реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лермонтовские места Пятигорска

был на Кавказе, я бы спровадил его… Уж у меня бы он не отделался. Можно

позволить убить всякого другого человека, будь он вельможа и знатный: таких

завтра будем много. А этих людей не скоро дождешься!».

Ермолов оставил память о себе в нашем городе. Он проявил большую

заботу о молодом курорте, добился от правительства специальных ассигнований

на его развитие. По распоряжению Ермолова было построено два ванных здания

на Горячей горе. Одно из них называлось Ермоловскими ваннами. Эти

деревянные постройки не сохранились. Но в память о Ермолове ванное здание,

построенное в 1880 году, носит его имя.

Самое непосредственное участие принимал Ермолов в обсуждении проекта и

строительстве Николаевских, ныне Лермонтовских ванн, в которыми мы

познакомимся на следующей остановке.

Справка по дороге.

Параллельно зданию ванн вы видите галерею из железа и стекла. Галерея

проектировалась архитектором Хржановским как летний курзал. Открыта в 1901

году и в память 60-летия со дня гибели Лермонтова названа Лермонтовской

галереей. Сейчас это летний театр. (В галерее выступали Комисаржевская,

Собинов, А.Дункан, Зощенко, Ильинский, Утесов со своим знаменитым джаз-

оркестром, в 1927 году 6 сентября – В.Маяковский).

9-я остановка. Николаевские ванны.

Объект показа: Лермонтовские (бывшие Николаевские) ванны, территория

парка «Цветник».

Это старейшее ванное здание Пятигорска. Построено братьями Бернардацци

в 1826-1831 гг. В то время это было одно из лучших ванных зданий в России.

Простые, гармоничные линии его и теперь привлекают внимание. Лермонтовские

ванны являются архитектурным памятником классического стиля. Ванны вначале

назывались Николаевскими. Имя Лермонтовских они получили в наше время в

память о том, что М.Ю.Лермонтов лечился здесь в 1837 году. К сожалению,

кабина № 4, в которой поэт принимал процедуры не сохранилась, т.к. здание

внутри было реконструировано. Внешний вид его почти не изменился, если не

считать, что были заложены боковые входы и оставлен один центральный.

В 1837 году, во время первой ссылки Лермонтов тяжело заболел и получил

разрешение лечиться в Пятигорске. В письме С.А.Раевскому он писал:

«Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках

вынесли люди из повозки, я не мог ходить… В месяц меня воды совсем

поправили». В письме из Пятигорска к Марии Александровне Лопухиной он

сообщает: «…я теперь на водах, пью и принимаю ванны, в общем, живу совсем

как утка»…

Николаевские ванны снабжались водой Александро-Ермоловского источника.

Этот горячий сероводородный источник (или кислосерный) вытекает из Горячей

горы. Отсюда хорошо видно бывшее место его выхода – вершина Горячей горы.

(Сейчас на ней скульптура орла к 100-летию Пятигорска). Раньше целая река

сероводородной воды сбегала каскадами с горы, здесь на ровной площадке она

застаивалась, заболачивала местность, насыщая ее далеко не приятными

испарениями.

Когда были построены Николаевские купальни и вода горячего источника

стала использоваться для ванн, площадку, прежде заболоченную, осушили, и

вскоре она стала очень популярной для дневных и вечерних прогулок

отдыхающих.

Доктор Конради (главный доктор КМВ) писал об этом в своей книге:

«Должно упомянуть о саде или рощице и цветнике близь Николаевской купальни…

Низкие и неровные места, находившиеся перед купальнею в 1828 г… были

подняты насипною землею наравне с дорогою и обсажены цветами и деревьями…

во многих местах расставлены скамейки для отдохновения… Летом около

бассейна обыкновенно играет музыка, и сад служит не только украшением, но и

приятным местом для прогулки».

В одном из уголков парка «Цветник» расположен небольшой грот.

10-я остановка. Грот Дианы.

Объект показа: грот Дианы, площадка, прилегающая к нему.

Грот Дианы – искусственное сооружение. Он был высечен в горе.

