![]() |
|
|
Аналитическое определение некоторых механических параметров конструкции электропривода протезаАналитическое определение некоторых механических параметров конструкции электропривода протезаАналитическое определение некоторых механических параметров конструкции электропривода протеза К числу наиболее важных параметров электропривода протеза содержащего микроэлектродвигатель и редуктор, можно отнести момент и скорость вращения вала, развиваемые двигателем в нормальном режиме; момент инерции вращающихся масс; передаточное число редуктора; вес; габариты и др. Причем передаточное число редуктора влияет на величину момента электродвигателя, идущую на преодоление сил сопротивления. Изменение скорости при этом влечет за собой и изменение кинетической энергии двигателя. Известно, что динамические параметры двигателей определяют их габариты и вес. Таким образом, для заданного режима движения имеется какое-то оптимальное передаточное число редуктора, при котором электродвигатель, выбранный из определенной серии, имеет минимальные размеры и вес, а также наиболее подходящие с точки зрения энергоэкономичности и быстродействия характеристики. Задаче совместного определения параметров электродвигателя и оптимального передаточного числа редуктора, относящейся к классу задач вариационного исчисления при поиске экстремали, посвящено значительное число работ. Как указывают многие авторы, в большинстве существующих приводных систем электрические и динамические характеристики элементов, из которых состоит система, недоиспользуются. Неправильный выбор передаточного числа и характеристик двигателя может существенно снизить эффективность управления, а следовательно, и качество функционирования проектируемой системы, так как от них зависит электромеханическая постоянная времени постоянная времени интегрирования, в основном, определяющие время переходных процессов. Привод пристроенный лишь с учетом требуемых моментов, имеющие небольшие размеры, становится трудноуправляемым в режимах слежения, имеет низкую производительность. Как правило, за критерий оптимальности выбора принимает максимальное быстродействие, которое определяет производительность, но с учетом ограничений по току, нагреву и т. д. Однако многообразие приемов и методик определения механических параметров двигателя редуктора уже по одному этому критерию указывает на то, что в каждом отдельном случае существуют частные условия оптимизации, обусловленные спецификой работы исполнительного механизма. Это приводит к тому, что выражения, справедливые при решении одних задач, требуют дополнительных исследований для применения их к другим конкретным задачам. Рассмотрим электропривод протеза, работающий в повторно- кратковременном режиме, удовлетворительно охлаждаемый, управляемый заданным образом. Нужно при заданных моменте сопротивления исполнительного механизма[pic]и моменте инерции Iм найти такое оптимальное передаточное число редуктора k0, при котором обеспечивается требуемое перемещение исполнительного механизма [pic]в заданное время t0 с минимальным моментом двигателя МД и весом. __ Введем следующие допущения: потери в редукторе учитываются как постоянные (не зависящие от передаточного числа и скорости): моментом инерции редуктора пренебрегаем ввиду его незначительной величины (10—15%) от момента инерции электродвигателя IД): момент сопротивления не зависит от перемещения. Отметим также, что влияние числа оборотов двигателя на уровень акустического шума привода не учитывается. С учетом допущений можно записать следующее уравнение равновесия моментов двигателя с редуктором, приведенных к залу исполнительного механизма: [pic] (1) где k — передаточное число редуктора, [pic] — угловая скорость движения исполнительного механизма, t — текущее время, [pic] — кпд редуктора. Считая величины [pic] и [pic] заданными, за единицу скорости во время работы принимаем среднюю скорость [pic] (2) Запишем уравнение (1) в относительных единицах, приняв за единицу момента [pic] (3) Разделив все члены уравнения (1) на [pic] и обозначив [pic] (4, 5) получим выражение [pic] где [pic] Известно [6], что если момент изменяется в процессе работы, то в расчет принимается эквивалентный момент сопротивления, величина которого определяется как среднее квадратическое отдельных значений. В нашем случае, в относительных единицах, эквивалентный момент будет определяться: [pic] (6) где [pic] — коэффициент, учитывающий охлаждение электродвигателя во время паузы, [pic] — время паузы. Полагаем, что скорость [pic] ([pic]) в конце и в начале перемещения равна нулю: [pic](0)= [pic](0)=0 Так как момент и скорость, развиваемые двигателем. пропорциональны току в обмотке якоря, a интеграл от квадрата тока по времени — выделяющемуся теплу, то, согласно [7], [pic]=А (7) где А — параметр тепловыделений по току в якоре, зависящий от формы диаграммы скорости или тока (т. е. от режима управления) и выраженный в относительных единицах. Установлено [7], что при оптимальном управлении электродвигателем скорость его изменяется по параболе и А = 12 (линейная диаграмма тока). Для любой другой диаграммы А>12. Однако всякая реальная система может обеспечить только известное приближение к оптимальному закону. Как правило, электропривод протеза имеет импульсный характер питания (прямоугольная диаграмма тока) и А = 13.5. Поскольку в величину [pic] выражения (6) входит IД и она зависит от величины [pic] (соответствующей значению номинального моменте двигателя Мн. по которому он выбирается из серии), то на первом этапе приближения исходим из предположения, что для данной серии двигателей отношение [pic] Тогда [pic] или обозначив [pic] (8) и [pic] (9) имеем [pic] (10) Таким образом, с учетом (7) и (10), уравнение (6) запишется в виде: [pic] (11) Возведя в квадрат обе части уравнения (11) и умножив на [pic] получим выражение [pic] (12) Для нахождения оптимального передаточного числа k0 при определенном [pic] решим систему из двух уравнений: [pic] (13) Из решения системы (13) получаем два сравнительно простых выражения: [pic] (14) [pic] (15) Здесь [pic] (16) [pic] (17) В соответствии с полученными формулами (14) и (15), можно предложить следующую методику определения параметров привода при конструировании. 1. По формуле (2), исходя из заданных величин [pic] и [pic], определяют среднюю скорость [pic]. 2. По формуле (3), исходя из заданной величины [pic], определяют единицу вращающего момента [pic]. 3. По формуле (5) определяют относительный момент сопротивления [pic]. 4. По формуле (12), исходя из времени паузы и заданного коэффициента охлаждения [pic], рассчитывают коэффициент В. 5. По формулам (16) и (17). исходя из заданного закона управления ([pic]). вычисляют коэффициенты С1 и С2. 6. По формуле, (8) определяют коэффициент ускорения механизма[pic]. 7. На первом этапе приближения коэффициент ускорения двигателя определяется как среднее арифметическое его значений для различных типов электродвигателей из одной серии: [pic] (18) Где [pic] (19) вычисляют для каждого двигателя по таблице, составленной для выбранной серии. Здесь п — количество типов электродвигателей в серии, i — номер типа. 8. В первом приближении вычисляют относительный коэффициент ускорения [pic] по формуле (9). 9. По формулам (14) и (15) определяют значения [pic] и [pic] в первом приближении, которые служат входом в таблицу. По [pic] находят момент двигателя и уточняют [pic], а по [pic] производят подбор двигателя по скорости. 10. С помощью уточненного значения [pic] производят второй этап приближения, определяют [pic] и [pic] и т. д., до требуемого совпадения [pic] с табличным значением и [pic], удовлетворяющего заданной средней скорости. Рассмотрим пример. Исполнительный механизм протеза, имеющий! при нагрузке момент инерции [pic] = 0,08 [pic], должен совершать перемещения на угол [pic] = 2,18 рад за [pic]=1,8 с; при этом момент сопротивления [pic] = 2 [pic]. Время паузы [pic] = 0,5 с, коэффициент охлаждения[pic] = 0,5. Кпд редуктора [pic] = 0,85"("ориентировочно). Диаграмма тока прямоугольная, А =13,5. Результаты расчета представлены в табл. 1. Таблица 1 Результаты расчета по определению параметров привода |№№ |Обозначение и |Номер формулы по тексту |Величина | |п/п |размерность параметров | |параметров | | |[pic] |(2) |1.21 | | |[pic],[pic] |(3) |0,0538 | | |[pic] |(5) |37,17 | | |B |(12) |1,139 | | |С1 |(16) |0,422 | | |С2 |(17) |10,17 | | |[pic],[pic] |(8) |0,672 | | |[pic],[pic] |(18) и (19) для |3483 | | | |микроэлектродвигателей | | | | |серии ДПМ | | | |[pic] |(9) |5179 | | |[pic] |(14) |1062 | | |[pic] |(15) |0.0527 | | |[pic],[pic] |(4) |28.4 • 10-4 | | |[pic],[pic] |(19) для |3017 | | | |микроэлектродвигателя | | | | |ДПМ-20-Н1-09 | | | |[pic] |(9) |4486 | | |[pic] |(14). |920 | | |[pic] |(15) |0,0672 | | |[pic],[pic] |(4) |36,1 • 10-4 | Используемая для приводов протезов серия электродвигателей ДПМ [8] имеет ограниченную номенклатуру, и поэтому в примере под лучено лишь известное приближение момента и скорости. Естественней что приближение расчетных характеристик к табличным будет тем точнее, чем большее количество типов двигателей анализируется. Представляется целесообразным использование в приводах протезов микроэлектродвигателей перспективны серий, например ДПР, имеющих повышенный кпд и малый момент инерции якоря. Аналитическая оценка указанной серии может быть осуществлена по описанной методике. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |