реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Обычное право российской империи в 19 веке

в отношении податном , отбывании натуральных повинностей и т.п. (31)

В соответствии с Положением об управлении Туркестанского края за

оседлым сельским населением утверждались земли , состоящие в постоянном

потомственном его владении , пользовании и распоряжении (земли амляковые)

на установленных местным обычаем основаниях . Земли утверждались за

сельскими обществами или селениями , если сельское общество состояло из

нескольких селений , имеющих земли в своем отдельном владении . Воды для

орошения участков предоставлялись населению в пользование по обычаю .

Пользование землей , утвержденной за сельскими обществами или

селениями , могло быть общинным или подворно - участковым , что

определялось обычаем соответствующей местности .Также регулировался порядок

наследования земельных участков , принадлежащих туземцам , и раздела этих

участков . Отчуждение участка могло осуществляться только лицами , имеющими

право приобретать недвижимые земельные имущества в Туркестанском крае .

Статья 262 Положения содержала запрет «приобретения земель и вообще

недвижимых имуществ в Туркестанском крае лицам не принадлежащих к русскому

подданству , а равно всеми , за исключением туземцев , лицами

нехристианских вероисповеданий» . В данном случае закон понимал под

туземцами и евреев , с «незапамятных времен живущих в Туркестанском крае» и

их потомство . Допускалось приобретение земли и уроженцами сопредельных с

Туркестанским краем среднеазиатских государств . Такие сделки заключались

по правилам , установленным для купчих крепостей . Доказательствами прав

туземца на отчуждаемый участок были : крепостной акт , данная , если

участок выделен из земель сельского общества ; свидетельство уездного

начальника , выданное по постановлению уездного поземельно податного -

присутствия и основанное на «проверенном одним из должностных лиц уездной

администрации удостоверении местного , по нахождению имущества народного

судьи» .

Государственные земли , занимаемые кочевниками , предоставлялись в

бессрочное общественное пользование кочевников на основании обычаев и

правил Положения . Эти земли делились на зимовые стойбища , летние кочевья

и обрабатываемые земли . В 1910 в связи с активной переселенческой

политикой государства было предусмотрено , что земли , «могущие оказаться

излишними для кочевников» , переходят в ведение Главного управления

землеустройства и земледелия .Из этих земель главноуправляющий мог

образовывать переселенческие участки . Правда , закон требовал следить «за

наилучшим обеспечением интересов кочевого населения» . Этот небольшой

нюанс позволяет сделать достаточно значимые выводы о том , что политика

осторожного обращения с правилами коренных народов была следствием прежде

всего того , что уровень экономического развития еще не требовал от Империи

широкой экспансии в область хозяйственной и культурной жизни населения .

Отдельно изучались договоры и обязательства : обряды , сопровождающие

заключение и совершение договоров (могарыч , рукобитие , чаепитие , молитва

, еда земли и пр.) , значение свидетелей , способы обеспечения выполнения

договоров и обязательств , последствия их неисполнения . Собирались

сведения о видах договоров и обязательств , в том числе таких специфических

, как обычай помогать друг другу в полевых и других работах (помочи ,

толоки) . Особенно интересовал вопрос о существующих в разных местностях

артелях или товариществах , например , для приобретения сообща земли ,

сырья для изделий , совместного производства и сбыта , для общего

пользования тем или иным заведением , машиной , потребительские (харчевые)

и т.д. Специальное место в исследовательских программах занимали народные

названия , выражения , пословицы , легенды , песни , приметы , суеверия ,

относящиеся к тем или иным регулируемым обычаями отношениям .

Существенное место в разработке обычно - правовых сюжетов занимали

проблемы народной юстиции . При этом старались выяснить , каковы понятия

народа о суде , должен ли суд быть правовым скорым и равным для всех .