Соорудили его братья Бернардацци в начале 30-х годов Х1Х века. Своды грота

облицованы плитами травертина, они опираются на две каменные колонны.

Внутри полукруглая каменная скамья. Гроту дали имя богини Дианы,

покровительницы охоты в древне-римской мифологии. Особенно привлекает грот

в жаркую летнюю пору, в нем всегда сохраняется прохлада.

В 1980 году грот был реставрирован.

Лермонтов был частым посетителем грота. Э.А.Шан-Гирей даже утверждала,

что «если уж какой-либо грот называть именем поэта, так этот. Тот, что

именуется Лермонтовским гротом – это грот Печорина».

8 июля 1841 года, всего за неделю до дуэли, Лермонтов с друзьями

устроил в этом гроте бал, или пикник, как многие его называли.

Много волнующих воспоминаний оставило это событие у современников.

По словам очевидцев грот был красиво убран разноцветными шалями и

персидскими коврами. Повесили искусно импровизированную люстру из обручей,

обвитых цветами и вьющейся зеленью, на деревьях развесили более двух тысяч

разноцветных фонариков. На площадке над гротом разместился военный оркестр.

По воспоминаниям Арнольди все необходимые приготовления делались на

квартире у Лермонтова.

Бал в гроте Дианы оставил самые приятные воспоминания у современников.

Лорер писал: «Природа, как бы согласившись с общим желанием и настроением,

выказала себя в самом благоприятном виде. В тот вечер небо было чистого

темно-синего цвета и усеяно бесчисленными серебряными звездами. Ни один

листок не шевелился на деревьях. К восьми часам приглашенные по билетам

собрались, и танцы быстро следовали один за другим… Лермонтов

необыкновенно много танцевал. Да и все общество было как-то настроено к

веселью… Кто думал тогда, кто мог предвидеть, что через неделю после такого

веселого вечера настанет для многих, или, лучше сказать, для всех нас,

участников, горечь и сожаление?».

Необыкновенную веселость Лермонтова отмечали многие участники бала.

Раевский вспоминал: «Лермонтов был очень весел, не уходил в себя и от души

шутил».

Бал в гроте Дианы подробно описан кузиной Лермонтова Катенькой

Быховец. Ее воспоминания о Лермонтове проникнуты сердечной теплотой,

сочувствием к трудной судьбе поэта. «Мы с ним так дружны были, - писала она

вскоре после гибели Лермонтова. – Он мне правнучатый брат – и всегда

называл меня cousine, а я его cousin и любила как родного брата. Так меня

здесь и звали «очаровательная кузина Лермонтова!»

Катенька Быховец в письме к своей родственнице сообщала: «Вечер

очаровательный, небо было так чисто, деревья от освещения необыкновенно

хороши… Оттуда мы шли пешком. Все молодые люди нас провожали с фонарями.

Один из них начал немного шалить. Лермонтов как cousin, предложил сейчас

мне руку; мы пошли скорей, и он до дому меня проводил…

Этот пикник последний был; ровно через неделю мой добрый друг убит…»

Приближение своей скорой гибели поэт чувствовал сам. Даже в тот вечер,

когда он казался всем беззаботным и веселым, его не оставляла какая-то

тревога. Возвращаясь по ночному городу с Павлом Гвоздевым он сказал ему:

«Чувствую – мне очень мало жить осталось».

Мы заканчиваем осмотр старейшей части Пятигорска. Нам осталось

познакомиться с Пятигорской ресторацией, которая тоже связана с именем

М.Ю.Лермонтова.

11-я остановка. Пятигорская ресторация.

Объект показа: здание бывшей пятигорской ресторации.

Мы подошли к старинному двухэтажному зданию с шестью каменными

колоннами. Сейчас это институт курортологии и физиотерапии. Раньше оно

именовалось ресторацией, т.е. это была гостиница, где можно было снять

номер и заказать у хозяина обеденный стол. Строили это здание братья

Бернардацци по проекту архитектора Шарлеманя с 1824 по 1828 год. Во время

оккупации ресторация была разрушена. Восстановили ее в 1955 году с

некоторыми отклонениеми от прежнего вида: были увеличены окна на первом

этаже и снята широкая парадная лестница.

В свое время при постройке этого здания архитекторы Бернардацци

столкнулись с большими трудностями. Основной рабочей силой были солдаты,

которых всему приходилось учить с азов. Трудно было найти нужный для

постройки материал, его иногда приходилось возить за 120 верст. Но все эти

трудности талантливые архитекторы блестяще преодолели, и ресторация сразу

же стала украшением Пятигорска.

Ресторация связана с памятью о Лермонтове. Он часто бывал в этом

здании, посещал балы, а в свой последний приезд в Птигорск останавливался

здесь на одну ночь вместе с родственником Столыпиным. Здесь бывали Пушкин,

Лев Толстой, Белинский и другие. В Ресторацию приводит Лермонтов и героев

повести «Княжна Мери». «Зала ресторации превратилась в залу благородного

собрания. В девять часов все съехались. Княгиня с дочерью явилась из

последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством,

потому, что княжна Мери одевается со вкусом. Те, которые почитают себя

здешними аристократками, утаив зависть, примкнули к ней. Как быть? Где есть

общество женщин – там сейчас явится высший и низший круг. Под окном в толпе

народа стоял Грушницкий, прижав лицо к стеклу и не спуская с глаз своей

богини; она, проходя мимо, едва приметно кивнула ему головой. Он просиял

как солнце… Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели,

фалды поднялись и закружились».

13-я остановка. У памятника М.Ю.Лермонтову.

Объект показа: Памятник М.Ю.Лермонтову.

Мы пришли в небольшой сквер. В центре его – памятник М.Ю.Лермонтову.

Фигура поэта отлита из бронзы, а постамент сделан из крымского гранита.

Автор памятника замечательный русский скульптор Александр Михайлович

Опекушин. Этот памятник Лермонтову – лучший в нашей стране. Он поражает

своей простотой и необычайной глубиной психологической выразительности.

Глядя на памятник, легко представить, что Лермонтов присел отдохнуть на

скалу. Сброшена шинель, расстегнут сюртук. Склонив голову, забыв о

раскрытой книге, он залюбовался полосой серебристых гор на горизонте.

Скульптор хорошо передал устремленный вдаль взгляд поэта, немного грустный

и задумчивый. Его лицо освещено вдохновением. Кажется, в эту минуту в душе

поэта рождаются вдохновенные строки:

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Постаментом для памятника служит скала в виде пирамиды, образована 8-ю

массивными глыбами. И никаких украшений, мешающих восприятию поэтического и

вместе с тем человеческого облика Лермонтова. Только три скупые детали –

лира, лавровый венок и перо – поэзия, увенчанная лаврами и ниже дата

открытия памятника – 16 августа 1889 года.

История создания памятника является отражением всенародной любви к

Лермонтову. Он был сооружен за счет народных пожертвований. Сбор средств

начался в 1871 году в 30-ю годовщину гибели поэта и продолжался целых 18

лет. Скромные свои вклады вносили крестьяне, мелкие служащие,

интеллигенция, в 1875 году объявили сбор средств в Кавказской армии. Всего

было собрано 53398 рублей 46 копеек.

В 1883 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника

Лермонтову. Победителем его стал талантливый скульптор, сын крепостного

крестьянина Ярославской губернии Александр Михайлович Опекушин. К тому

времени он уже создал несколько замечательных работ и среди них венец

своего творчества – памятник А.С.Пушкину в Москве. Бронзовая фигура поэта

была отлита на заводе Морана в Петербурге, гранитные плиты доставлены из

Крыма. Опекушин сам выбрал место для памятника. Оно очень удачно. Памятник

поставлен на возвышенной, открытой части города, а фигура поэта

выразительно вписывается в окружающий пейзаж.

16 августа 1889 года памятник был открыт. Вопреки стараниям властей не

придавать особого значения этому событию, умалить его значение и направить

по строго официальному руслу его течение, открытие памятника стало

всенародным праздником. Маленький сквер не мог вместить всех желающих.

Когда холст упал, к подножию памятника стали нести цветы, венки. Делегация

тенгинского пехотного полка возложила венок из серебряных листьев.

Ярчайшим выражением дум и настроения собравшихся было написанное в тот

день стихотворение осетинского поэта К.Хетагурова «Перед памятником

М.Ю.Лермонтову»:

Торжествуй, дорогая отчизна моя,

И забудь вековые невзгоды, -

Воспарит сокровенная дума твоя:

Вот предвестник желанной свободы!

Возлюби же его, как изгнанник-поэт

Возлюбил твои мрачные скалы,

И почти как святыню, предсмертный привет

Юной жертвы интриг и опалы!

14-я остановка. Площадка у Провала.

Объект показа: Провал.

На расстоянии более одного километра от города находится Провал. Туда

мы отправимся на автобусе. Прогулки к Провалу были любимым развлечением

«водяного общества». Один из эпизодов романа связан с его посещением:

«Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу. По мнению

здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится

на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между

кустарников и скал».

Учеными установлено, что эта подземная пещера образовалась под

действием минеральных вод. Горные породы постепенно разрушались, и свод

пещеры рухнул, образовав воронку с гротом, озером минеральной воды внутри.

Чтобы осмотреть провал, посетители взбирались к его воронке и оттуда

всматривались в казавшуюся бездонной пропасть. Интерес был настолько велик,

что в 1837 году над воронкой был устроен деревянный висячий мост со

специальными устройствами для спуска небольшой кабины к озеру.

В 1857-58 годах к провальскому озеру пробили тоннель длиной около 58

метров. В специальной нише, в гроте Провала, установлена икона Велико-

мученика и Целителя Пантелеймона.

От провала мы отправимся на северо-западный склон Машука, к месту

дуэли Лермонтова.

15-я остановка. Старое пятигорское кладбище.

Объект показа: место первоначального погребения М.Ю.Лермонтова.

Мы находимся на кладбище (основано в 1824 году), на котором был

похоронен М.Ю.Лермонтов 17 июля 1841 года. Очевидей похорон Лермонтова

Полеводин сообщает: «17-го числа в час поединка его похоронили. Все, что

было в Пятигорске, участвовало в его похоронах. Дамы все были в трауре,

гроб до самого кладбища несли на руках штаб- и обер-офицеры и все без

исключения шли пешком до кладбища. Сожаления и ропот публики не умолкали ни

на минуту».

А Лорер вспоминал: «Печально опустили мы гроб в могилу, бросили со

слезою на глазах горсть земли, и все было кончено».

Могила поэта была отмечена небольшой каменной плитой с надписью

«Михаил».

Восемь месяцев тело Лермонтова покоилось в пятигорской земле. После

долгих хлопот Е.А.Арсеньева добилась разрешения царя перевезти останки

внука в Тарханы. В апреле 1842 года гроб с телом поэта в большом свинцовом

ящике был доставлен в имение бабушки. Он был похоронен в семейной часовне,

рядом с могилой матери.

В 1903 году на месте первоначального погребения М.Ю.Лермонтова был

установлен скромный памятник из машукского камня.

16-я остановка. Место дуэли М.Ю.Лермонтова.

Объект показа: Памятник на месте дуэли М.Ю.Лермонтова, окрестные горы.

Справка по дороге: Мы проезжаем две массивные колонны. Они обозначают

въезд к месту дуэли М.Ю.Лермонтова. Колонны эти сооружены в 1951 году по

проекту архитектора Б.П.Светлицкого. На одной из колонн изображены книги,

на другой – обломки лиры. Каменные массивы эти символизируют трагедию,

произошедшую у подножья Машука.

Мы на северо-западном склоне горы Машук. Перед вами памятник на месте

дуэли Лермонтова. Восьмиметровый обелиск из кисловодского песчаника, на

передней грани его бюст (горельеф) поэта и даты его короткой жизни – 1814-

1841 гг.

Автор памятника – скульптор Борис Михайлович Микешин. Памятник решено

было сделать к 100-летию со дня рождения Лермонтова, но не успели и открыли

в 1915 году. Несколько позже была сделана ограда по проекту скульптора

Козлова. Она представляет собой каменные пули, соединенные цепями, а по

углам – спящие грифы. Символика ограды трудно поддается объяснению.

Известно, что Микешин был недоволен оградой и требовал ее снести.

От горы Железной в густом лесу проходила дорога из Железноводска в

Пятигорск через немецкую колонию Каррас (ныне поселок Иноземцево). По этой

дороге Лермонтов ехал к месту дуэли, так как последний день своей жизни

поэт провел в Железноводске, в обществе своей кузины К.Быховец. Она

вспоминала: «Как приехали на Железные, - пишет она, - Лермонтов тотчас

прибежал; мы пошли в рощу и все там гуляли. Он при всех был весел, шутил, а

когда мы были вдвоем, он ужасно грустил, говорил так, что сейчас можно

догадаться. Но мне в голову не приходила дуэль… поехали назад, он поехал

тоже с нами. В колонке обедали. Уезжавши, он целует несколько раз мою руку

и говорит: «…cousine…, душенька, счастливее этого часа больше не будет в

моей жизни». Это было в 5 часов, а в 8 пришли сказать, что он убит».

Собиралась гроза. Низкие свинцовые тучи заволакивали горизонт.

Подъехали к поляне. Мартынов с секундантами были уже здесь. Шел 7-й час

вечера.

Условия дуэли были жесткие. Расстояние – 15 шагов, стрелять до трех

раз, были выбраны крупнокалиберные дуэльные пистолеты. Лермонтов стрелять в

Мартынова не собирался, считая повод для дуэли ничтожным. Секунданты

торопились. Быстро отсчитали шаги, раздали пистолеты, развели противников.

Лермонтов стоял подняв пистолет дулом вверх, Мартынов тщательно целился.

Один из секундантов, не выдержав долгой паузы, крикнул: «Стреляйтесь же,

или мы вас разведем!». Раздался выстрел – Лермонтов упал, как подкошенный.

Почти сразу же разразилась гроза. На месте дуэли не было ни врача, ни

экипажа. Отвезти поэта было не на чем. Секунданты ускакали за врачом и

повозкой. Долго никто не возвращался. «Тело поэта. – писал Висковатый, -

все время лежало под проливным дождем, накрытое шинелью Глебова, покоясь

головою на его коленях».

Поздно ночью тело Лермонтова было привезено в Пятигорск, в домик под

камышовой крышей. Через два дня Лермонтова хоронили.

Место гибели Лермонтова сразу отмечено не было, ее участники вскоре

разъехались из Пятигорска. Лишь через 40 лет после гибели поэта, в 1881

году специальной комиссией под руководством профессора Висковатого было

определено примерно место дуэли. Никаких официальных документов в

распоряжении комиссии не было. Ей пришлось прибегнуть к помощи

современников поединка. В частности, бывшего крепостного Евграфа Чалова.

Который держал во время дуэли лошадей. Так что место гибели Лермонтова было

определено приблизительно. Вначале его отметили небольшой каменной

пирамидкой. В 1901 году был поставлен другой памятник, деревянный, который

долго не просуществовал. Его заменил бюст поэта на невысоком пьедестале. И

только в 1915 году появился этот обелиск работы Микешина.

12 августа 1841 года император Николай 1 издал указ: «… умерший

Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов исключается из списков».

Но навсегда осталось имя поэта в сердце русского народа. Сбылось

предсказание Белинского о том, что «недалеко то время, когда имя Лермонтова

в литературе сделается народным именем».

Сюда, к этому обелиску каждый день приезжают и приходят сотни и тысячи

людей, чтобы почтить память поэта.

От памятника открывается замечательный вид на окрестные горы. Видет

пятиглавый Бештау, гора Железная, у подножья которой расположен город

Железноводск. Рядом Развалка и Змейка. Эти горы Лермонтов видел в последние

минуты своей жизни. Это им в ранней юности он посвятил замечательные

строки:

Кругом налево и направо,

Как бы остатки пирамид,

Подъемлясь к небу величаво

Гора из-за горы глядит;

И дале царь их пятиглавый,

Туманный, сизоголубой,

Пугает чудной вышиной.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.