реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Действие норм права во времени

регулированию новой нормой.

2. Немедленное - норма затрагивает длящиеся отношения (такие отношения,

которые возникли до вступления новой нормы в силу, и прекратили своё

действие уже после вступления новой нормы в силу) полностью, т.е.

регулирует не только ту их часть, которая продолжается после

вступления нормы в силу, но и распространяется на их другую часть,

которая возникла до вступления нормы в силу. При этом отношения,

которые закончились до вступления новой нормы в силу, не подлежат её

регулированию.

3. Обратное - юридическая норма распространяет своё действие на все

общественные отношения, вне зависимости от того, когда они возникли и

закончили своё действие, до момента вступления новой нормы в силу, или

после.

4. Переживание или ультрадействие правовых норм - юридическая норма,

официально отменённая и прекратившая действовать, тем не менее,

регулирует длящиеся общественные отношения до их прекращения, т.е.

норма сама себя переживает.

«Переживание» закона – явление, прямо противоположное обратной силе

закона. Здесь нормативный правовой акт, отмененный или замененный новым,

продолжает жить и после введения в действие нового нормативного акта и как

бы «переживает» отведенный ему временной срок. «Переживание» закона, как

фактическое действие нормативного акта, формально утратившего юридическую

силу, имеет место тогда, когда общественные отношения и связанные с ними

факты были урегулированы утратившим силу нормативным актом и сохранились

после введения в действие нового нормативного акта. Такие отношения

называют длящимися, и применение к ним нормативного акта, уже утратившего

силу, как правило, вызвано необходимостью учета интересов лиц, вступивших в

правоотношение до введения в действие нового нормативного акта. Например, к

преступлениям обычно применяется закон времени совершения преступления,

если новый закон не приобрел обратной силы, т.е. не устранил преступность

деяния или не смягчил наказание

Таким образом, началом и окончанием действия нормативных правовых актов

характеризуются временные пределы правового регулирования. Вступление

нормативного акта в силу означает, что содержащиеся в этом акте нормы

начинают регулировать соответствующие общественные отношения. При этом они

распространяют свое действие, как правило, только на те общественные

отношения, которые будут возникать после вступления нормативного акта в

силу. То есть на общественные отношения и связанные с ними факты, которые

возникли и сложились до вступления нормативного акта в силу, содержащиеся в

этом акте нормы не распространяются. По-другому, закон (нормативный акт,

норма права) обратной силы не имеет. Например, в ст. 4 ГК РФ прямо

говорится, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и

применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, носит общий

характер и действует во многих странах мира. Оно вносит стабильность в

правовое регулирование общественных отношений, гарантирует права и свободы

личности, создавая уверенность, что вновь принимаемые нормативные акты не

ухудшат правового положения участников уже урегулированных правом

общественных отношений. Вместе с тем из этого правила есть два исключения:

1. Обратную силу приобретает закон, если он устраняет или смягчает

ответственность за совершенное правонарушение (ст. 54 Конституции

РФ, ст. 10 УК РФ, ст. 1.7 КоАП РФ). Так, согласно ст.10 УК РФ

уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий

наказание или иным образом улучшающий положение лица,

совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е.

распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до

вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих

наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

2. Обратную силу приобретает закон, если это прямо предусмотрено

самим законом. Так, ст. 11 уже упоминавшегося Федерального закона

«О введении в действие части первой Гражданского кодекса

Российской Федерации» гласит: «Действие ст. 234 Кодекса

(приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда

владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в

момент введения в действие части первой Кодекса».[3]

Разновидностью утраты силы актом (законом) силы, является приостановление

его действия. Утрата законом силы означает, что с этого момента он не может

применяться. Утрата законом силы может произойти, прежде всего, в

результате его официальной отмены специальным распоряжением

государственного органа.

В настоящее время, на территории Украины действует определенный порядок

принятия и отмены действия законов.

Прежде всего, проявляется законодательная инициатива. Она принадлежит

строго определенному в Конституции кругу органов и должностных лиц,

выражается в правомочии их вносить в Верховную Раду Украины предложения о

принятии закона, которое влечет за собой обязанность обсуждения вопроса о

включении его в повестку дня очередной сессии.

Рассмотренные и одобренные Верховной Радой законопроекты подписывает

Председатель Верховной Рады Украины (в пятидневный срок) и безотлагательно

направляет их Президенту Украины (вместе с законами или постановлениями

Верховной Рады о порядке введения законов в силу).

Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона

подписывает его, принимая к исполнению, и направляет его в течение 24 часов

в Президиум Верховной Рады для регистрации и опубликования.

Президент имеет право наложить вето на рассматриваемый закон или его часть.

Также он может вернуть закон со своими мотивированными и сформулированными

предложениями в Верховную Раду для повторного рассмотрения. Если при

повторном рассмотрении закон будет вновь принят не менее чем двумя

третямитретями от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его

подписать и официально обнародовать в течение десяти дней.

В случае повторного принятия закона Верховной Радой Украины без учета

предложений Президента, он имеет право на передачу закона в конституционный

суд.

Подписанные Президентом Украины законы и другие нормативные акты, принятые

Верховной Радой Украины, публикуются на государственном и русском языках

Президиумом Верховной Рады Украины в «Ведомостях Верховной Рады Украины» в

течение тридцати дней, а также в газете «Голос Украины » в течение пяти

дней с его официального принятия.

Законы и другие нормативные акты Верховной Рады могут быть опубликованы и в

других изданиях, обнародованы по телевидению, по радио, переданы

телеграфом, отосланы соответственным государственным органам, органам

местного и регионального самоуправления, объединениям граждан.

Президиум Верховной Рады обеспечивает публикацию законов на языках

национальных меньшинств, проживающих на территории Украины.

При обнаружении в копиях или публикациях закона ошибки, она исправляется в

течение трех дней со дня выявления.

Действие во времени вошедшего в силу закона можно рассмотреть на примере

уголовного закона. В каждый данный момент времени суд имеет перед собой

только один закон, регулирующий то или иное отношение. Двух законов,

регулирующих одно и то же отношение, квалифицирующих и устанавливающих

наказание для одного и того же преступного деяния, в одно и тоже время (из

вышеописанного) быть не может.

К каждому преступному деянию, совершенному на отрезке времени,

соответствующем сроку действия данного закона, суд применяет этот закон.

Это обычное действие уголовного закона или его немедленное действие.

- B - - - -

Однако в Основах уголовного законодательства есть статьи, по которым к

преступлению, совершенному до введения в действия закона, которым

руководствуется на данный момент суд, последний должен применить закон,

действовавший в момент совершения преступления, то есть старый закон.

Получается, что в период действия нового закона суд применяет отмененный,

недействующий закон. Вследствие распоряжения законодателя как бы продляется

жизнь старого закона. По этому такое действие закона называют переживанием

старого закона или его ультраактивностью.

Наконец, когда в качестве исключения из общего правила к деянию,

совершенному в период действия старого закона, применяется новый закон,

такое действие называют его обратным действием (обратной силой) или его

ретроактивностью.

..

В основах уголовного законодательства запрещают применение закона с

обратной силой, если он усиливает наказание, но запрещение это относится к

судье и не может ограничить законодателя.

Существуют четыре способа придания любому закону обратной силы:

1. Указание законодателя.

2. « Молчаливое» придание закону обратной силы. Иногда мы не находим ни

каких прямых указаний о действии его во времени, но по своему

существу, по своему содержанию закон имеет обратную силу. Путем

толкования закона делается вывод о желании законодателя придать закону

обратную силу.

2.1. Обратная сила разъяснительных законов.

К законам, имеющим обратную силу по своему существу, относят

разъяснительные законы. Некоторые ученые возражали против этого, считая,

что разъяснение или толкование представляет собой новый закон, новую норму,

и, во всяком случае, для придания ему обратной силы требуется специальное о

том указание законодателя. Большинство, однако, придерживается того мнения,

что толкование составляет одно целое с толкуемым законом и потому оно

действует с того же времени.

Придание обратной силы закону посредством коллизионной нормы. Норма

эта обязыывает признать обратную силу некоторым законам.

ИтакО, обратная сила закона -– такое действие закона во времени, при

котором он распространяется на случаи, имевшие место до вступления его в

законную силу. Применение закона с обратной силой иногда происходит очень

болезненно в тех случаях, когда это относится к правам граждан. По этому,

требует особого внимания для поддержания правопорядка в обществе и

государстве.это такое действие закона во времени, при котором он распростра

няется на случаи, имевшие место до вступления его в законную

силу. Применение закона с обратной силой иногда происходит очень

болезненно в тех случаях, когда это относится к правам граждан. Поэтому,

требует особого внимания для поддержания правопорядка в обществе и

государстве.

3. Действие норм права в пространстве.

Действие норм права и нормативных правовых актов в пространстве это

их действие в пределах определенной территории. Нормы права, установленные

или санкционированные государством, как правило, действует в пределах

территории государства. Аналогичным образом действуют и содержащие нормы

права нормативные акты.

- C - - - -

Законы (нормативно-правовые акты) обладают свойством действия не

только во времени, но и в пространстве. Еще в первобытнообщинном строе с

его замкнутым натуральным хозяйством и родоплеменной организацией каждая

единица живетлажила по своим обычаям. Изгнание из племени было почти

равносильно смерти, потому что во всяком другом племени изгнанник лишался

защиты общества. Немногим в этом отношении отличается право

рабовладельческого общества. В Римской империи иностранец первоначально не

имел никаких прав, был «врагом», стоящим вне закона. Постепенно, по мере

развития обмена, для лиц, не имевших прав римского гражданина, создается

особое право - jus qenteum, которое, однако, также было римским правом,

действующим на территории Римской империи.

В средние века во времена «варварских правд» всякий носил свои законы:

салический франк, где бы он ни находился, подчинялся своим законам,

рипуарский франк - рипуарским, сакс - саксонским. Но по мере преодоления

остатков первобытнообщинного строя принцип персональный, принцип закона

происхождения уступает место принципу территориальному.

Постепенно возникает и формулируется принцип суверенитета -

верховенства государственной власти, ее независимости и полновластия по

отношению к кому и к чему бы то ни было. Всякая государственная власть

распространяется только на определенную территорию; распространение же

велений государственной власти вне территории данного государства есть

нарушение суверенитета другого государства. Поэтому принцип суверенитета и

принцип территориального действия законов взаимосвязаны самым тесным

образом: власть государства ограничена его территориальными пределами

(границами) и действие его велений (законов) не выходит за эти пределы.

Под понятием государственной границы понимается линия и проходящая по

ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр,

вод, воздушного пространства государства.

Следовательно, территория государства включает в себя:

1. Ччасть суши с внутренним водным пространством в пределах границ

государстваенных границ;

2. Ввнутренние территориальные воды в пределах двенадцати морских миль

(одна морская миля равна 1852 метрам);

3. Ввоздушный столб над территорией государства (на высоте до 35

километров);

4. Ввоздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в

открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;

5. Ттак называемая квазитерритория (территория посольств или консульств,

пользующихся особым правовым режимом).

Однако принцип строго территориального действия законов очень скоро

вступил вступает в противоречие с развитием экономических связей между

странами, вызванных созданием международного рынка. По этому, если бы

Ккаждое государство было вольно устанавливать любые нормы и любым образом

регулировать отношения своих граждан с гражданами другого государства,

результатом можетгламогла оказаться изоляция этого государства, что, в

конечном счете, для него же было не невыгодно.

Государства начали заключать различные соглашения, подписывать

договоры, посещать соседей с официальными визитами. И, постепенно

Постепенно, от строго территориального принципа государства пришли к

признанию экстерриториального действия некоторых законов, выработались

принципы установления подлежащего применению права.

В настоящее время уже не подвергается сомнению то, что законы имеют

территориальное действие, но в особом порядке и в особых случаях и

экстерриториальное действие.

Сказанное относится главным образом к международным,

межгосударственным отношениям. Однако вопрос о территориальном и

экстерриториальном действии законов возникает и по отношению к правовым

нормам, издаваемым властью территориальных единиц данного государства.

Принцип территориального и экстерриториального действия закона

неодинаково осуществляется в различных отраслях права. Наиболее строго

территориальный принцип соблюдается в таких отраслях, как государственное,

административное, уголовное, процессуальное право, а наибольшая

экстерриториальность наблюдается у норм гражданского, торгового, семейного

права.

Действуя в пределах территории государства, нормы права и нормативные

правовые акты могут распространять свое действие как на всю территорию, так

и на отдельные ее части. На всю территорию государства распространяют свое

действие обычно те нормы права, которые содержатся в нормативных актах

центральных органов государственной власти. На отдельных частях

государственной территории могут действовать как нормы, содержащиеся в

актах центральных органов государственной власти, так и нормы, содержащиеся

в актах местных органов государственной власти или органов местного

самоуправления. Например, в Российской Федерации некоторые нормативные акты

федеральных, т.е. центральных, органов действуют не на всей территории

государства, а на той или иной ее части (в районах Крайнего Севера, в

пограничных зонах и т.д.). В федеративных государствах, поскольку субъекты

федерации могут иметь свое законодательство, нормативные акты субъекта

федерации действуют на территории субъекта, но в определенных случаях могут

применяться и на территории других субъектов федерации.

3.1. Экстертерриториальность действия закона.

Несмотря на то, что установленные или санкционированные государством

нормы права, как правило, действуют в пределах территории государства, в

определенных случаях возможно их экстерриториальное действие, т.е. действие

за пределами территории государства.

Экстерриториальное действие норм права, а также нормативных правовых

актов, имеет место в следующих случаях.

Во-первых, в случае нахождения граждан за границей. Граждане

государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют правовую связь со

своим государством. Во многих государствах в соответствии с международным

правом действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права

и законные интересы своих граждан, находящихся вне пределов государства.

Кроме того, нормы права, будучи общеобязательными правилами поведения,

обязательны для граждан не только на территории государства, но и за ее

пределами. Поэтому граждане государства, находящиеся за границей, обязаны

подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и

законодательству своей собственной страны. Так, согласно ст. 12 УК РФ

граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов

Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в

государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были

осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по

Уголовному кодексу Российской Федерации.

Во-вторых, в случае заключения соглашений с другими государствами, в

соответствии с которыми определенные правовые нормы одного государства

действуют на территории другого и наоборот. Особенно это касается норм

гражданского, коммерческого, трудового, финансового и некоторых других

отраслей права.

В-третьих, в случае действия на территориях со смешанным правовым

режимом.

К таким территориям относятся континентальный шельф и исключительная

экономическая зона. Континентальный шельф – это морское дно и его недра,

расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до

внешней границы подводной окраины материка, а исключительная экономическая

зона – это морское пространство шириной до 200 морских миль, расположенное

за внешней границей территориального моря и примыкающее к нему. Эти

территории не входят в состав территории прибрежных государств и вообще не

являются территорией какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные

государства обладают определенными суверенными правами на этих территориях.

Они имеют исключительные права на разработку и использование живых и

неживых ресурсов и некоторые другие виды деятельности в пределах

континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В этой связи

на данных территориях помимо норм международного права действуют также

правовые нормы соответствующих прибрежных государств. А поскольку эти

территории не входят в состав территории какого-либо государства, то

действие на этих территориях правовых норм прибрежного государства следует

рассматривать как их экстерриториальное действие.

Своеобразно действие уголовного права. На территории каждого

государства его уголовное право ко всем лицам, находящимраспространяется на

всех лиц, находящихся на его территории, включая иностранцев, то есть,

применяется территориальный принцип. Это положение записано, например, в

статье 4 Уголовного Кодекса Украины. По положению, лицо, совершившее

преступление на территории данного государства, несет уголовную

ответственность по Уголовному кодексу данного государства.

Однако преступление может быть начато на территории одного

государства, а пресечено или окончено на территории другого государства,

входящего в СНГ. На данный момент, в действующем праве не существует

специальной нормы, решающей этот вопрос. Все решается практикой, следующим

образом: применяется закон того государства, где преступление было

пресечено или окончено. Здесь действует принцип так называемого единства

или повсеместности действия уголовного закона, то есть, считается, что

преступление совершено на территории всех государств, в любом из этих мест.

Таким образом, любое из государств, на территории которого совершена хотя

бы «часть" преступных действий, может применять по отношению к преступлению

свои уголовные законы. В связи с этим возникает вопрос о территории

государства.

К вышеизложенному (смотри «границы») по данному вопросу можно добавить, что

существуют также объекты, не являющиеся территорией государства, но на

которые распространяются уголовные законы данного государства:

1. континентальный шельф - продолжение берега под водой до начала

естественного склона;

2. 200-мильная экономическая зона - это так называемая рыболовная зона;

3. подводные кабели и трубопроводы;

4. Антарктида (Антарктида - континент и острова). Здесь речь идет о

научных станциях, поскольку само по себе это пространство - «ничейная»

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.