Выяснялись господствующие в данной местности формы народных судов (суд

стариков , соседей , сельского схода , суд братский , суд старшин или

старост) и их отношение к суду волостному . На базе проведенных

исследований и опыта волостных судов были сделаны выводы , что традиционная

юстиция действует на основании обычного права и ставит своей целью не

беспристрастное применение формальной законности (как орган судебной власти

в современном государстве) , а поиск справедливости , понимаемой как

наиболее целесообразное , с точки зрения сохранение жизнеспособности

данного социума , решение конфликта . При этом сама по себе норма обычного

права является вполне универсальной и в принципе исходит из формального

равенства всех подпадающих под ее действие субъектов .

Государственная и общинная юстиция не конкурируют , а дополняют друг

друга :первая игнорирует существо конфликта , концентрируясь на формальных

признаках возникших отношений , вторая в каждом случае стремится к наиболее

полному учету не поддающихся формализации обстоятельств .

По мнению современного французского исследователя традиционного

общества и его обычаев Н. Рулана , задача традиционного правосудия - «не

прибегать к заранее установленным нормам , а добиваться восстановления

общественного равновесия , нарушенного каким-либо потрясением . Такая

общественная структура решает конфликты внутри группы правом , а вне ее -

силой . Иначе говоря , речь может идти о правосудии только внутри группы .

Спорные вопросы решаются примирением сторон . (32) Среди форм народного

суда , обнаруженных на территории России , можно выделить две основные -

сельский суд в русской деревне и суд у горцев . В разбирательстве дел

сельский суд стремился к примирению сторон , решение выносилось на

основании норм обычного права . Формировался он согласно местным обычаям :

из всех членов общины (Архангельская губерния) , из соседей (Полтавская) ,

иногда - из старосты и «добросовестных» или «стариков» в количестве 2-3

человек .

Якуты сулились по своим обычаям в инородной управе по делам о

воровстве - краже , воровстве - мошенничестве , не превышающем 30 руб. И

совершенным впервые или во второй раз . Воровство на большую сумму или

совершенное в третий раз каралось по общим законам Империи . Первой

степенью словесной расправы считалось родовое управление . Иногда в силу

обычая стороны предпочитали представлять дело на рассмотрение «посредников»

, т.е. третейских судей , пользующихся особым уважением родовичей и

действующих помимо родового управления . Решения посредников приводились в

исполнение немедленно , а жалобы на них не принимались . В других делах

посредники роли не играли . (Степные думы не имели значения словесных судов

и в случае , если прибегали к их помощи , рассматривались как посредник .)

Второй степенью словесной расправы считалась инородная управа . Ею решали

дела между людьми разных стойбищ или жалобы на решения родового управления

. В племенах , где управа не учреждалась , соответствующие функции

выполнялись старостой .

Главной задачей словесной расправы было «прекращение частных между

инородцами не согласий и примирение сорящих на основании степных законов и

обычаев» . Даже при наличии другого решения словесного суда любой степени

стороны имели право «кончить дело мировою или через посредников» . Решение

каждой степени имело полную силу в том случае , если спорящие оставались им

довольны . Дело начиналось по жалобе истца . Если ответчик или свидетели

находились на промыслах или в отлучке не ближе трех дней хода ,

разбирательство могло быть отсрочено до их возвращения . Не допускалось

вызывать в городское полицейское управление для словесного разбирательства

людей , находящихся от города на расстоянии более двух дней хода . Дела ,

остановившиеся по указанным причинам , разбирал окружной исправник

(начальник) во время

разъездов для ревизии и следствия .

Члены общины и сами судьи считали , что «закон хорош на волостном

суде , а обычай - на сельской сходке» . В волостной суд передавались дела ,

которые сельский суд затруднялся разрешить самостоятельно . Предполагалось

,что для таких случаев не находилось подходящего обычая и , следовательно ,

приходилось прибегать к помощи закона . По мнению И. Оршанского , в данном

случае речь шла о вошедшей в традицию неприязни русского народа ко всем

вносимым из вне переменам : «Русский народ отказывается от предложенного

ему полуофициального суда , псевдонародного , и упорствует в применении

более для него удобной организации» . Надо сказать , подобная психология

судьи характеризует не только сельский , но и волостной суд , поэтому то ,

что будет сказано далее , относится в равной мере к тому и другому .

Закон поставил волостной суд в достаточно сложное положение , чем

обусловил не слишком большую его популярность среди крестьян . с одной

стороны , это был выборный суд , формируемый крестьянами независимо от

помещика и государственной администрации , что сразу ставило его в

подозрение администрации . С другой - он подлежал надзору съезда мировых

посредников и полиции , обязывался применять закон на ряду с обычаем , что

снижало доверие к нему со стороны крестьян . Оставаясь по своей природа

учреждением традиционным , волостной суд часто руководствовался в своих

решениях не законом и даже не обычаем , а просто функциональным значением

конкретного лица . При оценке личности в расчет принималась регулярность и

полнота уплаты податей . Круговая порука обусловила большое количество

телесных наказаний , налагаемых на крестьян по заявлениям сельских старост

о неуплате ими казенных и мирских денежных повинностей . В делах об

оскорблениях личная часть крестьянина оценивалась частью годового оклада

податей обиженного . Во многих местностях существовал обычай взыскивать за

обиду двойной оклад податей .

Предпочтительным при решении гражданских дел не стремление к тому ,

чтобы каждый получил безусловно все , что ему принадлежит или причитается

по условиям сделки , но «чтобы никому не было обидно» . Так при возмещении

ущерба , нанесенного при правомерном использовании вещей . действовали

принцип «грех пополам» . Если отец считался в обществе хорошим человеком ,

суд мог присудить ему половину требуемого и без доказательств , по принципу

: «Когда дело известно всему миру , на что тут доказательства ?» . Но кое-

какие доказательства все же учитывались , главным образом свидетельские

доказательства . Даже в расписке больше всего ценилась подпись свидетелей .

Конечно , в ряде волостей применялись и письменные доказательства , а

важной причиной предпочтения , отдаваемого устным доказательствам , была

неграмотность населения . Думается все же , что свидетели ценились еще и

потому , что сообщали свое и общественное мнение о человеке наряду с

известными фактами . Уголовное дело тоже понималось как «суждение о

личности обвиняемого вообще» . В таких делах широко применялось начало

примирения , например признавшийся в краже и прощенный потерпевшим мог

«отделаться» внушением , полученным от волостного суда , если до этого имел

хорошую репутацию . Презумпция невиновности в расчет не бралась : все

определялось значением обвиняемого «как члена мира , соседа , домохозяина ,

плательщика податей» .

В пореформенный период высказывались достаточно резкие осуждения в

адрес волостных судов и применяемого ими обычного права . Их противники

видели дефект в народном правосознании , и в частности в правосознании

народных судей , которые «не умели обобщить вопросов права и стремились

разрешить каждое дело по его обстоятельствам» . Однако на деле все было

гораздо сложнее . То , что в рамках своего социума крестьяне предпочитали

соображения целесообразности требованиям формальной законности , вовсе не

означало , что они вообще не имели представления о законе . После принятия

12 июля 1889 г. закона о земских участковых начальниках применение обычного

права при рассмотрении споров и уголовных дел среди крестьян сократилось :

к разрешению крестьянских дел этот закон привлек предводителей дворянства ,

уездных членов суда , почетных мировых судей , городских судей и земских

начальников . Все эти категории служащих усвоили отрицательное отношение к

обычному праву и чаще всего не утруждали себя обращением к нему при

рассмотрении споров . С другой стороны , членам уездных судов и прочим

перечисленным лицам законом предписывалось при отсутствии писанных норм

«констатировать существование местного обычая» . Им рекомендовалось

распознавать обычай следующими способами : «непосредственно из актов его

соблюдения , из достоверных показаний старожилов о его существовании , по

удостоверению сельского схода» . По последнему способу существовало даже

разъяснение Правительствующего Сената от 9 сентября 1887 г. №3365 . (35)

Особенности юридического быта горцев подробно исследовал М.

