный характер знании. Отсюда условность и известная

искусственность иерархических библиотечно-библиографических классификаций.

Однолинейная классификация наук в библиотечно-библиографических схемах

представляет собой известное упрощение действительных связей и

взаимоотношений, существующих как между отдельными науками, так и между

целыми их группами, обнаруживая в некоторых случаях заметную

искусственность. Такого рода искусственность и огрубление действительности

неизбежны при постановке задачи от разветвленной к однолинейной

классификации наук в любом ее виде.

Б. М, Кедров показывает, что разветвленный и, по сути дела, непрерывный

ряд наук может быть при переходе к однолинейной классификации разорван,

строго говоря, в любом месте Наименее искусственным был бы разрыв в пункте,

соединяющем философские и общественные науки. В прикладной классификации,

какой является библиотечно-библиографическая классификация, по мнению Б. М.

Кедрова, допустимо построение линейного ряда путем перехода от философских

наук к паукам об обществе. Эта идея нашла отражение при разработке

основного ряда ББК.

Библиотечно-библиографические классификации, и отличие от классификации

наук, дают возможность создавать комплексы литературы не только по

содержанию, но и но другим признакам—таким как читательское назначение

(учебники, пособия, справочники), языковый признак и т. и. В ней

предусматривается возможность группировки литературы общенаучного характера

— библиографий, энциклопедии.

В библиотечно-библиографические классификации, вследствие ее

практического назначения вводятся комплексы, выходящие за пределы одной

формы движения, одной науки. К таким комплексам относятся так называемые

общие отделы. Это проистекает вследствие несоответствия понятий «форма

движения материи» и «предмет» науки. Даже и для классификации наук понятия

«форма движения материи» или «объект, изучаемый наукой» не всегда совпадают

с понятием «предмет» в общепринятом смысле этого слова.

«Предметом» может быть любая вещь, существующая в природе, каждое

явление или процесс. «Форма движения»—понятно в одних случаях более

широкое, чем «предмет», в других— значительно более узкое. «Как одна из

форм физического движения,— писал Е. И. Шамурин,— «теплота» является более

общим понятием, чем предмет или группа предметов (неорганическое тело,

растение, животное), в которых наблюдаются тепловые явления. В свою

очередь, каждое из понятий «минерал», «растение», «животное», «человек»

шире, чем «теплота», так как во всех перечисленных «предметах» (дисперсных

частицах организованной материи) происходят те только тепловые, но и

различные другие процессы. Температурные явления—только одна сторона их

существования, следовательно, одна грань, один аспект их научного изучения.

Документные классификации как научные классификации.

Для научно-технической революции 20-го в. характерно использование не

известных ранее видов энергии, применение новых способов обработки

материалов, возникновение «мыслительных» функций у машин, ускоренное

развитие теоретических паук. На стыке традиционных наук возникли новые

науки и научные направления. Прекрасным примером интеграции наук является

кибернетика, объединившая множество известных, но внешне мало связанных

между собой направлений, - таких как организация, управление, информация,

труд и т. и. - и рассматривающая их с математической, биологической,

инженерной, экономической н социальной точек зрения.

Новое качество приобрели так называемые прикладные науки, которые

становятся специальными, а в ряде случаев—самостоятельными отраслями

знания. Они перестали быть науками «второго сорта», отстающими от основных.

Для прикладных наук свойственна теснейшая связь с практикой, детальный

анализ внутренних связей между предметами н явлениями, обусловленные

характером объектов исследования.

Деление наук на теоретические и прикладные весьма условно. Между

теоретическими и прикладными знаниями существуют настолько тесные

взаимосвязи, что подчас невозможно определить, где кончаются теоретические

науки и начинаются прикладные.

Заметная разница наблюдается только в результате, а не в процессе

исследования: исследование в прикладной науке приводит к реформам, а в

теоретической - к революции.

Библиотековедение, документоведение, архивоведение, источниковедение, к

которым относятся рассматриваемые выше документные классификации, являются

прикладными науками и могут быть отнесены к классу общественных наук. Они

изучают произведения печати, современные и исторические документальные

материалы, созданные на различных материальных носителях, как продукт

человеческого интеллекта, предназначенный для людей и используемый людьми.

Поэтому названные науки н научные направления тесно связаны с другими

общественными науками - такими как история, социология, наука управления, а

также со смежными науками—кибернетикой, информатикой и др.

Указанные прикладные науки (как и все науки) не останавливаются на

собирании, изложении и систематизации материала, а изучают с помощью

исторического н логического методов внутренние связи между явлениями и

фактами, давая им теоретическое объяснение н обобщая их. Одним из методов

такого изучения является разработка соответствующих документных

классификаций.

Прикладные науки, классификации которых рассматриваются, глубоко

историчны как по времени возникновения, так и но методам исследования.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.