![]() |
|
|
Теория государства и праваТеория государства и праваСЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАФЕДРА ГОСУДРАСТВЕННОГО ПРАВА Реферат на тему: Выполнила: Кочина Алина Валерьевна ГиМУ 13з Проверил: Санкт-Петербург 2000 План. Введение. 1. Возникновение и развитие идеи правового государства. 2. Современное понимание концепции правового государства. 3. Особенности становления правового государства в Российской Федерации. 4. Заключение. 5. Литература. Введение. В процессе многочисленных демократических преобразований, которые начались в начале 90-х, Россия вышла на сложный и длительный путь развития гражданского общества и построения правового государства. Принятая, в 1993 году Конституция Российской Федерации, стала опорной точкой для утверждения его основных институтов. Эта Конституция принципиально отличается от всех предыдущих, принятых еще в советский период. Главными ее отличиями стали: прямое действие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и свобод человека высшей ценностью. Но, процесс утверждения ее основных принципов протекает достаточно медленно и противоречиво. Положения первой статьи Конституции о том, что Российская Федерация является правовым государством, явно опережают реальность. Безусловно, идеи правового государства несут в себе позитивные последствия, но реализация этих идей должна идти поэтапно и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Нужно максимально использовать уже накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. При этом античные мыслители не разделяли понятий “общество” и “государство”. Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом политического управления. Однако государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии. Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя”[1]. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”2. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.[2] Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”2. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности. Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что: - формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; - принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; - к “правильной” форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; - следует проповедовать любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители. Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место, в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”[3]. Концепция правового государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам: - источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; - человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; - в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; - правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; - право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; - государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”; - государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета. Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства. Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин. Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико- правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева,1 А.И. Герцена,2 Н.Г. Чернышевского 3 и А.Н. Радищева.4 После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности. В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло свое отражение в Ст.1 Конституции РФ, где говорится, что “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство...”5 Современное понимание концепции правового государства. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И. Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Шарля Луи Монтескье[4] (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-Х веков включает следующие важнейшие положения: - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; - верховенство правового закона; - взаимную ответственность личности и государства; - доминирование обще дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом “дозволено все, что не запрещено законом”; - установление реальных гарантий прав и свобод личности. Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Для того чтобы понять сущность правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового – именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его. В наиболее развитом буржуазно - демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть только подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только “гражданственность”, известную степень политической свободы, но и “буржуазность”, т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявление ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо, в частности, указать на такие: - мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; - наличие муниципального самоуправления; - подчиненность всех подразделений власти закону; - независимое и сильное правосудие; - наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть. В основе правовой экономики лежит принцип “от каждого по способностям - каждому по труду”. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод: - открыть простор всем видам собственности; - заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон; - сделать главенствующим принцип “разрешено все, что не запрещено”; - обеспечить эквивалентный характер обмена; - утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера; - не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество – переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства. Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека. Таким образом, правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей. Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. Сегодня можно выделить следующие признаки правового государства: 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства. 4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность. 5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом сознании; - выработка высокой политико-правовой грамотности; - появление действенной способности противостоять произволу; - разграничение партийных и государственных функций; - установление парламентской системы управления государством; - торжество политико-правового плюрализма; - выработка нового правового мышления и правовых традиций. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия, демагогически популистские силы). Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие “правовое государство” - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему: 1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики. 2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества. 3. Располагает специальным государственным механизмом. 4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории. 5. Существует благодаря налогам и другим сборам. 6. Обладает государственным суверенитетом. Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением и в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |