реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Структура и функции государственного аппарата

пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными

полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические

последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в

форме регламентных актов.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы

государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и

специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции

(например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству

всеми или большинством отраслей государственного управления. Органы

отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные

государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство

лишь отдельными отраслями государственного управления.

В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы

обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем

государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать

как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия

(министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно

Президенту, Председателю Правительства).

В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п.1

Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из Председателя,

заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель

Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот

принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к.

при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по

осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114

Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка

государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической

политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной

деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной

власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними. Вся система

органов исполнительной власти действует под руководством Президента РФ,

являющегося одновременно и главой исполнительной власти.

Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит

различным по названию органам: правительствам, областной или краевой

администрации, которые возглавляются различными должностными лицами

(губернаторами, главами администраций, председателями правительства).

Государственное управление на местах осуществляется посредством либо

назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной

администрации), либо выборных органов местного самоуправления.

Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся

реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих условиях

судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной власти, что

предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях независимости.

Конституционно-правовые институты закрепляют эту общественную

необходимость.

Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к

разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу,

что создает необходимость общественного контроля за ее деятельностью.

5.4. Органы судебной власти

Важное место в структуре государственного аппарата занимает система

судебных органов, основной социальной функцией которых является

осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и

наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание

соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом,

утвердившимся в Великобритании: "право там, где средства его защиты" (ubi

jus ubi remedium).

Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это

положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных

государств. Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.)

говорится, что «судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени

короля судьями и магистратами, которые являются независимыми,

ответственными и подчинены исключительно закону».

Органы, осуществляющие правосудие, – третья ветвь государственной власти,

которая играет особую роль и в механизме государственной власти, и в

системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти

определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только

судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет

правосудие. Структура судебных органов в разных странах неодинакова.

Именуются они также по-разному. В КНР, например, - это Верховный народный

суд, местные народные суды, «военные суды и другие специальные народные

суды». В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США,

Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных

трибуналов и других судов. Конституция США в связи с этим устанавливает,

что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и

теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом»

(ст.3, разд.1).

Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных

органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед

ними ставятся.

Так, например, в конституционных актах подавляющего большинства современных

государств провозглашается принцип непартийного характера судейского

корпуса, независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в

пределах юрисдикции, вопросов.

В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип

гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством

конституционного, гражданского, административного и уголовного

судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г) соответствующие суды

субъектов федерации, действующие как части единой судебной системы.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным,

административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению

экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными

органами в РФ, давать заключение о соответствии издаваемых нормативных

актах и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный

Суд решает также споры между федеральными органами государственной власти

России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

(ст. 125 Конституции РФ).

В связи с принятием России в Совет Европы, теперь юрисдикция Европейского

Суда распространяется и на территорию России. Теперь это высший судебный

орган для России и ее граждан.

В настоящее время в Росси проводится судебная реформа, главными

направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы;

признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в

случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства;

совершенствовании системы гарантий независимости судей и подчинения их

только закону.

Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет

система органов прокуратуры. Прокуратура, не входя ни в одну из трех

ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным

исполнением законов органов государственного управления, предприятиями,

учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и

гражданами.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе

органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в

судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют

нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих

порядок организации и деятельности прокуратуры.

В Росси сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры

с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору

РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по

согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются

федеральным законом.

Прокуратура РФ относится к федеральным органам государственной власти с

особым статусом. Сюда же относится Центральный банк РФ, счетная палата РФ,

Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека,

Академия наук РФ.

5.5. Вооруженные силы в механизме государства.

Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами

(войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и

внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма.

На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия

использовалась государством для завоевания новых территорий и подавления

выступлений собственного народа, протестующего против проводимой

государством политики. Вспомним военные походы Александра Македонского,

завоевания Чингисхана, подавление восстания Спартака, крестьянских

выступлений в Европе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны,

Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые

войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную

роль в решении экономических, политических и других задач государства.

С формированием правовых начал в государственной жизни мирового сообщества

деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала постепенно

переводиться в русло чисто оборонительных задач. Отмирают внутренние

функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона страны от

возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции

вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией

государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне,

Законом о вооруженных силах, Законом о военной службе и др.).

Верховное руководство вооруженными силами осуществляют высшие

представительные органы государственной власти, глава государства или глава

правительства.

В конституционных монархиях номинально эти полномочия возлагаются на

монарха — короля, королеву, императора. Верховным главнокомандующим

вооруженными силами, как правило, является глава государства, при котором

функционируют специальные органы: комитет обороны, совет национальной

безопасности и другие.

Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет министерство

обороны, состоящее из различных органов военного управления, возглавляемых

министром обороны. В состав министерства обороны ряда стран входят

генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных сил,

управление тыла, главные и центральные управления. Министру обороны,

генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые

занимаются повседневным управлением воинскими соединениями и частями.

В некоторых странах министерство обороны имеет несколько иную структуру. В

Англии, например, основными органами министерства обороны являются Совет

обороны, Комитет начальников штабов, Штаб обороны и департаменты видов

вооруженных сил. Министр обороны — гражданское лицо, являющееся

представителем правящей партии. Министерство обороны США осуществляет

оперативное руководство вооруженными силами через Комитет начальников

штабов и главнокомандующих объединенными и специальными командованиями. При

министре обороны имеется консультативный орган — Совет по вопросам

строительства вооруженных сил, в состав которого входят председатель

Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны, министры и

начальники штабов видов вооруженных сил.

В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии морского флота. В

свою очередь, армия делится на сухопутные войска, ракетные войска

стратегического назначения, войска противовоздушной обороны и военно-

воздушные силы. В США, Англии, ФРГ, Франции, Японии и в некоторых других

странах вооруженные силы включают три вида: армию (сухопутные войска),

военно-воздушные и военно-морские силы. В составе вооруженных сил США

имеется также корпус морской пехоты, а ракетные войска стратегического

назначения и войска ПВО страны входят в состав военно-воздушных сил.

Виды вооруженных сил состоят из родов войск (сил), которые в

организационном отношении объединяются в подразделения, части, соединения и

объединения. Наиболее распространенными родами войск в сухопутных войсках

являются мотострелковые, танковые, артиллерия и другие. В военно-воздушных

силах обычно различают рода авиации: истребительную, бомбардировочную,

разведывательную, военно-транспортную. Военно-морской флот состоит из

надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Кроме

родов войск в вооруженные силы входят специальные войска: инженерные,

связи, автомобильные и прочие.

Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах добровольности, на

основе всеобщей воинской обязанности или по смешанному принципу, когда

используются элементы добровольности и обязательности военной службы.

Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба, которая

позволяет дифференцировать граждан, призываемых на военную службу, в

зависимости от состояния их здоровья, религиозных, национальных и других

убеждений. Вооруженные сипы совращенных государств характеризуются высоким

профессионализмом, оснащенностью высокоэффективными средствами вооруженной

борьбы, в том числе ядерным оружием, высокой боевой готовностью и высокими

боевыми возможностями. Вооруженные силы ряда государств в мирное время

содержатся в сокращенном составе, развертываясь с началом войны путем

мобилизации граждан призывного возраста. Применение национальных и

вооруженных сил ООН для разрешения межгосударственных конфликтов

осуществляется на основе международных договоров, решений ООН и ее

специализированных органов. Другими словами, международный аспект

вооруженной борьбы всегда должен решаться мировым сообществом на правовых

началах, с учетом коренных интересов противоборствующих стран и их народов.

Вооруженные силы большинства стран мира деполитизированы и департизированы.

Их главная задача — защищать суверенитет и территориальную целостность

государства независимо от интересов различных партий и политических

течений.

В современном мире четко проявляется тенденция разблокирования ранее

противостоящих военных союзов. Распад Организации Варшавского Договора,

последующая реформация НАТО, взаимные контакты и договоренности по военным

вопросам различных государств свидетельствуют о возможности исключения

мировых военных конфликтов из жизни человечества. В этой связи становятся

более интенсивными внутренние и внешние мирные функции государств. Их

деятельность концентрируется на решении экономических, социальных и

правоохранительных задач своих стран, развитии духовности, обеспечении

экологической безопасности человека.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту

материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное

развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их

объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на

международной арене.

5.5. Местное самоуправление

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ

системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент

устройства власти в большинстве стран мира.

Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с проблемами

публичной власти, которая существует в классовом обществе как

государственная власть, осуществление которой доверено, прежде всего,

общенациональным государственным органам и должностным лицам в

соответствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне

публичная власть реализуется уже не государственными органами, а

непосредственно местным населением и образуемыми им органами и

соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами.

Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность граждан

(под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по

регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые

ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного

значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего

общества.

Местное территориальное самоуправление, вне всякого сомнения, имеет прямое

отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Государство,

будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию,

прежде всего, в форме закона, который обязателен для всех, кому он

адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в

том числе и органами населения районов, городов и других поселений.

Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного

населения, более того, население может стать основным субъектом этой

государственной работы. Следовательно, местное население может становиться

основным субъектом управленческих, административно-правовых отношений, что

является одной из характерных черт местного самоуправления.

Вторая характерная черта местного самоуправления вытекает из первой.

Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не

только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой

проблемой организации государственной власти вообще. Общеизвестно, что

степень децентрализации власти в демократическом обществе должна

детерминироваться объективными потребностями развития общества и

государства, то есть на местном уровне «власти» должно быть столько,

сколько ее необходимо для эффективного жизнеобеспечения территориальных

сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов

государственного значения.

В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира

являются основой, фундаментом национальной государственности, частью

конституционного механизма государства.

Например, в Основном Законе ФРГ (ст. 28) содержится норма, в соответствии

с которой «в землях, уездах и областях народ должен иметь

представительства». Конституции субъектов германской федерации, развивая

норму федерального Основного Закона, предоставляют общинам статус

исключительных обладателей «всех полномочий местного публичного управления,

осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они могут решать

любую задачу публичной власти…», кроме случаев, когда решение этих задач

возложено на другие ведомства.

Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление

(ст. 3, ст. 12), но и устанавливает конституционный принцип – норму о

самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции,

отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют

права осуществлять функции муниципального управления (ст.1 федерального

закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ).

Включение в Конституцию России статей, касающихся местного самоуправления,

вводит последнее в число основ конституционного строя, свидетельствует о

принципиальном изменении отношения государства к местным органам власти и,

несомненно, является признаком правового государства.

Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей

ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою

ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и

распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от

системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы

«продолжает» их деятельность на местах.

В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление

осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм

прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного

самоуправления, подконтрольные населению.

Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение их

деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов

местного самоуправления:

- обеспечение участия населения в решении местных дел;

- управление муниципальной собственностью;

- обеспечение развития соответствующей территории;

- охрана общественного порядка;

- защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных

Конституцией РФ (ст. 4, 5 Федерального закона «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации").

К исключительному ведению местного самоуправления относятся вопросы

утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных

возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133)

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.