реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формы правления

упразднены. Все действия императора, относящиеся к делам государства, могут

быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет

несет за них ответственность. Чтобы лучше представить его реальную власть,

необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям, но и к

фактической деятельности. По конституции император является символом

государства, он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением

государственной власти. По представлению парламента он назначает премьер-

министра, а по рекомендации премьер-министра - членов кабинета; по

представлению кабинета - Главного судью Верховного суда.

Император лишен даже такого традиционного для главы государства права,

как право “вето” на назначение премьер-министра, поскольку император лишь

утверждает кандидатуру, избранную парламентом. Император является символом

единства народа, в повседневной жизни выполняет церемониальные функции

внешнеполитического характера. Монарх также присутствует на различных

национальных праздниках и официальных торжествах.

Как отмечают некоторые японские юристы и политические деятели, в связи

с тем, что в конституции отсутствует четкое разграничение между понятием

“государственные дела” и “государственная политика”, отсутствуют статьи,

запрещающие императору затягивать выполнение решений представительного

органа, а также четко сформулированной процедуры роспуска палаты

представителей, император может влиять на решение этих вопросов. Указанное

утверждение не бесспорно, поскольку в силу конституционного обычая

император активно не участвует в решении перечисленных вопросов. Следует

также добавить, что жизнь императора и его семьи окутана таинственностью и

приставленные к нему чиновники постоянно ограждают его от контактов с

внешним миром, но ореол таинственности, как правило, имеет далеко идущие

стратегические цели, способствующие росту авторитета монарха. Не будучи

задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и

влияние, что при определенных условиях важнее формальных полномочий.

При дуалистической монархии государственная власть носит

двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между

правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от

партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при

этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет

буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в

кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и

религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические

(Саудовская Аравия, Ватикан – феномен, религиозный лидер является главой

государства – «Государство в государстве»).

РЕСПУБЛИКА

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в

государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они

осуществляют контроль над правительством, существует независимое

правосудие, муниципальное самоуправление.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

. существование единоличного и коллегиального главы государства;

. выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

. осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению

народа;

. юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных

законом;

. обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась

в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она

видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась

демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского

правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства

на:

. парламентарные;

. президентские;

. смешанные (полупрезидентские).

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления, при которой верховная роль в организации

государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из

числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают

большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную

ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех

пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты

доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку,

либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения

досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается

парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение

парламентом главы государства является главным видом парламентского

контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в

современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например

президент республики избирается членами обеих палат на их совместном

заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой

области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие

парламента в избрании главы государства, также разделяется с

представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается

федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа

лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального

представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике

могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что

характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает

полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу

правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и

т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров,

канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое

им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и

отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной

чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь

тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется

доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и

контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми

полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный

бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития

страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую

структуру высших органов государственной власти, которая реально

обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает

справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах

правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию

(по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию

и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики :

. внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

. ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

. более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы

государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные

Штаты Америки. В конституции США, а именно в статье IV утверждается

следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе

республиканскую форму правления”. Республиканская форма правления в США

реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава

государства и правительства; правительство не несет ответственности перед

Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

За основу построения системы государственной власти был взят принцип

разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так

называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено

организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом,

президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена

возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках.

Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить

усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей

этой системы действовать в направлении, противном направлениям других

органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти -

конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а

президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип

разделения властей остается незыблемым.

Все установленные полномочия законодательной власти принадлежат

Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты

представителей. Но конституция говорит не о законодательной власти вообще,

а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции.

Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными

полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных

собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими

полномочиями.

Исполнительная власть осуществляется Президентом, его полномочия

весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь

государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных

ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом.

Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в

США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет

министров, исполнительные правления. Кабинет министров является

консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет

министров не принимает никаких правительственных актов.

Как уже упоминалось, исполнительная власть в Соединенных штатах

принадлежит президенту. Президент США является главой государства и

правительства. Его полномочия в сфере государственной деятельности огромны.

В отличие от императора Японии, в непосредственном подчинении президента

находятся весь государственный аппарат управления.

Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то

же лицо может избираться президентом не более двух раз. Избирательная

компания по выборам президента начинается задолго до того, как избиратели

явятся на избирательные участки, чтобы проголосовать за выборщиков. В

первых числах ноября избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом

штате избирается столько выборщиков, сколько избрано представителей и

сенаторов от штата в конгресс. При избрании выборщиков устанавливаются

многомандатные избирательные округа (один штат - один округ) и применяется

мажоритарная система относительного большинства. При этой системе список

выборщиков от одной партии, получивший относительно больше голосов, чем

другие списки, завоевывает все места от данного штата в коллегии

выборщиков.

Когда становится известно количество выборщиков, избранных от каждой

партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом.

Подобное положение сложилось в связи с тем, что в американской практике

выборщик рассматривается не как делегат избирателей, который может свободно

проявить свою волю, а как агент партии, обязанный голосовать за кандидата

той партии, от которой он избран.

В середине декабря выборщики собираются в столицах штатов и голосуют

бюллетенями за президента и вице-президента. Результаты голосования по

штатам направляются председателю сената. В присутствии членов Конгресса

результаты суммируются и официально оглашаются. Избранным президентом

признается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков.

Избранный в середине декабря президент вступает в должность 20 января

следующего за выборами года. Такой длительный срок необходим президенту,

чтобы сформировать президентскую администрацию, кабинет министров,

исполнительные правления.

Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при

тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов

избирается сроком на два года по одномандатным округам. Депутатом может

быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее

25 лет и проживающее в штате, где находится его избирательный округ.

Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора

сроком на 6 лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может

быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет,

достигшее 30 лет и проживающее в штате, от которого избирается.

Каждая палата Конгресса имеет свою внутреннюю разветвленную систему

вспомогательных органов, которые призваны содействовать выполнению

конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные

фракции, административно-технические службы.

Председателем палаты представителей является спикер, формально

избираемый палатой. Его избрание предопределено, так как он является

представителем партийной фракции большинства в палате. Спикер палаты

представителей - “третье” должностное лицо в государстве. Он занимает пост

президента республики вслед за вице-президентом в случае вакансии. В сенате

председательствует в силу должностного положения вице-президент. В случае

его отсутствия избирается временный председатель от партийной фракции

большинства.

Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные,

комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные. Объединенные

комитеты включают членов обеих палат Конгресса (экономический, по

налогообложению, по библиотеке Конгресса) и координируют деятельность палат

Конгресса в определенной сфере. Комитет всей палаты - это заседание палаты

в полном составе, выступающей в качестве комитета с целью ускорить

прохождение какого-либо законопроекта. При этом обсуждение вопроса проходит

по регламентарной процедуре комитета. Специальные комитеты носят временный

характер. Они создаются для решения какого-либо конкретного вопроса.

Согласительные комитеты учреждаются обеими палатами в случае возникновения

разногласий между ними по определенному вопросу.

Решающая роль в законодательной деятельности Конгресса принадлежит

постоянным комитетам палат. В палате представителей создано 22 постоянных

комитета. В сенате работает 16 постоянных комитетов. Постоянные комитеты

определяют судьбу каждого законопроекта. Практика свидетельствует, что 90%

законопроектов, одобренных постоянными комитетами принимается палатами без

поправок.

Финансовые полномочия Конгресса: устанавливать и взимать налоги,

пошлины, подати и акцизные сборы единообразно на всей территории США;

уплачивать долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость

валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных

бумаг и монет.

Полномочия в области экономики и торговли: принимать единообразные

законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю с иностранными

государствами и между отдельными штатами.

Военные полномочия: объявлять войну, формировать и обеспечивать армию,

создавать и содержать военно-морской флот.

Иные полномочия конгресса: регулировать порядок приобретения

гражданства США, учреждать федеральные суды.

Определив указанные полномочия, конституция записала, что “конгресс

имеет право... издавать все законы, которые будут необходимы и уместны” для

реализации перечисленных полномочий. Это конституционное положение

позволяет конгрессу расширять свою компетенцию.

Конституция установила для конгресса ряд запретов: не присваивать

дворянские титулы, не нарушать процессуальные права граждан, не облагать

налогом или пошлиной товары, вывозимые из штата, не выдавать деньги из

казначейства иначе как на основе закона.

Компетенция палат Конгресса не одинакова. Только в палату

представителей могут вноситься финансовые законопроекты. Она формулирует

также обвинения в порядке импичмента в отношении президента республики и

других высших должностных лиц, избирает президента республики в случае,

если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов

выборщиков. Верхняя палата также наделена исключительными полномочиями.

Только сенату принадлежит право ратифицировать международные договоры,

утверждать назначения на высшие должности в государстве, производимые

президентом, решать вопрос о виновности должностного лица в порядке

импичмента, избирать вице-президента, если ни один кандидат не получит

абсолютного большинства голосов выборщиков. Сенат рассматривается как

орган, представляющий интересы штатов и обеспечивающий преемственность

государственной власти, с этой целью сенат обновляется по частям.

Конгресс реализует свои полномочия путем принятия законов и резолюций.

Законодательный процесс в Конгрессе США реализуется, как и во многих других

государствах, из следующих стадий: внесение законопроекта, обсуждение и

принятие. Правом внесения законопроекта обладают только члены палат. Причем

законопроекты, как правило, вносятся одновременно представителями и

сенаторами. Практически законодательная инициатива членов Конгресса во

многом определяется посланиями президента республики, в которых прямо

указывается, какие законы следует принять. Обсуждение проходит в трех

чтениях. Первое чтение формально, во время его законопроект регистрируется,

оповещаются члены палат и законопроект направляется в постоянные комитеты.

Во время второго чтения вносятся поправки. При третьем чтении проходит

обсуждение законопроекта с внесенными поправками, внесение поправок (кроме

редакционных) в третьем чтении не допускается. После этого законопроект

ставится на голосование. Третья стадия - принятие законопроекта. После

принятия закона в каждой палате он направляется на утверждение президенту.

В случае разногласий между палатами по какому-либо законопроекту из

членов обеих палат на паритетных началах создается согласительный комитет.

Текст законопроекта, одобренный согласительным комитетом, палаты изменить

не могут. Однако, если палаты вновь проявят несогласие, то создается новый

согласительный комитет или законопроект будет считаться отвергнутым.

В законотворчестве палаты американского Конгресса равноправны: все

законы принимаются с согласия обеих палат.

Кабинет США, с точки зрения его внутренней структуры, относится к так

называемой континентальной системе, т.е. в состав правительства входят все

главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией.

Американская конституция ничего не говорит о кабинете. Тем не менее к концу

двукратного президентства Д.Вашингтона кабинет вошел в обычный

государственный обиход и приобрел черты правительства, хотя не имел никаких

законных оснований для своего существования.

В настоящее время в состав кабинета входят главы 13 департаментов.

Кроме 13 глав исполнительных департаментов членами кабинета являются

президент и вице-президент. Президент может предоставлять ранг члена

кабинета некоторым другим высшим федеральным чиновникам.

Американский кабинет является чисто совещательным органом, так как все

решения в пределах полномочий исполнительной власти принимаются только

единолично президентом. Фактически процесс принятия решений может

осуществляться президентом и без участия кабинета в полном составе. Для

этой цели президенты часто создают более узкие совещательные коллегии,

состоящие из наиболее доверенных людей.

Кабинет министров не имеет конституционного статуса. Конституция закрепила

право президента “затребовать мнение...от высшего должностного лица в

каждом исполнительном департаменте...”. Министры назначаются президентом

“по совету и с согласия” сената. Кабинет не принимает никаких

правительственных актов.

Смешанные республиканские формы правления имеют две модели.

Ярким примером первого типа является Франция.

“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной

Республикой”. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон

установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер,

поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава

государства избирается без участия парламента, правительство назначается им

же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед

нижней палатой парламента).

Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в

руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы

государства и правительства - одно из проявлений конституционно

закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме.

Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.