![]() |
|
|
Синтез управляющего автомата модели LEGO транспортной тележки и моделирование ее движенияСинтез управляющего автомата модели LEGO транспортной тележки и моделирование ее движенияКубанский государственный технологический университет Кафедра автоматизации технологических процессов Задание на контрольную работу По дисциплине “Автоматизированное управление дискретными процессами” для студентов заочной формы обучения специальности 21.01 — “Автоматика и управление в технических системах” на тему: “Синтез управляющего автомата модели LEGO — “транспортная тележка” и моделирование её движения вдоль трассы” Выдано: Аспирантом каф. АПП 06.09.99 /Напылов Р.Н./ студенту гр. ____________ /____________/ Краснодар 1999 Исходные данные 1 Управляемый процесс — движение модели LEGO транспортной тележки вдоль заданной траектории в виде белой полосы. Ориентация тележки относительно трассы регулируется датчиками контраста. 2 Условная схема транспортной тележки приводится на рисунке 1.1. Тележка движется за счёт заднего привода, создающего постоянное тягловое усилие [pic]. Вращение переднего колеса тележки осуществляется с помощью реверсивного поворотного двигателя, отрабатывающего с постоянной угловой скоростью [pic], где [pic] — угол поворота переднего колеса (рисунок 1.1) 3 Транспортная тележка, как объект управления имеет систему дискретных входных и выходных сигналов, структурно представленную на рисунке 1.2. Кодировка указанных сигналов следующая: Таблица 1.1 – Кодировка управляющих сигналов |Разряд | | |сигнала |Управляющее действие | |X | | |X0 |1 – двигатель тележки включен | | |0 – двигатель тележки выключен | |X1 |1 – поворотный двигатель отрабатывает влево | | |0 – двигатель влево не отрабатывает | |X2 |1 – поворотный двигатель отрабатывает вправо | | |0 – двигатель вправо не отрабатывает | Таблица 1.2 – Кодировка выходных сигналов |Разряд | | |сигнала |Событие | |Y | | |Y0 |1 – левый датчик над светлой точкой трассы | | |0 – левый датчик над тёмной точкой трассы | |Y1 |1 – правый датчик над светлой точкой трассы | | |0 – правый датчик над тёмной точкой трассы | Сигналы Y используются в качестве обратной связи управляющего автомата. По изменению этих сигналов возможно судить о текущем положении тележки относительно белой полосы трассы. Сигналы X вырабатываются управляющим автоматом в зависимости от поведения во времени сигналов Y так, что бы обеспечить совпадение траекторий движения тележки и трассы. 4 Решение о подачи питания на задний привод тележки и, расположенный на ней, управляющий автомат принимает внешний оператор. Поэтому, исходным состоянием тележки является активность двигателя привода. В этом случае задача управляющего автомата состоит только в обеспечении движения тележки вдоль трассы. 5 Допущения, делаемые при рассмотрении управляемой тележки в динамике: тягловое усилие [pic] постоянное; приведённая сила трения [pic] пропорциональна линейной скорости движения тележки; сила трения [pic], подменяющая реакцию [pic] в момент, когда [pic] (переднее колесо проскальзывает), постоянна и пропорциональна массе тележки; сила трения [pic], подменяющая реакцию [pic] в момент, когда [pic] (тележку заносит), также постоянна и пропорциональна массе тележки; масса тележки [pic] и её момент инерции [pic] относительно центра масс связаны зависимостью: [pic], как если бы вся масса тележки была сосредоточена в стержне [pic] (рисунок 1.1). Основное задание 1 Сформировать модель управляющего автомата в форме таблицы переходов и выходов автомата Милли, предварительно составив список его возможных состояний и перекодировав входной алфавит автомата во множество многозначной логики (Y - четырёхзначное); 2 Минимизировать, в случае возможности, таблицу переходов и выходов автомата Милли; 3 Составить алгебрологические выражения функции переходов и функции выходов минимизированного автомата, используя только двоичное представление входных и выходных сигналов; 4 Минимизировать полученные функции; 5 По минимизированным логическим функциям зарисовать цифровую схему управляющего автомата (стандарт условного графического изображения логических элементов — Российский). Дополнительное задание Вывести модель динамики транспортной тележки. Положение центра масс тележки в плоской системе координат задавать вектором положения [pic]. Положение точки приложения силы тяги привода задавать вектором [pic]. Список источников 1 Юдицкий С.А., Магергут В.Э. Логическое управление дискретными процессами. Модели, анализ, синтез. — М.: Машиностроение, 1987. — 176 c. 2 Кузнецов О.П., Адельсон-Вольский Г.М. Дискретная математика для инженеров. — М.: Энергоатомиздат, 1987. — 450 c. 3 Шварце Х., Хольцгрефе Г.-В. Использование компьютеров в регулировании и управлении: Пер. с нем.—М.: Энергоатомиздат, 1990. — 176 с.: ил. 4 Каган Б.М., Сташин В.В. Основы проектирования микропроцессорных устройств автоматики. — М.: Энергоатомиздат, 1987. — 304 c. 5 Мишель Ж., Лоржо К., Эспью Б., Программируемые контроллеры. — Пер. c французского А.П. Сизова — М.: Машиностроение, 1986. 6 Микропроцессоры: В 3-х кн. Кн. 2. Средства сопряжения. Контролирующее и информационно-управляющие системы: Учеб. Для втузов/В.Д. Вернер, Н.В. Воробьёв, А.В. Горячев и др.; Под ред. Л.Н. Преснухина. — М.: Высш. шк., 1986. — 383 c.: ил. 7 Фиртич В. Применение микропроцессоров в системах управления: Пер. с нем. — М.: Мир, 1984,—464 c., ил. Решение основного задания 1 Выходной алфавит транспортной тележки является входным алфавитом управляющего автомата Y. Для возможности применения теории конечных автоматов перекодируем его во множество четырёх знаков в соответствии с таблицей 5.1. Таблица 5.1 – Кодировка входного алфавита управляющего автомата |Y0 |Y1 |Y | |0 |0 |0 | |0 |1 |1 | |1 |0 |2 | |1 |1 |3 | 2 При определении возможных состояний управляющего автомата будем руководствоваться правилом: — допустимо введение избыточных состояний, которые при последующей минимизации автомата исключаются; недопустим пропуск необходимого состояния, который уменьшает адаптированность автомата к внешним ситуациям. Перечень возможных состояний автомата, отождествлённых с ситуационными событиями транспортной тележки, приводится ниже. Таблица 5.2 – Перечень состояний управляющего автомата транспортной тележки |Код |Описание состояния | |состояния S | | |0 |Исходное состояние неуправляемого движения; | |1 |Поворот вправо (поворотный двигатель непрерывно | | |отрабатывает вправо); | |2 |Поворот влево (поворотный двигатель непрерывно | | |отрабатывает влево); | |3 |Конфликт поворотов. | 3 Для возможности формирования математической модели управляющего автомата рассмотрим описательный алгоритм управления транспортной тележки по состояниям: В исходном состоянии тележка непрерывно движется под действием привода. Ни один из датчиков контраста не находится над белой полосой трассы. Поворотный двигатель остановлен; При возникновении белой полосы под левым датчиком контраста включается поворотный двигатель на отработку влево. Привод отключается и далее следует движение по инерции, что уменьшает вероятность заноса тележки; Как только левый датчик контраста “сходит” с белой полосы поворотный двигатель останавливается в текущем состоянии, а привод вновь запускается; При возникновении белой полосы под правым датчиком — поведение транспортной тележки аналогично; Возникновение белой полосы под правым и левым датчиком свидетельствует о том, что тележка движется перпендикулярно трассе. Это сбойная ситуация, при которой следует отключение привода и блокировка управляющего автомата. Нормальный ход работы автомата может быть восстановлен только “сбросом”. 4 Поскольку управляющий сигнал имеет три разряда, то для составления модели автомата Милли необходимо построить три таблицы переходов и выходов. Указанные таблицы, эквивалентные описательному алгоритму управления, приводятся ниже. Таблица 5.3 – Таблицы переходов и выходов управляющего автомата | |Для X0 |Для X1 |Для X2 | |Код | | | | |Si | | | | | |y |y |y | | |0 |1 |2 |3 |0 |1 |2 |3 |0 |1 |2 |3 | |0 |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| | |] |] |] |c] |] |] |] |] |] |c] |c] |c] | | |Для X0 |Для X1 |Для X2 | |Код | | | | |Si | | | | | |y |y |y | | |0 |1 |2 |3 |0 |1 |2 |3 |0 |1 |2 |3 | |1 |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| | |] |] |] |c] |] |] |] |] |] |c] |c] |c] | |2 |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| | |] |] |] |c] |] |] |] |] |] |c] |c] |c] | |3 |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| | |] |] |] |c] |] |] |] |] |] |c] |c] |c] | 5 Как видно, состояния S0, S1, S2 явно эквивалентны, причём для каждого из выходов X. Представляется возможным эти эквивалентные состояния обозначить одним состоянием S0 – состояние управления тележкой. В этом случае, состояние блокировки S3 удобно переобозначить как S1 – состояние блокировки автомата. В результате получаем модель несократимого автомата Милли. Таблица 5.4 – Таблицы переходов и выходов несократимого автомата | |Для X0 |Для X1 |Для X2 | |Код | | | | |Si | | | | | |y |y |y | | |0 |1 |2 |3 |0 |1 |2 |3 |0 |1 |2 |3 | |0 |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| | |] |] |] |c] |] |] |] |] |] |c] |c] |c] | |1 |[pic|[pic|[pic|[pi|[pic|[pic|[pic|[pic|[pic|[pi|[pi|[pi| | |] |] |] |c] |] |] |] |] |] |c] |c] |c] | 6 Учитывая, что код состояния полученной модели описывается одноразрядным сигналом S, а также учитывая кодировку входных сигналов Y (табл. 5.1), составим таблицу истинности комбинационной схемы автомата, непосредственно по таблице 5.4 и введя обозначения: S[j] — текущий сигнал состояния, S[j+1] — сигнал состояний на следующем такте автомата. Судя по таблице 5.5, минимизации поддаётся только функция переходов [pic]. Минимизируем её методом карт Карно (см. рис. 5.1). Таблица 5.5 – Таблица истинности комбинационной схемы автомата |S[j] |0 |0 |0 |0 |1 |1 |1 |1 | |Y0 |0 |0 |1 |1 |0 |0 |1 |1 | |Y1 |0 |1 |0 |1 |0 |1 |0 |1 | |S[j+1] |0 |0 |0 |1 |1 |1 |1 |1 | |X0 |1 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | |X1 |0 |0 |1 |0 |0 |0 |0 |0 | |X2 |0 |1 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | 7 Теперь можно записать логические выражения для комбинационной схемы автомата. Функция переходов: [pic]. (5.1) Функции выходов в СДНФ по таблице истинности: [pic]. (5.2) Для удобства реализации комбинационной схемы представим рассматриваемые функции в базисе “ИЛИ-НЕ”: [pic]. (5.3) 8 На основе системы (5.3), окончательно получаем цифровую схему реализации управляющего автомата транспортной тележки, представленную на рисунке 5.2. Особенностью полученной схемы является то, что она не содержит элементы памяти и задержки и, соответственно, не является тактируемой. Такой вариант реализации возможен для автоматов с двумя состояниями, одно из которых является абсолютно устойчивым. В нашем случае состояние блокировки есть абсолютно устойчивое состояние. Если комбинационная схема сформируем это состояние, то за счёт обратной связи по линии S запрещается реакция выходов X на изменение входных сигналов Y. Выход из этого устойчивого состояния возможен только принудительным обнулением линии S единичным уровнем на линии “Сброс”. Конфликтных “Состязаний” в рассматриваемом автомате не возникает. Решение дополнительного задания 1 Действующая на тележку в динамике система сил раскладывается на результирующую силу, приложенную к центру масс тележки [pic] и вращающий момент [pic], относительно того же центра масс. 2 Как видно из рисунка 1.1 вращающий момент определяется только силой реакции опоры переднего колеса [pic] — [pic], (6.1) [pic] — угол поворота переднего колеса. Зная из рисунка, что [pic], (6.2) получим: [pic]. (6.3) Положительные значения вращающего момента соответствуют повороту тележки влево, отрицательные — вправо. 3 Результирующая сила, действующая на центр масс тележки, определяется векторной суммой всех сил на рисунке 1.1: [pic]. (6.4) Для нашего случая важно знать направление действия силы [pic], которое зависит от направлений и величин составляющих рассматриваемой суммы. В свою очередь направления составляющих рассматриваются относительно положения габаритной определяющей, которое характеризуется единичным вектором: [pic], (6.5) [pic] — вектор, задающий координаты центра масс тележки; [pic] — вектор, задающий координаты точки приложения силы тяги [pic]; [pic] — габаритная определяющая транспортной тележки. 4 Вектор [pic] представляется в базисе вектора [pic] следующим образом: [pic], (6.6) [pic] — единичный вектор, ортогональный вектору [pic], или [pic]. (6.7) Если [pic] имеет координаты [pic], то [pic] имеет координаты [pic]. Тогда вектор [pic], выраженный в базисе Декартовой системы координат, имеет вид: [pic], (6.8) [pic] — матрица (оператор) поворота вектора [pic] на угол [pic]. Теперь, используя выражение (6.2), окончательно найдём, что [pic]. (6.9) 5 Из рисунка 1.1 очевидным образом вытекают выражения для векторов силы тяги и приведённой силы трения, а именно: [pic], (6.10) [pic]. (6.11) 6 Центростремительная реакция трассы [pic] определяется произведением массы тележки и нормальной составляющей ускорения её центра масс, возникающей при закруглении траектории движения: [pic], (6.12) [pic] — центростремительное ускорение. Если траектория движения центра масс задаётся вектором [pic], то [pic], (6.13) [pic] — вектор скорости центра масс; [pic] — вектор полного ускорения; [pic] — оператор скалярного произведения векторов. Это физический факт. Вывод его опускаем. 7 Центр масс тележки смещается под действием результирующей силы [pic], при этом справедливо: [pic]. (6.14) 8 Точка приложения силы тяги смещается под действием вращающего момента [pic], за счёт которого ей придаётся угловое ускорение [pic]: [pic], (6.15) [pic] — момент инерции тележки относительно центра масс. Зная угловое ускорение можно найти тангенциальное [pic] в скалярной форме: [pic], а затем и в векторной: [pic], (6.16) [pic] — векторная скорость изменения ориентации габаритной определяющей. С другой стороны, — вектор тангенциального ускорения может быть выражен через полное ускорение вектора [pic]: [pic], (6.17) [pic] — вектор полного ускорения изменения ориентации габаритной определяющей; В результате имеем связь: [pic]. (6.18) 9 Учитывая, что приведённая сила трения пропорциональна модулю скорости центра масс: [pic], (6.19) [pic] — коэффициент трения, на основании всех найденных зависимостей путём исключения неизвестных нетрудно получить систему дифференциальных уравнений, являющуюся моделью динамики транспортной тележки в векторной форме. Записать эту систему в одну строчку проблематично, поэтому ограничимся указанием того, что первое дифференциальное уравнение системы строится на основе выражений: (6.3), (6.4), (6.5), (6.9), (6.10), (6.11), (6.13), (6.14), (6.19), а второе на основе: (6.3), (6.5), (6.18). Решением первого уравнения является зависимость траектории центра масс тележки от времени, решением второго — ориентация во времени вектора [pic]. Полученная система не имеет аналитического решения и поэтому должна решаться численно при любой зависимости от времени угла поворота [pic] и четырёх начальных условиях типа: [pic], (6.20) которые показывают, что в нулевой момент времени центр масс тележки находится в начале координат, скорость тележки равна нулю (и поступательная и вращательная), тележка сориентирована вертикально по оси [pic]. Для более детального учёта свойств транспортной тележки в динамики выражения векторов реакций трассы должны быть заменены на выражения с условиями сравнений в соответствии с допущениями, сформулированными в задании контрольной работы. ----------------------- Действие на трассу [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] ц Д Д — датчики контраста; ц — центр масс тележки; [pic] — вектор тяглового усилия двигателя; [pic] — вектор приведенной силы трения; [pic] — вектор реакции трассы (опоры) на переднее колесо; [pic] — центростремительная реакция трассы; [pic] — упрощенная габаритная определяющая; [pic] — расстояние между датчиками контраста. Рисунок 1.1 – Динамическая схема транспортной тележки [pic] [pic] Тележка [pic] — трёхразрядный управляющий сигнал; [pic] — двухразрядный выходной сигнал. Рисунок 1.2 – Структурная схема управления транспортной тележкой [pic] Автомат [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] Рисунок 5.1 – Минимизация функции переходов методом карт Карно [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] “Сброс” Рисунок 5.2 – Цифровая схема управляющего автомата транспортной тележки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |