реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Система права и система законодательства

применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права - это властная деятельность

компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения

по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых

норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными

функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий -

субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

2.3. Стадии применения права

Применение норм права - сложный процесс, включающий несколько стадий.

Первая стадия - установление фактических обстоятельств юридического дела,

вторая - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья -

принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление.

Первые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной,

основной. На третьей стадии принимается властное решение - акт применения

права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается

применение права, очень широк. При совершении преступления это лицо,

совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие

вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие

обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора -

обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для

ее исполнения, взаимные претензии сторон и т.д. Фактические обстоятельства,

как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может

наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами -

материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в

документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах

осмотра места происшествия и т. д.). Эти документы составляют основное

содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую

фактическую ситуацию.

Сбор доказательств может быть сложнейшей Юридической деятельностью

(например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и

сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов.

Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию

по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже

работы, заработной плате и др.

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические

обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования

относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости означает принятие и анализ только тех

доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют

установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая

норма права связывает наступление юридических последствий (прав,

обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст.

56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только

те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь

определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не

могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем,

если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-

процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера

телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).

Требование полноты фиксирует необходимость установления всех

обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является

основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК),

приговора (п. I ст. 342, 343 УПК).

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их

юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту

норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую

фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических

обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных

гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними.

Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на

первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на

эти факты. В чем тут трудности?

Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит

применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для

устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить

действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу

лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать

следующие правила: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность,

обратной силы не имеет» (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ); «Законы,

устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков,

обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ); «Действие закона

распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только

в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т.

д.

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению

круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те,

которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой

ситуации - когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В

юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит

к изменению юридической квалификации.

Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к

официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с

возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также

с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ

закона необходим также для принятия правильного юридического решения,

которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3. Содержание решения по юридическому делу определяется главным

образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении

решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции)

применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке

собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины

происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для

сторон или виновного юридических последствий - прав и обязанностей сторон,

меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ - акт

применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности

по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические

последствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового

регулирования. Ранее уже отмечалось, что юридические нормы и возникающие на

их основе субъективные права и юридические обязанности обеспечены

возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется

именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти

решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного исполнения актов применения права

обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования

обоснованности и законности.

2.4. Акты применения права

Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или

должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права,

определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности

конкретных лиц.

Правоприменительные акты имеют ряд особенностей.

1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как

правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает

государственно-властный характер актов применения права. Однако

государственно-властные полномочия нередко осуществляются

негосударственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132

Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом

отдельными государственными полномочиями. Очевидно, что для реализации

таких полномочий они должны принимать Правоприменительные акты. Другой

пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы

на рассмотрение третейского суда.

2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т. е. адресованы

поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов,

обладающих общим характером.

3. Акты применения права направлены на реализацию требовании

юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права

применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их

субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т. е.

выполняют функции индивидуального регулирования.

4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным

принуждением. При этом акт применения права - документ, который является

непосредственным основанием для использования государственных

принудительных мер. Так, осуществлением решений по гражданским делам

занимаются судебные исполнители. Исполнением приговоров по уголовным делам

ведают соответствующие учреждения Министерства внутренних дел Российской

федерации.

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по

различным основаниям.

|Критерий |Виды |Примеры |

|1. По субъектам |акты органов |постановление Совета |

| |государственной власти |Федерации о назначении |

| | |Генерального прокурора РФ |

| | | |

| |акты органов |приказ об увольнении |

| |государственного |конкретного лица |

| |управления | |

| | | |

| |акты судебных органов |приговор суда |

| | | |

| |акты |постановление санитарной |

| |контрольно-надзорных |инспекции о наложении |

| |органов |штрафа |

| | | |

| |акты органов местного |распоряжение мэра города о |

| |самоуправления |назначении главы районной |

| | |администрации |

|2. По характеру |регулятивные |решение суда по |

|правового воздействия| |гражданскому делу |

| | | |

| |охранительные |приговор суда |

|3. По значению |основные |приговор суда |

| | | |

| |вспомогательные |определение о предании |

| | |обвиняемого суду |

|4. По форме |отдельный документ |приговор суда |

| | | |

| |резолюция на материалах |утверждение прокурором |

| |дела |обвинительного заключения |

| | | |

| |устная форма |наложение штрафа за |

| | |безбилетный проезд в |

| | |общественном транспорте |

По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной

власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов,

судебных органов, органов местного самоуправления.

По способу принятия данные акты систематизируются на принятые

коллегиально и единолично.

По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на

регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию

диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и

обязанности сторон; охранительные - реализацию санкций охранительных норм,

устанавливая меры юридической ответственности.

По значению в правоприменительном процессе они могут быть

вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и

основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела

социального обеспечения о назначении пенсии и т. д.).

По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа

(приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому),

форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором

обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в

следственные органы), а в наиболее простых случаях - устный вид (наложение

штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности

и целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического

дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или

опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует

практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно

фактической стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).

Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает

четыре момента: 1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом,

рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.;

2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор

доказательств, процедуру рассмотрения и т. д.; 3) правильную юридическую

квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном

случае; 4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями

диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию

законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как

правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но

эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-

разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении

принципов справедливости, эффективности, учета материального положения

сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру

наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать

тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие

ответственность обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере

ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком

наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен

вышестоящей судебной инстанцией.

Правоприменительные акты - документы юрисдикционного характера имеют

четкую структуру и состоят из четырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение,

постановление и т. д.), место и дату принятия, наименование органа или

должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом

рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и

какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих

наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую

квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения

применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался

правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и

обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об

установлении юридического факта и т.д.).

3. Система законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-

правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и

структурные характеристики права. Данная система является внешним

выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно

в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение

между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной

нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют

самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные

тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых

норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она

имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно

выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы

законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства

обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными

отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли

законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное

право — конституционное законодательство, трудовое право - трудовое

законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское

процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов

государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе.

Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит

Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления

Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные

нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях -

федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в

сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и

Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня

нормативно-правовых актов Российской федерации: федеральное

законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные

законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и иные нормативные

акты Федерации); законодательство субъектов Российской Федерации -

республик в составе РФ (конституции республик, законы и иные нормативные

акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов

федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы,

постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодательство

органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в

зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного

управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное

законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение

отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

3.1. Пробелы в законодательстве. Применение права по аналогии.

В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда

спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового

регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права.

Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве.

Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы,

необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового

регулирования.

Круг общественных отношений, составляющих сферу правового

регулирования, устанавливается законодателем двумя способами.

Во-первых, каждая юридическая норма регулирует отдельный вид

общественных отношений, признаки которого описываются в ее гипотезе. Таким

образом, каждая норма имеет свои «участок» в общей сфере правового

регулирования. Совокупность подобных «участков», если иметь в виду все без

исключения нормы какой-либо отрасли, и составит общую сферу правового

регулирования данной отрасли.

Во-вторых, круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель

закрепляет по отраслям права посредством специализированных норм. Такие

нормы предназначены для установления круга отношений, входящих в сферу

правового регулирования. Так, ст. 2 ГК РФ имеет заголовок «Отношения,

регулируемые гражданским законодательством». В ч. 1 названной статьи

предусмотрено, что «гражданское законодательство определяет правовое

положение участников гражданского оборота, основания возникновения и

порядок осуществления права собственности и других вещных прав,

исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

(интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.