реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового

государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- установление парламентской системы управления

государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в

том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,

трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося

законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование

общечеловеческого опыта.

Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических

прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое

государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как

демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,

либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и

политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью

разделения властей государство организуется и функционирует правовым

способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое

государство открывает юридически равный доступ к участию в политической

жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового государства от государства как

такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием,

несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью

гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и

должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из

верховенства закона, действует строго в определенных границах,

установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед

гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает

общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения

внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества,

основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией

на своей территории.

5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем.

Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа

разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.

Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового

государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю

общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою

деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.

Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на

права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-

правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового

государства. Механизм правового государства является способом его

существования. Функции правового государства реализуются с помощью его

механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от

бюрократизма и административно-командных методов управления. Его

демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на

службе которого он находится.

Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского

общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с

этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое

государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу,

то этапам развития правового государства присущи определенные особенности,

отражающие его политический характер.

Первый этап развития правового гражданского общества - это становление

рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств

массовой информации, социальной защищенности граждан;

Второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм

предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие

гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

2. СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ПРАВОВОМ

ГОСУДАРСТВЕ

Основным принципом организации и деятельности правового государства

является разделение властей. Это принцип разделения власти между

законодательными, исполнительными и судебными органами государства.

Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не

принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них

осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять

деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то,

чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить

возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом -

вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти)

не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен

постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится

в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение

занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон

основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает

верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов

занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых

законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои

государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не

совершал.

Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными

органами.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной.

Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной

власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких

формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к

теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение

властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках

одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где

невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить

возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви

власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках

своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный

контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях

государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и

судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и

судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не

вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в

жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью

полномочий другой. Принцип разделения властей становится

жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и

противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет

всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает

нормальное функционирование органов государства.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических

государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением

государственной власти на "три власти" федеративное устройство является

также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее

концентрацию.

Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим

принцип разделения властей в России.

Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит: "Государственная

власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на

законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,

исполнительной и судебной власти самостоятельны."

К органами законодательной власти в Российской Федерации относятся:

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты

Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской

Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации; местные

органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: -

Президент Российской Федерации;

- Совет Министров Российской Федерации;

- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или

Законодательными Собраниями;

- Правительство республик; органы администрации других субъектов

Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

- суды республик и других субъектов РФ;

- районные народные суды;

- суды специальной юрисдикции.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является

представительным и законодательным органом Российской Федерации. Совет

Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой. Закон считается

одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от

общего числа депутатов либо, если в течение четырнадцати дней он не будет

рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации

палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших

разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению

Государственной Думой.

Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего

числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской

Федерации. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение

Совету Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом

Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;

представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных

отношениях; представляет Государственной Думе предложение о назначении

Председателя правительства; ставит перед Государственной Думой вопрос об

отставке правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для

назначения на должность Председателя Центрального Банка Российской

Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует

правительство Российской Федерации путем назначения на должность по

предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей

Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет

кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда,

Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора

Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует

Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее

руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил

Российской Федерации.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и

значим. Он выражает не только разделение труда между государственными

органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти,

предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и

тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает,

что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по

отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать

доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в

авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть,

подчиняющую себе и управление, и правосудие.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное

лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе

посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую

ответственность.

3. ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВОВОГО ЗАКОНА.

Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового

акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все

подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не

уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо

"обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой

смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того, и все рядовые

граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого

помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость

Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление.

Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим

долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил

Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации

противоречит природе правового государства и делает нестабильной

внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает

государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно

осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это -

центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской

Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в

иерархию нормативно-правовых актов.

Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены:

федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76

устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются

федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам

совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации -

федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные

нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения

Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое

регулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции

республик, уставы краев, областей, городов федерального значения,

автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные

правовые акты субъектов Федерации.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут

противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не могут

противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3). Законы и

иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить

федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным

актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по следующим вопросам:

о статусе субъекта Федерации, о референдуме, о порядке деятельности

Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе РФ (ст.118, ч.3), о

полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, о порядке введения

военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст.87) и

др.

Предусмотрено принятие федеральных законов по вопросам: реализации

прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2; статуса

столицы РФ (ст.70, ч.2), о системе налогов и сборов (ст.70, ч.2),

федерального устройства государства; общим принципам организации

представительных и исполнительных органов, выборов Президента, депутатов

Государственной думы, формирования Совета Федерации и др.

По вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Совета Федерации (о

назначении счетной палаты) и Государственной Думы (акт об амнистии) каждая

палата принимает собственные постановления. По всем другим вопросам, прямо

не отнесенным к компетенции палат Федерального Собрания, возможно лишь

принятие федеральных законов.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не

противоречат Конституции и обязательны на всей территории Российской

Федерации.

Правительство Российской Федерации издает постановления и

распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению на

всей территории Российской Федерации и основываются на Конституции

Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указах Президента.

Конституция Российской Федерации - юридическая база всего

законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и

политической организации общества, устанавливается механизм государственной

власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и

значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо

максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в

правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет

основные положения всех сторон государственной и общественной жизни,

поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы

вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления

в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в

важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени

конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия,

обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу таким

норм, относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и

обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться с наличием

или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации

указанной группы конституционных норм.

Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной стороны,

и готовность внести в них необходимые исправления и поправки, вызванные

реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой те правила,

которыми должен руководствоваться законодатель. Законодательные акты, даже

те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественной жизни,

часто не отвечают требованиям нормативности и гарантированности. При таких

условиях эти акты не становятся реальными регуляторами общественных

отношений, не приводят к сколько-нибудь значительному социальному эффекту,

несмотря на все призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких

актов. Необходимо установить высокое качество законодательства, а также

установить механизм самореализации правовых норм, которые будут

способствовать становлению правового государства.

Конкретно-исторический опыт становления и развития правовой

государственности определяется социально-экономическими и политическими

условиями, уровнем общественного правосознания, субъективными факторами,

национальными и историческими традициями. Одним из таких условий является

существование единого правового пространства в границах данного

государства. Ученые-юристы, занимающиеся разработкой проблем правового

государства и связывающие формирование его основ прежде всего с

реализацией принципа верховенства закона как основной общедемократической

ценностью, уделили внимание понятию правового закона, необходимости

придания законам, в том числе и Конституции, прямого действия, упорядочения

ведомственного и локального нормотворчества, создания правовых механизмов,

обеспечивающих их полное соответствие закону. Но реализация этих идей

возможна лишь при наличии единого правового пространства как определяющего

условия становления правовой государственности. "Война законов", начавшаяся

с принятием бывшими союзными республиками Деклараций о государственном

суверенитете, одним из положений которых провозглашался приоритет

республиканского законодательства перед союзным, продолжается. "Полем

битвы" становится правовое пространство Российской Федерации, где идея

государственного суверенитета бывших автономий вновь фокусируется на

признании приоритета законодательства республик, входящих в состав России.

Логическим завершением данного процесса явился парад локальных

суверенитетов, который выражается в принятии конституций республиками, не

соответствующих Конституции Российской Федерации по многим фундаментальным

вопросам (Степное Уложение Республики Калмыкия - Хальмг-Тангч; конституции

Республики Коми, Республики Башкортостана, Республики Карелия). А именно:

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.