реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Право

неотчуждаемых свойств. Она ставит права человека превыше государства, идея

ее направлена на ограничение правами человека тоталитарных притязаний

государства. Вместе с тем, не находя закрепления в позитивном

законодательстве, права человека выступают весьма неопределенно, размыто, и

это затрудняет осуществление государством функции их обеспечения и защиты.

В современном мире позитивистский подход в области прав человека

неизбежно должен опираться на нравственные категории свободы,

справедливости, самооценки индивида для того, чтобы законодательно выразить

их в определенном каталоге прав человека. Обретая законодательное

выражение, права человека получают дополнительную «энергию», а государство,

законодательно закрепляя их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать

права и свободы. Конституционная практика развитых государств в известной

мере сняла противостояние естественно-правового и позитивистского подходов

к правам человека на основе конституционного закрепления основных прав и

свобод, которое исключает подавление и насилие государства по отношению к

личности, отстаивая ее автономию и приоритет прав человека по отношению к

государству.

Кстати говоря, права человека, которые служат защите достоинства

индивида, почти без исключения с давних пор гарантированы

внутригосударственным правопорядком Швейцарии (в основном писаными нормами

и лишь в незначительной части неписаными). Принятая в 1874 г. федеральная

Конституция основывается на либеральных ценностях. Поскольку права человека

при принятии Конституции были интегрированы во внутригосударственное право,

то со временем Верховный Суд Швейцарии отказал им в признании в качестве

неписаных основных прав. Основные права гарантируются во внутреннем праве

Конституцией федерации и законодательством кантонов. Это те права, на

которые распространяется судебная защита. Однако некоторые важные права не

названы в федеральной Конституции. В таком случае Федеральный суд иногда

признает неписаные основные права и таким образом ликвидирует пробелы в

Конституции.

Основные права, закрепленные в конституциях государств, базируются на

правах человека: они вбирают в себя содержащиеся в них личностное и

естественно-правовое начало. В качестве существенно нового элемента

выступает позитивно-правовая институализация. Государственно-правовое

признание и гарантированность означают большой прорыв в идее прав человека.

Заимствованные из постулатов и деклараций как права естественные, они

становятся правами в юридическом смысле.

Именно разрыв позитивизма с этими ценностями позволил широко

использовать его тоталитарным режимам, в частности Советскому государству,

которое решительно отвергало учение о естественных правах и всегда

выступало «благодетелем» по отношению к народу, получающему свои права и

свободы по милости всесильного государства. Конституция РФ впервые в

истории отечественного правового развития признала, что «основные права и

свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч.2

ст.17). Вместе с тем, Конституция содержит позитивное закрепление широкого

перечня прав и свобод, и это идет в русле современной конституционной

практики. Признавая естественные неотчуждаемые права человека, законодатель

стремится закрепить их в основных конституционных правах и свободах и

обеспечить системой гарантий и механизмов защиты, также законодательно

регламентированных (конституционная, судебная, административная защита,

институт Уполномоченного по правам человека, парламентский контроль и

т.д.).

Выделение категории «основных прав» человека, отнюдь не означает

отнесения иных прав к «второсортным», менее значимым, требующим меньших

усилий государства по их обеспечению. Основные права и свободы составляют

стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности

возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной

жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его

взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного

права может отпочковаться значительное количество других прав индивида.

Например, ст.21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что

каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной

непосредственно, либо через посредство свободно избранных представителей.

Это основное право порождает иные права: право на участие в самоуправлении,

право выдвигать своего кандидата на время избирательной кампании, право

требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей,

право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с

деятельностью последнего.

Часть 1 ст.22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную

неприкосновенность каждого. Это основное право порождает целую систему

прав, закрепленных в УК РСФСР, ГК РСФСР, Кодексе РСФСР об административных

правонарушениях, УПК РСФСР и других нормативных актах.

Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции

государства и важнейших международно-правовых актах, являются базой для

производных, не менее важных его прав.

Однако правам и свободам человека должны соответствовать и

определенные обязанности, без осуществления которых права и свободы

зависают, не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций,

государства, от которых зависит нормальное функционирование этих прав и

свобод.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и

взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической

форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве

правовой статус индивида. Правовой статус индивида - одна из важнейших

политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной

структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.

В условия классового антагонистического общества правовой статус

раскрывает положение личности как представителя определенного класса, ее

место в исторически конкретной системе производства, в политической

структуре общества. С установлением принципа равенства всех перед законом

возникает единый правовой статус. Различия в нем определяются положением

субъекта прав и обязанностей как человека, гражданина, иностранца, лица без

гражданства.

Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в

конституциях и иных нормативно-юридических актах (внутригосударственных и

международных). Права и обязанности - основной исходный элемент права.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты

поведения, которые государство считает обязательными, полезными,

целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и

раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и

упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для

поддержания существующего строя, для его нормального функционирования.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и

личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и

отношения формируются в результате действия объективных закономерностей

общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и

обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие

параметры поведения индивида в структуре общественных связей общества.

Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе

гарантий, права и свободы идентичны. Они очерчивают социальные возможности

человека в различных сферах, обеспечиваемые государством. Вместе с тем

анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода»

призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не

очерчивая конкретного его результата.

В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека

(например, право участвовать в управлении делами государства, право

избирать и быть избранными). Однако четкое разграничение между правами и

свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с

четко определенными правомочиями также именуют свободами. Различие в

терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции РФ разграничение

основных прав и свобод, на права и свободы человека и гражданина. Такой

подход не является традиционным для нашего конституционного

законодательства, которое сводило положение человека только к его

взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в

«дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Устанавливая

различия между человеком и гражданином, новая Конституция РФ

восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в

результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных

актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство и свободу - в

Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1791 г. (США), Декларации

прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

В чем смысл этого разграничения, «раздвоения» человека? Оно

непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства,

преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с

государством, сужение сферы его самоопределения. Человеку как таковому

отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его

индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в

гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей

сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека,

принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства

в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего

бы то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на

основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации

личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного

вмешательства, т.е. для реализации частных интересов.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством

(сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на

ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное

содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его

особой правовой связи с государством - института гражданства (ст.6

Конституции РФ).

Все статьи гл.2 «Права и свободы человека и гражданина»

последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу.

Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах

человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право»,

«каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Использование таких

формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым

человеком, находящемся на территории России, независимо от того, является

ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст.31-33 сформулированы права, принадлежащие только

гражданам РФ. Это преимущественно политические права: право собраний,

митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства;

избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе;

право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Исключение

составляет ст.36, которая закрепляет социальное право частной собственности

на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане

РФ: защита Отечества (ст.59), возможность осуществления своих прав и

обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст.60). Только на граждан РФ

распространяется запрет на высылку за пределы государства или выдачу

другому государству (ст.61), возможность иметь гражданство иностранного

государства - двойное гражданство (ст.52).

Государство закрепляет права индивида не произвольно; оно закрепляет

естественные права человека, а также набор прав, который обусловлен уровнем

экономического развития общества. Законодатель может закреплять только

такие права, для осуществления которых сформировались социально-

экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных

общественных отношений. Права личности - не «дар» законодателя, а

социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт

жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем

прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права,

условиями социальных взаимосвязей людей.

Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением

его интересов в материальной и духовной сферах. Поэтому интерес выступает

естественной движущей силой правовых связей человека, он определяет его

отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально

относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве

возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является

важным условием развития демократического общества.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан,

государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое

соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому

государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей,

устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Государство как носитель политической власти, располагает специальными

механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей -

это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и

ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и

ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов

поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества.

Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения

обязанностей и определяет последствия, связанные с ненадлежащим

использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и

государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в

ст.29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности

перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие

личности».

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими

людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по

отношению к согражданам. Поэтому обязанность - столь же важный и

необходимый элемент правового статуса индивида, как права и свободы. Они

связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга.

Такая зависимость создает нравственное взаимодействие между людьми. Статья

1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются

свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны

поступать в отношении друг друга в духе братства».

Защита прав человека

Конституционный контроль за соблюдением прав человека

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко

за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в

создании универсальных международно-правовых стандартов, также являющихся

основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших

международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и

интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не

может опускаться. Это означает, что права и свободы человека перестали быть

объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всего

международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности

определяется не только конкретными особенностями того или иного общества,

но и развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью

интегрированности международного сообщества. Чем целостнее становится мир,

тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы международными

факторами.

Принятие Международного Билля о правах человека, включающего Всеобщую

декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и

политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах (1976 г.), Факультативный протокол к

Международному пакту о гражданских и политических правах (1976 г.), внесло

коренные изменения в правосубъектность человека, который становится

субъектом не только внутригосударственного, но и международного права.

Согласно международному законодательству все лица, проживающие в

государстве - участнике Пактов или на которых распространяется юрисдикция

этого государства, получают возможность пользоваться правами,

предусмотренными Пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола,

языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо

социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Это обязывает все государства, присоединившиеся к Пактам, привести свое

национальное законодательство в соответствие с требованиями Пактов. После

присоединения к Пактам создается правовая ситуация, при которой

международно-правовые акты приобретают приоритет над внутренним

законодательством. Поэтому гражданин, политические или гражданские права

которого нарушены, имеет право обратиться непосредственно в Комитет по

правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние

средства правовой защиты (ст.2 Факультативного протокола к Международному

пакту о гражданских и политических правах).

Акт ратификации того или иного договора означает для государства

необходимость привести свое законодательство в соответствие с взятыми на

себя обязательствами. В ряде стран (США, Испания, Франция, Германия)

международные договоры, получившие государственно-правовое признание,

автоматически становятся составной частью внутреннего права. Однако не все

нормы международных соглашений, особенно в области прав человека, являются

самоисполнимыми. Единственный путь их выполнения - издание соответствующего

законодательного акта. Международное право постепенно становится

универсальным, а его нормы и принципы - обязательными для всех государств -

участников международного сообщества.

Исходя из всего вышесказанного, в современных условиях под основными

правами человека, следует понимать права, содержащиеся в конституции

государства и международно-правовых документах по правам человека, в

частности в Международном Билле о правах человека, а также Европейской

конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г), Европейской

социальной хартии (1961 г.). Если какое-либо основное право человека не

вошло в конституцию государства, то оно должно быть признано в данном

государстве независимо от его конституционного закрепления. Приоритет

международного права по отношению к внутригосударственному в области прав

человека, является общепризнанным принципом международного сообщества.

Государство издает систему органов по защите прав человека, в основу

которых должны быть положены определенные принципы. В систему органов,

защищающих права и свободы человека, входят судебные и административные

органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливаются

конкретные юридические механизмы и процедуры такой защиты. Каждая из стран

обладает своим набором процедур и механизмов защиты прав и свобод личности,

своей системой органов такой защиты. Правовое государство никогда не

ограничивается юридической фиксацией прав граждан. Провозглашая права и

свободы личности, государство должно гарантировать их осуществление не

только правовыми, но и экономическими, политическими, культурными

средствами.

Наиболее эффективным институтом судебной защиты прав человека в

современном демократическом государстве и обществе, является

конституционное правосудие. Оно осуществляется специализированными

конституционными судами или компетентными органами, наделенными

полномочиями осуществлять конституционный контроль и обеспечивать своей

деятельностью верховенство конституции и приоритет прав и свобод человека.

Функция защиты прав и свобод осуществляется органами конституционной

юрисдикции путем использования трех основных форм деятельности: посредством

абстрактного, конкретного и индивидуального контроля за соответствием

конституции и закрепленным в ней правам и свободам человека и гражданина,

законов и иных нормативных актов, а также судебных и административных

решений.

Абстрактный контроль предусматривает возможность подачи запроса в

Конституционный суд о конституционности принятых законов и других

нормативных актов, независимо от их применения в конкретных

правоотношениях. Цель этого вида контроля - соблюдение законодателем

конституции и ее положений, регулирующих права и свободы человека в

процессе принятия нормативно-правовых актов. Правом такого запроса

наделяются обычно высшие органы исполнительной власти в лице президента,

премьер-министра, группы депутатов парламента, органы исполнительной власти

субъектов федерации и автономных государственных образований, что отражает

принцип разделения властей. В отдельных странах вопрос о конституционности

может быть поставлен по собственной инициативе органа конституционного

контроля.

Этот вид контроля действует в странах с централизованной системой

конституционного контроля, когда только специализированный конституционный

суд может абстрактно, вне связи с применением данной нормы осуществить ее

толкование в контексте конституционных положений. В порядке абстрактного

контроля за конституционностью законов конституционный суд устраняет

возможные нарушения законодателем прав и свобод человека.

Конкретный контроль, иногда именуемый инцидентным, предусматривает,

что вопрос о конституционности подлежащего применению закона ставится,

рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным

разбирательством. Наиболее широко этот вид контроля используется в странах

с децентрализованной системой конституционного контроля, где все суды

правомочны сами решать вопрос о конституционности применяемой ими нормы

права. Централизованная система исходит из того, что суды общей юрисдикции

не осуществляют контроль за соответствием нормативно-юридических актов

конституции. Здесь общие суды могут только ставить вопрос о

конституционности нормативных актов перед конституционным судом в виде

запроса в связи с рассмотрением конкретного судебного дела и лишь в этих

пределах обеспечивать соответствие закона конституции (Италия, Австрия,

Германия и др.).

Конституционный контроль осуществляется и в форме индивидуальной или

коллективной жалобы, которая предусматривает наделение индивида - субъекта

прав и свобод человека, а также различных объединений граждан, юридических

лиц, правом подавать в конституционный суд жалобы о нарушении их прав и

свобод законами, нормативными актами, судебными решениями. Конституционная

жалоба выступает как важное правовое средство защиты индивида от произвола

государства.

Широкие полномочия конституционного правосудия в защите прав и свобод

человека обусловлены рядом принципов, утвердившихся в послевоенный период в

системе национального, регионального и международного права. К их числу

прежде всего относится признание прав и свобод человека в качестве

естественных, неотъемлемых ценностей, их приоритетного значения в системе

внутригосударственного и международного права; закрепление на уровне

конституции и Международных пактов о правах человека, принципа, из которого

следует, что права и свободы обязывают власти государства (законодательную,

исполнительную, судебную) в качестве непосредственно действующего права;

признание индивида субъектом международно-правовых отношений.

Ограничения прав и свобод индивида

Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с

возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы,

установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности.

Этот постулат сформулирован в ст.29 Всеобщей декларации прав человека: «При

осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться

только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью

обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и

удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и

общего благосостояния в демократическом обществе».

Правовые ограничения содержатся в ст.19 Международного пакта о

гражданских и политических правах, предусматривающей право человека

беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения

письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п.3

ст.19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность

и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с

некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом

и являются необходимыми:

. для уважения прав и репутации других лиц;

. для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья

или нравственности населения».

В Международном пакте о гражданских и политических правах

предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий, как

то: пропаганда войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или

религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к

дискриминации, вражде или насилию (ст.20). Международный пакт об

экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав

постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и

исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в

демократическом обществе (ст.4).

В ч.3 ст.55 Конституции РФ также установлены основания ограничений

прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены

федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях

защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства».

Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или

агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и

вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или

иного превосходства.

Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих

запретов (например, ст.74 УК РСФСР предусматривает уголовную

ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст.70 -

за призывы к насильственному изменению конституционного строя, а также

призывы, основанные на возбуждении социальной розни; ст.71 - за пропаганду

войны, в основе которой могут быть и национальные, и социальные, и

религиозные мотивы). Запрет на пропаганду религиозной вражды или

религиозного превосходства подкрепляется ст.14 Конституции РФ, в которой

говорится, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве

государственной или обязательной».

В законе РСФСР «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г.

записано, что «недопустима пропаганда вражды и пренебрежения к любому

языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам

национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании

языков, иные нарушения законодательства о языках народов РСФСР и республик

в составе РСФСР». Статья 28 этого закона указывает, что действия

юридических и физических лиц, нарушающих законодательство РСФСР о языках

РСФСР, влекут за собой ответственность и обжалуются в установленном порядке

в соответствии с законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР».

Российское законодательство содержит и иные запреты, связанные с

ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше

международным стандартам. Так, ст.228 УК РСФСР предусматривает

ответственность за изготовление и сбыт порнографических предметов; ст.228

ч.1 - за изготовление или распространение произведений, пропагандирующих

культ насилия и жестокости. Совершение таких действий является угрозой

нравственности и здоровью населения.

Статья 62 Закона «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991

г. предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный

гражданину в результате распространения средствами массовой информации не

соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство

гражданина, либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по

решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными

лицами и гражданами в размере, определенном судом.

Правовой статус индивида

Структура правового статуса вытекает из Всеобщей декларации прав

человека и особенно из Международных пактов по правам человека и включает:

гражданские (личные) права; политические права; культурные права;

социальные и экономические права.

Гражданские (личные) права определяют свободу человека в сфере личной

жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного

вмешательства. К гражданским правам относится право частной собственности,

право на охрану семьи, материнства и детства, свобода совести, весь

комплекс прав, обеспечивающих личную безопасность и неприкосновенность

человека, гарантирующих эффективные меры судебной защиты каждому человеку в

случае нарушения его прав, право на свободное передвижение и свободный

выбор местожительства и др. Цель этих прав состоит в охране и защите

частной сферы, в которой проявляются индивидуальность и личностное

своеобразие человека. Иными словами, речь идет об ограждении автономии

личности, пространства действия индивидуальных, частных интересов.

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в

политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной

категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно

придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и

распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу

ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как

непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть

избранным. Политические права граждан являются непременным условием

функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют

органическую основу системы демократии и выступают как средство контроля за

властью, как ценности, на которые власть должна ориентироваться,

ограничивать себя этими правами, признавать и гарантировать их.

Значимость прав человека в контроле за властью определяет стремление

тоталитарных режимов ограничить эти права и тем самым освободить себя от

демократических форм контроля. Чем в большей мере удается тоталитарному

режиму ограничить политические права человека, тем более свободной в своих

действиях становится власть, тем более эфемерно разделение властей, тем

большее место занимают в нем насильственные методы, применяемые

государством.

Культурные права гарантируют доступ человека к благам культуры,

свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в

культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав

позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост

уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить

свои личные и политические права.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку

достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право

на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на

защиту материнства и детства, право на образование. Необходимый перечень

этих прав закреплен в Международном пакте об экономических, социальных и

культурных правах, определяющем планку, ниже которой цивилизованное

государство не должно опускаться.

Заключение

По результатам моего теоретического исследования вопроса, касающегося

прав человека, в частности, естественных и позитивных прав, модно сделать

нижеследующие выводы:

1. Ратифицированные многими странами нормативные акты, касающиеся прав

человека, охватывают практически все аспекты человеческого бытия, главным

образом, благодаря тысячелетнему накоплению опыта, позитивных и негативных

решений и находок.

Разработаны и зафиксированы в межгосударственных документах механизмы

защиты прав человека.

Созданы и действуют международные организации, ставящие перед собой

цель способствовать развитию международных связей, культурному и научному

обмену, защите прав человека.

2. Несмотря на то, что большинство приведенных в основном тексте

реферата документов ратифицировано в законодательстве РФ или, во всяком

случае, они имеют признание законодательной власти, очень часто индивид (в

нашем, конкретном, случае - гражданин России), сталкивается с ситуацией

ущемления своих прав.

Сетовать на то, что доказательство неправоты властных структур -

«замкнутый круг», неконструктивно. Как и пытаться изменить что-то давлением

на систему. Систему нужно подрывать изнутри (немного кровожадное

высказывание). Бороться нужно законными акциями. Нужно менять ретроградные

взгляды правящей политической элиты. Любыми способами, в рамках закона.

К сожалению, сейчас мы находимся в такой ситуации, когда до сих пор

сильны те «управленцы», кто находился у руля тогда, десять-пятнадцать лет

назад. Но меняется решительно все. И когда-нибудь, не «рано» и не «поздно»,

а тогда, когда придет время, мы получим то, к чему стремимся. Именно то,

нравится нам это, или нет.

Список литературы:

Советский энциклопедический словарь, Москва, 1987 год.

Конституция Российской Федерации

Общая теория прав человека, Москва, 1996 год

Всеобщая декларация прав человека (офиц.текст), Москва, 1996 год

Copyright, 1996, by Vladimir Kostitsyn.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.