реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правонарушение и ответственность

деяний. Право потому и обеспечивается (охраняется) государственным

принуждением, что его существование обусловлено наличием в обществе

противоречивых интересов, конфликтов, столкновений, для предупреждения и

пресечения которых необходимо применение принудительных мер. Поэтому любая

правовая система содержит определения правонарушений и санкций за их

совершение.

Основные принципы законодательного определения запретов и санкций за их

нарушение формировались в процессе развития и обсуждения уголовного права,

определяющего наиболее строгие меры государственного принуждения. Эти

принципы относятся не только к уголовному праву, но и ко всему вообще

законодательству, определяющему составы правонарушений и санкции за их

совершение.

Общепризнанным принципом наказания за преступление является принцип

законности или правовой обоснованности, по которому правонарушением

признается лишь деяние, которое до его совершения было запрещено законом,

вступившим в силу и доведенным до всеобщего сведения.

Важным принципом определения составов правонарушений и санкций является

соразмерность преступления (проступка) и наказания (взыскания). Этот

принцип сложился в противовес практике устрашающих жестоких наказаний за

все вообще правонарушения, свойственной средневековью.

Международными пактами запрещены наказаний жестокие, бесчеловечные,

унижающие достоинство, присущее человеческой личности («Наказание и иные

меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему

преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий

или унижение человеческого достоинства». Ст.7 УК РФ). В странах, которые не

отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за

самые тяжкие преступления. Для лиц, лишенных свободы, должен быть

предусмотрен режим, существенной целью которого является их исправление и

перевоспитание.

Наказания и взыскания не должны противоречить системе социальных

ценностей, принятых в данном обществе. Кроме того, они должны быть

согласованы с наказаниями (взысканиями) за другие правонарушения. Если,

например, грабеж или разбой караются так же или даже строже, чем убийство,

то человеческая жизнь приравнивается к имущественной ценности, причем

стимулируется убийство потерпевшего с целью избавиться от свидетеля. В

целом принцип соразмерности означает необходимость дифференциации и

согласованности наказаний и взысканий за разные по степени опасности и

вредности правонарушения.

Каждый запрет должен быть воспринят общественным правосознанием или, по

крайней мере, не противоречить ему, если такое противоречие существует, а

запрет общественно необходим, его установлению должна предшествовать

широкая разъяснительная работа либо его придется снабдить очень строгими

санкциями.

Запрещать можно только деяния, которые могут быть доказаны средствами

юридического процесса и пресечены с помощью мер государственного

принуждения. В противном случае запреты будут безнаказанно нарушаться, что

приведёт к падению авторитета закона и государства. Запретов не должно быть

слишком много, в общественном сознании существует некий порог восприятия

правовых норм, запретов и санкций за их нарушение. Чрезмерное множество

запретов приведет к тому что среди запретов, без которых можно было бы

обойтись, затеряются действительно необходимые запреты. Кроме того, когда

запретов слишком много - практически невозможно покарать каждое их

нарушение и потому складывается представление, что их можно безнаказанно

нарушать.

По той же причине нельзя каждый запрет сопровождать чрезмерно строгой

санкцией. Если одинаково строго караются разные по степени вредности и

опасности правонарушения, у преступника нет стимула воздерживаться от

деяний более опасных. К тому же непомерно строгие наказания могут вызывать

сочувствие общества к наказанному, породить широкое недоверие к

справедливости законодателя, равно как и чрезмерно частое число смягчений

наказаний судами при решении конкретных дел, что отрицательно сказывается

на авторитете закона. Но и недостаточно строгие санкции неэффективны: если

за уклонение от уплаты налогов или за причинение в результате промышленной

деятельности вреда природе установлены относительно невысокие штрафы,

недостаточен стимул для прекращения противоправного поведения.

В настоящее время серьезной проблемой ряда обществ, в том числе нашего,

являются декриминализация и депенализация, под которыми понимаются общее

сокращение числа правовых запретов, отмена наказуемости некоторых деяний, а

также перевод менее опасных преступлений в разряд проступков.

В ряде стран, в процессе развития уголовного права оказалось, что

уголовная ответственность установлена за очень большое число составов

правонарушений. Рост преступности, особенно преступности наиболее опасной,

организованной, связанной с насильственными действиями, с наркоманией, с

терроризмом, с коррупцией государственных служащих, привел к тому, что

уголовная юстиция и связанные с ней правоохранительные органы практически

не справляются с предупреждением и раскрытием всех преступлений,

назначением и исполнением наказаний. Практика показала к тому же, что

лишение свободы как основная мера уголовного наказания недостаточно

эффективна для исправления и перевоспитания осужденных, поскольку среди

отбывших это наказание высок рецидив. В то же время доказана порой большая,

по сравнению с наказанием, эффективность применения строгих

административных взысканий за менее опасные преступления, особенно те, за

которые суды и судьи стремятся применять предусмотренные законом наказания,

считая их чрезмерно суровыми. В таких случаях высокий штраф, лишение

специальных прав и другие административные взыскания оказываются более

действенными мерами, чем судебное порицание или условное осуждение.

Нуждается в пересмотре и сокращении общее число запретов. С усложнением

общественной жизни, развитием научно-технической революции возникает

необходимость установления новых запретов, определения новых составов

правонарушений и санкций за их совершение. Так в новый Уголовный Кодекс РФ

введены статьи, предусматривающие наказания за преступления в сфере

компьютерной информации (ст.272, 273, 274). В то же время практика

показывает устарелость или неэффективность немалого числа ранее

установленных запретов, которые либо почти не нарушаются, либо, наоборот,

нарушаются почти безнаказанно, потому что меры государственного контроля и

принуждения оказались неэффективны для их предупреждения, обнаружения и

пресечения.

Серьезной практической проблемой, особенно для нашей страны, является

соотношение правовосстановительных и штрафных, карательных санкций. В

гражданском обществе в случаях, когда правонарушением причинен урон правам

гражданина или организации, первоочередной задачей является восстановление

нарушенных прав, возмещение вреда за счет правонарушителя. В тех обществах,

где все огосударствлено, даже сфера обслуживания, главное значение

придается штрафным, карательным санкциям; поэтому в случаях, когда права

гражданина нарушались противоправными действиями работников государственных

организаций, он получал не возмещение вреда и убытков, а сообщение о том,

что на виновных наложены дисциплинарные взыскания. Формирование

гражданского общества повышает значение правосстановительных санкций,

применение которых непосредственно служит поддержанию и восстановлению

правопорядка.

Наиболее важной задачей борьбы с правонарушениями является их

предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные

для общества деяния или способствующих их совершению. Правонарушения нельзя

искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить

их число можно и должно. Достаточно очевидно, что число вредных и опасных

для общества деяний заметно возросло бы, если бы они не были запрещены, или

за них были бы установлены неэффективные санкции, либо, наконец, если бы

правовые запреты можно было нарушать безнаказанно. По своему содержанию

меры, предусмотренные санкциями, должны иметь целью исправление и

перевоспитание правонарушителей, предупреждение совершения новых

правонарушений ими (так называемая частная превенция) и иными лицами (общая

превенция).

Представляя собой антиобщественное, вредное явление, правонарушения

вызывают соответствующее отрицательное отношение. Общество, в лице

государства, имеет право и обязано вести борьбу за искоренение

правонарушений, причин и условий, порождающих их, во имя обеспечения

нормального развития, сохранения правопорядка, охраны общественных и личных

интересов, защиты справедливости.

Одним из методов такой борьбы является юридическая ответственность за

совершение правонарушений. Меры ответственности устанавливаются или

конкретно за каждое определённое правонарушение или в форме перечня

санкций, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учётом

обстоятельства дела.

Юридическая ответственность - реакция на правонарушение. Правонарушение

- основание ответственности; где есть правонарушение, там есть (должна

быть) ответственность; без правонарушения нет ответственности.

Ответственности присущи следующие функции :

. превентивная (предупредительно-воспитательная) : наказание не только

является карой за совершённое преступление, но и имеет своей целью

исправление и перевоспитание осуждённых, а так же предупреждение

новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицами;

. репрессивная (карательная);

. компенсационная (восстановительная) : взыскание с правонарушителя

причинённого вреда, компенсирует потери потерпевшей стороны,

восстанавливая её имущественную сферу;

. сигнализационная;

Все эти функции взаимосвязаны, проявляются в той или иной степени во

всех видах ответственности, проявление одной из них невозможно без

проявления других.

Юридическая ответственность направлена на предупреждение

правонарушений, воспитание уважения к закону, общественным и личным

интересам и представляет собой определённые лишения для правонарушителя.

Юридической ответственностью называется применение к лицам, совершившим

правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для

этого процессуальном порядке.

Различаются два вида юридической ответственности, каждый из которых

соответствует характеру правонарушения и содержанию санкций за его

совершение.

Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления либо

административные или дисциплинарные проступки. Возникновение и движение

этой ответственности протекает только в процессуальной форме и определяется

актами государственных органов и должностных лиц, наделенных

соответствующими правомочиями. Этот вид ответственности включает следующие

стадии:

1. обвинение определенного лица в совершении конкретного преступления

или проступка;

2. исследование обстоятельств дела о правонарушении;

3. принятие решения о применении или неприменении санкции, выбор в ее

пределах конкретной меры наказания или взыскания;

4. исполнение взыскания или наказания, назначенного правонаpyшителю;

5. своеобразным последствием применения штрафной, карательной санкции

является «состояние наказанности» (судимость - в уголовном праве,

наличие взыскания - в трудовом и административном), влекущее

некоторые правоограничения и более строгую ответственность при

рецидиве. К штрафной, карательной ответственности относятся

уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении

незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной

обязанности. Особенность этого вида ответственности в том, что в ряде

случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных

органов, выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные права,

прекратить противоправное состояние. На этом основаны дополнительные

санкции, применяемые к правонарушителю в процессе осуществления этих

отношений ответственности (пени, штрафы, другие меры понуждения).

Правовосстановительная ответственность возникает с момента правонарушения и

завершается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного

правопорядка. Процессуальные нормы регулируют реализацию этого вида

ответственности в случае спора (в суде, арбитраже) или отказа

правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок (исполнительное

производство).

В процессе осуществления ответственности могут применяться

предусмотренные законодательством принудительные меры, обеспечивающие

производство по делу о правонарушении - меры обеспечения доказательств

(обыски, выемки и др.) или исполнения решения (опись имущества или его

изъятие и др.), а также меры пресечения (отстранение от работы, задержание,

содержание под стражей и др.). Эти принудительные меры носят

вспомогательный характер. Их применение зависит от тяжести правонарушения,

но не содержит его итоговой правовой оценки (их применением не

исчерпывается и не решается вопрос об ответственности за правонарушение),

при применении санкции они поглощаются назначенным наказанием, взысканием,

принудительным исполнением.

Если общественно опасное деяние совершено в состоянии невменяемости

(ст.21 УК РФ), или лицо, его совершившее, заболело душевной болезнью.

лишающей возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими,

суд может применить принудительные меры медицинского характера (ст.97 УК

РФ), не являющиеся ответственностью (помещение в психиатрическую больницу

общего или специального типа).

В социологии и этике иногда используется понятие «позитивная

ответственность» (ответственность за порученное дело, за результат своих

действий, предусмотрительность и т.п.). Применительно к правовой сфере это

понятие встречается в разных значениях. В области публичного права оно

может применяться для обозначения компетенции государственных органов или

должностных лиц либо их соподчиненности («ответственность за поддержание

общественного порядка», «за подготовку к весеннему севу», «за организации

преддипломной практики студентов» и т.п.). К поведению граждан понятие

«правовой позитивной ответственности» вообще неприменимо так как позитивная

ответственность личности имеет этическое либо социальное, но не юридическое

содержание. «Правовой позитивной ответственностью» граждан иногда называют

правомерное поведение соблюдение юридических обязанностей и ненарушение

запретов.

Составы правонарушений и санкции за их совершение определяет

законодатель. Применение санкций за правонарушения - задача

правоохранительных органов.

Процесс и порядок расследования дел о правонарушениях и применения за

них санкций включает в себя ряд сложных проблем, существенно затрагивающих

интересы личности и общества.

Во-первых, законодательство о санкциях и правонарушениях имеет

общественное значение лишь в той мере, в какой оно реализуется. Если

государственные органы и должностные лица не обращают внимания на

правонарушения либо применяют установленные законом санкции не в полную

силу, у тех членов общества, которым, по существу, адресованы запреты и

санкции, складывается впечатление, что эти (а может быть и многие другие)

запреты можно нарушать безнаказанно. В результате правопорядку и правам

граждан, авторитету права и государства причиняется немалый урон ростом

числа безнаказанных правонарушений.

Во-вторых, существует реальная возможность применения мер принуждения и

санкций, предназначенных для борьбы с правонарушениями, к лицам, не

нарушавшим правовых запретов. Ни личность, ни общество не могут обойтись

без защиты от правонарушителей, а тем самым - без деятельности специального

аппарата, охраняющего право от нарушений. Вместе с тем в сфере, где

применяется государственное принуждение, общество и личность сталкиваются с

рядом тревожных явлений. Государственные органы и должностные лица,

расследующие дела о правонарушениях, наделены властными полномочиями,

необоснованное и незаконное использование которых может причинить

существенный урон правам и свободам личности. Не секрет, что специфика

деятельности правоохранительных органов, обязанных оперативно пресекать

правонарушения, порой придает расследованию уголовных и иных дел

обвинительный уклон. Необходимая для борьбы с правонарушениями тайна

дознания и следствия может обернуться отсутствием гласности,

попустительством произволу в добывании доказательств и запугиванием лиц,

вовлеченных в процесс расследования. Стремление возможно быстрее обосновать

обвинение и закончить дело в срок может привести к искусственному созданию

доказательств, вплоть до принуждения подозреваемого признать себя виновным

в правонарушении, которого он, возможно, не совершал. В результате порой

обвиняется невиновный и, наоборот, коррумпированные работники

правоохранительных органов имеют немало возможностей освободить от

ответственности виновного.

В решении многих из этих проблем существенное значение имеет

процессуальное регулирование юридической ответственности, которое подчинено

двуединой задаче: каждый правонарушитель должен быть, подвергнут мерам

государственного принуждения на основе, в пределах и в рамках закона и

меры, рассчитанные на борьбу с правонарушениями, не должны коснуться того,

кто не совершил ничего противоправного.

При определении процессуального порядка осуществления ответственности

существует такая закономерность: чем строже санкции подлежащие применению,

тем более сложны и развиты процедуры исследования обстоятельств дела,

подготовки и принятия решения о применении или неприменении санкции.

Поэтому наибольше развитие общие принципы юридической ответственности

получили уголовном процессе; по тем же принципам осуществляются все виды

ответственности.

Основным принципом юридической ответственности является законность. Это

означает, что ответственность применяется только за правонарушение, то есть

виновное противоправное деяние, coвершённое деликтоспособным лицом.

При осуществлении ответственности, закону, запрещающему какое-либо

деяние, не должна придаваться обратная сила уже по той причине, что право,

как правило, должного, обращенное в будущее, регулирует волевое поведение

людей, соизмеряющих свои поступки с их юридической оценкой (за что

наказывать человека, если он не знал, что этот поступок когда-то будет

запрещен?). По той же причине должно быть заранее известно, какое именно (в

каких пределах) наказание или взыскание будет применено к тем, кто совершит

именно, такое правонарушение. Придание обратной силы закону, усиливающему

наказание или взыскание, недопустимо потому, что социальное назначение и

запретов и санкций (угрозы за их нарушение) состоит том, чтобы повлиять на

выбор той или иной линии поведения (если бы знал, что будет караться столь

строго - то не совершил бы). Напротив, закон отменяющий запрет или

облегчающий наказание, взыскание, обязательно должен иметь обратную силу,

потому что строгое наказание за деяние, которое ранее считалось

преступлением, а теперь не считается или наказывается менее строго, не

только противоречит гуманизму и справедливости, но и уравнивает в

общественном сознании, преступные и непреступные деяния, деяния опасные и

менее опасные.

Законность ответственности и в том, что исследование обстоятельств дела

о правонарушении, применение и реализация санкций, особенно строгих,

осуществляется в процессуальной форме, содержащей гарантии объективного

рассмотрения и решения дела с обеспечением прав и законных интересов лица,

привлеченного к ответственности. Законодательством определены специальные

гарантии законности, предупреждающие и пресекающие выход за рамки закона,

злоупотребления и ошибки при применении материально-правовых норм

(неправильная юридическая квалификация деяния, определение наказания или

взыскания вне пределов санкции) и норм процессуальных (нарушение процедуры

рассмотрения дела, исследования доказательств, принятия решения, порядка

его обжалования и реализации и т.п.).

С законностью тесно связана обоснованность ответственности, под которой

понимается :

во-первых, объективное исследование обстоятельств дела, сбор и

всесторонняя оценка всех относящихся к делу доказательств,

аргументированность вывода о том, было ли совершено правонарушение,

виновно ли в этом лицо, привлеченное к ответственности, подлежит ли

применению предусмотренная законом санкция;

во-вторых, определение конкретной меры наказания, взыскания, возмещения

вреда в точном соответствия с критериями, установленными законом. Как

отмечено, штрафные, карательные санкции носят относительно определенный

характер, дающий возможность при применении наказания или взыскания учесть

обстоятельства конкретного дела (особенности правонарушения,

характеристика личности правонарушителя и др.). Выбор конкретной меры

наказания или взыскания в пределах относительно определенной санкции

должен быть основан на тщательном изучении материалов дела и учете

смягчающих и отягчающих обстоятельств.

При применении правовосстановительных санкций также решается вопрос о

том, было ли совершено правонарушение, но при конкретизации санкции

рассматриваются другие проблемы: об объеме и порядке возмещения

причиненного вреда (иногда - о возможности уменьшения или рассрочки

выплат), о способе устранения противоправного состояния, о возмещении

убытков и ущерба и т.д.

К принципам ответственности нередко относят ее справедливость.

Применительно к ответственности этот принцип должен включать прежде всего

социально-этическую оценку законодательства, определяющего запрет и санкцию

за его нарушение, реализуемую в отношениях ответственности. Суть дела в

том, что при самом тщательном соблюдении всех принципов ответственности она

окажется несправедливой, если правонарушитель в точном соответствии с

действующим законом подвергается чрезмерно суровому либо, наоборот,

чересчур мягкому наказанию или взысканию. Иными словами, в основе

справедливой ответственности лежит прежде всего соблюдение законодателем

принципа соразмерности правонарушения и санкций.

При реализации ответственности о ее справедливости уместно говорить и

тогда, когда правонарушителю в соответствии с обстоятельствами дела

назначается конкретная мера наказания или взыскания на основе относительно

определенной санкции (эта конкретная мера должна быть законной и

обоснованной). Наконец, самостоятельное значение принципа справедливости

ответственности в том, что за одно правонарушение к виновному может быть

применена только одна штрафная, карательная санкция. Международными пактами

о правах закреплен принцип, согласно которому никто не должен дважды нести

уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Это

означает, что никто не должен быть вторично судим или наказан за

преступление, за которое уже был окончательно осужден или оправдан в

соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом.

Этот же принцип относится к применению штрафных, карательных санкций и

не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому штрафной,

карательной ответственности, одновременно применяются

правовосстановительные санкции, если его деянием причинен имущественный или

иной вред (расхититель не только подвергается наказанию, но и с него

взыскивается сумма похищенного; хулиган, разбивший витрину, наказывается за

хулиганство и сверх того возмещает причиненный ущерб). Кроме того, само

наказание, предусмотренное санкцией, может содержать несколько

правоограничений (лишение свободы + конфискация имущества + лишение права

занимать определенные должности).

Принципом ответственности является состязательность процесса и право на

защиту лица, привлеченного к ответственности.

Этот принцип утвердился в борьбе с феодальным режимом и свойственным

ему инквизиционным, обвинительным процессом. Состязательность - важное

средство достижения истины но делу о правонарушении и обеспечении

обоснованности решения, способ преодоления обвинительного уклона при

расследовании дел о правонарушениях, гарантия прав лица, привлеченного к

ответственности.

Лицо, которое привлекается к ответственности, т.е. официально

обвиняется в совершении правонарушения, находится в фактически неравном

положении с обвиняющим его государственным органом, управомоченным

применять меры принуждения. Это неравенство в какой-то мере компенсируется

состязательностью процесса, возложением на того, кто управомочен привлекать

к штрафной, карательной ответственности, «бремени доказывания», т.е.

обязанности либо доказать факт правонарушения и совершения его обвиняемым

либо прекратить дело и принести извинения. С этим связана так называемая

«презумпция невиновности": каждый человек, обвиняемый в совершении

преступления имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет

доказана в установленном законом порядке и установлена вступившим в

законную силу приговором суда. Обвиняемый в уголовном процессе, а также

привлеченный к другому виду штрафной, карательной ответственности не обязан

доказывать свою невиновность. Он имеет право оспаривать факт

правонарушения, его юридическую оценку представлять свои доказательства,

участвовать в исследовании обстоятельств дела (в том числе в допросе

свидетелей обвинения). Государственным органам и должностным лицам

запрещено каким бы то ни было способом принуждать обвиняемого к даче

показаний . Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего

супруга и близких родственников. Любые доказательства, полученные с

нарушением закона, признаются не имеющими силы. Неустранимые сомнения в

виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Комплекс прав лица, привлеченного к ответственности, дающий ему

возможность участвовать в исследовании обстоятельств дела и отстаивать свои

интересы, называется - право на защиту. Право на защиту закреплено законом

в виде процессуальных прав привлеченного к ответственности, обеспечивающих

ему возможность знать, в чем именно состоит обвинение, оспаривать его,

участвовать в сборе и исследовании доказательств, пользоваться помощью

адвоката, обжаловать применение мер пресечения и другие акты,

предшествующие принятию решения, обжаловать само решение и порядок его

исполнения и др. Осуществление правовосстановительной ответственности также

основано на принципе состязательности, но распределение бремени доказывания

иное: потерпевшему достаточно доказать причинение имущественного или иного

вреда, невыполнение обязательства, создание противоправного состояния.

Подлежащий ответственности может оспаривать факт правонарушения, доказывать

правомерность своих действий, причинивших вред, обосновывать свое мнение о

размере вреда или порядке его возмещения. К принципам ответственности

относится неотвратимость. Как отмечено, установление запретов и санкций за

их нарушение имеет смысл лишь при условии, что лица, совершившие

правонарушения, привлекаются к ответственности и подвергаются мерам

принуждения, определённым санкциям нарушенных правовых норм. Неотвратимость

ответственности зависит от подготовленности, компетентности и

добросовестности работников, управомоченных привлекать к ответственности и

применять санкции. правонарушение, на которое не отреагировали

правоохранительные органы, причиняет правопорядку серьёзный урон:

безнаказанность правонарушителей не только поощряет их к совершению новых,

часто более тяжких правонарушений, но и подает дурной пример другим лицам,

особенно нравственно неустойчивым. Поэтому одной из серьезных проблем

является обязательная и своевременная регистрация сведений о

правонарушениях, возбуждение уголовных дел по факту каждого преступления.

Достаточно известно, что в погоне за благополучными показателями некоторые

работники органов дознания и следствия порой избегают регистрировать

сведения о преступлениях, особенно тех, расследование и раскрытие которых

связано с большими трудностями. Немалый урон правопорядку способно

причинить и бездействие должностных лиц, попустительствующих совершению

административных и дисциплинарных проступков, а также опускающих создание и

сохранение противоправных состояний издание незаконных актов, заключение и

исполнение противозаконных сделок, самовольное строительство и т.п.).

Своевременность ответственности означает возможность привлечения

правонарушителя к ответственности в течение срока давности, т.е. периода

времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для

административных и дисциплинарных проступков такой срок определен в

несколько месяцев; по уголовным преступлениям срок давности значительно

больше, от двух до десяти-пятнадцати лет в зависимости от тяжести

преступления и обстоятельств дела. Давностью ограничено также обращение к

исполнению вступившего в законную илу приговора (от двух до пятнадцати лет)

или постановления о наложении административного взыскания (три месяца).

При осуществлении ответственности учитываются такие принципы права и

морали, как целесообразность и гуманизм. То и дpyroe означает, что лицо,

совершившее правонарушение и признанное виновным, может быть полностью или

частично освобождено от приме- нения и реализации санкции по тем причинам,

что правонарушитель добровольно возместил нанесенный ущерб или устранил

причиненный вред, проявил чистосердечное раскаяние, делами доказал свое

исправление, в силу чего назначение ему взыскания или наказания либо

дальнейшее отбывание назначенной меры нецелесообразно. По мотивам

гуманности отношения ответственности могут быть прекращены в случае тяжелой

болезни правонарушителя, несчастья в его семье и по аналогичным причинам.

Принцип гуманизма учитывается и при осуществлении

правовосстановительной ответственности, но сложность в том, что если

государство и его органы вправе простить (помиловать) правонарушителя,

смягчив его штрафную, карательную ответственность или вообще освободив от

нее по основаниям, указанным в законе, то там, где нарушены права частных

или юридических лиц и речь идет об их восстановлении - право отказа от

осуществления ответственности принадлежит только тем, чьи права

восстанавливаются посредством такой ответственности. Однако и здесь по

просьбе лица, привлеченного к ответственности, при наличии уважительных

причин возможны по решению суда или других правоохранительных органов

изменение порядка исполнения, отсрочка и рассрочка платежей, снижение

размеров выплат.

Литература :

1. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

2. Уголовный Кодекс РФ.

3. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко.-

М.:Зерцало, ТЕИС, 1996.

4. Общая теория государства и права. Ю.А. Денисов. - Издательство

Ленинградского университета, 1983.

5. Правонарушение : понятие, причины, ответственность. М.С. Малелин. -

М.:Юридическая литература, 1985.

6. Понятие правонарушения по советскому законодательству. И.С.

Самощенко. - М.:Юридическая литература, 1963.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.