реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные понятия и принципы права

круг властвующих, делал вывод автор, “тем резче выступает противоположность

их интересов интересам остальной части государства. Чем шире круг,

например, в республике, тем сильнее затушевывается это значение права” .

Воля и интересы властвующих групп, слоев или классов, однако, не

являются безграничными. Их эгоизм, как справедливо подмечал Г.Шершеневич,

должен подсказывать им “благоразумие и умеренность в правовом творчестве”.

Помимо использования силовых средств, они могут охранять свои интересы

также с помощью права, “тесно сплетая” свои интересы с интересами

подвластных, “по возможности, не доводя последних до сознания

противоположности”.

4. Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих

общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность

выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права.

Она возникает вместе с нормой права. Вместе с нею развивается и

изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права,

прекращается.

Подчеркивая неразрывную связь нормы права и общеобязательности,

Г.Кельзен вполне резонно считал, что “норма права представляет собой

правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно

действовать в каком-то определенном направление, независимо от того, желает

ли оно вести себя таким образом или нет”.

Общеобязательность как специфическая черта и требование права

распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные

негосударственные органы и организации, но и на само государство.

Цивилизованное, правовое государство, если оно не на словах, а на деле

является таковым, непременно самоограничивает, “связывает” само себя и все

свои органы общеобязательностью требований норм права, организует всю свою

деятельность строго в рамках требований закона и следует им до тех пор,

пока они вместе с содержащими их нормами в установленном порядке не будут

изменены или отменены.

Обязательность соблюдения правовых требований государством и его

органами, наряду со всеми иными субъектами права, не подвергалась сомнению

видными юристами ни в прошлом, ни в настоящем.

Общепризнанным считается тезис, согласно которому право есть

обязательное правило поведения для всех. Оно “должно быть соблюдаемо и

самою властью его устанавливающею, пока оно не будет заменено новым

правилом. Если же власть, установившая правило, не считает нужным его

соблюдать, а действует в каждом конкретном случае по своему усмотрению, то

право сменяется произволом”.

Возникающие при этом споры касаются чаще всего лишь степени и

характера “правового самоограничения” государства. Весь вопрос в том,

резюмирует М.Ориу, является ли такое самоограничение “актом или решением

субъективной воли государства, или же это есть результат объективной

государственной организации”? Ответы на данный вопрос предлагаются самые

разноречивые: от утверждения о том, что государство добровольно

ограничивает само себя до заявления о том, что оно вынуждено это делать под

давлением со стороны “гражданского общества”.

5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения

требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное

принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам,

издаваемым им или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их

реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко

используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно

должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими

строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с

предусмотренными законом процессуальными правилами.

Таковыми, в общих чертах являются основные признаки права

определяемые его сущностью и назначением.

Право и закон

Различные подходы к взаимодействию права и государства,

взаимоотношениям человека и государства сохранились и в современном мире.

Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое отражение в

Конституциях современных государств. Так, в Конституциях США, Франции,

Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция

прав человека, в Конституции Австрии, ФРГ - позитивистская. Однако такие

различия в конституционных записях не следует переоценивать, поскольку

конституции развитых западных государств ориентированы на принципы

правового государства, следовательно на защиту и охрану прав человека.

Цель естественно-правовой доктрины - ограничить притязания государства

по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека, не считаясь с

необходимым для нормальной жизнедеятельности индивида набором прав, которые

объективно присущи ему от рождения и поэтому являются неотъемлемыми,

неотчуждаемыми, независимыми от воли государства. Государство не может не

признать права человека на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности,

жилища. И хотя эти права принадлежат человеку от рождения, «защищенность»

им придает юридическая форма, т.е. форма закона. Поэтому эти права не могут

быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя функцию не

только их защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования.

Особое значение имеет запись этих прав в Конституции.

Необходимо также принять во внимание, что ограничение власти

государства правами человека не должно вести к предельному умалению роли

последнего, которая весома не только в охране прав и свобод человека, но и

в придании им законодательной, т.е. общеобязательной формы, о чем

говорилось выше.

Значение позитивного выражения естественных прав подтверждается опытом

конституционного развития США. Конституция США 1787 г. не содержала перечня

неотчуждаемых прав, поскольку отцы-основатели исходили из того, что

естественно принадлежащие человеку права не нуждаются в позитивном

подтверждении в тексте Основного Закона. Их перечисление могло быть

воспринято как исчерпывающий перечень прав и свобод, что могло привести к

ущемлению тех прав, которые не вошли бы в перечень. Однако отсутствие в

Основном Законе США перечня федерально закрепленных прав и свобод, вызвало

критику этого документа. Под давлением общественного мнения вновь

избранному Конгрессу США 1789 г. были предложены проекты поправок,

содержащих положения о политических и личных правах. Десять первых поправок

к Конституции, составивших федеральный Билль о правах, были ратифицированы

к концу 1791 г. Непосредственно к правам человека относилось 7 поправок,

предусматривавших свободу вероисповеданий, свободу слова и печати, право

народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями,

неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и другие права.

Практика государств, признающих естественно-правовую доктрину

происхождения прав человека, отнюдь не отвергает их позитивного оформления.

И естественно-правовая доктрина, и позитивистский подход в современном мире

не выступают как антиподы, антагонисты. Естественно-правовая доктрина

акцентирует истоки происхождения прав человека как его неотъемлемых,

неотчуждаемых свойств. Она ставит права человека превыше государства, идея

ее направлена на ограничение правами человека тоталитарных притязаний

государства. Вместе с тем, не находя закрепления в позитивном

законодательстве, права человека выступают весьма неопределенно, размыто, и

это затрудняет осуществление государством функции их обеспечения и защиты.

В современном мире позитивистский подход в области прав человека

неизбежно должен опираться на нравственные категории свободы,

справедливости, самооценки индивида для того, чтобы законодательно выразить

их в определенном каталоге прав человека. Обретая законодательное

выражение, права человека получают дополнительную «энергию», а государство,

законодательно закрепляя их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать

права и свободы. Конституционная практика развитых государств в известной

мере сняла противостояние естественно-правового и позитивистского подходов

к правам человека на основе конституционного закрепления основных прав и

свобод, которое исключает подавление и насилие государства по отношению к

личности, отстаивая ее автономию и приоритет прав человека по отношению к

государству.

Кстати говоря, права человека, которые служат защите достоинства

индивида, почти без исключения с давних пор гарантированы

внутригосударственным правопорядком Швейцарии (в основном писаными нормами

и лишь в незначительной части неписаными). Принятая в 1874 г. федеральная

Конституция основывается на либеральных ценностях. Поскольку права человека

при принятии Конституции были интегрированы во внутригосударственное право,

то со временем Верховный Суд Швейцарии отказал им в признании в качестве

неписаных основных прав. Основные права гарантируются во внутреннем праве

Конституцией федерации и законодательством кантонов. Это те права, на

которые распространяется судебная защита. Однако некоторые важные права не

названы в федеральной Конституции. В таком случае Федеральный суд иногда

признает неписаные основные права и таким образом ликвидирует пробелы в

Конституции.

Основные права, закрепленные в конституциях государств, базируются на

правах человека: они вбирают в себя содержащиеся в них личностное и

естественно-правовое начало. В качестве существенно нового элемента

выступает позитивно-правовая институализация. Государственно-правовое

признание и гарантированность означают большой прорыв в идее прав человека.

Заимствованные из постулатов и деклараций как права естественные, они

становятся правами в юридическом смысле.

Именно разрыв позитивизма с этими ценностями позволил широко

использовать его тоталитарным режимам, в частности Советскому государству,

которое решительно отвергало учение о естественных правах и всегда

выступало «благодетелем» по отношению к народу, получающему свои права и

свободы по милости всесильного государства. Конституция РК впервые в

истории отечественного правового развития признала, что «основные права и

свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч.2

ст.17). Вместе с тем, Конституция содержит позитивное закрепление широкого

перечня прав и свобод, и это идет в русле современной конституционной

практики. Признавая естественные неотчуждаемые права человека, законодатель

стремится закрепить их в основных конституционных правах и свободах и

обеспечить системой гарантий и механизмов защиты, также законодательно

регламентированных (конституционная, судебная, административная защита,

институт Уполномоченного по правам человека, парламентский контроль и

т.д.).

Выделение категории «основных прав» человека, отнюдь не означает

отнесения иных прав к «второсортным», менее значимым, требующим меньших

усилий государства по их обеспечению. Основные права и свободы составляют

стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности

возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной

жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его

взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного

права может отпочковаться значительное количество других прав индивида.

Например, ст.21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что

каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной

непосредственно, либо через посредство свободно избранных представителей.

Это основное право порождает иные права: право на участие в самоуправлении,

право выдвигать своего кандидата на время избирательной кампании, право

требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей,

право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с

деятельностью последнего.

Часть 1 ст.22 Конституции РК закрепляет свободу и личную

неприкосновенность каждого. Это основное право порождает целую систему

прав, закрепленных в УК РК, ГК РК, Кодексе РК об административных

правонарушениях, УПК РК и других нормативных актах.

Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции

государства и важнейших международно-правовых актах, являются базой для

производных, не менее важных его прав.

Однако правам и свободам человека должны соответствовать и

определенные обязанности, без осуществления которых права и свободы

зависают, не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций,

государства, от которых зависит нормальное функционирование этих прав и

свобод.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и

взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической

форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве

правовой статус индивида. Правовой статус индивида - одна из важнейших

политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной

структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.

В условия классового антагонистического общества правовой статус

раскрывает положение личности как представителя определенного класса, ее

место в исторически конкретной системе производства, в политической

структуре общества. С установлением принципа равенства всех перед законом

возникает единый правовой статус. Различия в нем определяются положением

субъекта прав и обязанностей как человека, гражданина, иностранца, лица без

гражданства.

Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в

конституциях и иных нормативно-юридических актах (внутригосударственных и

международных). Права и обязанности - основной исходный элемент права.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты

поведения, которые государство считает обязательными, полезными,

целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и

раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и

упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для

поддержания существующего строя, для его нормального функционирования.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и

личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и

отношения формируются в результате действия объективных закономерностей

общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и

обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие

параметры поведения индивида в структуре общественных связей общества.

Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе

гарантий, права и свободы идентичны. Они очерчивают социальные возможности

человека в различных сферах, обеспечиваемые государством. Вместе с тем

анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода»

призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не

очерчивая конкретного его результата.

В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека

(например, право участвовать в управлении делами государства, право

избирать и быть избранными). Однако четкое разграничение между правами и

свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с

четко определенными правомочиями также именуют свободами. Различие в

терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции РК разграничение

основных прав и свобод, на права и свободы человека и гражданина. Такой

подход не является традиционным для нашего конституционного

законодательства, которое сводило положение человека только к его

взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в

«дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Устанавливая

различия между человеком и гражданином, новая Конституция РК

восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в

результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных

актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство и свободу - в

Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1791 г. (США), Декларации

прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).

В чем смысл этого разграничения, «раздвоения» человека? Оно

непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства,

преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с

государством, сужение сферы его самоопределения. Человеку как таковому

отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его

индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в

гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей

сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека,

принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства

в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего

бы то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на

основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации

личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного

вмешательства, т.е. для реализации частных интересов.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством

(сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на

ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное

содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его

особой правовой связи с государством - института гражданства (ст.6

Конституции РК).

Все статьи гл.2 «Права и свободы человека и гражданина»

последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу.

Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах

человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право»,

«каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Использование таких

формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым

человеком, находящемся на территории Казахстана, независимо от того,

является ли он гражданином РК, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст.31-33 сформулированы права, принадлежащие только

гражданам РК. Это преимущественно политические права: право собраний,

митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства;

избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе;

право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Исключение

составляет ст.36, которая закрепляет социальное право частной собственности

на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане

РК: защита Отечества (ст.59), возможность осуществления своих прав и

обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст.60). Только на граждан РК

распространяется запрет на высылку за пределы государства или выдачу

другому государству (ст.61), возможность иметь гражданство иностранного

государства - двойное гражданство (ст.52).

Государство закрепляет права индивида не произвольно; оно закрепляет

естественные права человека, а также набор прав, который обусловлен уровнем

экономического развития общества. Законодатель может закреплять только

такие права, для осуществления которых сформировались социально-

экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных

общественных отношений. Права личности - не «дар» законодателя, а

социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт

жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем

прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права,

условиями социальных взаимосвязей людей.

Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением

его интересов в материальной и духовной сферах. Поэтому интерес выступает

естественной движущей силой правовых связей человека, он определяет его

отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально

относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве

возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является

важным условием развития демократического общества.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан,

государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое

соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому

государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей,

устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Государство как носитель политической власти, располагает специальными

механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей -

это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и

ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и

ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов

поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества.

Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения

обязанностей и определяет последствия, связанные с ненадлежащим

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.