Ковалевский . Говоря о суде , он выделял в нем два основных принципа :

теологический и родовой . Теологический принцип проявлялся , по его мнению

, «в допущении сверхчувственной неземной силы в решении тяжб и совершении

сделок» . Особенно наглядно этот принцип проявляется в институте присяги .

Родовой принцип проявляется «в замене начала индивидуализма началом кровной

солидарности» . Солидарность родственников в сфере имущественных отношений

выражалась «в решительном преобладании общинно - родовой собственности над

собственностью личной» , а в сфере семейного права - «в безусловном

подчинении женщины до замужества отцу и старшему в роде отца , и после

замужества - мужу и старшему в роде мужа» . Женщины совершенно отстранялись

от наследования , а первенец как ближайший продолжатель рода занимал

привилегированное положение . В уголовном праве предполагалось участие

родственников в преследовании преступников , в платеже виры , композиции

.Существовало также «непосредственное преследование целым родом преступных

деяний , совершенных в родственной среде , и поручительство в доброй славе

обвиняемого , выражающееся в институте соприсяги» . (34)

По мере накопления эмпирического материала исследователи пытались

проводить сравнительно - правовые исследования , выделять некоторые общие

позиции и особенности в правовых обычаях разных регионов России .Так А.Я.

Ефименко считал , что в обычном праве Архангельской губернии можно выделить

общерусский , северно-русский и местный (чудской , финский) элементы . Для

раскрытия общеславянского начала он проводил параллель с обычным правом

малороссиян и древними русскими узаконениями . Так , резкое различие между

«великороссийской» и «малороссийской» семьей он видел в присущем первой

явлении «большаков» . В Малороссии их не было в следствии делимости семей .

В то же время некоторое сходство отмечалось в условиях заключения брака : в

обоих регионах требовалось согласие родителей . Правда , северные обычаи

давли больший простор для родительского произвола . В существующем в

губернии суде соседей А.Я. Ефименко видел явление , соответствующее

малороссийскому «заводу» или «изводу» Русской правды , который состоял из

12 человек и перед которым истец и ответчик разбирали свою тяжбу . (35)

Размышляя о причинах такого сходства , он писал : «Законодательная власть ,

стоявшая в древности близко к народу , не имевшая как в жизни , так и в

понятиях значительной розни к ним , узаконила народные обычаи , и только с

течением времени изменяла их , внося новые начала , вырабатывавшиеся по

мере развития общественной и государственной жизни . Неполнота всех

законодательных памятников древнего времени ясно свидетельствует о том ,

что во многих случаях , неразрешенных законом , судебная власть должна была

прибегать к помощи народных юридических обычаев» . Северорусское начало он

выводил через сравнение с обычным правом крестьян других северных губерний

, в особенности входящих в состав новгородских владений , а также с

памятниками северного русского права , прежде всего Псковской судной

грамотой . Финское начало он искал в сравнении со сходными обычаями

проживающих в губернии инородцев .

Ряд важных наблюдений был сделан в работах других исследователей

обычного права . Например , Н. Костров заметил , что вовсе не всегда обычаи

русских оказываются доминирующими и влияют на юридический быт других

народов . Так . на территории Якутии русские перенимали не только быт , но

и юридические обычаи якутов . Полностью объякученным оказалось тунгузское

племя долганов .

4 .Заключение .

