реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Демократия

Новый всеукраинский референдум по вопросам, ранее выносимым на

референдум, может быть проведён через 5 лет, а местный референдум - через 1

год со дня проведения предыдущего референдума по этим вопросам.

В выборах и референдумах имеют право участвовать граждане Украины

достигшие 18 – го возраста. Гарантируется свободное волеизъявление.

Голосование во время выборов и референдумов является тайным: контроль

над волеизъявлением граждан не допускается.

В Швейцарии, кроме референдума, институтами непосредственной

демократии являются народное вече, народная законодательная инициатива. В

США референдум применяется наравне с законодательной инициативой. Во

Франции через три года после проведения первого референдума в 1789 г. стали

практиковаться плебисциты - всенародные опросы, которые рассматриваются как

синонимы референдумов.

4. Демократия и самоуправление

Самоуправление народа — вид социального управления, который основан на

самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников

общественных отношений.

Самоорганизация - самостоятельное осуществление организаци-онных

действий.

Саморегулирование - самостоятельное установление норм, правил

поведения.

Самодеятельность - самостоятельная деятельность по принятию решений и

их реализации. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, то

есть люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и

совместно действуют с целью реализации принятых решений. В условиях

самоуправления его участники признают над собой власть только собственного

объединения.

Итак, признаки самоуправления:

1) это разновидность социального управления;

2) власть принадлежит всему коллективу;

3) власть осуществляется коллективом непосредственно или через

выборные органы;

4) субъект и объект управления едины, совпадают;

5) саморегулирование происходит посредством сообща принятых социальных

норм;

6) общие дела ведутся совместно, вместе принимаются решения;

7) интересы сообщества отстаиваются и защищаются на основе

самодеятельности.

Самоуправление как одна из форм организации человеческого общежития

основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия

(прямого волеизъявления) в управлении.

Термин «самоуправление» обычно используется применительно к нескольким

уровням объединения людей:

. ко всему обществу: общественное самоуправление;

. к отдельным территориям: региональное и местное само-управление;

. к управлению производством: производственное самоуправ-ление

(например, самоуправление учреждений образования);

. к управлению общественных объединений и др. Каково соотношение

демократии и самоуправления? Можно ли их отождествлять?

Нельзя ставить знак равенства между демократией и самоуправлением,

поскольку самоуправление - более объемное понятие и более долговременное

явление, чем демократия: оно предшествует ей и переживает ее.

Самоуправление сложилось в период родового строя. В условиях первобытного

рода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собрание

членов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление,

поскольку все члены рода принимали участие в управлении его делами.

С возникновением государства на смену самоуправлению пришло управление:

государственный аппарат сосредоточил в своих руках власть, используя ее в

целях управления делами общества. Самоуправление не исчезло. Оно приобрело

локальный характер. Оно «ушло» в определенные структуры и сферы жизни

(далекие от центра) - крестьянские общины, рабочие артели. В средние века

оно проявилось в самоуправлении городов (магдебургское право), в казацких

объединениях (например, в Украине), в новое время - в земском

самоуправлении, автономии университетов (например, в дореволюционной

России).

Но противопоставлять демократию и самоуправление нельзя, поскольку

демократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление может

существовать и без демократии как формы политической власти народа.

На ранних стадиях общественного развития системы самоуправления нередко

входили в конфликт с недемократической формой государства (например,

Запорожская Сечь в Украине с монархической формой правления в России). По

мере развития демократии - со времени возникновения буржуазных государств,

провозгласивших источником власти народ, - самоуправление находит в

демократии гаранта своей эффективности.

Рассматривая самоуправление и демократию можно выделить общие черты:

. строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности;

. являются формами осуществления власти;

. реализуются непосредственно и через выборные органы;

. могут осуществляться с использованием общей нормативной базы.

Однако между ними есть различия:

|Самоуправление |Демократия |

|Возникает по времени раньше демократии|Возникает по времени позже |

| |самоуправления |

|Может существовать без демократии |Предполагает наличие систем |

| |самоуправления |

|Не имеет политического характера, но |В обществе существует только одна |

|может приобретать и политический |государственная система демократии |

|характер | |

|В обществе может быть несколько систем|Основные формы и институты демократии |

|самоуправления |закреплены в законе, что определяет их|

| |обязательность для всех |

|Самоуправляющиеся организации |Имеет только политический характер |

|действуют в рамках закона | |

Государственное управление и самоуправление - не альтер-нативны. В

рамках демократии они действуют параллельно на основе взаимодействия и

взаимного дополнения. Демократия является условием развития самоуправления.

Самоуправление является ядром демократии. Элементы самоуправления

используются при осуществлении политической власти. В моменты участия в

решении государственных дел системы самоуправления приобретают политический

характер, который определяется конкретной мерой этого участия.

Самоуправление в сфере производства находит проявление в экономике

многих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входят

предприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами. Здесь

производственная демократия выражается в соучастии работников в управлении

предприятиями совместно с администрацией. На началах самоуправления

действуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия.

Особой разновидностью самоуправления является местное самоуправление

5. Демократия как общечеловеческая ценность

Несмотря на то что во все времена демократия понималась и трактовалась

по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала

неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой

окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая

ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не

обнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основу

своего существования, когда не принимается во внимание неравенство

природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости

от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее

значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью

удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может

быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно

приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую

активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности.

Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и

менталитету народа.

Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического

явления.

1) Собственная ценность раскрывается через ее социальное

назначение - служить пользе личности, обществу, государству:

1. установить соответствие между формально провозглашенными и

реально действующими принципами свободы, равенства,

справедливости, реально воплотить их в личную общественную и

государственную жизнь;

2. сочетать государственные и общественные начала в системе

демократии как формы государства;

3. создать атмосферу гармонии интересов личности и государства,

консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии.

При демократии общество осознает преимущества социального

партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.

2) Инструментальная ценность - через ее функциональное

назначение - служить инструментом в руках человека для

решения общественных и государственных дел:

1. принимать участие в формировании органов государства и органов

местного самоуправления;

2. самоорганизовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.;

3. защищать общество и государство от противоправных действий,

откуда бы они ни исходили;

4. осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов

власти и иных субъектов политической системы общества.

Инструментальная ценность демократии реализуется через ее

функции и функциональные институты.

3) Личностная ценность - раскрывается через признание прав

личности:

1. их формального закрепления;

2. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных

(материальных, политических, духовно-культурных) и специштьно-

социальных (юридических) гарантий;

3. действия эффективного механизма их защиты;

4. установления ответственности за неисполнение обязанностей,

поскольку демократия - не средство для достижения честолюбивых

личных целей за счет умаления прав, свобод и законных

интересов другого лица либо любого субъекта демократии

В Украине взят курс на развитие демократии. В Европейской комиссии «За

демократию через право» (Венецианская комиссия) Украина имеет своего

представителя. Однако еще предстоит немало сделать для создания развитой

системы демократии. Необходимым условием для этого является наличие в

обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в

государстве, признание подавляющим большинством граждан «демократических

правил игры». Важна тенденция к гармонии общественных, групповых и

индивидуальных интересов при наличии ценностного приоритета личности по

отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам,

самоограничению и самодисциплине, уважения других людей, закона, мнения

большинства.

Тем народам, которые готовы к признанию автономии личности и ее

ответственности, демократия создает наилучшие возможности для реализации

гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости,

социального творчества.

6. Демократия и права социальных меньшинств

Все демократии являются политическими системами, в которых граждане

свободно принимают политические решения в соответствии с волей большинства,

т.е. по большинству голосов. Однако подчинение меньшинства большинству не

всегда бывает демократическим. В демократическом обществе воля большинства

должна сочетаться с гарантиями прав личности, которые в свою очередь служат

защите прав меньшинства — будь то этническое меньшинство, религиозное или

политическое. Права меньшинства не зависят от доброй воли большинства и не

могут быть отменены большинством голосов.

Уже демократии прошлого знали принцип большинства и проводили его в

жизнь. Но только с развитием буржуазного общества, появлением теорий

естественного права и разделения властей соотношение между большинством и

меньшинством в их правах приобрело политическую принципиальность. Некоторые

мыслители (Ж.-Ж. Руссо) считали, что решения большинства обязательны для

меньшинства. Другие (Дж.Милль, Б. Констан, Г.Спенсер, О. Токвиль)

требовали, чтобы воле большинства были поставлены границы, поскольку полное

господство большинства - путь к угнетению, тирании. Границей воли

большинства призваны были стать права отдельного индивида. Формами защиты

индивида и меньшинства назывались независимый суд, административная

юстиция, представительство меньшинства в парламенте и др.

Рассмотрим право меньшинства в парламенте.

Основой демократии является развитый публичный диалог (коммуникация)

представителей разной политической ориентации. Такой диалог происходит в

обществе и концентрируется в парламенте. Важным фактором в деятельности

многих парламентов является оппозиция (от лат. oppositio -

противопоставление), включающая депутатов парламентского меньшинства,

расходящегося по определенным вопросам с политикой парламентского

большинства и правительства. Оппозиция критикует деятельность

правительства, пользуется случаем поставить вопрос о доверии правительству.

Наличие оппозиции считается неотъемлемым компонентом демократического

общества, правового государства. Пока в обществе существует разница

интересов, будет существовать и оппозиция.

Один из основателей США Т. Джефферсон писал, что «воля большинства

должна во всех случаях доминировать, но чтобы эта воля было правомерной,

она должна быть разумной, чтобы меньшинство имело равные права, нарушать

которые было бы угнетением». Конституция США содержит формы защиты

парламентского меньшинства, которому дано право протеста против

проектируемых изменений основного закона. Эти права меньшинства настолько

значительны, что на протяжении более чем 200-летнего существования США были

ратифицированы только 26 поправок к Конституции, и американская Конституция

является самой устойчивой из всех существующих.

Конституции, которые создавались в Нидерландах, Бельгии, Норвегии,

Швейцарии и других странах в Х1Х-ХХ вв., содержали идею защиты прав

меньшинства. Меньшинство получило возможность действительной парламентской

борьбы с беззаботным отношением большинства к законодательной работе,

которое имело место в прошлом. В наши дни конституции Франции, ФРГ,

Испании, Японии и других стран предусматривают гарантии прав человека и

меньшинства. В Англии оппозиция (меньшинство) составляет непременную часть

государственного механизма. Начиная с 1800 года, лидер оппозиции «его

величества» получает жалование, равное жалованию премьер-министра. В ФРГ

право парламентских расследований, состоящее в обеспечении парламента

информацией о работе правительства и в осуществлении контроля над

правительством, - одно из прав меньшинства. Оно впервые было закреплено в

одной из статей Веймарской Конституции (предложено Максом Вебером), и до

сих пор сохранилась эта первоначальная функция права меньшинства.

Сущность и формы деятельности оппозиции зависят от конкретных

исторических условий. Возможна нелегальная (действующая в подполье) и

легальная оппозиция. Легальная оппозиция существует в форме оппозиционных

партий или других политических институтов, публично выступающих против

власти, за смещение (в рамках закона) правящих политических сил. Легальная

оппозиция может быть лояльной и нелояльной. Лояльная оппозиция борется за

власть в рамках существующих законов, использует методы честной

конкурентной политической борьбы. Нелояльная оппозиция относится к

существующей власти как к врагу и действует «на ее уничтожение».

Парламентское меньшинство призвано отражать реально существующие в

обществе интересы групп, которые имеют не доминирующие, но солидарные,

политические установки (движения, партии) или не имеют идеологически

выраженных позиций (внепартийные, профессиональные и другие группы). Так,

во Франции, классической стране партийного плюрализма -действует большое

количество политических объединений, которые не определяют партийной

системы страны, и их представители в парламенте составляют меньшинство.

Следует учесть, что меньшинство, твердо стоящее на своих позициях,

более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Ощущение сильной и

непоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство к тому,

чтобы пересмотреть свою позицию. Важно, чтобы оппозиция в парламенте была

конструктивной, а не деструктивной. Деструктивная оппозиция ограничивается

критикой существующей власти без предложений программы действий, тогда как

конструктивная оппозиция способна выдвинуть, обосновать и бороться за

осуществление программы, которая отличается от официальной программы,

является её альтернативой.

Таким образом, демократия - это не только проявление воли большинства,

но и гарантия права меньшинства на критику и свободное выражение своих

взглядов - конструктивных, а не разрушительных. Право говорить и быть

услышанным. Право быть оспоренным, но не угнетенным. Власть может стоять

прочно только тогда, когда она ощущает сопротивление со стороны оппозиции -

политического меньшинства. Это заставляет её постоянно подтверждать свое

право управлять обществом и государством.

Парламент Украины стремится придерживаться соотношения: доминирование

воли большинства при учете прав меньшинства; признавать, что каждая группа

имеет свои интересы, которые вправе проводить в жизнь только в рамках

закона.

Высшее право меньшинства и его представителей в парламенте состоит в

том, что оно может делать попытки стать большинством. От этого права

меньшинства в демократическом обществе не защищено никакое большинство, ибо

у него нет никаких средств надолго подавить меньшинство. Важно не дать

развиться тенденции в демократии, никогда полностью неискоренимой, -

поднять большинство до значения исключительно решающего фактора, до

всесилия большинства, и сохранить нерушимые границы, которые настоящая

демократия призвана противопоставить воле большинства. Наличие активной

легальной оппозиции — важнейшая черта демократии как «полиархии»

(многовластия).

Рассмотрим право этнических (национальных) меньшинств.

Взаимоотношения этносов внутри государства должны строиться на основе

консенсуса, взаимопонимания, поэтому первым условием консолидации общества

является свобода личности и свободное развитие этнических групп

(национальных меньшинств).

Национальные меньшинства могут проживать либо компактно, либо рассеяно

(дисперсно) на территории государства, образованного «статусной» или

«титульной» нацией. В любом случае они обладают всеми правами, какие имеет

нация, давшая название государству. Исключением (в ряде случаев) является

право национальных меньшинств на политическое самоопределение. Однако права

национальных меньшинств нуждаются в специальном механизме обеспечения, так

как в условиях инонационального окружения приобретают специфический

характер.

Значительное внимание правам национальных меньшинств уделяет ООН. В

преамбуле к Уставу ООН отмечается «равенство прав больших и малых наций».

Согласно решениям ООН, национальные меньшинства имеют:

V - право проживать в местах традиционного исторического поселения

(запрещается их депортация, принудительное переселение);

V право на неассимиляцию;

V право на получение пропорциональной доли централизованных

государственных фондов, выделяемых для соответствующих целей;

V право на участие в принятии государственных решений, на

представительство в законодательных и иных коллегиальных органах

государства;

V право на недискриминацию;

V право на защиту со стороны государства от любых проявлений вражды,

угроз, унижения и ущемления.

Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников

Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 15.01.1989 г.

содержит слова: государства - участники СБСЕ «будут принимать все

необходимые законодательные, административные, юридические и иные меры, а

также применять соответствующие международные инструменты для обеспечения

защиты прав человека и основных свобод лиц, принадлежащих к национальным

меньшинствам на их территории. Они будут защищать и создавать условия для

поощрения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности

национальных меньшинств на своей территории. Они будут уважать свободное

осуществление прав лицами, принадлежащими к таким меньшинствам, и

обеспечивать их полное равенство с другими». Верховный Комиссар СБСЕ по

делам национальных меньшинств может послать а любую страну своих

наблюдателей - экспертов с миссией проверки соблюдения в ней прав

национальных меньшинств.

Придерживаясь международных обязательств в отношении национальных

меньшинств. Верховная Рада Украины 25 июня 1992 г. приняла Закон «О

национальных меньшинствах в Украине» с целью обеспечения гарантий их прав

на свободное развитие. К национальным меньшинствам, согласно этому закону,

принадлежат группы граждан Украины, которые не являются украинцами по

национальности, проявляют чувства национального самосознания и общности

между собой. Обеспечивая права лиц, которые принадлежат к национальным

меньшинствам, государство руководствуется тем, что права национальных

меньшинств являются неотъемлемой частью общепризнанных прав человека.

В демократическом государстве воля большинства и права меньшинства

защищены законом и институтами, которые проводят законы в жизнь.

7. Основные теории демократии

Поиском лучшего государственного строя занимались мыслители разных

народов мира, которые за два с половиной тысячелетия создали немало теорий

демократии. Каждая эпоха, каждое государство вносили новизну и своеобразие

в трактовку демократии. И сегодня наблюдается новое видение содержания

демократии.

Рассмотрим самые основные и современные теории демократии: пролетарскую

(социалистическую), плюралистическую, партисипаторную, корпоративную,

элитарную.

Пролетарская (социалистическая) теория демократии

Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистском

классовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитеза буржуазной

(либеральной) демократии, которая на первый план ставила гражданскую

свободу, т.е. полную независимость личной жизни индивида от политической

власти, от государства, призванного лишь гарантировать, обеспечивать

свободу личности.

Согласно пролетарской теории (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин)

демократия и свобода предусматриваются только для «трудящихся масс», прежде

всего для пролетариата. В центре внимания поставлена политическая свобода,

а о гражданской свободе нет и речи. Провозглашалась диктатура одного класса

- пролетариата в отношении другого - буржуазии, союз рабочего класса и

крестьянства, направленный против свергнутых эксплуататорских классов.

Акцентировалось внимание на руководящей роли рабочего класса. Пролетарская

теория игнорировала общегражданский консенсус и развивала классовую

конфронтацию.

Полное отрицание частной собственности, и, следовательно, всякой

автономии личности, подмена народа рабочим классом в пролетарской теории

была развита в программных документах КПСС. В них акцентировалось внимание

на ведущей роли коммунистической партии как авангарда рабочего класса,

руководящего процессом перехода к полной демократии - коммунистическому

самоуправлению. Отрицался фундаментальный принцип разделения властей, без

которого невозможно народовластие. Был отброшен принцип экономического,

идеологического и политического плюрализма. «Марксистско-ленинская» партия

рассматривалась как государственная структура, а не как общественная

организация. В действительности рекламируемое «социалистическое

народовластие» допускало демократию только в узких рамках, которые

определялись высшим партийно-государственным руководством, концентрирующим

в своих руках всю реальную власть.

Теория «плюралистической демократии»

Теория «плюралистической демократии» была наиболее влиятельной в 60-70

гг. XX в. (Р. Аллен, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Д. Рисмен), хотя

термин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 г. английским

социалистом Г. Ласки. Согласно этой теории классы в современном буржуазном

обществе исчезли. Современное буржуазное общество состоит из разных

взаимодействующих «страт» - слоев. Они возникают в результате общности тех

или иных интересов (профессиональных, возрастных, материальных, духовых,

религиозных и др.). Поскольку эти интересы не антагонистичны, то и

отношения между стратами лишены антагонизма.

При всей стройности теория «плюралистической демократии» имеет

внутренние противоречия и слабые места. Прежде всего, нереальной является

установка на объединение всего населения в «группы давления», на их

равенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение как можно

большего количества граждан в «группы давления», большинство из них

обречено на пассивность в политическом процессе.

В конце 70-х - 80-е гг. XX в., в связи с падением популярности теории

«плюралистической демократии», некоторые ее прежние сторонники (Г.Парсонс,

Р.Даль) перешли на позиции теории элитарной демократии.

Теория элитарной демократии

Теория элитарной демократии возникла в 70-80 гг. XX в. на основе

соединения элементов теории элит и теории «плюралистической демократии»

(С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен).

Ранняя теория элит («элита» - лучшее, отборное, избранное),

разрабатывалась В.Парето, Г.Моска, Р.Михельсом (конец XIX – н. XX в.). Её

основное положение - у власти находятся два класса: властвующие (элита) и

подвластные (народ, трудящиеся). Не имея ничего общего с демократическими

теориями, ранняя теория элит отрицала способность масс к управлению.

Исключение составляет допущение Г.Моска об обновлении элиты за счет

наиболее способных к управлению из числа активных низших слоев общества. Но

это отнюдь не свидетельствует о демократической позиции теории раннего

элитаризма. Её идеологи были убеждены в том, что правящий класс

концентрирует руководство политической жизнью страны в своих руках, а

вмешательство непросвещенного народа в политику может только

дестабилизировать или разрушить сложившиеся общественно-политические

структуры.

До второй мировой войны центр пропаганды элитаризма находился в

Европе, США были ее «периферией» (труды Моска, Парето, Михельса стали

переводить там только в 30-е гг. XX в.). После войны этот центр

переместился в США. Образовалось несколько элитарных школ. Если сравнить

американскую и западноевропейскую теории элит, можно обнаружить, что первая

более эмпирична, в ней преобладают интерпретации элиты с точки зрения

структуры власти и социально-политических влияний. Для второй характерна

«ценностная» интерпретация элиты.

Таким образом, теория элитарной демократии исходит из понимания

демократии как свободного соперничества претендентов за голоса избирателей,

как формы правления элит, более или менее подконтрольных народу особенно во

время выборов. Суть концепции элитарной демократии заключается в идее

плюрализма элит, «вырастающих» на основе взаимодействия общественных групп.

Идея плюрализма элит противопоставляется идее власти в руках одной элиты.

Теория партисипаторной демократии

Теория партисипаторной демократии (демократии участия) (Дж. Вольф, К.

Макферсон, Дж. Менсбридж) опирается на реформистские концепции неолибералов

и социал-демократов. В целом оставаясь на позициях приверженности

институтам и ценностям либерально-демократической модели общества.,

сторонники теории демократии участия негативно относятся к теориям

плюралистической и элитарной демократии. Они ставят своей задачей достичь

более действенной свободы и равенства, чем это есть в действительности и

чем это записано в других либерально-демократических концепциях. Отвергая

взгляды о неспособности масс к конструктивным политическим действиям,

сторонники демократии участия ведут активный поиск каналов эффективного

вовлечения граждан в процесс принятия политических решений. В качестве

стимулирования политической активности низших слоев общества предлагается

поднятие их общего образовательного уровня, приобщение к основам

политической культуры.

Сторонники теории партисияаторной демократии полагают, что можно

избежать избрания легальным путем тиранического правления вследствие

некомпетентности большинства народа. Для этого не обязательно исключать из

политического процесса народные массы.

Демократия участия представляет собой смешанную форму - сочетание

прямой и представительной демократии – организо-ванную как «пирамидальная

система» с прямой демократией в основе и демократией делегатов на каждом

последующем уровне начиная с основы.

Таким образом, теория партисипаторной демократии обосновывает

необходимость широкого непосредственного участия граждан как в принятии

жизненно важных решений, так и в их подготовке и осуществлении, т.е. во

всем политическом процессе.

Теория корпоративной демократии

Теория корпоративной демократии является одной из распространенных.

Она возникла одновременно с появлением организаций бизнеса и рабочего

класса, которые защищали интересы не отдельных предпринимателей или

рабочих, а корпоративные интересы всех членов соответствующих организаций.

Демократия представляется как институциональный механизм для выработки

политики, государственных решений с помощью представителей политической

элиты страны и лидеров ограниченного числа рабочих организаций, т.е. элиты

бизнеса и профсоюзов.

Эта теория рассматривает демократию как согласительное, неконкурентное

правление руководителей корпораций, наемных работников и предпринимателей,

а также партий. При этом корпорации имеют право представлять всех

работников той или иной отрасли. Государство, в их трактовке, выступает в

роли арбитра. Теория корпоративной демократии имеет точки соприкосновения с

теорией «плюралистической демократии». И та, и другая признают наличие

центра силы вне органов государственной власти. Однако если первая

утверждает, что конкурирующие «группы давления» влияют на выработку

государственной политики, то корпоративисты исходят из того, что только

ограниченное количество групп - не конкурирующих, иерархически

организованных, находящихся под контролем государства, могут влиять на

формирование и проведение политики. Сторонники данной теории ставят на

место конкуренции элит консенсусные методы принятия решений.

Теория корпоративной демократии нашла практическое применение в

регулировании социальных отношений (оплата и охрана труда, социальное

обеспечение и др.). Однако ее положения не могут быть распространены на всю

деятельность государства, так как ущемляют права индивида в пользу крупных

корпораций, бюрократии.

Считается, что корпоративная теория ближе к теории элитарной

демократии и может рассматриваться как ее разновидность.

Заключение

Демократия имеет превосходства и недостатки, сильные и слабые

стороны. В противоположность безоглядному политическому оптимизму, особенно

ярко проявившемуся, к примеру, в СССР во второй половине 80-х годов, когда

казалось, что демократия есть нечто высшее и окончательное, что стоит

только ее достигнуть и все остальное приложится, следует признать, что

демократия не путь, а «распутье», не достигнутая цель, а только лишь

«промежуточный пункт».

Это - «опушка леса с неизвестно куда расходящимися тропинками». «Мы

надеемся, что прямой путь еще не утерян; но в то же время видим, что

уводящие в сторону перекрестные пути таят в себе великие соблазны».

Своими широчайшими возможностями и перспективами демократия как будто

бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. А своим духом

терпимости и приятия всех мнений она открыла простор в том числе и для

направлений, стремящихся ее уничтожить. Другой она быть не может, ибо это -

ее природа, ее преимущество. Но этим она могла удовлетворить лишь

некоторых, но никак не всех. У людей всегда остается потребность продолжать

совершенствование до бесконечности призрачного абсолютного идеала и никакой

политической системой их не удовлетворить. Поэтому вопрос о том, может ли

демократия смениться другими формами имеет ясный ответ: это случалось

ранее, происходит сейчас и, в принципе, может произойти в будущем.

Демократия всегда есть «распутье», так как она есть система свободы,

система релятивизма, для которого нет ничего абсолютного. Демократия есть

пустое пространство («опушка»), в котором могут развиваться самые

разнообразные политические стремления («тропинки»). Проявляемое

недовольство демократией в принципе можно трактовать, как усталость людей

от неопределенности, желание выбрать конкретный манящий путь, «тропинку»

развития. Однако трудно дать однозначный ответ на вопрос «а не вернемся ли

мы в конце концов снова на опушку?». На данный момент мы более всего

склонны соглашаться с известным высказыванием Черчилля: «демократия -

плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество пока не

придумало».

Список использованной литературы

1) Конституция Украины от 28 июля 1996 года

2) Краткий философский словарь – «Демократия» – стр.130-132 – В.

Викторова.

3) Политика и право – «Монархия» - стр. 29-31-А. Ф. Никитин.

4) Политика и право – «Демократия» –стр.37-39. – А. Ф. Никитин.

5) Скакун О. Ф. – Теория государства и права: Учебник. Харьков:

Консум; Ун-т внутренних дел, 2000. – 704 с.

6) Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. М., «Прогресс - Литера»,

1994.

7) Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., «Наука», 1991.

8) Новгородцев П.И. Сочинения. М., «Раритет», 1995.

9) Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992.

10) Кельзен Х. О сущности и значении демократии. М., «Проспект», 1996.

Содержание

Вступление

1. Понятие и признаки демократии

2. Функции и принципы демократии

3. Формы и институты демократии

4. Демократия и самоуправление

5. Демократия как общечеловеческая ценность

6. Демократия и права социальных меньшинств

7. Основные теории демократии

Заключение

Список использованной литературы:

1. В.И. Коростей «Новая теория государства и права»

2. В.И. Коростей «Власть.Реформа.Закон.»

3. М.В. Кравчук «Теория государства и права»

4. В.В. Комарова «Основы государства и права»

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.