реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Развитие науки в XX веке

Развитие науки в XX веке

Развитие науки в XX веке.

Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни

человеческого общества. Глубокие сдвиги в экономических, политических,

общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы,

порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. В основе этих

движений - научно-технический прогресс, темпы которого все более

ускоряются.

Произошла целая серия технологических и фундаментальных открытий в

области электроники, радиофизики, оптоэлектроники и лазерной техники,

современного материаловедения (“новые материалы”), химии и катализа,

создание современных авиации и космонавтики, бурное развитие информационных

технологий, поразительные результаты в области микро- и наноэлектроники

породили производство наукоемких продуктов, в основе которых лежат

наукоемкие технологии, за счет которых происходит экономическое развитие в

последние годы. Поэтому научно-технический прогресс в последние десятилетия

приобретает ряд новых черт. Новое качество рождается в сфере взаимодействия

науки, техники и производства. Одно из проявлений этого - резкое сокращение

срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений

составил с 1885 по 1919г. 37 лет, с 1920 по 1944г. - 24 года, с 1945 по

1964г. - 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника,

атомная энергетика, лазеры) - 3-4 года. Произошло, таким образом,

сокращение этого периода до продолжительности строительства крупного

современного предприятия. Это означает, что появилась фактическая

конкуренция научного знания и технического совершенствование производства,

стало экономически более выгодным развивать производство на базе новых

научных идей, нежели на базе самой современной, но “сегодняшней” техники. В

результате изменилось взаимодействие науки с производством: раньше техника

и производство развивались в основном путем накопления эмпирического опыта,

теперь они стали развиваться на основе науки - в виде наукоемких

технологий. Это технологии, в которых способ производства конечного

продукта включает в себя многочисленные вспомогательные производства,

использующие новейшие технологии. В наукоемких отраслях высоки темпы научно-

технического прогресса. Например, в ключевой области современного НТП -

микроэлектронике - скорость накопления опыта характеризуется ежегодным

удвоением сложности и объема выпуска интегральных схем при 30-процентном

снижении издержек и цен. В этих условиях отставание чревато не только

потерей позиций в данной отрасли, но и безнадежным отставанием отраслей,

где широко применяется электроника - в таких наукоемких отраслях как

лазеры, авиастроение, отдельные виды машиностроения и др. Эти технологии

используют многочисленные достижения фундаментальных и прикладных наук.

Скорость появления новых изобретений и совершенно новых направлений

исследований, которые иногда становятся самостоятельными отраслями научного

знания способствует увеличению скорости морального износа уже имеющейся

техники и технологии. Следующее за этим обесценение постоянного капитала

вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому

у производителей высок интерес к научным знаниям, они заинтересованы в

контактах с наукой.

Кроме того наукоемкие технологии не представляют собой изолированные,

обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг

друга. Но для их комплексного использования необходимы фундаментальные

разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов,

принципов, идей. Чрезвычайно важны также распространение одной и той же

научно-технической идеи в другие отрасли, адаптация новых методов и

продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынка. Требуется

вести активный научный поиск, который потребуется вести во многих

направлениях, чтобы не пропустить какой-либо способ перспективного

применения нововведения. Риск неточного выбора направления разработки

чрезвычайно велик. За последние 15-20 лет развитые страны накопили

значительный опыт организации инновационной деятельности. Возникли

различные формы внедрения научных разработок в производство (ведь сами по

себе технологии никому не нужны, если нет их практического использования:

технологическая кооперация, межстрановый технологический трансферт,

территориальные научно-промышленные комплексы.

Американская модель.

В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа “научных

парков”:

“научные парки” в узком смысле слова;

“исследовательские парки”, отличающиеся от первых тем, что в их рамках

новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;

“инкубаторы”(в США) и инновационные центры (в Великобритании и Западной

Европе), в рамках которых университеты “дают приют” вновь возникающим

компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю,

помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.

“Научные парки” - формы интеграции науки с промышленностью - относятся

к разряду территориальных научно-промышленных комплексов.

Крупнейший из “научных парков” США - Стэнфордский. Он расположен на

землях университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год

“высокотехнологичным” компаниям, взаимодействующим с университетом: в

последнем преподает много инженеров-исследователей. Парк был объявлен

заполненным в 1981 году - 80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди компаний -

три главных учреждения геологической службы США, гиганты электроники (IBM,

Hewlett Packard), аэрокосмические компании (“Локхид”), химические и

биотехнологические.

Типичный пример “исследовательского парка”, в котором на землях

университета находятся не предприятия и лаборатории собственно промышленных

компаний, а исследовательские институты некоммерческого характера, тесно

связанные с промышленностью, - Центр Иллинойского Технологического

Института (ИТИ), частный исследовательский центр США с бюджетом около 68

млн. долларов в год.

“Идеальный” тип исследовательского парка представляет собой старейший

“научный парк” Шотландии - Хериот-Уоттский: это единственный “научный парк”

в Европе, в котором разрешено только проведение научно-исследовательских

работ и запрещено массовое производство.

Японская модель.

Японская модель “научных парков”, в отличие от американской,

предполагает строительство совершенно новых городов - так называемых

“технополисов”, сосредотачивающих научные исследования в передовых и

пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Проект

“Технополис” - проект создания технополисов - был принят к реализации в

1982 году.

В качестве создания “технополисов” избрано 19 зон равномерно

разбросанных по четырем островам. Все “технополисы” должны удовлетворять

следующим критериям:

быть расположенным не далее, чем в 30 минутах езды от своих “городов-

родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах 1 дня

езды от Токио, Нагои или Осаки;

занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;

иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов,

университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для

жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой;

быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными

традициями и природными условиями.

В 35 милях к северо-востоку от Токио расположен “город мозгов” -

Цукуба. В нем живет 11500 человек, работающих в 50 государственных

исследовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98

ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает

этот городок одним из крупнейших научных центров мира. В отличие от

“технополисов”, главная цель которых - коммерциализация результатов научных

изысканий, предполагающая специализацию на прикладных исследовательских

работах, Цукуба - город фундаментальных исследований, и роль частного

сектора в ней невелика.

Строительство “технополисов” финансируется на региональном уровне - за

счет местных налогов и взносов корпораций. “Ядром” ряда “технополисов”

(Хиросимы, Убе, Кагосимы) является строительство “научных городков” типа

Цукубы. Некоторые довольствуются расширением научных и инженерных

факультетов местных университетов. Большинство “технополисов” создают

центры “пограничной технологии” - инкубаторы совместных исследований и

венчурного бизнеса.

Смешанная модель.

Примером смешанной модели “научных парков”, ориентированной и на

японскую, и на американскую, могут служить “научные парки Франции, в

частности, крупнейший из них “София Антиполис” (расположен на Ривьере, на

площади свыше 2000 га; к середине 80-х годов земля была продана компаниям и

исследовательским организациям; максимальное предусмотренное число занятых

- около 6 тысяч человек).


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.