Итак , к концу Х1Х в. русская юридическая наука накопила существенный

эмпирический материал по обычному праву и значительно преуспела в его

осмыслении . Такого рода исследования имели важное практическое значение ,

поскольку позволяли законодателю с большей долей вероятности предвидеть

судьбу тех или иных законодательных новелл , спрогнозировать , будут ли

исполняться принятые на основании закона решения волостных судов . К

сожалению обычное право не расценивалось должным образом как источник

законодательства , ему отводили более скромную роль норм . которыми может

пользоваться местная юстиция . Именно поэтому на практике неизбежно

возникали коллизии между нормой закона и нормой обычного права . Источником

такой коллизии чаще всего был принципиально отличный подход законна и

обычая к регулируемым отношениям . Ранее уже было упомянуто , что закон

стремится к утверждению принципов формального равенства , тогда как обычай

, живущий в народе , исходил из целесообразности , учета фактических

обстоятельств каждого дела и личности сторон в конфликте . Но если

формальное равенство имманентно праву . то что же в таком обычае остается

от права? Да то же самое формальное равенство . Только в обычае оно не

носит такого универсального характера .

Как ни странно , целью закона и обычая является одно и то же -

поддержание стабильности данного социума . В больших сообществах людей ,

каковым является государство , принцип формального равенства есть наиболее

экономичный путь к решению конфликтных ситуаций : представители судебной

власти просто не могут знать те подробности , которыми оперируют народные

судьи . Поэтому теоретически кажущееся противоречия между законом и обычаем

вполне объяснимо и разрешимо . На практике часто оказывалось , что принятые

исходя из принципов законодательства решения волостных и мировых судов не

признавались крестьянами , оценивались как «вредные интересам общества»

(имеется в виду - общины) . К числу коллизионных относились , в частности ,

дела о перемерах и переделах земель при подворно - наследственном

пользовании . Спорными здесь были земли захватные , расчищенные и введенные

крестьянами в земельный оборот . С течением времени на эти земли возникало

, согласно действующему законодательству , право давностного владения . С

точки зрения обычного права эти земли считались общественными ,

захваченными самовольно и «утверждать их за захватчиками было бы

несправедливо и во вред общества» . (36) Положения о крестьянах допускали

рассмотрение таких дел как на сельском сходе , так и волостном суде , и

получалось , что спор разрешался в тот момент , когда принималось решение о

том , в какой орган его передать .

Конечно , с одной стороны , лобовая атака на народные представления о

справедливости вряд ли была уместной , и здесь следует констатировать такт

, проявленный законодательством . С другой стороны , учет народного

менталитета и более четкое закрепление вопросов о подсудности , характере

доказательств , используемых местными судами , позволили бы избежать

некоторых конфликтов . Эти моменты не прошли незамеченными для

исследователей юридического быта народов России , трудам которых мы обязаны

тем , что в настоящее время есть возможность составить для себя достаточно

полную картину об обычном праве в Российской империи .

Сноски :

Старший научный сотрудник Института государства и права РАН , канд. Юрид.

Наук .

Цит. по : Леонтевич В.В. История либерализма в России . 1762-1914. М. 1995

, с.44

Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. М. 1989 , с.165

См. : Горюшкин З. Руководство к познанию российского законодательства. М.

1811-1816 ; Рейц А.М. Опыт истории российских государственных и гражданских

законов. М., 1836 ; Станиславский А.Г. О ходе законоведения в России.

Казань 1853 ; Клобуцкий М. Исследование главных положений основных законов

Российской Империи в историческом их развитии . Харьков 1839 ; Неволин К.

Обозрение внешней истории русского законодательства . СПб., 1839-1840.

Платонов С.Ф. лекции по русской истории . М. 1993 , с. 614

Цит. по : Сыромятников Б.И. Законодательство императора Николая . В кн. :

Три века . Т. У1. М., 1995 , с. 75 .

Сыромятников Б.И Указ. Соч., с. 92

См. : Илларионов Н.С. Обычное право. Харьков, 1893. с. 2-3

См. : Барыков Ф.Л. Обычаи наследования у государственных крестьян . Б. г.

Б. м.

