реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Соотношение государства и права

целенаправленной волевой деятельности.

существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной

реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

Существует три способа формирования и существования позитивного права:

обычное право, право судей, право законодателя.

Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой

жизнью форма позитивного права.

Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу,

конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных

же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е.

прецедентное право.

Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права

путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по

мере развития демократии - представительных.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в

условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной

организации, организованности общества, при которой регулируется

демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное

предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в

обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для

развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и

своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано

быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена

важнейшая сторона правового регулирования.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления

существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного

поведения тех или иных субъектов.

охранительная - установление мер юридической защиты и юридической

ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям,

обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

Наиболее общими признаками права являются:

1. Общеобязательная нормативность - нормы права распространяют свое

действие на территорию всей страны, на все население.

2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках

- юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая от

усмотрения отдельных лиц.

3. Действие через дозволение через субъективные права - признак, который

раскрывает особенности права как "права" выделяет его из других норм,

действующих в обществе.

4. Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том,

что общие правила, которые признаются государством в качестве

правовых, имеют поддержку самой мощной социальной силы -

государственной власти.

Вывод: Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах,

иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным

критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного)

поведения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Познание государства и права следует начинать с вопроса о

происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества

существовал этот социальный институт или же он появился на определенном

этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий

принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства,

его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных

форм жизни общество. Вот почему начинать

приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать

данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество.

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о

первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно

обогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном

развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до

этого определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история

многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное

знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основном

евро-центристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории

Европы и некоторых, прилегающих к ней регионов, а затем эти знания

искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту

научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного

шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно

логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового

развития общества.

В этом новом понимании первобытного общества, прежде всего, следует

выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию

первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество

никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.

Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую,

археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность

«представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на

новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей

развития первобытного общества «неолитическую революцию»»[7].

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в

середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот,

который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите

от присваивающего к производящему хозяйству.

Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни

первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он

справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько

тысячелетий.

Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном

обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была

социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и

существования использовало человечество. Для теории государства и права

появляется, наконец, возможность также четко определять, какие формы

организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в

обществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящей

экономики.

Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической

революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей

человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных

и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной

на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных

и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход

сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу

земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью –

прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и

металлообработкой.

Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным

способом существования и воспроизводства человечества. В основе перехода

к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под

угрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей

социальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобального

экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация

властных отношений – появление государственных образований, раннеклассовых

городов-государств. Итогом “неолитической революции” “явилось

возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих

обществ. На следующем этапе социального экономического развития происходит

расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые

цивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ”[8].

Таким образом, “неолитическая революция” – переход человечества к

производящий экономике – приводит первобытное общество объективно в силу

своего внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению

общества, появлению классов, зарождению государства.

Как правило, древнейшие государственные образования закономерно

возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества

и характеризуется как раннеклассовые государства.

Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором

живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а

соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в

хозяйственный и религиозный центр, перерастает в административно-

хозяйственный и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкую

социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь

закрепляется территориально – появляются кварталы горшечников, медников,

других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат

управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета,

организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.

В городе-государстве организуются три центра управления,

административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и

храм.

Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям

функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны:

управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественных

ритуальных обрядов.

Таким образом, государства как новая организация форма жизни общества

возникает объективно, в итоги неолитической революции, переход человечество

к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий

жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.

Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов:

материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-

государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим

развитием «неолитической революции».

Таким образом, первичное государство возникает, чтобы организационно

обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой

деятельности, которая становится отныне условием выживания и

воспроизводства человечества в новых условиях.

Словом, возникающее первичное государство, как социальный институт,

обслуживает и организационно обеспечивает именно производящую экономику

раннеземледельческих, раннеклассовых обществ.

Сделаем один общий важный вывод. Изложенная выше концепция

происхождения государства существенно отличается то доминировавших ранее в

отечественной теории государства и права взглядов на эту проблему. Вместе с

тем она сохраняет материалистический, классовый подход. В этой концепции

используются новые знания, основной упор делается на организационные

функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения

государства и становления производящей экономики.

Ранее в вульгаризированной и догматизированной отечественной теории

государства и права происхождения государства объяснялось по иной схеме. На

этапе перехода к цивилизации в первобытном обществе появляются прибавочный

продукт, частная собственность, оно раскалывается на классы, возникает

господствующий класс, который создает государство с тем, чтобы с его

помощью, путем насилия, принуждения держать в подчинении эксплуатируемый

класс. Происходят войны. И поскольку пленников, которых раньше убивали или

даже съедали, стало выгодно использовать на работах. Поэтому первыми

государствами были рабовладельческие государства, а само государство

являлось машиной для поддержания господства одного класса над другим.

В свое время Ф. Энгельс «указал на две пути образования политически

господствующих классов: во-первых, через присвоение должностей с помощью

наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с

помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается

исторически наиболее распространенным, типичным»[9].

Таким образом, в конкретно-исторической действительности

раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только

господствующего класса. Оно результат определенного развития общества на

этапе становления производящей экономики, финального развития

земледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив

государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.

Новые знания изменяют ответ и на другой вопрос: можно ли классовую

природу первичного государства определять как рабовладельческое по своей

социально-экономической сущности?

Во-первых, исторические данные свидетельствует, что общинников-

земледельцев – основную социальную и производительную силу раннеклассовых

обществ – нельзя приравнивать к рабам. Их зависимость не была ни рабством,

ни крепостничеством. Многие ученые определяют эту форму зависимости как

такую, когда земледелец имеет дело непосредственно с государством,

применяющим свою неограниченную власть для организации и использования

экономики страны в интересах правящего класса.

Во-вторых, примером возникновения рабовладельческого государства в

ходе разложения первобытнообщинного строя всегда были Афины и Рим. Ими

оперировали Энгельс и Ленин, когда обосновывали свои взгляды на

происхождения государства. Однако установлено, что греческим государствам

предшествовали более древние, архейские, классовые структуры, которые

походили на структуры переднеазиатских государств.

Таким образом, рабовладельческое государство, характерное для

определенного этапа античной истории человечество, а уникальным, тем

особенным государством, которое характерно для конкретно-исторической

ситуации Греции и Рима. Более того, античные рабовладельческие государства

– это лишь этап в истории государственности Греции и Рима, которому

предшествовал иной этап – первичных форм государственности, имеющих все те

же характерные черты раннеклассовых государств.

Итак, не рабовладельческое государство было тем типичным государством,

которое пришло на смену социальной организации первобытнообщинного строя, а

раннеклассовое город-государство, со сложной социальной структурой,

многочисленными общественными функциями, обеспечивающими дальнейшее

развитие производящей экономики.

Это раннеклассовое государство в своем дальнейшем развитии переросло в

государство так называемого азиатского способа производства. Государства же

рабовладельческие возникли в силу весьма конкретных исторических

обстоятельств в Греции и Риме и являются уникальными государствами. Многие

народы, в том числе российский народ, создавали свою государственность, не

зная рабовладельческого этапа. А вот государства азиатского способа

производства оказались типичными, распространенными во многих регионах

Земли и существовали сотни лет.

Итак, государство не имеет вечной природы, оно не существовало в

первобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе развития общества в

силу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовыми

формами существования и воспроизводства человечества.

И не рабовладельческое, а раннеклассовое государство с последующим

развитием в государство азиатского способа производства, в

рабовладельческое государство, в феодальное государство было той первой

формой государственности, в которую эволюционно, в силу внутреннего

развития переросла социальная организация первобытного общества.

И, следовательно, раннеклассовое общество занимает самостоятельное

место в общем, процессе развития человечества, а раннеклассовые государства

– это самостоятельный этап в развитии государственности, первичная форма

новой социальной организации человечества.

В отличие от социальной организации первобытнообщинного строя

раннеклассовое общество получило в форме государства новое политическое,

структурное и территориальное образование.

В современной теории государства выдвигается и концепция первичных,

вторичных, третичных государств. Ее суть в том, что первичное государство

складывается там, где существовали условия для сравнительно быстрого роста

общественного производства, прежде всего земледельческого хозяйства.

В таких зонах складывались центры классообразования и государственного

образования, в дальнейшем распространявшие свое влияния, а с ним и

отношения эксплуатации и формы ее обеспечения на окружающие их общества.

Процесс появления государственности в жизни тех или иных народов

нельзя считать прямолинейным, знает он и возвратные движения, подвержен

различным субъективным, в том числе и случайностным, воздействиям. А там,

где условий для организованной земледельческой деятельности было мало, там

и процесс возникновения государства был существенно затруднен.

Таким, образом, географический фактор играл определяющую роль на

этапе неолитической революции в том смысле, что для перехода к производящей

экономике необходимо было, прежде всего, наличие подходящих растений и

животных, а также климатических и других природных условий.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой

действительности: они являются гражданами определенного государства,

подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовым

предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они

стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения

государства. Создавались самые разнообразное теории, по-разному отвечающие

на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями

исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием

идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Теории о происхождении государства стали возникать вместе последним,

отражая уровень развития экономического строя и общества сознания.

Остановимся на некоторых из них:

Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели

считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а

потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.

Так, в законах царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении

власти царя: ««боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»»; «Человек

является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу»»[10].

В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам

времена идею богоустановленности государственной власти продолжало

развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, -

говорится в послание апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от

Бога, существующие власти от Бога установлены».

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том

числе государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла,

постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности

данной, основанной на агностицизм посылки, отметим, что теологическая

теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного

государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и

государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами

поднимала их престиж, сурово осуждало преступность, способствовала

утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

В наше время у богословия также имеются немалые возможности для

оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской

государственности.

Патриархальное теория была широко распространена в Древней Греции и

рабовладельческом Риме, получил второе дыхание в период средневекового

абсолютизма и каким-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство

представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне

государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа

общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной

семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к

образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть

есть продолжение и развитие отцовской власти.

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер

в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» со ссылками

на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал

королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом

человеческого рода, но и его властелином.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно

пропагандировал социолог Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н.

Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился

непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории

пустила корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа»,

хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы

за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на

пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у

народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей

страны.

Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.