реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Судебная власть РФ

Судебная власть РФ

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ 5

1.1 Демократизм как важнейший принцип правосудия 5

1.2 Конституционно- правовой статус судей 15

Глава 2. Место и роль Верховного Суда в судебной системе РФ 24

2.1 Компетенция Верховного Суда 24

2.2 Структура судов общей юрисдикции и полномочий Верховного Суда в

ней 35

Заключение 43

Библиографический список использованной литературы 45

Приложения

Введение

Современное российское государство основывается на декларации

демократичности политики правовой системы, важным элементом которой

является принцип разделения властей.

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида

государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную,

устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти

самостоятельны[1]. Конституция предоставляет право осуществления

государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному

собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам

Российской Федерации[2].

Название «Судебная власть», содержит статьи, определяющие не только

компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы,

правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности[3]. Судебная

власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной

отраслевой направленности и компетенции. В этом смысле Верховный Суд РФ

является высшим звеном судов общей юрисдикции. Цель данной работы

разобраться в принципах его организации, компетенции и его конституционно-

правовом статусе.

Актуальность этой темы состоит в раскрытии направленности и

организации конституционно-правовых принципов судебной власти РФ, а также

дать анализ деятельности Верховного Суда РФ, его компетенции и полномочий в

системе судов общей юрисдикции, место и роль Верховного Суда в судебной

системе РФ.

Исходя из этого, в ходе работы следует решить следующие задачи:

1. уяснить принцип демократизма как важнейшего принципа правосудия;

2. проанализировать конституционно-правовой статус судей;

3. раскрыть компетенцию Верховного Суда РФ;

4. дать характеристику структуре судов общей юрисдикции и полномочий

Верховного Суда в ней.

Для решения этих задач были использованы нормативные акты, научная

литература и так далее. Особую помощь в рассмотрении первого вопроса

оказали работы В. Божьева, В. Швецова и др. Глубже понять второй вопрос

помогли работы К. Гуценко, К. Ковалева, М. Баглай, Б. Габричидзе, и др.

При написании работы мною использованы следующие методы: контент-анализ

нормативно-правовых актов, конкретный исторический анализ.

Глава 1. Конституционно-правовые принципы судебной власти РФ

1.1 Демократизм как важнейший принцип правосудия

Правовое демократическое государство придерживается совершенно иных

представлений о роли судебных учреждений. Рыночное хозяйство, основанное на

частной собственности и свободе предпринимательства, безмерно расширяет

сферу действия судов. Важнейшая задача государственной власти - охранять

права и свободы человека - требует демократизации уголовного процесса и

практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование

действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно

универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех

функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению

к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в

сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и

свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей

демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по

существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть,

таким образом, становится сердцевиной правового государства и

конституционализма, главной гарантией свободы народа.

Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Оно

обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без

насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже

являет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с

обществом и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью,

что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом

он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий,

пользоваться демократическими процессуальными правами. Судебная власть по

своей материально-технической базе самая слабая из трех властей, но именно

на нее, владеющую оружием естественного права, ложится главное бремя

предотвращать превращение насилия в способ правления людьми, если бы

законодательная власть прибегла к принятию репрессивных неконституционных

законов, а исполнительная - стала осуществлять бессудные расправы. Если

судебная власть этого бремени не выдерживает, она становится жалким

придатком авторитаризма1.

Большая и труднейшая проблема для любой демократической судебной

власти состоит в том, чтобы не поддаваться политическим влияниям. Нельзя,

разумеется, вообще отгородиться от политики, поскольку судебная власть

является составной частью государства, а государство являет собой форму

политической организации общества. То же можно сказать о праве, применять

которое призваны судебные органы, оно рождается из политической борьбы и в

определенном смысле служит орудием политики. Юстиция поэтому неизбежно

сталкивается с политическими проблемами, а судьи, как и другие люди, не

могут не иметь собственных политических взглядов.

Демократическое устройство судебной системы выработало определенные

принципы, способные исключить или по крайней мере ослабить политическое

давление на судебную власть. Этому служит непартийный характер судейского

корпуса и подлинная независимость любого суда, способного отбить любые

попытки политически влиять на суд (эти попытки особенно опасны и чаще всего

делаются со стороны органов исполнительной власти). Суды вынуждены

разрешать социальные и политические конфликты, но они это делают лишь в

строго юридических формах, т. е. оказывая защиту только законным правам

участников этих конфликтов.

Во всех демократических государствах роль судов признается незаменимой

и, зная подъемы и спады, в целом, безусловно, возрастает. Наряду с судами

общей юрисдикции в большинстве стран создана специальная юстиция (трудовые

суды, административные суды и др.), конституционные суды. В ряде стран

юристы и политики стали даже говорить о превращении современного правового

государства в "государство судей", что одновременно подчеркивает высокую

юридизацию общественных отношений и межличностных связей, порождающих

судебные споры. Судебная власть, конечно, не может рассматриваться как

самостоятельный генератор идей

социального прогресса, ибо она по природе своей достаточно консервативна и

статична. Но те функции, которые она несет, помогают внедрению в жизнь

идеалов и институтов демократии и свободы.

Место судебной власти в системе органов государственной власти

Российской Федерации. Все конституции мира содержат разделы (главы) о

судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом

конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть

является составной частью государственной власти. К тому же эта власть -

власть, а не ординарная деятельность судебных органов - непосредственно

воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного

установления ее пределов и принципов. Конституции обычно закрепляют

гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию

судебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровень

конституционного регулирования состоит в необходимости исключить

возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить

гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить

возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также -

гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.

Принцип разделения властей не только распределяет функции

государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их

самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды

связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять

законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения

судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической

отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если

они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностью

самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение

относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного

обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов

исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным

действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким

образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей

власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный

контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий

судебной власти какой- либо другой властью. Судить не вправе ни органы

законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная

власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные

органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем

судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной

деятельности, а также исправляет многие ошибки органов

исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его

применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто

отличное от первоначальных целей.

Конституционно-правовые принципы организации судебной власти.

Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские

(арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные

органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной

основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она

осуществляется не от имени государства и вне установленных законом

процессуальных правил. Конституция РФ закрепляет четкое правило: правосудие

в Российской Федерации осуществляется только судом1. Следовательно, только

суды, учреждаемые законом на основе Конституции, и привлекаемые в

установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители

народа (народные, арбитражные, присяжные заседатели) вправе рассматривать

уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и решения,

обеспеченные государственным принуждением.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а

ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ

устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может

быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального

конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные

системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства

судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют

судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых

принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ

и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти

суды называются федеральными судами.

Единство судебной системы обеспечивается путем1:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и

Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных

федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных

законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм

международного права и международных договоров Российской Федерации, а

также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации

судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования

федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Федеральный конституционный закон допускает создание

специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и

административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только

путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных

судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях

(военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-

либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно-

обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий,

присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими

судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью

федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях

военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Конституционно-правовые основы судебного процесса. Судебная власть,

как никакая другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Эти

формы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуют

конституционного закрепления своих основ. Основные из этих гарантий

закреплены в Конституции РФ (презумпция невиновности, запрет повторного

осуждения, право на пересмотр приговоров и др.)1. В то же время ряд

основополагающих принципов судопроизводства, по существу также являющихся

демократическими гарантиями для граждан, закреплены в Конституции РФ2. Это

универсальные, общепризнанные во всем мире принципы, зафиксированные в

Международном пакте о гражданских и политических правах.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в

закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным

законом. Принцип гласности (публичности) разбирательства закреплен во всех

процессуальных кодексах (гражданском, уголовном, административном,

арбитражном), он допускает исключения только в тех случаях, когда этого

требует государственная или коммерческая тайна. Закрытое судебное

разбирательство возможно - также при разбирательстве дел, связанных с

половыми преступлениями, преступлениями лиц, не достигших 16- летнего

возраста, и для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах

жизни участвующих в деле лиц. Есть ограничения гласности и для некоторых

гражданских дел (тайна усыновления, опека над детьми). Закрытое

разбирательство не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантий

или отступления от общих правил судопроизводства, оно только закрывает

доступ в зал суда Для публики и средств массовой информации. Но приговоры и

решения оглашаются в открытом заседании суда.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме

случаев, предусмотренных федеральным законом. На такие случаи указывает

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: отсутствие подсудимого в пределах

страны и его уклонение от явки в суд, ходатайство подсудимого о

разбирательстве дела в его отсутствие, когда не может быть назначено

наказание в виде лишения свободы.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и

равноправия сторон. Эта конституционная норма ставит в равное положение все

стороны в процессе (в гражданском это истец и ответчик, в уголовном -

подсудимый, прокурор и защитник, в конституционном - орган, оспаривающий

конституционность нормативного акта, и орган, издавший этот акт). Своим

острием она направлена против чрезмерной роли прокурора в уголовном

процессе, что было свойственно процессу в тоталитарный период; это

подрывало независимость суда и право граждан на защиту, придавая правосудию

обвинительный уклон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство

осуществляется с участием присяжных заседателей1. Наиболее тяжкие и опасные

преступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом

присяжных - это измена Родине, террористический акт, призывы к

насильственному изменению конституционного строя, бандитизм и ряд других2.

По этим составам преступления предусмотрены суровые наказания (длительное

лишение свободы и даже смертная казнь), что порождает необходимость

усиления гарантий защиты обвиняемых. Суд присяжных образуется при краевом,

областном и городском суде в количестве двенадцати заседателей и одного

судьи, он комплектуется администрацией края, области и города из числа

избирателей. Особенности рассмотрения дела этой формой правосудия подробно

регламентируются законом.

Таким образом, демократизм является важнейшим принципом правосудия,

который закрепляет за собой такие демократические принципы

судопроизводства, как принцип состязательности и равноправия сторон,

осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей, открытое

разбирательство дел в судах.

1.2 Конституционно- правовой статус судей

Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и

смещения1. Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в

конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие

свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения

судей при осуществлении своих полномочий обязательны для

всех без исключения государственных органов, общественных объединений,

должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения

к суду или судьям, неисполнение требований и распоряжений судей влечет

установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом. Определенными особенностями

отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного

Суда РФ.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются

определенные требования. Судьями могут быть только лица, имеющие

гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и

стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет2. При этом под

"юридической профессией" понимается работа в судебных органах, прокуратуре,

адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов,

общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и

преподавательская деятельность в области права.

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд

дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно

соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих

полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что

могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать

сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье

запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и

движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также

совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме

научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не

совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и

получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей

вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей

Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и

имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей

Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не

менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати

лет.

Порядок назначения судей. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного

Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по

представлению Президента РФ1. Что же касается других федеральных судов

(судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются

Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Независимость. Важнейшим конституционным принципом организации

судебной власти является независимость судей. "Судьи независимы и

подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному

закону"2. Одновременно это главное условие самостоятельности и

эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы

людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую

очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку

Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому же имеет прямое

действие. Они должны также подчиняться федеральным законам, что, однако не

следует понимать как право на игнорирование законов субъектов РФ. Соединяя

независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам. Конституция

РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нужна

как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию

конституционных и законодательных норм.

При осуществлении правосудия Верховного Суда РФ независимы и

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.