См. Чубинский П.П. Краткий очерк народно-юридических обычаев ; Кистяковский

А.Ф. Волостные суды , их история , практика и настоящее положение . - Труды

императорского географического общества .Т. У1. 1872 .

См. : Чепурский К. К вопросу о юридических обычаях . - Киевские

университетские известия 1. 1874 ; Ефименко П.С. Сборник народных

юридических обычаев Архангельской губернии . Архангельск , 1869 ;

Илларионов Н.С. Указ. Соч.

См. : Якушин Е.И обычное право . Материалы для библиографии . Вып. 1-4

Ярославль , 1875-1909 .

Пахман С.В. О современном движении в науке права . СПб. , 1982 ; Его же .

Обычное гражданское право в России . СПб. , 1877-1879 ; Ковалевский М.М.

Современный обычай и древний закон . М. , 1886 ; Его же . Общинное

землевладение , причины , ход и последствия его разложения . М. , 1879 ;

Его же . Закон и обычай на Кавказе . М. , 1890 .

Визбор К. , Гейдель М. Пособие по истории русского государства и права .

Одесса , 1898 , с. 4.

Илларионов Н.С. Указ. Соч. , с. 1.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права . Ростов-на-Дону ,

1995 , с. 109-111 .

См. :Лякуб П. Следует ли оставить за волостными судами право наказывать

телесно ? -Журнал гражданского и уголовного права . 1883 , кн. 1 с. 4.

Кистяковский Б.А. В защиту права - в Кн :Интеллигенция . Власть , Народ .

М. , 1993 , с. 155 .

Пахтан С.В. О значении личности в области гражданского права . - Журнал

гражданского и уголовного права , 1883 . кн. 1. с. 26-27 .

Пахман С.В. О современном движении в науке права .т СПб. , 1882 , с. 5 .

Оршанский И. Народный суд и народное право . - Журнал гражданского и

уголовного права , 1875 , кн. 3 .

Кистяковский Б. Право , как социальное явление . Б. г. Б. м. Отд. Оттиск из

:Вопросы права , 1911 , кн. У111(4) , с. 10-13 .

См. : Пеиражицкий Л.И. О женском равноправии . Пг. 1915 , с. 8 .

Муромцев С. Речь на первом съезде русских юристов .- Статьи и речи . Вып.

11 . М. , 1910 , с. 7 .

Ефименко П.С. Сборник народных обычаев Архангельской губернии . с. 194 ;

Его же Юридические обычаи лопарей , корелов и самоедов Архангельской

губернии .- Записки Императорского Русского географического общества по

отделению этнографии . СПб. , 1878 , №8 , с. 53-57 .

Оршанский И. Народный суд и народное право . - Журнал гражданского и

уголовного права , 1875 , кн. 4, с. 141-224 .

См. : - Журнал гражданского и уголовного права , 1875 , кн. 5 , с. 1-72 .

См. , Костров Н.А. Очерки юридического быта якутов . СПб. , 1878 , с. 4 и

др.

Власова И. В. Община и обычное право у русских крестьян Северного Приуралья

(ХУ11-Х1Х века) .-Русские : семейный и общественный быт . М. , 1991 , с. 65

.

См. , горский А.Д. Очерки экономического положения крестьян Северо-

восточной Руси . М. , 1960 .

См. , Швецов С.П. Формы общественного владения на Алтае . -В кн. Сборник

правоведения и общественных знаний . Т. 11. СПб. , 1893 , с. 150 .

См. : Rouland N. Antropologie Juriduque . Paris ? 1990 p.198 .

См. , Илларионов Н.С. Указ. Соч. с. 6 .

Ковалевский М.Пшавы. Этнографический очерк . -Юридический вестник , 1888 ,

№2 .

Ефименко П.С. Указ соч. , с. 236-281 .

Стефанович К.К. О сельском и волостном управлении в Западном крае . СПб. ,

1895 . с. 68-69 .

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.