реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Функции государства и формы их реализации

области действует целая система политических институтов, учреждений

государственных органов, через которые осуществляется функции

народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом

и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в

стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом

своей власти непосредственно, через референдум[7].

Обладая верховенством в системе государственной организации,

представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное

руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты

конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

1). Реализация волеизъявления народа в форме законодательства

(правотворчества).

2). Обеспечение государственного суверенитета,[8] определение

правового положения конкретных территорий и управление ими.

3). Официальное представительство общества, т.е. будучи носителем

политической власти, государство представляет собой юридическую личность,

субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия

предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом,

зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

4). Защита конституционного строя, которая реализуется как специальными

органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем

осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного

изменения или устранения существующего конституционного строя.

2. Экономическая функция

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического

существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция

“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной

деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни

(тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем

со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,

которая строится на принципах свободного рынка и свободного

предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-

финансовую и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской

деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности,

добросовестной конкуренции экономика развивается на основе

саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.

Оно сводится, как правило, к:

а). Выработке экономической политики;

б). Управлению предприятиями и организациями, составляющими

государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими

отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной

энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.

в). Установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в

частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и

свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой

защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и

недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.

г). Регулированию внешнеэкономических отношений государства

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных

этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,

например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт,

экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей

стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия

государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив

законодательных актов в этой области и экономические мероприятия,

проводимые государством, например, приватизация жилого фонда,

государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

3. Социальная функция

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему

деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие,

создать равные возможности для всех граждан в его достижении.[9]

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они

считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-

либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,

достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту

от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому

гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях

предусмотренных законом”. [10]

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию

государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется

деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию

физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-

эпидемиологическому благополучию[11]

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных

форм социального обеспечения и благотворительность. [12]

Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов,

направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например:

Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, Фед.

Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации

пенсий” от 27.05.1997 и др.

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения

жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению

государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья

граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме

государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. )

образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений

культуры. Что касается управления и организации их работы, то они

автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь

недопустимо.

Общество в целом и государство заинтересовано в том, чтобы каждый

гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без

образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в

общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной

деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является

обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан

свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего

государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного

наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому

прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской

Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в

частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты

интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании

граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991, в области культуры - в

Основах законодательства Российской федерации о культуре от 9. 10. 1992 и

др.

4. Экологическая функция

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая

обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое

благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного

мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает

естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно

создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана

природы - дело всего общества, но только государство, обладающее

необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций

и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования

природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и

политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются

промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число

наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших

общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют

все звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и

другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации

как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей

территории”.

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся

в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а

также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства

независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2). Использование природных богатств должно быть рациональным,

соответствовать развитию государства.

3). Неукоснительное соблюдение природоохранительных

законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены

различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей

среды.[13]

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность

природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в

области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей среды” от

19.12.1991 г, которым определены обязательства государства перед своими

гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

5. Налогообложение

Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его

структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода

налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете Москвы

на 1992 год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль (52, 7%),

подоходный налог с физических лиц (17, 3%), акцизы (косвенные налоги на

отдельные виды товаров - 9,6%) и налог на добавленную стоимость (19,8%).

Аналогичные источники доходов установлены в федеральном бюджете РФ.

Принят Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от

27.12. 1992 г., где регламентируются права, обязанности и ответственность

налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены

налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по

налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории

Российской Федерации. Созданная централизованная независимая

Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству

РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и

своевременность их уплаты.

6. Защита прав и свобод граждан

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству

возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения

законности и правопорядка.

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и

государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и

согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие

социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных

классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,

которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и

достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного

имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений,

регулируемых нормами правового и не правового характера (нормами морали,

нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой

систему общественных отношений, которые складываются главным образом в

общественных местах и по-своему обеспечивают свободу и неприкосновенность

личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха

граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений,

организаций.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными

организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка

принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок,

установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны

вине нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской

Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт 1

сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и

свободы человека и гражданина согласно обще указанным принципам и нормам

международного права и в соответствии с настоящей Конституцией”. Основные

принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64

Конституции Российской Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в

собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так

и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется

законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их

имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой

административные и уголовные наказания.

Глава III. Внешние функции:

1. Интеграции в мировую экономику

Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что

интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю

политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических

норм и принципов в межгосударственных отношениях. И если ранее позиция

нашего государства исходила из того, что соблюдение прав человека - сугубо

внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на

современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты

прав человека, а так же в решении глобальных проблем мирового значения, при

этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права

составляют часть российского права; установлен приоритет международного

договора перед внутригосударственным законом.[14]

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с

ослаблением напряженности между государствами и переходом России у рыночным

отношениям. Эта функция основывается на признании экономической

взаимозависимости государств в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении

мирового порядка и установлению стабильных отношений между государствами.

Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к

созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической деятельности.

Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной

сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими,

что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с

другими государствами. В настоящее время право на осуществление

внешнеэкономической деятельности принадлежит всем предприятиям и

организациям независимо от формы собственности. Каждое из них свободно

определяет своего контрагента в любом государстве.

Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в

универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок

товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуется

определенное время и большие усилия, главным образом экономического

характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.

Одним из таких барьеров стал сложившийся в нашей стране экономический

кризис, связанный с скачкообразным ростом курса иностранных валют по

отношению к рублю. Данный процесс вызвал недоверие со стороны западных

партнеров и инвесторов российских компаний, счета которых были

“заморожены”. Кроме этого, сказал свое слово мораторий Центрального Банка

России на выплату внешних обязательств. Данное обстоятельство существенно

подорвало и без того слабое доверие в российскую финансовую систему. В

настоящее время правительство пытается исправить сложившуюся ситуацию, но

уже ясно, что кризис нанес невосполнимый ущерб престижу России в крупных

финансовых кругах мира. И именно этот факт существенно осложнит выполнение

указанной функции государством.

2. Поддержки иностранных инвестиций

Функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки

иностранных инвестиций тесно связана с функций интеграции в мировую

экономику и по существу является ее конкретизацией.

Несовместимость экономических систем различных типов общества, а так же

ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом западным

миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения

партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях

поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера.

Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций

в России. В области защиты права собственности изданы такие важные законы

как Закон “О собственности”, патентный закон, Закон “о предприятиях и

предпринимательской деятельности” и др.

С 1 сентября 1991 года вступил в силу Закон “Об иностранных инвестициях в

РСФСР” от 4 июля 1991г., который имеет целью привлечение и эффективное

использование в экономике России и в других сферах общественной жизни

иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной

техники и технологий, а так же управленческого опыта.

Определяя условия и порядок деятельности на территории Российской

федерации предприятий с иностранными инвестициями, законодатель

предоставляет, как правило, им те же права и возлагает те же обязанности,

что и на отечественных предпринимателей, а в ряде случаев предусматривает

льготы для предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики или в

так называемых свободных экономических зонах. Например, для иностранных

инвесторов, в этих зонах действует упрощенный порядок их регистрации,

льготный налоговый и таможенный режимы, пониженные ставки платы за

пользование землей и иными природными ресурсами, безвизовый въезд и выезд

иностранных граждан.

В настоящее время широкое распространение получили совместные

предприятий с иностранными капиталовложениями, которые стали основной

формой привлечения в страну иностранных инвестиций.

Следует заметить, что создание данных совместных предприятий, охватывает,

к сожалению, не все отрасли сферы производства товаров и услуг. В

основном, данные предприятия создаются для извлечения максимально большей

прибыли за минимальный срок. Иностранные инвестиции не охватывают такие

отрасли, как, например, тяжелая промышленность и др.

3. Функция обороны

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства,

ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной

целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы

Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является

долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин

Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным

законом”.[15]

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской

Федерации в случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение

военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях

имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой”. Также

граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учиться в военно-

учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах

Вооруженных сил Российской Федерации.[16]

Согласно статье 87 конституции Российской Федерации “Президент Российской

Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами

Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или

непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на

территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное

положение...”

За воинское преступление - преступления против установленного порядка

несения воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время

прохождения ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность

(уголовную). Санкции за различные виды воинских преступлений предусмотрены

в статьях 238 - 269 Уголовного Кодекса РСФСР.

Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые

государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения

суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних

посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан.

Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с

конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными

организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,

управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям

относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на

случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной

безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного

порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок,

спокойствие и безопасность граждан.

В России принят специальный Закон “Об обороне” от 24.09. 1992, в котором

определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона

является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

4. Функция поддержки мирового порядка

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по

сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного

оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия

между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и

договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового

правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими

государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в

частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.

Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с

международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание

международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою

деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит

совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более

эффективно бороться с международной преступностью.

Функция поддержки мирового порядка охватывает и такую сферу, как участие

мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов. Это

обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав

человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует

международного вмешательства. События в Югославии и Боснии - яркие примеры

участия мирового сообщества в качестве посредников в урегулировании

межэтнических конфликтов.

5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных

проблем

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В

Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со

всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом

интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс

углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств.

На этой основе создаются различные организации деятельность которых

направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни

общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими

государствами различными отношениями: политическими, экономическими и

культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и

регулировать.

1).Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан

находящихся на территории других государств и оказывать им

покровительство.[17] Для поддержания международных политических отношений

государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-

послов, консулов и др.

2).Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового

сообщества, вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое

развитие, природные ресурсы определяют место государства на мировом рынке.

Ни одно государство не может существовать без экологических связей с

другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции,

совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие

внешнеэкономической деятельности государства.

3). Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является

достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так

как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает

культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению.

Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются:

международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое

другое.

4). Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал

вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в

центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной

частью программы завершения строительства материально - технической базы в

государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными

климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием

природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и

больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также

оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств

правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по

охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы

и уголовные наказания.

Глава IV. Правовые формы выполнения функций

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными

методами.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как

одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в

жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические

задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других -

организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В

зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:

1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в

разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы

деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е.

актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся

в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в

издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на

данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по

строительству, назначение гражданина на должность.)

3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная

деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за

соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер к

их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются

юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами

между отдельными лицами и т.д.

Глава V. Средства и способы выполнения государством своих функций

В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех

средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих

функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат -

система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций

государства.

Подчеркнем, что функции государства, а не различные функции различных

ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в

системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган

имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по

управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства,

функции государственной власти и функции государственных органов.

Итак, для обеспечения выполнения своих функций в любом государстве

формируется специальная структурная организация, называемая государственным

аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти.

Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных

общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных

властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими

возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы

являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования

государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание

специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных

органов устанавливается конституцией (основным законом государства).

Очень важно отметить, что именно государственные органы как раз

характеризуют формирование в государстве особого слоя людей, физически

оторванного от материального производства, но выполняющего весьма важные

управленческие функции. Этот слой известен под разными наименованиями:

чиновники, бюрократы, управленцы, функционеры, номенклатура, менеджеры и

т.д. Он представляет собой объединение профессионалов, занятых

управленческим трудом — это особая и важная профессия.

Как правило, этот слой людей обеспечивает выполнение функций государства,

государственной власти, государственных органов в интересах общества,

народа. Но в определенной исторической обстановке функционеры могут стать

на путь обеспечения собственных интересов. Тогда-то и возникают ситуации,

когда для тех или иных лиц создают специальные органы (синекуру) или ищут

этим органам новые функции и т. п.

Таким образом, орган государства - это специально созданная структура,

составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией,

необходимой для осуществления функций. Построение аппарата государства

должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой

основе.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить,

охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и

соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента

возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не

измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие,

более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные

трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство

является не только аппаратом подавления, представителем интересов

господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего

общества.

Заключение

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод:

Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе

становления и развития государства. В разные исторические периоды

приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а,

следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести

переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства

приоритетное место занимает экономическая функция, в других - в область

политики, отсюда - повышенное внимание к реализации функции государственной

власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. Поэтому,

классификация функций, которая приведена в данной курсовой работе не

является конечной для Российского государства.

Конечно, такая тема как “функции государства” будет актуальной и через

несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт как

государство. По данной теме существует множество вопросов, часть из которых

я попытался раскрыть в данной работе. Это такие как: более подробная

проработка каждой из приведенных в классификации функций, анализ

различных теорий классификации функций государства, обработка и анализ

материалов последних лет относительно данной темы и многие другие. Я

думаю, что данная тема еще не “исчерпала” себя, и еще будет подвергнута

всестороннему анализу в различных рефератах и научных работах.

Список литературы:

Алексеев С.С. Государство и право. М., 1996.

Венгеров А.Б. Теория государства и права, М: “Новый юрист”, 1998

Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М:”Теис”, 1996

Курс теории права и государства/под ред.И.П.Марова.Тюмень,1994.

Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых

подходов//Советское государство и право.1990.N 10.

Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе//

Государство и право, 1992, N 6

Общая теория права и государства/ под ред. В.В.Лазарева. М., 1996.

Теория государства и права/ под ред. А.Б.Венгерова. ч.1. М.,1989

Теория государства и права/ под ред. А.И.Королева. Л., 1987.

Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о

государстве// Советское государство и право. 1992. N 5.

Список нормативных актов

Конституция РФ 1993г.

Кодекс об административных правонарушениях

-----------------------

[1] Клименко С.В. Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: “Теис” ,1996,

стр. 5

[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права, М:”Новый юрист” ,1998 , стр.

167

[3] см. Главу II

[4] си. Главу III

[5] В настоящее время в РФ действует Конституция, принятая всенародным

голосованием 12 декабря 1993 года

[6] ст. 10 Конституции РФ 1993г.

[7] Государство и право, 1993 №6 // Морозова Л.А. Функции российского

государства на современном этапе, стр. 103

[8] осуществление высшей власти в отношение своей территории и воздушного

пространства на ней

[9] Государство и право, 1993 №6 // Морозова Л.А. Функции российского

государства на современном этапе, стр. 104

[10] п.1 ст. 39 Конституции РФ

[11] п.2 ст. 41 Конституции РФ

[12] п.3 ст. 39 Конституции РФ

[13] ст. 50-67 Кодекса об административных правонарушениях

[14] Государство и право, 1993 №6 // Морозова Л.А. Функции российского

государства на современном этапе, стр. 106

[15] п 1 и 2 ст. 59 Конституции РФ

[16] п 3 ст. 59 Конституции РФ

[17] п. 2 ст. 61 Конституции РФ

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.