реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные правовые системы современного мира

Конституция Французской Республики 1958 года, Декларация прав человека и

гражданина 1989 года, а также содержащаяся там преамбула к Конституции 1946

года.

Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особую

роль играют «органические» законы, которые дополняют важнейшие

конституционные положения. «Обычные» законы – акты парламента – регулируют

либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу «обычных»

законов относятся и кодексы, выполненные в традиционной наполеоновской

манере. Изменения в эти кодексах также вносятся посредством издания

соответствующих законов, если законодательство не предусматривает иного.

Действующая конституция 1958 года допускает широкие возможности

правового регулирования путём издания актов исполнительной властью.

Наряду с классическими кодексами в 20 веке получила широкое

распространение практика издания «консолидированных» законодательных актов

по отдельным крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты

также именуются кодексами, они отличаются от «классических» тем, что могут

включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и

посредствам «регламентарных» актов. Сейчас во Франции насчитывается

несколько десятков таких кодексов – о труде, дорожный, налоговый,

таможенный и др.

Определённую роль в качестве источников права во Франции в наши дни

играют правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная

практика, в особенности постановления Кассационного суда. В определённых

случаях эти постановления носят не только рекомендательный, но и

обязывающий характер при решении конкретных вопросов, по которым имеются

пробелы в законодательстве.

б) Правовая система Германии.

Основы правовой системы Германии были заложены после объединения в 1867

году ряда государств под главенством Пруссии в Германскую империю. При этом

довольно длительное время, до издания соответствующих обще германских

законов, в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и

правовые обычаи вошедших в неё княжеств. За основу были взяты законы

Пруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние на развитие законодательства

оказали Прусское земельное уложение 1794 года и Баварский уголовный кодекс

1813 года. На оккупированные в своё время Наполеоном территории государств,

вошедших впоследствии в состав Германской империи огромное влияние оказал

Гражданский кодекс Франции. При подготовке проектов обще германских

законов их составители учитывали также нормы общего права, ведущих своё

происхождение от римского, канонического права и правовых обычаев древних

германцев.

Определяющее значение в системе действующего законодательства Германии

имеет конституция ФРГ 1949 года. В этом документе подробно регулируются

взаимоотношения федерации и всех входящих в её состав 16 земель, а также

определена система и структура органов власти.

В законодательной сфере решающая роль принадлежит федерации, а на долю

земель остаётся регулирование вопросов в соответствии со своей

компетенцией, относящейся к культуре, к образованию и т.д.

При толковании законов в Германии в отличие от многих других стран

большое значение придаётся материалам комиссий по подготовке

соответствующих актов.

Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются

постановления, издаваемые на основании закона федеральным правительством,

федеральными министрами или правительствами земель.

Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права.

Ныне в Германии признаётся важная роль Федерального конституционного суда и

других высших судебных инстанций, решения которых рассматриваются в

качестве источника права как при применении закона, так и в случае

обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве.

Теперь можно подвести итоги по романо-германской правовой системе.

Эта система основана на проверенных временем традициях римского частного

права и обладает в достаточной степени определённостью и

систематизированностью. Российская Федерация также принадлежит к романо-

германской правовой системе (хотя некоторые учёные выделяют славянскую

правовую систему и относят к ней и Россию)..

5.Мусульманское право.

Главным источником права в мусульманских государствах и по сей день,

являются религиозные писания: Сунна, Коран и т.д.

Мусульманское право как система образовалось еще в VII-X вв. в Арабском

Халифате. Основное содержание мусульманского права, вытекающие из ислама

правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за

невыполнение данных предписаний. Мусульманское право распространяется

только на мусульман. Но все равно, даже в тех странах, где мусульмане есть

основной частью населения, оно дополняется законами и обычаями,

кодифицируется и модифицируется в связи с возникающими новыми общественными

отношениями. Вследствие этого выполняется религиозное мусульманское право и

право мусульманских государств.

В 1869г. в качестве гражданского кодекса Османской империи была издана

Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до 1926 г., Ливана

до 1932 г., Сирии до 1949., Ирака до 1951 г. Сейчас ее действие частично

сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре.

«Во второй половине XIX века в мусульманских странах были применяемы

уголовные, торговые, процессуальные и другие законодательства, частично на

основе рецепции права западноевропейских стран. Мусульманское право играло

роль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений».

Отличительной чертой мусульманского права является то, что оно

представляет собой одну из многих сторон религии ислама, которая

устанавливает определенные правила и объект верования, а также указывает

верующим на то, что можно делать, а что нельзя. Так называемый путь

следования («Шар» или «Шариат») и составляет само мусульманское право, а

оно-то уже и диктует мусульманину правила поведения в соответствии с

религией.

«В основе мусульманского права лежит четыре источника:

1) Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных

к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2) Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и

высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

3) Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-

мусульман;

4) Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман,

которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким

суждениям предается законный, общественный характер.

Интересным фактом является то, что нормы шариата выполняются населением

мусульманских стран и воспринимаются как обязательные правила поведения

Сфера мусульманского права, как идеологического фактора оказывается

значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных

предписаний.

С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал,

догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы

собственности, особенности права, философии, политического устройства,

этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же

на первом месте. В отличие от христианства, которое отделилось от

государства еще в XVI-XVII веках после буржуазных революций, ислам и по сей

день является государственной религией. Ислам как система общественно-

религиозных взглядов соединяет в себе элементы: религиозный культ и свод

духовно-этических определений; система норм, регулирующих социально-

экономическую структуру общества; общие принципы государственного

устройства.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным

законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) и

аналогии (Кияс). Мусульманские юристы и богословы считают, что

регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и

этическая стороны общественной жизни, отношения граждан, как между собой,

так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей

Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы,

написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии

нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.

Еще со времен зарождения у мусульман средневековой государственности в

ее основе лежат два главных принципа: совещательность (бурс, когда

правители принимают решения коллективно), и суверенитет шариатских законов.

Принцип совещательности, заложенный в Коране, не получил своего

юридического закрепления в институтах средневекового государства, а потому

и не приобрел обязательного характера. Что касается соблюдения шариатских

норм или «божественного» законодательства, то это всегда являлось

непременным условием легитимизма любой государственной власти.

Все граждане мусульманских государств имеют одинаковые права в выборах

правителя, но основным принципом выборов является принцип «достойных

представителей», то есть выборы это идеал «особенно одаренных». Только

«охлюль-хальваль-акад», или особая категория знатных в праве советовать

правителям и решать, является ли их политика законной по отношению к норам

шариата. Законотворческая функция этой группы заключается в том, что они

выносят решения о соответствии законов главы государства, постановлений

правительства и иных нормативных актов принципам шариата. Их деятельность

схожа с деятельность государственного Совета во Франции, Верховного Суда в

США, в функции которых входит конституционный надзор.

Конституционные принципы в мусульманских государствах начали

складываться во время англо-французской колонизации, а именно в 1861 была

издана беем Туниса первая конституция.

Сейчас идет период кодификации мусульманского права во многих

странах, среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. вообще от него

отказались. Во многих государствах мусульманское право конституционно

считается основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, но

особенно в гражданских отношениях, до сих пор сохраняются шариатские суды.

В некоторых странах Центральной и Восточной Африки мусульманское право

используется как обычное право. Хотя мусульманское право и оказывает

огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, но все равно

сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права как

правовой обычай и нормативно-правовой акт или законодательство. Практически

во всех мусульманских странах влияние мусульманского права ограничивается

брачно-семейными и примыкающими к ним отношениями, то есть теми, которые

входят в понятие «личный статус». Египет был первым государством, которое

отказалось еще в конце XIX века от мусульманского права, как от

единственного источника права. В качестве примера можно еще привести

Саудовскую Аравию, которая считается страной традиционного ислама. Даже

здесь все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве «двойные

стандарты», а в коммерческом праве приоритет уже отдается «англо-

американскому»праву.

6.Система обычного права.

Новое право молодых развивающихся государств в результате

особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским,

индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в

достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам

обычного права следует большинство населения африканского континента.

Термин “обычное право” чаще всего используют для обозначения

традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации.

За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников

отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность

неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не

сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.

Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права

народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что

правовые и материальные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении

конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения.

Задача суда заключается не столько в том, чтобы устранить причиненное зло,

восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

Другая черта обычного африканского права сводится к тому, что оно

регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных

индивидов. Так, брачный договор представлял собой скоре соглашение двух

семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия

семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к

индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату

производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на

землю по обычаю был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло

пользоваться землей, но в конечном итоге она принадлежала общине или

группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между

сообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касался и

ответственности за проступки: она являлась как бы ответственностью семьи

или группы родственников за деяния отдельных ее членов.

В Африке существовали два основных типа судов, причем иногда они

действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе

сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми,

наследования, землевладения решали арбитражи, состоящие из старейшины и

других влиятельных членов семьи или группы родственников. Если же

разногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрами

выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др.

Суды другого типа функционировали как государственные структуры с

соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более

или менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывали

иерархическую систему, начиная от низших (например, суды мелких вождей) и

заканчивая высшими (суды крупных вождей).

Обычное право повсеместно признавало полигамию, а также

устанавливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный на

обычае брак — это покупка жены. Расторжение брака было очень редким

явлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были

заинтересованы в продолжение установленного между ними союза, к тому же

расторжение брака означало возвращение приданого. Развод обговаривался

между семьями с привлечением старейшин клана.

После колонизации африканского континента в XIX в. английские,

французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились

внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою

судебную систему. Французское право внедрялось во французской Африке и на

Мадагаскаре, бельгийское — в Конго, португальское — в Анголе и Мозамбике,

английское — в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый ряд

актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику

сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства,

которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в

результате колониального правления возникла тройственная система

колониального права, включающая право метрополий, специальные колониальные

законы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимущество

административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений

— землевладение, семейное и наследственное право — остались в сфере

действия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторые

обычаи, признанные варварскими, например, рабство.

В колониях действовали колониальные суды с европейскими судьями,

руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, а

также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди,

старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом.

Основные тенденции развития права африканских стран в условиях

национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением

колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы

продолжали действовать), а с другой — ограничением регулирующего значения

правового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемых

национальным законодательством. В бывших французских колониях после

получения независимости принято более ста кодексов. Равным образом приняты

крупные законы в англоязычных странах. В большинстве независимых государств

Африки действуют новые конституции. Законодательная деятельность

охватывает, прежде всего, такие отрасли современного права, как

конституционное, обязательственное, уголовное, судоустройство.

Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных

из законодательства западных стран. В частности, введен восьмичасовой

рабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе и для работников

частных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение,

бесплатное медицинское обслуживание. Осуществлены серьезные законодательные

меры по эмансипации женщин.

В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о большом

значении обычного права, необходимости его сохранения. В Мадагаскаре,

например, представительная ассамблея приняла в 1957г. решение о кодификации

обычаев, а в Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативу

подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью

характер.

Таким образом, традиционное африканское право, бесспорно, постепенно

утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение.

Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями

развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути

цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особенно

в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают

обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к

примирению в соответствии с традициями.

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство

и общество, находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое

целое. Соответственно и право, отражая, общественные отношения, их

устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование,

систему права. Как целостное образование она охватывает все нормы,

действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный

многоуровневый комплекс.

7.Социалистическая правовая семья

Социалистическая правовая семья появилась в 1917г. в России. Ее

появление было обусловлено не особенностями юридического сознания, а

марксистка ленинской идеологией, ее принципами политического устройства

общества.

Следовательно, на примере права СССР можно рассмотреть

основные черты, присущие социалистическому праву.

Социалистическое право обнаруживает известное сходство с

романо-германской правовой системой. Оно достаточно широко

сохранило ее терминологию, а также хотя бы по внешнему виду - ее

структуру. Для советского права характерна концепция правовой

нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой

концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно

англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве

оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые

системы.

Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис.

Для них право - это надстройка, отражение определенной экономической

структуры.

Социалистическое право обусловлено ярко выраженным

классовым характером. Единственным или основным социалистического права

являлось вначале революционное

творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в

отношении, которых декларировалось, что они выражают волю

трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем

всего народа, руководимого коммунистической партией.

Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых

составляли подзаконные (секретные и полу секретные приказы,

инструкции и т.д.) фактически выражали, прежде всего, и главным образом

волю и интересы партийно-государственного аппарата.

Социалистическое право рассматривается как реализация

марксистско-ленинской доктрины. В своих работах советские авторы

постоянно ссылались на основоположников марксизма-ленинизма,

труды и речи советских руководителей, программу и решения

коммунистической партии. Такого рода документы, как партийная

программа и решения, совершенно очевидно, не образуют право в

собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное влияние

для советского права неоспоримо, ибо в этих

документах

содержится изложение марксистско-ленинской теории в ее

современном звучании по современным вопросам. Советский юрист,

любое другое лицо, желавшее изучать советское право, должны были

постоянно обращаться к ним.

Что же касается категорий и институтов, то здесь нельзя не

признать оригинальности советского права. По внешнему виду в нем

сохранены категории и институты романо-германской системы. Однако по

своему существу они коренным образом обновлены. В обществе нового

типа, основанном на иной экономической системе, и руководствующимся

иными идеалами, возникают совершенно иные проблемы.

Советская система права по внешнему виду остается такой же

что и система романо-германского типа. Существуют и существенные

отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло

торговое право, появилось колхозное и жилищное право. Советские

авторы возражали, чтобы отличия в системах права сводились

только к формальным моментам, без рассмотрения содержания

отраслей права.

Конституционное право в высшей степени отличается от

конституционного права западных стран. Особенно характерны две

черты: ведущая роль, отведенная коммунистической партией, и

осуществление власти и управления советами всех уровней.

Оригинальность советского права не сводится лишь

к

характеристике конституционного права, тоже можно сказать и о

других отраслях: административном праве, уголовном, трудовом,

гражданском и т.д. Юристам западных стран было не понятно

административное право, которое не сконцентрировано на охране

личности и судебном контроле над администрацией. Для юристов же

социалистических стран основным была государственная политика

строительства коммунизма: идея судебного контроля они заменили

новым видом контроля, осуществляемым представителями народа и

общественными организациями.

Еще одним важным аспектом социалистического права является

Отрицание советскими юристами частного права. Права по мнению

теоретиков марксизма - ленинизма - это не более чем аспект

политики, инструмент в руках господствующего класса. В этой

концепции не остается места для частного права,

которое

претендовало бы на независимость, от каких бы то ни

было

предвзятых мнений и политических обстоятельств; "право - это

политика, и, наоборот, то, что не является политикой,

не

является правом".

Для советской правовой системы остались чуждыми идея

господства права и мысль о том, что надо изыскивать право,

соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении,

согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило

императивный характер, было теснейшим образом связано с

государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной

властью и принудительной силой правоохранительных (карательных)

органов. В теории исключалась возможность для судебной практики

выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль

строгого толкователя права. Несмотря на конституционный принцип

независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался

инструментом в руках господствующего класса, обеспечивал его

господство и охранял, прежде всего, его интересы.

Процессуальные формы были упрощены и были ограничены права

подсудимых на защиту. Существовала идеализация судебного производства.

Произошел отказ от суда присяжных.

В настоящее время, в результате перемен произошедших в

первую очередь в бывшем СССР, социалистическое право (за

исключением некоторых стран) практически перестало существовать.

Это очередной раз доказывает, что когда государство ставит себя выше

права, когда право является "инструментом в руках господствующего

класса или партии" - такое государство заранее

обрекает себя на развал и гибель.

8.Заключение.

В данной работе были рассмотрены основные правовые черты

основных правовых систем современного мира. В заключении

хотелось бы отметить, что, наверное, не существует идеальной

правовой модели, которая одинаково подходила бы для всех стран. Много

плюсов можно отметить у романо-германской правовой системы.

Правовые нормы четко кодифицированы. Правоприменителю не составляет труда

найти ту или иную норму. Но с другой стороны, доктрина, выражающая

тождество права и закона, может сыграть и отрицательную роль. Так было в

30 годы в Германии, когда к власти пришел тоталитарный режим, и, изменив

законы, поставил закон над правом.

Плюсом социалистической правовой системы можно считать глубокую

теоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения и

распоряжения государственным имуществом, а так же внедрение в мировую

юридическую практику институтов планово-правового регулирования

экономических отношений. Детально были проработаны нормативно правовые

формы защиты наемных рабочих, гарантированного права на труд, бесплатного

образования и так далее.

У прецедентного права преимущество в том, что оно ближе к

практике, но с другой стороны очень затруднен поиск прецедентов

при реализации норм права.

В последнее время, в результате развития международного права,

торговых и экономических связей между странами

наблюдается тенденция к сближению правовых систем различных

стран. Так в странах "общего права" все большее значение

приобретает кодификация, а в странах континентального права

наоборот судебный прецедент.

Также не трудно увидеть, что даже принадлежность стран к

одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает

существенных различий между национальными правовыми системами этих стран.

9.Библиография.

1.М.Н. Марченко. Общая теория государства и права.

Москва.1998г.

2.А.Х.Саидов. Введение в основные правовые системы

современности. Ташкент, 1988г.

3.Рене Давид. Основные правовые системы современности.

Москва, Международные отношения.1999г.

4.А.Р. Cукиянен. Мусульманское право. Москва 1986г.

5.К. Кросс. Прецедент в английском праве. Москва1985г.

6.БЭС. Москва,1975г.

7.Всемирная история государства и права. Москва , Манускрипт 1994г.

8.Правовая система социализма.Москва,1988г. Книга 1, раздел 1.

9.Советское государство и право. Издательство Наука№6 1981г.

10.М.А. Суптаев. Обычное право в странах Восточной Африки.

Москва. Наука 1984г.

11.И.Б. Новицкий. Римское право. Ассоциация “Гуманитарное знание”

«Теис», Москва 2001г.

12.О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинникова. История государства и права

зарубежных стран. ”Норма”, Москва,2001г. .

-----------------------

[1] Рене Давид. Основные правовые системы современности. 1999.

[2] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998 г. с. 108

[3] М.Н. Марченко. Общая теория государства и права. 1998г. с. 109

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.