![]() |
|
|
Источники праваисточника права падает, но ее роль в качестве неформального элемента правообразования растет. Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется пра- вотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и ме- тоды установления, толкования и реализации права. К тому же сами твор- цы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации. Договоры нормативного содержания - это совместные юридические ак- ты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляются добровольное согласие выполнять принятые обязатель- ства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. Для признания договора источником права требуется, чтобы он со- держал юридические нормы. Историческими примерами договора нормативного содержания в советском праве могут служить Договор об образовании Закавказской советской республики (1922 г.), Договор об образовании СССР (1922 г.), Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, 1992 г.). В области трудового права значительную роль продолжают играть коллективные договоры. Согласно ст.7 Кодекса законов о труде РФ, кол- лективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социаль- но-экономические и профессиональные отношения между руководителем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Следует подчеркнуть, что договорное право - юридический фундамент динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства. Принятый 11 марта 1992 г. Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" один из наиболее значимых актов, цельно регу- лирующий взаимоотношения предпринимателей и наемных работников. В качестве основной формы права выступает договор в международном праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит норматив- ное определение этого источника: "Договор означает международное сог- лашение, заключенное между государствами в письменной форме и регули- руемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименова- ния"24. Примером международного-правового договора нового типа может слу- жить принятый 12 сентября 1990 г. Договор об окончательном урегулиро- вании в отношении Германии, согласно которому "объединенная Германия будет включать территорию Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германия и всего Берлина". Нормативно-правовые договоры - проявление нормативной саморегуля- ции. Но нельзя забывать, что первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает нормативно-право- вой акт, а конкретнее диспозитивные нормы права. Например, Гражданс- кий кодекс РФ (ст.ст. 160-167, 255, 295, 350) закрепляет формы и общие условия договоров, ст.22 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" фиксирует содержание догово- ра между соучредителями средства массовой информации. У договорной формы права перспективное будущее. Ведь если предс- тавлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно должно быть прежде всего добровольно-согласительным, а не формаль- но-принудительным. Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера. Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для раз- решения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не толь- ко источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это тот резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах. Кратко, нормативный акт можно определить как акт правотворчества, со- держащий нормы права. Подробнее о нормативно-правовом акте мы погово- рим во 2 главе. Новое правопонимание неизбежно ведет к иной трактовке источников права. Саморегулирование присуще всем известным формам права. Вот почему имеется потребность относить к формам права нормы саморегу- ляции. Это такие виды форм права, которые приняты с использованием институтов прямой демократии (решения референдума, народного собрания, собрания трудового коллектива). Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному воп- росу государственной и общественной жизни. Не следует его путать со всенародным обсуждением. Это - возможный, но не обязательный этап ре- ферендума. В определенном смысле синонимом референдума выступает понятие "плебесцит". Акт референдума - демократическая форма права. Но это не дает оснований рассматривать его как лучший способ для выработ- ки оптимальных решений при любых и всяких условиях. Референдумы бывают общегосударственные, республиканские, местные (локальные). В соответствии со ст. 10 Закона РФ о референдуме (1990 г.), референдум назначается по требованию: не менее одного мил- лиона граждан РФ,имеющих право на участие в референдуме; не менее од- ной трети от общего числа народных депутатов РФ. Согласно ст.35 Зако- на, "решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме". Изменение либо отмена решения, принятого референдумом, производится только референдумом (ст.37 Закона). Характеризуя роль общегосударственного референдума, необходимо особо подчеркнуть, что это мера исключительная и требует осторожного с ней обращения. Он является средством урегулирования трудных вопросов, которые не могут быть решены парламентским путем. Мы рассмотрели виды источников права принятых юридической наукой. В следующей главе мы подробно осветим вопрос "Виды нормативно-правовых актов". Глава 2. Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов. Как уже упоминалось выше, нормативно-правовой акт - одна из ос- новных, наиболее совершенных внешних форм права. Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы. Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господство- вал правовой обычай и судебный (административный) прецедент. По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает боль- шими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимает- ся в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизи- ты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро из- менен в зависимости от социальных потребностей. Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-пер- вых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, ор- ганизации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-пра- вовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудитель- ное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических дви- жений). Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а стро- го определенными субъектами, специально уполномоченными на то госу- дарством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления. В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ. В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия. В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными. В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индиви- дуальных и интерпретационных актов. Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты – это акты применения права. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими. В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют обще- обязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обя- зательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты отно- сительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения - применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходи- мых для этого предпосылок. Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретаци- онных актов, т.е. актов толкования норм права. От нормативно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие. Нормативно-правовой акт - понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативно- правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим. По юридической силе различают: з а к о н ы - акты, обладающие высшей юридической силой, и п о д з а к о н н ы е а к т ы - акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все норматив- но-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты в н е ш н е г о действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и слу- жебной деятельности. Это, например, российский закон "Об основах нало- говой системы в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г. Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъек- тами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. При- мером может служить Закон "О милиции" 1991 г., принятый Верховным Со- ветом России, "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" 1992 г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.). По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты, последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государствен- ных и негосударственных организаций. Виды нормативно-правовых актов, определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят от существующей на тот или иной момент структуры государственных орга- нов. При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами. Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Ми- нистерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные при- казы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сох- ранности грузов и др. С нормативно-правовыми актами тесно связано понятие законодатель- ства,которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно. Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, издан- ных высшими органами государственной власти и управления. Часто к законодательству относят все без исключения нормативные акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управ- ления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее вер- ным представляется такое понимание законодательства, когда к нему от- носятся акты высших органов государственной власти и управления. Зако- нодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность: 1) законов и иных нормативных актов, принимаемых высшими представительными органами России, т.е. органами законодательной влас- ти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров - Пра- вительства РФ. Российское законодательство делится на определенные блоки в зависимости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому основанию выделяются гражданское законодательство, административное законодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законодательства. Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права - капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном строительстве. Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов за- нимает закон. Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представи- тельным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российс- кой Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы и обычные законы. В свою очередь эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории субъектов, входящих в Российскую Федерацию. Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Феде- рации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих поря- док его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов. Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами. Конституция представляет собой основной закон государства, зак- репляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан. Конституция является юридической базой всего текущего законода- тельства. Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конститу- цию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов - не менее 2/3 голосов депутатов парламента. Обычные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отно- шений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1). Постановления парламента отличаются от законов тем, что они, как правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным зако- нами. Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные. Указы президента Российской Федерации занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Консти- туцией Российской Федерации и федеральными законами, "определяет ос- новные направления внутренней и внешней политики государства". В отли- чие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, ука- зы президента могут носить и ненормативный характер. Нормативные указы президента - подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обуслов- ливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина. Нормативные указы, как и законы следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они дейс- твуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: указы Пре- зидента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации. Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются постановления Правительства РФ, Правительства республик, входящих в Российскую Федерацию. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и состоит из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства и Федеральных министров. Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Пре- зидента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инс- трукции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ. Нормативные акты министерств и ведомств действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и испол- нительных органов государственной власти не только республик, но и всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражда- нами. Глава 3. Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее виды. Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде- ленную систему. В юридической литературе традиционно различают два вида система- тизации - кодификацию и инкорпорацию. Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, ко- торое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе пра- вотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенс- твования законодательства. Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе правотворчества лишь попутно. Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе за- конодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются уста- ревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами. Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго определенными государственными правительственными органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой юридической оценки. Результатом кодификации могут быть следующие виды актов: 1) Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы. Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми орга- ны власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое ре- гулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. 2) Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный за- конодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо сферу общественных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданского, Уголов- ного, Жилищного, Гражданско-процессуального, Уголовно-процессуального и др. Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комп- лексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отрас- лей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др. 3) Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу- лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис- ленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.). 4) Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов. Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован- ного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др. В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация. Систематизация нормативно-правовых актов - это обработка, приве- дение их в единую, согласованную систему. Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации. Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворчес- кого процесса. Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов. Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведе- ния содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в систему действующих нормативных актов. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация-упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс- твующих нормативных актов. Она является способом официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации. В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разно- видности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это - Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Прави- тельства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации. Официальной формой хронологической систематизации нормативных ак- тов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени норматив- ных актов. Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что спо- собствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регу- лировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в юридической практике. Например, Свод законов является вершиной пред- метной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные вое- дино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты. Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер. Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее из- данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся в единый акт. Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г. "О праздничных и памятных днях", объединивший (а тем самым и заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу. Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации общероссийских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что разрозненное законодательство о налогах, о занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть консолидировано. Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную, работающую систему законодательства. З а к л ю ч е н и е. В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. Каковы основные пути усовершенствования источников права в современной России? Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из доре- волюционной правовой системы. Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправдан- но. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отно- шение государства к прецедентному, обычному и договорному праву. В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" ре- гулятивной системы государства, главную форму права. Так В.М.Баранов полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы. Список литературы: 1. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспектыпроблемы). Правоведение, 1992 г., N 2, с.23. 2. Муромцев Г.И. Указ.соч. С.25. 3. Зивс С.Л. Источники права. М.,1982; Государство и право в развивающихся странах. Источники права. Сб.ст. М.,1985. 4. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,1987, с.327. 5. Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981. 6. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,1987, с.329. 7. Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине. Сов. государство и право. 1981. N 3. С.128. 8. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.330. 9. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981. С.152-181. 10. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М., 1988. С. 80-103. 11. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества. Советское государство и право. 1991. N 8. С.25. 12. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,1987, с.351. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |