![]() |
|
|
Эксплуатация автомобильных дорогЭксплуатация автомобильных дорогМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Могилевский Государственный технический университет Кафедра “ Автомобильные дороги ” ПРОЕКТ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине “ Эксплуатация автомобильных дорог ” Выполнил: студент гр. САД-972 Стефанович А. Г. Проверил преподаватель Полякова Т. М. Могилев 2000 Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1 Климатическая характеристика района . . . . . . . 5 2 Способы уменьшения снегозаносимости . . . . . . . 7 3 Выявление снегозаносимых участков . . . . . . . . 9 4 Определение объема снегоприноса . . . . . . . . . 10 5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов . 11 5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью деревянных щитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 5.2 Защита дороги от снежных заносов путем установки снегозащитного забора . . . . . . . . . . . . . 14 5.3 Защита дороги от снежных заносов с применением снежных траншей . . . . . . . . . . . . . . . . 15 5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств . . 19 6 Технология расчистки снежных отложений . . . . . 22 7 Борьба с зимней скользкостью . . . . . . . . . . . . . 24 8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью . 27 9 Организация работ по зинему содержанию автомобильной дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Общие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Список использованных источников . . . . . . . . . . 31 Приложение Введение Курсовая работа по дисциплине “Эксплуатация автомобильных дорог” посвящена решению узкого, но очень важного вопроса эксплуатации автомобильных дорог — зимнему содержанию. Цель зимнего содержания дорог — обеспечение безопасного движения автомобилей с заданными скоростями и нагрузками, защита дороги, зданий и сооружений на ней от неестественного физического износа. Эта цель достигается путем защиты и очистки дорог от снежных заносов, лавин, предотвращения образования и устранения возникающей ледяной корки на проезжей части, борьбы с наледями. В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи: - проанализировать природно-климатические условия работы автомобильной дороги в зимний период; - выявить снегозаносимые участки, определить объемы снегоприноса, определить способы снижения снегозаносимости; - разработать и обосновать выбор мер защиты дороги от снежных заносов; - назначить технологию расчистки снежных отложений; - определить средства борьбы с зимней скользкостью и потери, вызванные зимней скользкостью; - разработать график зимнего содержания автомобильной дороги. 1 Климатическая характеристика района Рассматриваемая автомобильная дорога проходит в Гомельской области. Гомельская область относится к II-б климатической зоне с умеренным климатом и устойчивым снежным покровом продолжительностью 100(120 суток. Весенние заморозки прекращаются в среднем 5 мая, осенние начинаются — 5 октября. Среднемесячная температура воздуха, количество осадков, преобладающие направления ветра представлены в таблице 1.1. Даты перехода суточных температур через 0°С, 5°С, 10°С, 15°С и безморозный период представлены в таблице 1.2. Таблица 1.1 - Погодно-климатические характеристики |Месяц | |I |II |III|IV |V |VI |VII|VII|IX |X |XI |XII| | | | | | | | | | |I | | | | | |Среднедекадная |1|-6,|-7.|-4.|3.1|11.|16.|18.|18.|14.|7.8|2.4|-3.| |температура | |5 |0 |0 | |8 |2 |0 |1 |4 | | |0 | |воздуха, °С |2|-7,|-6.|-2.|6.3|13.|16.|18.|17.|12.|8.2|0.5|-4.| | | |0 |4 |0 | |8 |9 |5 |2 |3 | | |2 | | |3|-7.|-5.|-3.|9.2|15.|17.|18.|16.|10.|4.3|-1.|-6.| | | |2 |6 |0 | |2 |5 |8 |1 |1 | |4 |0 | |Среднемесячная | | | | | | | | | | | | | | |температура | |-8 |-7 |-2 |7 |16 |21 |22 |20 |13 |6 |1 |-4 | |поверхности почвы| | | | | | | | | | | | | | |Среднедеканое |1|11 |10 |9 |14 |17 |22 |30 |27 |21 |15 |14 |14 | |количество | |11 |10 |9 |15 |18 |25 |30 |24 |18 |15 |14 |14 | |осадков, мм |2|11 |10 |11 |18 |20 |27 |28 |21 |17 |15 |14 |12 | | | | | | | | | | | | | | | | | |3| | | | | | | | | | | | | |Число дней с | |0 |0 |0 |2 |3 |4 |2 |3 |2 |1 |3 |0 | |осадками более 5 | | | | | | | | | | | | | | |мм | | | | | | | | | | | | | | Таблица 1.2 - Даты перехода суточных температур через определенные границы |Температура воздуха, °С |0 |5 |10 |15 | |Дата перехода |28 / III |11 / IV |28 /IV |24 / V | | |18 / XI |22 / X |25 / IX |2 / IX | |Количество дней |238 |193 |149 |100 | Максимальное среднегодовое количество осадков составляет 812 мм, минимальное — 227 мм, среднее количество осадков за год — 721 мм. Максимальное количество осадков выпадающих в течение одних суток — 90 мм. Средняя величина снежного покрова составляет 20 см, максимальная — 59 см, минимальная — 3 см. Таблица 1.3 – Ветры зимой | |С |СВ |В |ЮВ |Ю |ЮЗ |З |СЗ |Штиль | |XII | | | | | | | | | | |I | | | | | | | | | | |II | | | | | | | | | | [pic] Рисунок 1.1 - Роза ветров Рисунок 1.2 - Схема автомобильной дороги 2 Способы уменьшения снегозаносимости Многочисленность факторов, вызывающих образование снежных заносов, затрудняет правильное назначение в период проектирования мер, предотвращающих снегозаносимость. Поэтому на дорогах, принятых в эксплуатацию, часто приходится принимать меры к уменьшению снегозаносимости, когда опыт зимнего содержания выявит заносимые снегом места и причины снежных заносов. Главными мерами, обеспечивающими незаносимость насыпей, являются подъем земляного полотна до незаносимой отметки и придание поперечному профилю дороги обтекаемого для снеговетрового потока очертания. Следует определить снегозаносимые участки. Высота незаносимой насыпи: Нн = Нп + (Н , (2.1) |где |Нп - |расчетная высота снежного покрова с вероятностью превышения| | | |5 % (Нп = 0.59 м); | | |(Н - |возвышение над снежным покровом, обеспечивающее | | | |незаносимость насыпи, м. | Возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова определяют из двух условий: повышения скорости снеговетрового потока до значения, обеспечивающего перенос снега через дорожное полотно без образования снежных отложений; и беспрепятственного размещения снега, сбрасываемого с дорожного полотна при очистке. Для выполнения первого условия возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова (Нп должно быть не менее 0.5 м [4, стр.17]. Для выполнения второго условия возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова (Нсо должно быть не менее 0.35 м. Так как (Нп=0.5м > (Нсо=0.35м , принимаем (Н=0.5м. Таким образом высота снегонезаносимой насыпи должна быль не менее (формула 2.1) : Нн = 0.59 + 0.5 = 1.09 м. Для уменьшения снегозаносимости выемок рекомендуем раскрывать выемки глубиной менее 1м ( уклон откоса 1:10 ), в выемках глубиной до 5 м с крутыми откосами (1:1.5 ( 1:2) устроить дополнительные полки шириной не менее 4м для проезда роторных снегоочистителей. Для улучшения обтекания пересечений снеговетровым потоком следует по возможности уменьшить число ограждений, ориентирующих столбиков и других препятствий, которые могут задерживать снег, переносимый метелью. [pic] Рисунок 2.2 - Поперечные профили заносимых выемок и насыпей 3 Выявление снегозаносимых участков Выявляем месторасположение и степень снегозаносимости отдельных участков дороги в соответствии с имеющимся профилем и отразить результаты в графике организации зимнего содержания дороги. Снегозаносимостью называют подверженность дорог снежным заносам. Количественно снегозаносимость определяется как отношение объема снега, отложившегося на дорожном полотне к общему объему снега, принесенного метелью к дороге. По степени снегозаносимости различают следующие категории заносимых участков: 1) слабозаносимые — насыпи от Нп=0.59м до Нн=1.09м; пересечения в одном уровне; насыпи с барьером безопасности; 2) среднезаносимые — раскрытые выемки; полувыемки-полунасыпи; нулевые места и невысокие насыпи ниже Нп=0.59м; дороги, проходящие через населенные пункты; 3) сильнозаносимые — нераскрытые выемки, подветренный откос которых не может вместить снег, приносимый метелями и выпадающий при снегопадах; все выемки на кривых. 4) незаносимые-насыпи более Hn=1,09; выемки ниже Hв=5м, а также нераскрытые выемки, подветреный откос которых может вместить весь снег на дорогу за зиму. 4 Определение объема снегоприноса Снегопринос — объем снега, приносимого на погонную длину 1м дороги в единицу времени. Он зависит от размеров бассейна снегоприноса, ориентации дороги относительно направления преобладающих ветров, толщины снежного покрова, плотности, температуры и влажности снега, силы ветра и других факторов. Объем снегоприноса определяется по участкам , (4.1) |где |Wп - |объем снегоприноса , м3 / м; | | |( - |коэффициент сдувания твердых осадков, (=0.5; | | |( - |угол между направлением господствующего ветра и | | | |направлением рассматриваемого участка дороги; | | |(с - |Плотность снега, (с = 0.4 т/м3 ; | | |L - |путь, который проходит метель от границы бассейна до | | | |дороги, L=( ; | | |Lэ - |Предельная дальность снегоприноса, Lэ = 0.5 км; | | |Wa- |общее число твердых осадков за зиму, Wa=122мм. | Поучастковый расчет сведем в таблицу 4.1. Таблица 4.1 - Определение объема снегоприноса |№ |Ветер |Дорога |Расчет |Wп , м3/м | | | | |0.5sin(20°) | | |1 |Ю:З |СВ:25° |Wп= (122 |26,07 | | | | |0.4(1/(+1/0.5) | | | | | |0.5sin(5°) | | |2 |Ю:З |СВ:40° |Wп= (122 |6,65 | | | | |0.4(1/(+1/0.5) | | | | | |0.5sin(15°) | | |3 |Ю:З |СВ:30° |Wп= (122 |19,73 | | | | |0.4(1/(+1/0.5) | | | | | |0.5sin(27°) | | |4 |Ю:З |СВ:18° |Wп= (122 |34,62 | | | | |0.4(1/(+1/0.5) | | 5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов Заносимые участки автомобильных дорог можно защитить от снежных заносов тремя путями: задержать переносимый метелью снег на подступах к дороге и вызвать образование снежных отложений на безопасном для дороги расстоянии; увеличить скорость снеговетрового потока, когда он проходит над дорогой и этим предотвратить образование снежных отложений на дорожном покрытии; полностью укрыть дорогу от снега с помощью специальных сооружений. 5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью деревянных щитов Наиболее медленно заносятся снегом щиты с неравномерно расположенным заполнением, при котором решетка сгущена в верхней части и разрежена в нижней. Благодаря этому такие щиты приходится переставлять значительно реже, чем щиты с равномерно заполненной решеткой. В зависимости от объема снегоприноса и скорости ветра применяются четыре типа щитов с разреженной нижней частью. Согласно [1, стр.141] и объему снегоприноса на участках автомобильной дороги принимаем щит типа IV (рисунок 5.1). Щиты обычно устанавливают с кольями, привязывая к ним. На каменистом или скальном грунте щиты ставят в “козлы”, прочно связывая верхние концы. Наиболее эффективно задерживают снег щиты, установленные сплошной линией. При недостатке щитов вместо сплошной линии можно ставить щитовые линии с разрывами в один щит через каждые три щита. Максимальное удаление одиночных щитовых линий от дороги должно быть не более 100м. [pic] Рисунок 5.1 – IV Тип снегозащитного щита В случаях интенсивных метелей щиты ставят в несколько рядов. Необходимое количество рядов можно определить по следующей зависимости: , (5.1) |где |К - |Коэффициент накопления снега у наружных рядов многорядной | | | |защиты, К=9; | | |Н - |Высота щита, м; | | |Lp - |Расстояние между рядами щитов, Lp ( 20*Н,м; | | |Кр - |Коэффициент заполнения снегом пространства между рядами, Кр| | | |= 0.6(0.8. | Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.1. Таблица 5.1 - Количество рядов снегозащитных щитов по участкам автомобильной дороги |№ |Wп , м3/м |Н,м |Lp,м |Расчет |N |Принято | |1 |26,07 |1.5 |30 |26,07-9(1,52 |0,18 |1 | | | | | |0,7(1,5(30 | | | |2 |6,65 |1.5 |30 |6,65-9(1,52 |-0,43|0 | | | | | |0,7(1,5(30 | | | |3 |19,73 |2.0 |40 |19,73-9(22 |-0,29|0 | | | | | |0,7(2(40 | | | |4 |34,62 |2.0 |40 |34,62-9(22 |-0,02|0 | | | | | |0,7(2(40 | | | Ближайший к дороге ряд щитовых линий не должны быть ближе 30м. Щитовые линии обычно располагаются параллельно дороге, но при косых ветрах на первом и втором участках рекомендуется ставить перпендикулярно к основной щитовой линии короткие звенья щитов с таким расчетом, чтобы концы их подходили к дороге не ближе чем на 10-15 метров. Место перехода из выемки в насыпь ограждаются (рисунок 5.2). Концы щитовых линий снабжают разветвленными отводами под углом 135° (в сторону дороги) и 170° (от дороги к основной щитовой линии). Между отводом и основной линией делают разрыв в 4 метра. [pic] Рисунок 5.2 - Ограждение мест перехода из выемки в насыпь [pic] Рисунок 5.3 - Схема установки щитов 5.2 Защита дороги от снежных заносов путем установки снегозащитного забора Надежным средствам защиты дорог от снежных заносов служат высокие снегозащитные заборы. Снегозащитные заборы бывают двухпанельные с просветностью решетки 50% и однопанельные с просветностью решетки до 70%. Однопанельные заборы в основном применяют для вторых и третьих рядов многорядных линий заборов, двухпанельные — при устройстве заборов в один ряд или в ближайшем к дороге ряду многорядных линий заборов. Расчет высоты снегозащитного забора следует производить по формуле: , (5.2) |где |Нп - |Средняя высота снежного покрова, м. | Произведем расчет высот снегозащитного забора для каждого участка дороги и сведем его в таблицу 5.2. Таблица 5.2 - Расчет высот снегозащитного забора по участкам автомобильной дороги |№ |Wп , м3/м |Расчет |Нз , м | | |26,07 |[pic] |2,35 | Заборы строят из дерева или сборные из железобетона. Для обеспечения эффективной работы заборов по снегозадержанию их следует располагать по возможности перпендикулярно к направле нию господствующих ветров так как при этом отложения отодвигаются от забора. Наименьшее допустимое расстояние между забором и дорогой определяется протяженностью зоны действия забора на ветровой поток , направленный нормально к забору и составляет 15 высот забора. [pic] [pic] Рисунок 5.4 - Конструктивная схема снегозащитного забора Рисунок 5.5 - Схема установки щитов 5.3 Защита дороги от снежных заносов с применением снежных траншей Снежные траншей прокладывают в снежном покрове проходами двухотвальных тракторных снегоочистителей или бульдозеров. Cнегосборная способность траншеи (объем снега, который может задержать 1м траншеи) при глубине 1.5м и ширине, создаваемой за один проход двухотвального тракторного снегоочистителя, составляет в среднем 12 м3/м. Снегозащитные траншеи прокладывают в несколько рядов параллельно дороге. Число работоспособных траншей, которые необходимо иметь для надежной защиты дороги, назначают с учетом объема снегоприноса. Оптимальное расстояние, которое следует назначать между осями соседних траншей составляет 12-15м. Ближайшая к дороге траншея должна быть расположена не ближе 30м и не далее 100м. Объем снега, который может задержать одна траншея, рассчитывается по формуле: , (5.3) |Где |Вср -|Средняя ширина траншеи, Вср=4м; | | |Lт - |Расстояние между осями траншей, м. | Необходимое количество траншей: . (5.4) Для прокладки такого количества траншей необходимое число бульдозеров определяется следующей зависимостью: , (5.5) |где |L - |длина участков, на которых прокладываются траншеи, км; | | |m - |число одновременно прокладываемых траншей, принимается в | | | |зависимости от Wп, до 100 м3/м - не менее 3; до 200 м3/м – | | | |не менее 4; | | |n - |количество проходов машин по одной траншее, n=2; | | |Vp - |рабочая скорость бульдозера, Vp =10 км/ч; | | |Ки - |коэффициент использования машины во времени, Ки=0.7; | | |tb - |возможное время работы по прокладке траншей в течение | | | |промежутка между метелями, tb=48ч. | Произведем необходимые расчет объема снега, который может задержать одна траншея : [pic]. Рассчитаем необходимое количество траншей и количество бульдозеров на каждом участке и расчет сведем в таблицу 5.3. Таблица 5.3 - Расчет количества траншей и количества бульдозеров |№ |Wп , м3/м |n |L,км |m |Расчет |Nб | |1 |26,07 |2 |20.5 |3 |[pic] |0.36 ( 1 | |2 |6,65 |2 |16 |3 |[pic] |0.28 ( 1 | |3 |19,73 |2 |11 |3 |[pic] |0.19 ( 1 | |4 |34,62 |2 |15.5 |3 |[pic] |0.27 ( 1 | Рисунок 5.6 - Схема защиты автомобильной дороги с помощью снежных траншей 5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок Снегозащитные лесные полосы — рационально подобранные по составу и концентрации насаждения вдоль дороги, выполняющие ветрозащитные, декоративные и некоторые другие функции. Преимущество снегозащитных полос перед другими видами защиты состоит в том, что они требуют меньше затрат, надежны в работе, гасят силу ветра и служат одновременно эстетическим оформлением дороги. Снегозащитные полосы обычно состоят из нескольких рядов древесных пород и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны лесополосы. Расстояние от бровки земляного полотна до полосы, ширина полосы и другие параметры зависят от объема снегоприноса и составляют по рекомендации Союздорнии: при Wп(25 м3/м удаление от бровки земполотна 15(25м при ширине лесополосы 4м; при Wп(50 м3/м удаление от бровки земполотна 30м при ширине лесополосы 9м; при Wп(75 м3/м удаление от бровки земполотна 40м при ширине лесополосы 12м; при Wп(100 м3/м удаление от бровки земполотна 50м при ширине лесополосы 14м. Необходимое число рядов живой изгороди можно определить по формуле: , (5.6) |где |Q - |снегоемкость однорядной живой изгороди , м3. | , (5.7) |где |Н - |высота деревьев, Н=2(3 м. | Ширина лесополосы определяется по формуле: , (5.8) |где |Нср -|средняя высота снежных отложений, Нср=1(2.5м. | Необходимое удаление лесополосы от бровки земляного полотна определяется по формуле: . (5.9) Определим параметры лесопосадки: снегоемкость однорядной живой изгороди Q = 7*32 = 63 м3; необходимое число рядов живой изгороди [pic], на всем участке принимаем по 1 ряду; ширина лесополосы [pic] удаление лесополосы от бровки земляного полотна [pic] [pic] Рисунок 5.5 - Схема защиты автомобильной дороги лесополосой 5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств Выбор основывается на расчете и сравнении снегоемкостей отдельных видов защит отдельно для каждого участка. Объем снегоемкости деревянных однорядных щитов можно определить по формуле . |где |Н - |высота щита, м. | Объем снегоемкости снегозащитного забора можно определить по формуле , |где |Н - |высота забора, м. | Объем снегоемкости снежной траншеи можно определить по формуле , |где |Н - |высота забора, м. | Объем снегоемкости лесной полосы можно определить по формуле , |где |Н - |высота лесопосадки, м. | Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.4. Таблица 5.4 - Расчет снегоемкости отдельных видов защит, м3/м |Вид защиты |Участок автомобильной дороги | | |1 | |Деревянные щиты |9*1.52 = 20.25 | |Снегозащитный |8*42 = 128 | |забор | | |Снежная траншея |10*0.592+2*4*0.59 = 8.2 | |Лесная полоса |7*202 =2800 | |Живая изгородь |7*32 = 63 | На основе расчетов объемов снегоемкости снегозащитных сооружений, назначаем их виды на участках автомобильной дороги: 1) первый участок (длина 20,5 км, объем снегоприноса – 26,07 м3/м) — лесная полоса и ряд деревянных щитов высотой 2м (общая снегоемкость 99,65 м3/м); Данные меры полностью обеспечивают снегозащиту дороги и придают ей эстетический вид на участке. 6 Технология расчистки снежных отложений Цель снегоочистки — полностью удалить выпадающий снег или в кратчайшие сроки убрать с проезжей части и обочин уже выпавший снег. Снегоочистка состоит из двух технологических операций — резание и транспортировка снега. Основным процессом, определяющим производительность снегоочистки, является процесс резания, то есть отделение от снежного массива пластов режущим органом очистительных машин. Наиболее широко распространена патрульная снегоочистка. Технология патрульной снегоочистки сводится к следующему: при небольших снегопадах или малой интенсивности метели снег очищают одноотвальными скоростными плужными снегоочистителями типа Д-666. При скорости движения 30(40 км/ч снег отбрасывают отвалом без образования на проезжей части валов. С увеличением скорости движения до 60(80 км/ч снег отбрасывают отвалом на расстояние 10(20 м, и эффективность патрульной очистки возрастает, поскольку на обочинах не образуются снежные валы. Патрульную очистку ведут продольными проходами, смещаясь от оси к обочинам. Если снегопад не превышает 3-5 см в час, то возможно применение одиночной машины. В противном случае, а так же при интенсивном движении, работу ведут отрядом снегоочистителей: машины движутся в одном направлении в 30(60 м друг от друга и c перекрытием следа на 30(50 см. За один проход снег удаляется со всей полосы движения. На рисунке 6.1 представлена схема движения машин при движении снегоочистительного отряда, очищающего дорогу от оси к обочине. При данной технологии необходимы очистители с поворотным отвалом. Необходимое число машин для патрульной очистки автомобильной дороги определяется по формуле , (6.1) |где |L - |длина обслуживаемой автомобильной дороги, км; | | |n - |число проходов снегоочистителей, необходимое для полной | | | |уборки снега с половины ширины дорожного полотна, n=3; | | |V - |рабочая скорость снегоочистителя, V=30(40 км/ч; | | |Ки - |коэффициент использования машины в течение смены, Ки=0.7; | | |tn - |время между проходами снегоочистителей, tn=5 ч. | [pic]машин. Принимаем 1 машину. [pic] Рисунок 6.1 - Очистка дорог от оси к обочине 7 Борьба с зимней скользкостью Все мероприятия по борьбе с зимней скользкостью можно разделить на три группы по целевой направленности: мероприятия, направленные на снижение отрицательного воздействия образовавшейся зимней скользкости (повышение коэффициента сцепления путем россыпи фрикционных материалов); мероприятия, направленные скорейшее удаление с покрытия ледяного и снежного покровов с применением различных методов; мероприятия, направленные на предотвращение образования снеголедного слоя или ослабления его сцепления с покрытием. В практике зимнего содержания для борьбы с зимней скользкостью применяют фрикционные, химические, физико-химические и другие комбинированные методы. Суть фрикционного метода состоит в том, что по поверхности ледяного или стеклоледяного слоя рассыпают песок, мелкий гравий, отходы дробления и другие материалы с размером частиц не более 5-6 мм без примесей глины. Рассыпаемый материал повышает коэффициент сцепления до 0.3 но задерживается на проезжей части короткое время. Значительно большее распространение получил комбинированный химико- фрикционный метод, когда рассыпают фрикционные материалы с твердыми хлоридами NaCl, NaCl2. Песчано-солевую смесь готовят на базах путем смешивания фрикционных материалов с кристаллической солью в отношении 1:4. Смеси распределяют пескоразбрызгивателями или комбинированными дорожными машинами с универсальным оборудованием типов КДМ-130, ЭД-403. Химический способ борьбы заключается в применении для плавления снега и льда, твердых или жидких химических веществ, содержащих хлористые соли. Комбинированный способ состоит в распределении по снежному накату твердых или жидких хлоридов, которые расплавляют или ослабляют снежноледный слой, после чего снежную массу убирают плужными или плужнощеточными очистителями, а при их отсутствии автогрейдером. На обслуживании дороги применяют химико-фрикционный метод. Для хранения противогололедных материалов применяют простейшую базу временного типа (рисунок 7.1). Песчано-солевую смесь готовят осенью с добавкой солей. Норма солей (от 3 до 8 %) должна обеспечить несмерзаемость чистого предварительно просеянного песка. Перемешивание бульдозерами, автогрейдерами и другими средствами создает хорошую качественную смесь. Штабель ограждают от увлажнения поверхностным стоком, сверху покрывают пленкой. Подача смеси осуществляется бульдозером в накопительный бункер с контролем взвешивания. Необходимое количество противогололедных материалов: , (7.1) |где |L - |расстояние между базами, L=40(50 км; | | |B - |ширина проезжей части, В=7м; | | |а - |норма распределения противогололедных материалов, | | | |м3/тыс.м2;песко-соляная смесь - 0.1(0.2 м3/тыс.м2, песок - | | | |0.3(0.4 м3/тыс.м2; | | |n - |число попыток за сезон, n=17. | Далее необходимо рассчитать потребность в распределительных машинах: , (7.2) |где |N100-|потребность в распределительных машинах на 100 км; | | |Т - |время, в течение которого требуется ликвидировать зимнюю | | | |скользкость, Т = 5 ч; | | |b - |ширина распределения противогололедных материалов, м; | | |G - |вместимость кузова, G = 4.6 м; | | | t - |время погрузки распределителя, t = 0.4 ч; | | |V - |средняя скорость автомобиля в груженом состоянии, V = 60 | | | |км/ч; | | |Vp- |рабочая скорость при распределении противогололедных | | | |материалов, Vp = 30 км/ч. | Расчитаем количество противогололедных материалов необходимое для борьбы с зимней скользкостью: м3. Рассчитаем потребность в распределительных машинах: машин. N=N100*L/100=10*20.5/100=2.05 ( 2 машины. [pic] Рисунок 7.1 - База упрощенного типа 1 - соляная смесь; 2 - песчано-соляная смесь; 3 - контора; 4 - бункер выдачи; 5 - подпорная стена; 6 - бункер загрузки. 8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью Потери, вызвнанные удорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги составляют: , (8.1) |где |N - |средняя часовая интенсивность движения, авт/ч; | | |q - |средняя грузоподъемность автомобиля, q ( 8 т.; | | |Kn- |коэффициент эффективности использования пробега, Kn=0.9; | | |Kr- |коэффициент использования грузоподъемности, Kr=0.9; | | |С1- |стоимость одного т-км перевозок при хорошем состоянии | | | |покрытия, млн.руб; | | |С2- |стоимость одного т-км перевозок при скользком состоянии | | | |покрытия, млн.руб / т-км. | Стоимости С1 и С2 определяется по номограмме [4, рис 4.1] в зависимости от скоростей движения автомобиля на покрытии в хорошем и скользком состояниях. Сорости движения автомобилей определяются из соотношения: , (8.2) |где |V1- |скорость движения автомобиля на дороге в хорошем состоянии,| | | |V1=80 км/ч; | | |V2- |скорость движения автомобиля на дороге в скользком | | | |состоянии, км/ч; | | |(1- |коэффициент сцепления покрытия в хорошем состоянии, | | | |(1=0.4(0.5; | | |(2- |коэффициент сцепления на обледенелом покрытии, | | | |(2=0.3(0.15. | Расчитаем потери, вызвнанные удорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги. Для этого определим скорость движения автомобиля по мокрому покрытию: км/ч, по номограмме опрделяем С1=0 млн.руб. и С2=0.018 млн.руб. [pic] млн. руб. 9 Организация работ по зинему содержанию автомобильной дороги Производительность труда и эффективность использования материально- технической базы во многом зависит от применяемой организации производства работ. При содержании автомобильной дороги зимой могут быть использованы различные методы организации работ. Существуют методы: поточный, участково-поточный, нормальный, участково-нормальный и комбинированный. Для организации работ по зимнему содержанию автомобильных дорог применяется поточный метод на всей дороге. Поточный метод имеет ряд преимуществ: - выполнение работ специализированными отрядами, что повышает культуру и качество работ; - хорошее использование средств; - ритмичность; - концентрация работ на малых участках. При высоком уровне механизации работ в дорожностроительной отрасли работы по содержанию дорог механизированы недостаточно. Для этих целей применяют главным образом общестроительные машины. Для работ в зимнее время промышленность специально выпускает только снегоочистители. Общие выводы В результате проведения расчетов были определены способы защиты участка автомобильной дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок, снегозащитных щитов и снегозащитного забора. В качестве метода борьбы с зимней скользкостью принят фрикционный метод. В качестве противогололедного материала принята песчаная смесь, а метода уборки снега с дорожного покрытия — метод патрульной очистки. Расчет затрат, вызванныхудорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги составляет 95.64 млн рублей. В качестве метода организации работ по зимнему содержанию участка автомобильной дороги принят поточный метод. Список использованных источников 1. Ремонт и содержание автомобильных дорог : Справочник инженера- дорожника/ А. П. Васильев, В. И. Баловнев и др. П/р А. П. Васильева. — М.: Транспорт, 1989. - 287 с. 2. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 52 с. 3. Зимнее содержание автомобильных дорог / Г. В. Бялобжесский, А. К. Дюнин и др. П/р А. К. Дюнина. 2-Е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, — 1983. 197 с. 4. Эксплуатация автомобильных дорог. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине ” Эксплуатация автомобильных дорог ” для студентов специальности 29.10 “Строительство автомобильных дорог и аэродромов”. Могилев: ММИ, 1994. — 30 с. 5. Строительная климтология / НИИ СР. — М.: Стройиздат, 1990. — 86 с. ----------------------- [pic] [pic] [pic] |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |